Спонтанность в мистической литературе
Спонтанность – это один из основных принципов как мистического секса, так и мистической философии. Будь то процесс принятия решения или занятия любовью, мистицизм рекомендует, чтобы мы действовали спонтанно, позволяя своему телу и разуму делать что им заблагорассудится и веря, что мы будем делать правильные вещи, если позволим себе действовать свободно и творчески, руководствуясь чувством и интуицией, не пытаясь управлять или подталкивать себя.
Мистические произведения рекомендуют естественное спонтанное поведение, говоря коротко: «Остановите дыхание». Но в более сложных рассуждениях литература обращается к спонтанным действиям в других терминах. Например, спонтанное поведение – это поведение бесцельное, без усилий, без борьбы, без препятствий, несдерживаемое, беспристрастное, невмешательственное, неличностное, без желаний, не имеющее индивидуальности, незаблокированное, без колебаний и сомнений, без неотступного следования чему-либо, без ролевой игры и без принуждения.
Такие термины с первого взгляда могут прозвучать довольно неопределённо, неясно, пассивно и даже противоречиво. Но они имеют общую тему и отношение к мистическому сексу.
По существу, эти определения спонтанности – лишь способы описания действий, которые происходят в результате деятельности правого полушария головного мозга. Спонтанное поведение происходит из личностной, целостной, чувственной, инстинктивной воспринимающей части нас.
Вербальное мышление, принципиально приписываемое левому полушарию, является вербалыю-аналитическим на ментальном уровне. На уровне поведения оно заключается в следовании указаниям, определении планов, сознательном контроле в соответствии с предписаниями, постановке целей, намеренных действий или их подавлениям представляет так называемые функции эго.
Преднамеренные левосторонние действия или подавление действий вступают в противоречие с правосторонней спонтанностью в поведении.
Пути, при помощи которых мистическая литература выражает спонтанные действия (без борьбы, неличностные, беспрепятственные, бесцельные, без желаний и т.д.), выражают отсутствие тех контролирующих левосторонних функций, которые вступают в противоречие или исключают спонтанность. Мы не можем естественным образом намеренно принуждать к действию, потому что такое намеренное усилие – это именно то, что исключает спонтанность. Но спонтанность появится естественным образом и автоматически, если ей ничего не будет препятствовать. Поэтому, для того чтобы достичь спонтанности, не нужно ничего делать, её можно достичь, останавливая, сдерживая, устраняя, задерживая то, что служит ей препятствием.
Например, когда мистики говорят о беспристрастном состоянии, они не имеют в виду состояние невовлечённости. Как раз совсем наоборот, ключом к мистическому опыту является полная совершенная вовлечённость и погружение в то, что человек делает на уровне поведения и умственной деятельности. Отвлечённость, которая при этом рекомендуется, – это отвлечённость от аналитического, привязанного к инструкциям, ориентированного на определённую миссию аспекта в нас самих.
Это не является указанием типа «всё-или-ничего» или «чёрно-белым» указанием, что вся левосторонняя деятельность вредна для мистического опыта. Как в случае с «не думанием» – и мы сейчас повторяем это в отношении к «остановке дыхания», – это баланс или взаимосвязь такого типа, чтобы рациональная, контролирующая деятельность левого полушария была ограничена до уровня, когда она больше не препятствует спонтанности и достижению мистического опыта.
Чтобы добиться этого баланса, кому-то нужно «прекратить дыхание» совсем немного, другим побольше, а некоторые уже ведут вполне спонтанную жизнь.
Спонтанность сравнивали с ездой под уклон на велосипеде, которая, как мы знаем, представляет собой по существу слияние с движением и выполнение относительно небольшого количества действий, за исключением разве что выруливания немного вправо или немного влево. Большинство из нас помнит, что впервые сесть на велосипед казалось просто громадным подвигом; дети думают, что они должны делать что-нибудь ещё, кроме того, чтобы балансировать в потоке. Но как легко оказывается ездить на велосипеде, однажды осознав это! Это настолько легко, что, раз попробовав, мы уже больше никогда не забудем, как это делается.
И, конечно же, секс является намного более естественной вещью, чем езда на велосипеде. Из-за того, что секс настолько естествен, занятия любовью – это фактически самая лёгкая вещь, которую можно делать спонтанно. И именно в этом спонтанном ощущении полёта две стороны нашего разума находятся в балансе и гармонии, в которой влюблённые производят определённого типа прекрасные музыкальные космические вибрации.
Спонтанное творчество
Хотя секс может оказаться самой лёгкой, быстрой и наиболее естественной вещью, которой можно заниматься, действуя творчески и спонтанно, – это далеко не единственная вещь. Только что мы видели, что человек может делать всё, что угодно, не думая, точно так же, мы можем быть спонтанно вовлечёнными в любую деятельность «без дыхания».
Без сомнения, все виды искусства происходят из творческого, интуитивного аспекта внутри нас. Именно поэтому мы не можем рассказать другому, как стать художником, хотя Бетти Эдвардс (Betty Edwards) в своей очень известной книге «Рисование при помощи правого полушария мозга» даёт возможность читателям установить связь со своей врождённой творческой способностью.
Как она показывает, рисование реалистических портретов имеет очень мало общего с координацией, сноровкой и мастерством руки. Для человека главное – это научиться видеть, как видят художники. Всего лишь после нескольких уроков, во время которых студенты учатся видеть, воспринимая интуитивной, спонтанной частью мозга, Эдвардс учит любого, чей почерк можно прочесть и чьё печатание на машинке разборчиво, рисовать на уровне художника.
Если люди могут видеть то, что они на самом деле рассматривают, не замкнутое предрассудками левостороннего мышления и разговора с собой, задача нарисовать то, что они видят, оказывается относительно лёгкой.
Совершенным примером нетворческого, аналитического, подчиняющегося особым правилам левостороннего мышления является «раскрашивание», в котором человек просто размещает различные цвета в пределах нарисованных заранее границ в соответствии с номерами, расписанными в руководстве. При этом вообще не происходит внутренней работы, это просто следование внешне установленным инструкциям. И художник не «видит» картину, которую он рисует, он просто распознаёт понятия (номера и цвета) и следует предписаниям.
Если человек способен зрительно воспринимать мир таким, каким он является на самом деле, то он определённо знает, что именно рисовать, при этом не сообщая себе по секрету на словах, что рисовать. В то же время, рука знает, как рисовать безо всякого указания в форме внутреннего разговора с собой со стороны левого полушария художника или внешних инструкций, таких, как заранее нарисованные контуры.
Спонтанность – это также то, в чём проявляется разница, когда приготовление пищи является чем-то большим, чем аккуратное следование рецепту, когда пение или музыка – это больше чем правильно взятые ноты, когда танец – это больше чем просто ритмичные телодвижения.
Юджин Херриджел (Eugene Herrigel) в книге «Дзэн в искусстве стрельбы из лука» дал классическое описание того, как посредством ментальной поглощённости и спонтанного вовлечения человек возводит спорт до уровня искусства. Мы можем сказать, что всё, что угодно, может быть искусством, если относиться к этому соответствующим образом.
В зависимости от подхода даже обычные повседневные действия могуг быть творческими или ритуальными, и даже священными. Так называемая японская чайная церемония – это не просто серия особых ритуальных жестов. Она отличается от обычной рутинной домашней обязанности заваривать чай внутренним состоянием разума; именно спонтанное вовлечение человека превращает обычное действие в ритуал. И поэтому традиция гласит, что для тех, кто слишком беден, чтобы купить чай, церемония может точно так же соблюдаться с использованием чистой воды.
Даже к дыханию можно относиться «без дыхания», ничего не делая, просто наблюдая, как вдох приходит и уходит. Какое очаровательное занятие: переводить перспективу концентрации вперёд-назад, от «я дышу» до «оно меня дышит», а затем слить эти две перспективы в одну, и наконец, просто чувствовать, как ты дышишь, не пользуясь для этого вообще никаким способом называния.
Даже к тем действиям, которые обычно представляют в качестве вербальной, подчиняемой правилам, левосторонней деятельности, можно подойти спонтанно. Сама ролевая игра может быть возвышена до искусства действия, когда человек полностью и совершенно захвачен ролью, когда он «становится» чьим-то характером – это основа так называемого метода действий. И наоборот, многие люди проживают свою собственную жизнь, играя роли, которыми их снабдило общество, механически, с чувством долга, отчаянно делая лишь то, чего кто-то другой от них ожидает.
Такой чисто вербальный подход, как написание слов на бумаге, становится искусством литературы, если он протекает спонтанно, порождённый внутренним вдохновением. Иначе произведение надуманно и выжато из пальца. О такой работе можно сказать словами Трумена Капоте: «Это не творчество, это просто писание».
Даже ничего не делая, можно подняться до уровня искусства, если относиться к этому спонтанно. Будь то невероятные йоговские позиции, или спокойное раскачивание в кресле-качалке на веранде, или просто сидение на месте, ничего-не-делание может быть ясным, даже трансцендентным, если человек не пытается следовать чему-либо или по ходу советоваться с самим собой, иначе трудно сидеть неподвижно, и намного меньше ты доволен собой; и именно поэтому некоторые люди «не могут расслабиться».
Миллионы людей, которые не могут с лёгкостью уснуть, часто страдают от той же проблемы. Они или не могут остановить внутренний разговор, или намеренно пытаются уснуть – и само это усилие заставляет их бодрствовать.
Сексуальная спонтанность
Наконец, намного легче и естественнее, чем кататься на велосипеде, рисовать, готовить пищу, петь, играть музыку, танцевать, стрелять из лука, заваривать чай, играть роль, писать книги, дышать или спать, именно секс может стать священным искусством, если к нему подходить спонтанно.
В качестве контраста к мистическому сексу в мистических произведениях имеется множество ссылок на светский (общепринятый) секс. При этом имеется в виду не грязный, недозволенный или извращённый секс; почти наоборот, светский секс это «нормальный», средний, обычный секс, отвечающий Мастерс-и-Джонсонову четырёхступенчатому-сексуальному-реагированию.
Занимаясь им, без сомнения, можно испытывать приятные ощущения, но он удерживает любовников вдалеке от мистического опыта, потому что в светском сексе не бывает спонтанного глубинного подхода к физической близости, но партнёры следуют предопределённому, заранее выверенному сценарию.
Это сладострастный эквивалент раскрашивания, или «Секса по предписанию», как назвал свою проницательную книгу Томас Сац (Thomas Szasz), современный психиатр – борец с предрассудками.
Духовная и практическая проблема, возникающая в отношении большинства сексуальных советов, состоит в том, что следование или выполнение перечня сексуальных инструкций, как ни верти, не может быть спонтанным. Такие руководства, придуманные, принуждающие и неестественные, и убеждают в том, что человек не знает, что он делает. Мы действительно не знаем умом, что мы делаем, – но наши тела инстинктивно знают, что делать и инстинктивно всё сделают правильно, если только мы им позволим.
Сексуальные советы, которые подавляют спонтанность, были такой же реальной проблемой в древних руководствах по сексу, какими они являются в современной сексотерапии. В первые века эры христианства во всех основных культурах появился определённый стиль сексуальной литературы, типичными представителями которой являются «Кама Сутра» в Индии, «Ароматный сад» в арабской культуре и «T'ung Hsuan Tzu» в Китае.
Эти работы очень похожи одна на другую и представляют собой в действительности всего лишь обычное скучное сексуальное руководство для домовладельца, похожее на те, которые мы можем найти в современных журналах в колонке советов. Либерально сервированные, они освещают такие темы, как анатомия половых органов (включая такие эзотерические зоны как G-пятно), спектр размеров и типов мужских и женских половых органов, различные позиции для выполнения полового акта, оральные сексуальные техники, различия в сексуальных стимулах, типы поцелуев, виды движений таза, типы ухаживания, романа и советы, касающиеся того, какой тип мужа или жены должен быть или не быть с точки зрения верности.
Это очень интересные темы, и они занимают важное место в половой жизни. И кто может возражать против такой информации? Но эти отрывочные советы по существу не имеют ни малейшего отношения к мистическому сексу, который имеет дело с изменением состояния сознания в результате неспешного медитативного занятия любым типом спонтанного секса.
С подобными древними советами по поводу секса связано эротическое искусство, которое также ошибочно принималось за сексуальность в мистических традициях. В Индии, например, как повествует Н.Н. Бхаттачаррья в своей «Истории тантрической религии»:
«Начиная с 900 года нашей эры и дальше произошёл настоящий взрыв эротического выражения – смелого, открытого и грубого с бесчисленными вариациями акробатических позиций – на фоне внешнего и внутреннего религиозных Институтов... Но эти умопомрачительные техники не имеют никакого отношения к чистой хатха-йоге... и не ассоциируются с йогическими техниками и целями... Более всего вдохновляющая картинками, литература Kamashastra предназначена для приятного возбуждения и удовольствия аристократических классов и богатых городских жителей».
Такая же путаница часто происходит с греческим и китайским эротическим искусством, и всё сводится к бесчисленным иллюстрациям в современных популярных книгах по даосизму и тантризму. Это картинки различных сексуальных действий и позиций, гравюры, цветные иллюстрации, рисунки на стенах и вазах, великолепные скульптуры всех видов и размеров. Но, фактически, вся эта информация никоим образом не способствуют мистическому сексу и перемещению сознания.
И невзирая на то, насколько высокохудожественными или неуловимо творческими являются эти изображения, многие люди, которые сами действуют достаточно хорошо, всё равно сознательно или подсознательно удерживают в уме картину того, что они должны делать, занимаясь сексом, или какие движения они должны выполнять. Они проводят себя через определённые фазы и помещают в позиции, сознательно подталкивая себя и своё тело действовать в соответствии с заранее придуманным образом того, что, по предположению, должно происходить, и таким образом теряя право на настоящую спонтанность.