Эмоционально-личностные нарушения при гипофизарно-таламической, височной и лобной локализациях очага поражения. Поражение правого и левого полушарий, основные нарушения.
Эмоция – это особая форма психического отражения, содержанием которой является субъективное отношение к предметам и явлениям. Основная функция эмоций – это оценка. В эмоциях различают эмоциональный фон (или эмоциональное состояние) и эмоциональное реагирование, которые подчиняются различным закономерностям, поскольку первый связан с личностными характеристиками, а второе носит актуальный характер. Таким образом, среди параметров, подлежащих учёту при оценке эмоций, рассматривают их знак, интенсивность, длительность, реактивность, качественные характеристики и их связь с потребностями, степень осознания и степень произвольности контроля. Выражения чувств, выступающие в тех или иных внешних проявлениях, принято называть экспрессией. Овладение ею состоит из двух взаимодополняющих процессов – умением опознавать оттенки экспрессии и умением пользоваться ими для информирования о собственных переживаниях. Каждое из указанных качеств может определённым образом нарушаться, приводя к расстройствам личности и поведения.
Анализ встречающейся в клинике симптоматики позволяет выделить три основные локализации очага поражения, приводящие к отчётливым эмоционально-личностным расстройствам. Это поражения гипофизарно-гипоталамической или диэнцефальной, височной и лобной областей мозга. Поражение каждой из них характеризуется особым вариантом синдрома, в который входят и эмоциональные нарушения.
Поражения лобных долей мозга характеризуется ограничением объёма эмоциональных реакций, исчезновением дифференцированности и адекватности эмоций, безразличием, благодушием, эйфорией, а иногда и «эмоциональным параличём». При поражении лобных долей страдают все три уровня эмоционально-личностной сферы – уровень эмоциональных реакций, эмоционального состояния и эмоционально-личностных качеств.
Локально специализированная симптоматика может быть представлена двумя группами симптомов:
- «медиобазальный» вариант «лобного синдрома» - чаще всего отмечается эйфория, дурашливость, эмоциональная несдержанность, раздражительность, отсутствие чувства такта. Особенно заметные изменения личности в эмоциональном плане наблюдаются при поражении орбитальных поверхностей лобных долей – тогда на первый план выступает растормаживание примитивных пищевых и половых влечений.
В других случаях медиобазальных поражений эмоциональный тон снижается, что сопровождается состоянием тревоги, депрессией, тоской. Особенно резко проявляется эмоциональная неустойчивость.
- «конвекситальный» вариант – доминируют апатия, безразличие, «невосприятие» собственной болезни, потеря интереса к окружающему. Диапазон эмоциональных реакций сужается вплоть до полного их отсутствия.
Анализ межполушарных различий левой и правой лобных долей показывает, что их связь с эмоциями неодинакова – для поражения правой доли характерны более тяжёлые расстройства поведения в виде эйфории и благодушия, фамильярности, импульсивных действий и др. Левая лобная доля имеет более тесную связь с интеллектуальными процессами. Это выражается в их адинамии вплоть до эмоционального паралича, скованности и нарушениях произвольной регуляции психической деятельности. При поражении левой лобной доли нередко исчезают высокодифференцированные эмоциональные переживания, связанные с прошлым опытом индивида.
При поражениях височных долей высший личностный уровень эмоциональной сферы остаётся относительно сохранным. При поражении обеих височных долей эмоциональные расстройства выражаются в депрессивных состояниях и пароксизмальных (возникающих сразу и не имеющих этапности в развитии) аффективных нарушениях, зависимых от стороны поражения. Если патологический очаг находится справа, то чаще возникают пароксизмы ярости, страха, тревоги, тоски, ужаса, которые протекают на фоне выраженных вегетативных и висцеральных расстройств и несут на себе отпечаток страдания или ощущения безжизненности и неподвижности окружающего мира. Одностороннего повреждения правой височно-затылочной области бывает достаточно для нарушения распознавания эмоциональной экспрессии, а иногда и узнавания лица знакомого человека. Приступы отрицательных аффектов больше характерны для начала заболевания. При длительном течении они переходят в стойкие фобические явления. Нередки обонятельные и слуховые галлюцинации. Для большинства этих приступов характерна сохранность критики больного и отношение к происходящему как к болезненному состоянию.
Для левосторонних поражений височной доли более характерны не пароксизмы, а постоянные эмоциональные расстройства в виде реакций на дефекты памяти и речи, тревожно-фобическая депрессия с неотчётливым ощущением надвигающегося несчастья, суицидными мыслями и попытками (Т.А. Доброхротова).
Если очаг поражения находится в медиальных отделах височных долей, то возможны агрессивность и негативизм. Специфическую роль в этом отношении играет миндалевидное ядро ,обеспечивающее оценочное регулирование поведения в зависимости от дифференциаций эмоционального характера. При удалении этого ядра исчезает избирательная направленность оборонительных, сексуальных и пищевых реакций, но раздражение его возникшим очагом, особенно в правом полушарии, или двухсторонние поражения могут приводить к появлению агрессивного состояния. Одним из результатов повреждения миндалины является утеря человеком способности адекватно оценивать эмоциональную сторону мимики собеседников, что приводит к трудностям в коммуникации.
Поражение диэнцефальных отделов мозга сопровождается особым нейропсихологическим синдромом, связанным с нарушением неспецифических активационных процессов – нестабильностью и повышенной реактивностью. Это может проявляться в виде возбуждения, сонливости или бессонницы, некоторой агрессивности или монотонности. Отмечаются аффективные пароксизмы страха и тревоги, переходящие состояния невыраженной депрессии и более яркой гипоманиакальной картины, а также глубокое угнетение эмоциональных процессов. Уровень эмоционально-личностного реагирования остаётся сохранным. Но в силу специфики своего расположения диэнцефальная область оказывается своеобразным посредником в регуляции корково-подкорковых взаимоотношений.
Знак эмоций зависит от соотношения активности правой и левой фронтальной коры. Положительные эмоции возникают, когда активность слева больше по сравнению с правыми отделами. Известно, что при ложных тревогах более активны передние отделы правого полушария. Взаимодействие левой лобной и правой височной долей кррелирует с субъективной оценкой эмоциональной реакции, а правой лобной и левой височной – с саморегуляцией эмоций. При поступлении неосознаваемого эмоциогенного стимула происходит односторонняя активация правого полушария. Правополушарная депрессия характеризуется тоской и двигательной заторможенностью, а левополушарная – тревогой, растерянностью, внутренним напряжением.
Экспериментальные данные, касающиеся разных картин эмоциональных расстройств и их выраженности припоражениях левой и правой гемисфер, позволяют предположить существование двух относительно автономных эмоциональных систем – системы положительного и системы отрицательного эмоционального реагирования, по-разному связанных с работой разных полушарий головного мозга. С известной долей условности можно сказать, что левое полушарие у правшей преимущественно «отвечает» за положительные эмоции, а правое – за отрицательные /1/.