Понятие об агнозиях. Зрительные агнозии: лицевая, цветовая, симультанная.
В нейропсихологии в зависимости от уровня поражения анализаторной системы принято различать два вида расстройств. Это относительно элементарные сенсорные расстройства, отражающие нарушения различных видов ощущений (света, цвета, громкости, длительности и т.д.), связанные с поражением периферических, подкорковых уровней анализаторной системы и первичного коркового поля, и гностические расстройства, связанные с поражением вторичных полей, обеспечивающих процессы восприятия (формы, символов, пространственных отношений, звуков речи и т.д.). расстройства этого уровня получили название агнозий (термин введён З. Фрейдом в 1891г.). Агнозия – расстройства восприятия и узнавания при сохранности элементарной чувствительности, сознания и интеллекта. Следует иметь ввиду, что правильное понимание механизмов агнозий невозможно без учёта роли модально специфических памяти и внимания, которые оказываются параллельно страдающими при соответствующих локализациях очага поражения.
Лицевая (прозопагнозия) – поражается правая нижнезатылочная область с тенденцией распространения вперёд и к внутренней поверхности височной доли.
Перестают различаться знакомые, женские и мужские, детские и взрослые лица ( не идентифицируются индивидуальность, пол, возраст). Для опознания человека используются вспомогательные приметы – голос, запахи, жестикуляция, походка, отдельные типичные для данного человека фрагменты лица т.п.
Лицевая агнозия, как правило, сопровождается малым числом других неврологических симптомов. Большинство мыслительных задач, включая те, которые требуют переработки зрительной информации, выполняется без особых трудностей. Считается, что механизмом этой агнозии является дефект узнавания индивидуализированных признаков, поскольку категориальное отношение к образу в подобных случаях сохраняется, и лицо с другими предметами не путается. Лицевая агнозия – это одна из наиболее ярких иллюстраций к симультанному способу обработки информации, который свойственен правому полушарию. При повреждении данного нейропсихологического фактора мозг переходит на сукцессивную, последовательную стратегию опознания, характерную для левополушарной специализации.
В зарубежной нейропсихологии иногда рассматривают два отдельных подтипа лицевой агнозии.
Апперцептивная – является расстройством некоторых самых ранних процессов в системе восприятия лиц. У этих больных представления о желаемом лице не возникают, они не могут отличить их гендерные или возрастные признаки. Однако они узнают людей, основываясь на признаках не-лица – по одежде, причёске или голосу.
Ассоциативная – предположительно, является расстройством связи между процессами восприятия лица и семантической информацией, которая хранится в памяти относительно этого человека. Больной с подобной формой расстройства, как правило, адекватно отвечает, являются ли предложенные фотографии человеческих лиц одинаковыми или разными, а также по портрету опознаёт возраст и пол (перцептивная информация имеет для больного смысл), но он не может затем идентифицировать человека или привести любые сведения о его имени, занятии или о ситуации, когда они последний раз встречались. В данном случае лицо как таковое воспринимается, но человек в нём не может вычленить того, что могло бы стать отличительным признаком.
Считалось, что прозопагнозия исключительно связана с мозговыми поражениями, приобретёнными в течение взрослой жизни или в раннем детстве. Однако последние данные позволяют предположить, что может встречаться и форма врождённой прозопагнозии, которая в некоторых случаях носит даже наследственный характер.
Цветовая – возникает при поражении как левой, так и правой затылочных долей и прилегающих к ним теменно-височных отделов. При агнозии больные правильно различают отдельные, основные цвета (красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный) и опознают их, но не в состоянии ассоциировать цвет с определённым объектом или рассортировать объекты по цвету. Теряется способность идентифицировать редко встречаемые цвета, забываются их ранее известные названия.
В других случаях окрашенные поверхности кажутся больным расположенными на более близком расстоянии, чем сами предметы. Дефект связи цвета и объекта приводит к стиранию рельефа и контура, цвета поверхностей объектов начинают восприниматься как «плоские» либо как окрашенные массы, не связанные с объектами. В условиях эксперимента больной не может сравнить цвета или подобрать цвет к цвету, ранжировать цвет по оттенкам, вспомнить ранее показанные цвета. Последний комплекс симптомов по своему происхождению тяготеет к правому полушарию.
Симультанная – возникает при поражении передних отделов левой затылочной области. Правильно опознаются отдельные объекты и их детали в реальном пространстве или на картинах, но больные не могут установить связь между ними, интегрировать фрагменты в целое и понять смысл сюжета. Это сочетается с неспособностью чтения слов, но с сохранностью чтения букв. Иногда подобные нарушения трактуются в рамках синдрома Балинта, который описывается как самостоятельная патология при двусторонних поражениях затылочных долей или нижнетеменных зон мозга. Этот синдром включает 3 основных симптома:
a) Психический паралич взора – больной не может взглянуть в определённом направлении, но если предмет случайно оказался в центре «нарушенного» внимания, то больной видит только его и не воспринимает рядом расположенные объекты;
b) Окуломоторную атаксию – неуправляемость взора – неспособность взять предмет под контроль зрения из-за непроизвольных скачков глаза, постоянно находящегося в движении;
c) Нарушение (сужение) зрительного внимания. /1/.