Симптомы изменения восприятия
Изменение восприятия есть видимая суть воздействия наркотика. Прием LSD искажает работу всех органов чувств: зрения, слуха, осязания и обоняния. Искажает он и специфическую внутрителесную (проприорецептив-ную) чувствительность. Доминировать, почти во всех случаях, будут визуальные (зрительные) видения и галлюцинации.
Для удобства описания разделим эти симптомы на несколько групп.
Изменение восприятия в области невизуальных органов чувств
У большинства пациентов во время LSD-«TpHna» проявляется сверхчувствительность к звукам. В связи с тем, что слуховой анализатор мозга перевозбуждается, очень тихие и очень громкие звуки воспринимаются как равнозначные. Их трудно отличить друг от друга. Точно так же трудно отличить слуховые иллюзии (искажения реально существующих звуков) от слуховых галлюцинаций (звуков, не существующих в реальности).
Поэтому большую часть звуковых феноменов принято обозначать как псевдогаллюцинации. Звуки могут восприниматься как неразличимый гул, а могут быть дифференцированы. Пациент может слышать звуки мебели или роста травы. Звуки могут приобретать цвет, перейти в зрительную область восприятия.
Почти аналогичная картина и там, где речь идет о вкусовых и обонятельных изменениях. Вообще, подобные галлюцинации и иллюзии свойственны людям с врожденной слепотой, которые даже под воздействием LSD не испытывают зрительных галлюцинаций.
У обычного человека ощущения запаха и вкуса во время «трипа» подавлены, и только иногда, ближе к концу действия наркотика, появляются разнообразные изменения. Пациенту кажется, что он может различать специфические запахи отдельных предметов (запах дивана, материала, из которого сделан шкаф, и т. д.). Привычные же запахи – сигарет, цветов или духов – он, напротив, не ощущает.
Искажения возможны и со стороны вкуса. Например, вкус воблы трансформируется во вкус сладкого пирожного {особенно если кто-нибудь внушит пациенту, что ест он непременно пирожное). Может возникать иллюзия того, что во рту находятся какие-то посторонние предметы с неприятным вкусом. Как правило, иллюзии эти связаны с образами зрительных галлюцинаций, то есть возникают вторично, приходят из воображения.
В тактильной области могут появляться как гиперчувствительность различных зон и участков кожи, в особенности эрогенных, так и полная потеря чувствительности. Причем повышение чувствительности может доходить и до прямой боли или отвращения при самом осторожном прикосновении.
Изменения визуального восприятия
Изменения зрительного восприятия – визуальные иллюзии и галлюцинации, вне всякого сомнения, являются ведущими факторами сеансов LSD. В диапазон расстройств зрительного восприятия во время LSD-втрипа» входят все виды описанных врачами иллюзий, галлюцинаций и псевдогаллюцинаций – от простых вспышек света, геометрических
фигур и разноцветных движущихся картинок до сложнейших образов, включающих иные вселенные.
Зрительные восприятия, как правило, не обособляются. Им принадлежит лишь ведущая роль в картине сенсорных феноменов. Описанные ниже симптомы человек не только видит, но и чувствует – например, пациент чувствует, что у него увеличилась рука, и видит это своими глазами. Частым феноменом являются синестезии – способность «видеть» звуки или, наоборот, «слышать» цветовую гамму.
Симптомы дереализации
Во время приема LSD постоянно отмечаются искажения в восприятии основных характеристик реальности – пространства и времени.
Расстояния между предметами изменяются. Предметы по отношению к наблюдателю могут казаться более отдаленными или приближенными, чем на самом деле. В зависимости от субъективного восприятия наркомана подобное ощущение может описываться как увеличение или уменьшение отдельных предметов.
Изменяема и сама перспектива пространства. Оно может казаться сжатым по вертикали или горизонтали; некоторые пациенты ощущают пространство как плоскость (теряется ощущение трехмерности).
Кроме того, пространство и предметы могут менять плотность. Вещи кажутся прозрачными и нематериальными или, скажем, имеющими зернистую структуру; причем «психонавт» уверен, что зерна, из которых состоят предметы, имеют самостоятельную жизнь. Пространство может, наоборот, увеличить плотность и стать мрачным, непроницаемым, и тогда предметы покажутся лишь вкраплениями или выпуклостями в бесконечной каменной громаде.
Имеет место и иллюзия своеобразного растворения в окружающем пространстве. Ощущения при этом могут быть как приятными, так и подавляющими (слияние с пространством часто воспринимается как уничтожение индивидуальности, то есть переходит в деперсонализацию).
Восприятие времени изменяется почти у всех испытуемых. Оно то резко ускоряет, то замедляет свой бег. Порой минуты воспринимаются как целые прошедшие века. День,
проведенный в LSD-переживании, воспринимается как несколько улетевших секунд. Испытуемый может ощущать время и как полностью остановившееся. Прошлое, настоящее и будущее для него едины и равнозначны. Они существуют одномоментно. Ощущение того, какие из переживаемых в воображении образы и факты имели отношение к прошлому, а какие – к настоящему, может исчезнуть.
Станислав Гроф выделял .как особый феномен деперсонализации переживание пациентом «путешествий» в собственное раннее детство.
Изменения «схемы тела»
Человек имеет особый вид чувствительности, о котором обычно не задумывается. В медицине она обычно носит название «экстерорецептивной». Существует род рецепторов, посредством которых мы чувствуем свое тело, его нахождение в пространстве. Именно эти рецепторы посылают мозгу информацию о том, что какой-то из внутренних органов находится в дисбалансе с остальным организмом.
Эти ощущения во время LSD-«Tpnna» также могут претерпевать трансформацию. Человеку вдруг покажется, что он «вырос» – увеличился в размерах. Или, наоборот, резко уменьшился, превратился в карлика. Возможно, Алиса, попавшая по воле Льюиса Кэрролла в «Страну чудес», для того чтобы увеличить или уменьшить свой рост, отнюдь не случайно откусывала кусочки именно... ГРИБА.
Менять таким образом размеры тела могут и отдельные его части. Например, пациентам часто кажется, что их голова стала огромной, а ноги и руки – крошечными. (Не из подобных ли переживаний возникли модные в 70-х годах «портреты космических пришельцев»?) Огромной и неповоротливой может казаться рука или нога, «разбухшими», заполняющими все тело, отдельные органы.
Сложные иллюзии
Началом «трипа» очень часто служит резкое искажение восприятия сложных гармонических сигналов из внешней среды.
«Психонавты» часто описывают такие переживания используя термины, принадлежащие сфере искусства. За счет искажения восприятия формы и цвета, а также изменения звукового тона такие художественные образы претерпевают в сознании значительные метаморфозы.
Один из наших пациентов, например, рассказывал, что в знаменитой картине Пикассо «Девушка на шаре» он понял то, что шар представляет собой не что иное, как живую свинью, а девушка на самом деле – пастушка, которая забыла покормить подопечную (характерно, что пациент этот постоянно жаловался на свою жену, которая не хочет готовить ему горячие обеды).
Столь же необычно воспринимается и музыка. Она «переполняет организм», «плещется через край», каждый звук «превращается в живой вирус», готовый «сожрать» тело. Музыкальные каскады слышатся в шуме воды. Голоса соседей превращаются в камерный хор... и т. д.
Галлюцинации воображения
Внутри LSD-переживания каждый сдвиг восприятия отдельно (как это выглядит здесь, на бумаге), то есть сам по себе, не существует. На деле, LSD-«Tpnn» представляет собой некий галлюцинаторный комплекс, управляемый как извне, так и усилием воли самого пациента.
Выраженные, обусловленные индивидуальностью различия, относимые к таким сложным переживаниям, говорят о том, что их структура зависит как от характеристики обмена веществ и конституции «психонавта», так и от процессов, протекающих в его психике.
Можно считать доказанным, что ощущения, испытываемые в LSD-переживании, напрямую зависят от структуры бессознательного в человеческой психике.
Образы LSD-переживания, с точки зрения исследовавших их врачей, могут нести функцию, которую Фрейд приписывал сновидениям, – «удовлетворение дневных неосознанных желаний». По всей видимости, «трип» и является химически обусловленным «сновидением наяву».
Единственный психиатрический термин, который в какой-то мере применим к подобным проявлениям комплекс -
ного переживания, затрагивающего все органы чувств, – это галлюцинации воображения.
Для того чтобы было понятно, какой именно род переживания имеется в виду, приведем основные моменты «картографии» среза бессознательного в человеческой психике, изложенные Станиславом Грофом в его книге «Области человеческого бессознательного». Всех желающих подробнее разобраться в проблеме отсылаем к этой любопытной книге, уже несколько раз издававшейся на русском языке.
Станислав Гроф описывает несколько уровней галлюцинаций воображения в зависимости от «глубины залегания» той части бессознательного, откуда и рождаются все эти картины и образы.
1-й уровень – абстрактные и эстетические переживания
При использовании небольших доз наркотика наблюдается, в начале или в конце сеанса, усиление сенсорной чувствительности. В переживании появляется уже упомянутая нами «игра» художественных ассоциаций.
Человек видит крайне динамические абстрактные геометрические цветовые построения или пятна. В зависимости от уровня образования и культуры испытуемого спонтанные образы или пятна описываются с помощью -разнообразных эстетических сравнений.
Описания могут включать восприятие солнца, ярко горящих разноцветных лампочек, абстрактных архитектурных построений. Испытуемые описывают их как интерьеры неземных дворцов, нефы соборов или картины абстракционистов, таких, как Василий Кандинский. Перед глазами могут возникать образы, напоминающие разноцветные вращающиеся фонтаны или вспыхивающие фейерверки.
При восприятии того же уровня с открытыми глазами контуры световых и цветовых фигур расплываются и начинают сплетаться с реально существующей обстановкой.
Человеческие лица и предметы переплетаются с различными орнаментами и включаются в его структуру. Кажется, что галлюцинации является составной частью окружа-
юших вещей. Такие иллюзорные ощущения часто сравнивают с картинами Жоржа Сера и Винсента Ван Гога.
В это время уже могут встречаться все описанные нами иллюзии, связанные с изменением формы собственного тела, пространства и времени.
Испытуемые говорят, что в результате таких изменений окружающей обстановки она начинает напоминать картины знаменитых кубистов – Пабло Пикассо или Фернана Л еже.
Возможны и так называемые парэйдолические иллюзии. Пятна и трещины на полу и стенах, световые блики, одежда могут выглядеть как фантастические животные, гигантские искаженные лица или ландшафты загадочных стран.
В этой же стадии сеанса появляется гиперчувствительность к звукам. Человек начинает слышать звуки, которые раньше не слышал, но одновременно теряет способность ясно различать привычные звуки. В результате формируются акустические иллюзии.
В монотонных звуках, таких, как шум воды или гудение холодильника, человек слышит странную музыку, напоминающую отчасти музыку Шенберга. К этому же уровню переживаний Гроф относит и появление того, что в психиатрии называют «синестезиями». За счет перевозбуждения возникает реакция несоответствия типовым представлениям со стороны органов чувств. Человек говорит, что он «слышит звук цвета», «видит музыку» или «чувствует вкус красного цвета».
Сам термин «синестезия» принадлежит Альберту Хофма-ну. Подобные, встречающиеся практически во всех «трипах» переживания были названы им «константными» и впервые были им описаны в подробном отчете об эффектах собственного приема LSD.
Среди константных переживаний, относящихся к разряду абстрактно-эстетических, стоит отметить описанные в том же отчете Хофмана «вихреобразные образы», «спиральные взрывы» и «решетчатые», напоминающие шахматную доску, преобразования гладких поверхностей.
Ряд авторов относят к константным образам и проекцию человеческого лица на тело партнера (соски воспринимаются как глаза, а низ живота – как рот и т. д.)
К этому же уровню относится и необычное восприятие предметов искусства. Нужно только учитывать, что в этом
иллюзорном мире ассоциации складываются случайным образом и смысловой нагрузки нести не могут.
Все перечисленные переживания, не углубляясь далеко в бессознательное, представляют для пациентов вид увлекательного зрелища. Многие испытуемые сравнивают их с ощущениями от цветомузыкальных установок или от искаженного сигнала в телевизоре.
Собственно, только этот уровень переживаний и приносит наркоманам удовольствие. Как только доза превышает некоторую «среднюю» величину, а это понятие для LSD абсолютно индивидуально,удовольствие прекращается и на его место заступает страх.
2-й уровень – системы конденсированного опыта
При небольшом увеличении доз во время LSD-«Tpnna» появляются константные переживания особого рода, которые Станислав Гроф описывал как особое сгущение воспоминаний. На поверхность сознания всплывают образы, в которых сконцентрирован личный опыт и связанные с ним впечатления и фантазии, относящиеся к различным периодам человеческой жизни.
Такие воспоминания и фантазии, как правило, имеют некую общую образную «ось», то есть схожий по формальным признакам жизненный опыт выражает себя в LSD-переживании в схожих по форме фантастических образах.
Каждая система конденсированного опыта (в дальнейшем – СКО) несет в себе то, что можно обозначить как общий эмоциональный знаменатель всех событий, имеющих отношение к данной конкретной системе образов.
Выражаясь современным языком, СКО представляют собой эмоциональные «файлы» – папки, в которые компьютер нашего мозга «складывает» воспоминания. Каждый такой «файл» у любого человека имеет свою «иконку» – один или несколько индивидуальных базовых образов или символов.
Точно такие же «файлы», организующие деятельность бессознательной части психического мира, Карл Юнг называл «архетипами». Для Юнга архетип – это наследуемая часть психики, связанная с инстинктом. Эту гипотетическую сущность невозможно представить саму по себе. Ее
d
можно зарегистрировать лишь с помощью анализа образных проявлений.
Юнг сформулировал гипотезу об архетипах, наблюдая в культуре, сновидениях, поведении как самого себя, так и своих пациентов повторяющиеся образы и схемы поведенческих реакций. Можно сказать, что архетипы – это древние, наполненные энергией образы, способные определять различные формы человеческого поведения и мышления. Образы и поведенческие паттерны в единый архетип связывают общий смысл символической деятельности человека.
СКО Грофа можно назвать попыткой разработать оригинальную, отличную от Юнга систему базовых архетипов.
Интересно, что русский физиолог А.А. Ухтомский еще в начале века описал такого рода психологические «знаки души», которые он называл «образными доминантами жизненного опыта». Ухтомский и Юнг шли, не зная друг о друге, удивительно похожими путями. Еще до формирования термина «архетип» в 1917 году Юнг писал о «безличностных доминантах» или «узловых точках в психике, которые притягивают энергию и влияют на личные действия».
Но ни Юнг, ни Ухтомский, ни Гроф, разумеется, не могут претендовать на первенство самой мысли о существовании в структуре человеческой психики узловых идей или образов. Согласно Платону, идеи изначально присутствуют в разуме богов и служат моделями всех сущностей человеческого космоса. Иммануил Кант описывал такие изначальные идеи под названием «априорные категории восприятия», а Шопенгауэр называл их «прототипами воли».
Каждый архетип или СКО связан с сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества. Каждый образ, появляющийся во время LSD-переживания, сопровождается суммой эмоций, включающей в себя все воспоминания, которые образовали данную СКО.
Можно сказать, что наш жизненный опыт складывается в основном из отрицательных эмоциональных переживаний. С раннего детства наши мечты и желания сталкиваются с внешними запретами. В большинстве случаев реальность приносит нам боль – желания оказываются невыполнимыми или не удовлетворяются сиюминутно. Мы
учимся взаимодействовать с реальностью на собственных ошибках.
Наши ошибки и боль память просеивает и в упрощенном виде концентрирует как ряд символических образов, несущих отрицательный эмоциональный заряд. Если мы будем повторять ошибку, пытаться «наступить на те же грабли», – наша память подаст нам сигнал. Это будут или образы (например, в сновидении или LSD-переживании), или некая отрицательная эмоция, причину возникновения которой можем не осознавать.
Поэтому большая часть эмоционального заряда, который содержат СКО, является суммой отрицательных эмоций.
Вот что пишет С. Гроф:
«Различные слои одной системы могут содержать все воспоминания о столкновениях индивида с унизительными ситуациями, разрушившими его уважение к себе. В других случаях общим элементом может оказаться тревога, которая переживается по отношению к шокирующим и пугающим событиям прошлого. У испытуемого может возникать чувство клаустрофобии (боязнь замкнутого пространства. – А.Д.) или удушья, которое вызвано различными безвыходными ситуациями, в которых человек не имел возможности сопротивляться, защитить себя или бежать; также может возникать крайне интенсивное чувство собственной вины и внутренней неправоты, связанное со множеством жизненных ситуаций. Переживания эмоциональной депривации (изолированности и одиночества. – А.Д.) и отверженности в различные жизненные периоды – еще один очень частый мотив многих СКО. Столь же часто встречаются темы, изображающие секс опасным и отталкивающим, или темы, включающие в себя агрессию и насилие. Особенно важными являются СКО, представляющие и конденсирующие опыт столкновения человека с ситуациями, ставящими под угрозу его жизнь, здоровье и целостность тела».
Приведем в качестве иллюстрации пример СКО-пере-живаний из собственной врачебной практики.
К нам на консультацию был доставлен Володя К. Володя был возбужден, переживал галлюцинации, но контакту с врачом не препятствовал. Выяснилось, что ночью на танцплощадке он «съел десяток (!) марок с LSD».
Володя рассказывал, что видит себя в образе карася в пруду. Видит он и собственного отца с рыболовной сетью в руках, которой хочет его поймать. Образ отца искажен преломлением света. Отец кажется уродливым и жестоким. Раз за разом в пруд опускаются корявые и окровавленные руки отца, вызывающие у Володи приступы животного страха.
Для того чтобы оказать пациенту помощь, автору пришлось фактически провести сеанс LSD-терапии, то есть находиться в течение 5 часов рядом с ним, комментируя испытываемые ощущения.
За это время Володя прошел через несколько слоев СКО. Сцена с карасем в пруду завершилась тем, что Володя «попался» в расставленные отцом сети. Он бился в судорогах, напоминающих пойманную рыбу. У него началось удушье (отец вытаскивал рыбу из воды). Врачу пришлось внушать пациенту, что он, врач, – вовсе не врач, а соседний рыбак, – пользуясь тем, что отец пациента. отошел за дерево, распутывает сеть и выпускает пойманного карася обратно в воду.
После того как видение с прудом закончилось, Володя увидел самого себя с окровавленными по локоть руками. Он сообщил, что только что изнасиловал и с наслаждением убил маленькую девочку 6–7-летнего возраста. Пациент сказал, что на самом деле он – насильник и убийца, который охотится за детьми.
В следующем слое СКО Володя увидел себя ребенком, подглядывающим в щелку двери, как отец зверски избивает мать. Причем внутри переживания мать казалась ему чем-то абсолютно мягким и податливым – чем-то вроде резиновой куклы, а отец бил эту куклу для того, чтобы добыть из нее кровь...
На следующий день после всего этого выяснилось, что отец Володи был алкоголиком, умершим во время запоя, – подростку тогда было 14 лет. Мать пациента, малообразованная и очень добрая женщина, всегда пассивно подчинялась требованиям и отца и сына. Володя рассказал, что 7 лет он испытывал сильнейшее половое влечение к своей старшей сестре и много лет занимался онанизмом. Из беседы с Володиной матерью удалось узнать, что в 5-летнем возрасте он действительно видел, как отец бил ее, после чего мальчик ушел из дома и
3 суток прятался в подвале, прежде чем его нашел и избил отец.
Для того чтобы объяснить взаимосвязь между реальными событиями жизни Володи и тем, что он увидел в LSD-«трипе», пришлось бы воссоздать некий образчик классического психоанализа. Однако связь между реальностью и образами LSD-галлюцинаций читатель может почувствовать и без этого.
Хочется отметить несколько основных положений.
Во-первых, возникающую во время переживания СКО отрицательную эмоцию «психонавт» не в состоянии контролировать. Ухтомский описывал этот феномен как «неспособность к управлению доминантными эмоциями». Если бы Володя в описанной ситуации остался бы один на один с собственными переживаниями, он мог бы погибнуть от внушенного самому себе удушья, совершить самоубийство или акт насилия по отношению к окружающим.
Во-вторых, хотя Володя и не первый раз принимал LSD на танцах, «провал» на более глубокий, нежели привычный уровень переживаний, оказался для пациента полной неожиданностью. Трудно подсчитать, сколько самоубийств и проявлений немотивированного насилия связано с подобными внезапными «падениями» на непосильную для психики глубину LSD-переживания.
Вероятность таких событий подтверждается и тем фактом, что при переживании СКО реакция на различные внешние стимулы всегда неадекватна и чрезмерна.
Дело в том, что на сигналы из внешней среды здесь реагирует нестолько сама личность,сколько доминанта или синдром конденсированного опыта. Этот факт станет крайне важен для нас при обсуждении изменений личности под влиянием LSD.
В-третьих, уровень СКО-переживаний является тем самым уровнем LSD-втрипа», на котором человек становится управляемым.
Как явствует из приведенного случая, терапевт, вовлеченный в орбиту переживаний пациента, может «войти» внутрь галлюцинации и «выйти» из нее. Он может стимулировать дополнительные отрицательные ассоциации у того, кто находится в данный момент в «трипе». Автор, например, мог легко внушить Володе какие-то иные черты облика отца и перенести тем самым ненависть и страх,
которые сын испытывал по отношению к отцу, на любого другого человека.
Так как на следующих «кругах» Володя «видел» собственную сексуальную агрессию, то человек, находящийся на месте врача, мог бы связать эту агрессию с необходимостью, скажем, убийства человека, образ которого в момент внушения заменил бы образ отца. Не так ли точно поступали колдуны со своими «зомби» и прочие гуру с членами своих сект? Возможно, так же «кодируют» своих испытуемых спецслужбы.
LSD-терапевты доказали еще одну очень важную вещь: если бессознательный материал при переживании СКО не исчерпан до конца, то пациент может остаться под влиянием конкретных проявлений своего конденсированного опыта и после, собственно, сеанса – даже если действие препарата прекратилось.
Пользуясь терминологией Ухтомского, опасная доминанта «зафиксирует» состояние сознания пациента после окончания действия наркотика.
Отдельные системы конденсированного опыта могут как бы «зависать» в сэзнании, фактически отделившись от личности и определяя ее поведение в реальном мире.
3-й уровегь – перинатальные переживания
При еще большем увеличении доз LSD или при частом приеме наркотика человек может соприкоснуться с еще более глубоким уровнем бессознательных воспоминаний. Станислав *Гроф доказал, что во время LSD-«Tpnna» можно вспомнить даже процесс своего биологического рождения.
Переживание собственного рождения является, с точки зрения Грофа, одной из универсальных систем конденсированного опыта, берущих начало в глубинах бессознательного каждого человеческого существа. Исследователь не без оснований считает, что не только данность биологического рождения, но и бессознательное воспоминание о нем во многом определяет поведение человека в его взрослой жизни. Согласно его наблюдениям, в этом универсальном СКО проявляется эмоциональная сторона отношения человека к физической боли, к старению и смерти.
6 А. Данилин «LSD»