Такое строение связок связано с функцией позвоночного столба. При наклоне туловища вперёд задней связке позвоночника необходима большая свобода, а при прогибе назад этого не требуется.
Теперь о прикладном значении этого феномена. В местах прикрепления передней связки к межпозвоночным дискам создаётся более прочное соединение, укрепляющее хрящи дисков, поэтому выход грыжевых выпячиваний наблюдается крайне редко, да и то только в результате тяжёлых травм.
Задняя связка, как уже знаем, дугообразно перекинута через диски, оставляя их без должной защиты и поддержки. Это ещё одно из, так называемых, «узких мест» человеческого тела. Поэтому, диски в этих местах, истончаясь и трескаясь (от избыточной нагрузки и невозможности жидкости проникать в хрящевую ткань), пропускают часть выдавливаемого пульпозного ядра наружу, образуя пресловутые грыжевые выпячивания.
Прикладное значение заключается в том, что мы можем оказывать лечебное и профилактическое действие (особенно на заднюю связку), не позволяя вышедшим грыжам проникать в глубину позвоночного столба и непосредственно прикасаться к спинному мозгу.
Часто исследователи, использующие МРТ или ЯМР пишут в своих заключениях к снимкам: «… регистрируется передняя грыжа диска с пролабированием (проникновением) в канал спинного мозга со сдавливанием спинного мозга».
Однако, они не правы в своих выводах, так как для того чтобы это произошло, необходимо полностью разрушить твёрдую мозговую оболочку, а заодно и саму заднюю связку, чтобы грыжевое выпячивание смогло войти в канал спинного мозга. К тому же, как пишет П. Жарков, сдавливание и повреждение спинного мозга или нервных корешков должно было бы сопровождаться выпадением многих видов чувствительности, которых мы практически не наблюдаем на практике.
В этом заключается ещё один пробел нейрохирургов, объясняющих больным необходимость операции по удалению грыжи из-за того, что она, якобы, давит на спинной мозг и является причиной болевых симптомов.
Эти симптомы действительно наступают, например, при компрессионном переломе тел шейных позвонков при падении на голову. Кто видел этих больных, знает об этом, а так же и о том, что выпадают рефлексы не только с конечностей, но и на мочеиспускание и дефекацию.
Павел Жарков пишет: «… на трупе, при сгибательно-разгибательных движениях головы, «дуральный мешок» (твёрдая мозговая оболочка, выстилающая череп и спускающаяся вниз по каналу спинного мозга) перемещается(! – прикладное значение) на 3 – 5 см.». Этим он указывает путь к выполнению таких приёмов, которые бы оказывали воздействие и на твёрдую мозговую оболочку, и на заднюю связку.
Особенно актуальны эти приёмы на начальных стадиях образования грыж, чтобы вернуть позвоночному столбу его амортизационную функцию. Вначале, необходимо вылечить мышцы вдоль позвоночного столба и конечностей и снять осевую (избыточную) нагрузку на тела позвонков и их диски, создаваемую укороченными и напряжёнными мышцами. Затем, на фоне отрицательного давления внутри дисков (плавные или форсированные тракции) следует осуществить действия, направленные на заднюю продольную связку, заставляя её выдавливать грыжи в обратном направлении.
Таким образом, и создаётся прецедент «лечения грыж» на начальных этапах заболевания.
В Школе Телесной Терапии мы с первых приёмов осваиваем технику общей декомпрессии позвоночного столба, успешно решая основную задачу – поиск причин повреждения и их устранение. Эта технология позволяет резко снизить болевой симптом уже с первой процедуры даже не прибегая к проведению манипуляций на суставах позвоночника.
П. Жарков пишет: «Остеохондрозные разрастания идут вперёд и в стороны вдоль выпячивающихся дисков», ещё раз подтверждая правильность вывода, что там где хрящи дисков не защищены связками, природа сама ищет путь к защите, наращивая остеофиты до тех пор, пока они не соединятся и не исключат движения между пострадавшими позвонками. Краевые разрастания - своеобразная защитная реакция организма - затрагивают только боковые поверхности дисков и ту их часть, которая обращена внутрь канала спинного мозга.
В Германии, например, распространены операции по обездвиживанию любого отдела позвоночника посредством металлосинтеза. Если человек жалуется на боли в позвоночнике, ему вместо консервативного лечения предлагают специальную операцию. Я видел рентгеновские снимки приходящих на консультацию пациентов, где при помощи металла фиксировались сразу несколько позвонков.
Подобным образом достигается цель: «Нет движения – нет раздражения, а вместе с ним и боли». Видите, как всё оказывается просто!
Однако, как я убедился, проблемы остаются. И не смотря на эдакие штыри, вставленные в тела позвонков, больные по-прежнему жаловались на боли, боли в мышцах. Естественно, что ни о каком консервативном лечении уже не могло быть и речи. Представьте, как можно лечить коленный сустав, если из-под кожи вокруг колена торчат металлические части имплантов? Местные врачи предлагают таким больным принимать обезболивающие средства и, вероятно, теперь уже на постоянной основе. Видимо подобная практика скоро будет применяться и в России.
Теперь о том, в чём я не могу согласиться с П. Жарковым. Он сетует на то, что всех пациентов с болью в спине неоправданно направляют «на рентген». Считаю, что профессор здесь не прав. Практика показывает, что делать это необходимо, так как встречаются сейчас и будут встречаться в будущем «находки» в виде аномалий развития позвоночника и рёбер(!), остеомиелиты и туберкулёз тел позвонков, остеомы и другие опухоли. Даже если это встречается не так часто - эти исследования оправданы.
Согласен, что можно не применять рентген в виду его относительной вредности, заменив на экологичные методы МРТ или ЯМР, при условии, что исследователи согласятся(!) делать для нас, последователей консервативных методов лечения, обзорные снимки шеи, грудного отдела, поясничного отдела позвоночника и отдельно таза, а не послойные, в которых теряются очень важные детали патологических изменений. Именно эти изменения в расположении костных структур позвоночника позволяют не только оценить степень повреждения, дать правильное направление лечебных действий, но и провести повторное исследование для окончательного вывода о результате проведенного лечения.
Это диагностика, которая никогда не бывает лишней. Достаточно вспомнить опубликованную на Форуме историю болезни Татьяны З., жаловавшуюся на боли в спине (между лопатками), которые исходили от опухоли в желудке. Опухоль удалили, и боли в спине исчезли. Это говорит ещё об одной причине болей в позвоночнике, не озвученной профессором – патологии внутренних органов, оказывающей влияние на состояние, как самого позвоночника, так и опорно-двигательного аппарата в целом.
Наиболее частыми «причинными» органами являются почки, органы малого таза, желудок. Реже такими органами оказываются сердце и лёгкие. Это сильно осложняет задачу лечения. Специалист телесной терапии должен владеть самым широким набором лечебных методов и средств, что вполне достижимо.
ЛК