Которую она ясно видела у своей дочери, обрела имя.


то один вид ощущений. Если мозг не может «утихомирить»

7. Тактильная сенсорные импульсы хотя бы одной из сенсорных систем,

эти импульсы будут мешать ребенку и станут причиной

гиперчувствительностьотрицательного поведения. Еда, косметика, средства по

уходу за мебелью и другие химикаты могут пахнуть слиш-
ощущение прикосновенияком сильно. Рев пожарной машины, музыка или болтовня

сверстников могут казаться слишком громкими. Необхо-
почему одни дети чувстви-димо внимательно наблюдать за ребенком, чтобы убедить-

ся, что его реакции связаны именно с этими ощущениями,

тельнее к прикосновениям, а не с чем-либо другим, что происходит в то же время.

Тактильная гиперчувствительность в глаза не броса-

чем другие ется, но является серьезным неврологическим нарушени­-
ем. Ее часто можно встретить у детей с проблемами в обу-­
чении, задержкой развития, а также при более серьезных

В этой главе мы рассмотрим проблему, связанную с повы- состояниях. Ребенок с повышенной чувствительностью к

шенной чувствительностью к осязательным стимулам. тактильным раздражителям, как правило, очень активен

Отрицательные реакции у детей с нарушением сенсорной и легко отвлекается, и это беспокоит родителей и учите-

интеграции часто связаны с прикосновениями, или так- лей больше всего. Однако гиперактивность и неспособ-

тилъными ощущениями, однако сходные реакции наблю- ность сосредоточиться не всегда оказываются следствием

даются и в отношении запахов, вкусов, звуков, света или нарушения обработки тактильных сигналов.
иных зрительных ощущений, а также движений и измене- Нарушение, приводящее к тактильной гиперчувстви-

ний положения тела. Нетипичную чувствительность (гипо- тельности, необязательно влияет на обучение, но диском-

или гиперчувствительность) обычно называют нарушением форт и негативные поведенческие реакции, вызванные

сенсорной модуляции. Один из видов такого нарушения - этим нарушением, сказываются на обучении. Дети с силь-

тактильную гиперчувствительность - мы здесь и обсудим. ной гиперчувствительностью эмоционально незащищены:

Гравитационная неуверенность, описанная в главе 5, обыч- вероятно, сбой в работе тактильной системы делает уязви-

но тоже считается нарушением сенсорной модуляции. У од- мой и эмоциональную сферу. Такой вид восприятия при-

них детей пониженная или повышенная чувствительность косновений и реакции на тактильные раздражители, как

может относиться сразу к нескольким видам ощущений, тактильная гиперчувствительность, - отражение более

другие демонстрируют атипичную реакцию лишь на какой- серьезного процесса, происходящего в нервной системе.

Которую она ясно видела у своей дочери, обрела имя. - student2.ru 140

Симптомы

Тактильная гиперчувствительность - это тенденция отрицательно и эмоционально реагировать на ощущение прикосновения. Такая реакция возникает лишь при опре­деленных условиях. В основном мы резко отрицательно реагируем на очевидно неприятные тактильные стиму­лы, например, на жука, ползущего по коже, или на вне­запное прикосновение. У детей с гиперчувствительностью таких стимулов гораздо больше. Они сильно реагируют на раздражители, которые мы едва замечаем. Ощущения прикосновений приводят к серьезным сбоям в их нервной системе, что служит причиной негативных эмоций и не­адекватного поведения.

__________________________________________________

Тактильная гиперчувствительность -

это тенденция отрицательно и эмоционально реагировать

на ощущение прикосновения._________________________

Подавление (торможение) - это нервный процесс, при котором одна область нервной системы не позволяет дру- ­гой области избыточно реагировать на сенсорный импульс. У каждого из нас нервная система непрерывно получает тактильные сигналы от одежды, касающейся тела, и от всей поверхности кожи. Тем не менее большинство людей подавляют перцепцию этих ощущений и не дают нервной системе на них отвечать. У ребенка с повышенной чувст­вительностью к тактильным стимулам они подавляются слабо, поэтому тактильные (и многие другие) ощущения для него дискомфортны и порождают чрезмерную актив-

ность. Очень трудно сосредо­точиться на уроке, когда твоя кожа или одежда доставляют тебе неприятные ощущения.

Дети, которые не любят
или избегают ощущений от опре-­
деленных видов одежды и тек­-
стур, например глины или песка,
могут быть гиперчувствительны
к прикосновениям.

Дети с повышенной чув­ствительностью иногда пред­почитают одежду с длинны-

ми рукавами, чтобы руки всегда были закрыты, или но- ­сят свитера даже в теплую погоду. Погрузить руки в глину, обмакнуть палец в краску, ходить босиком по тра- ­ве или песку - всего этого они тоже могут избегать. Им не нравится, когда кто-то их моет, не нравится ходить в во­- де, поскольку брызги чрезмерно возбуждают их нервную систему. Определенные виды тканей, такие как шерсть, некоторые виды синтетики или грубые материалы также вызывают у них дискомфортные ощущения.

____________________________________________________

Очень трудно сосредоточиться на уроке, когда твоя кожа или одежда доставляют тебе неприятные ощущения.__________

В те моменты, когда такой ребенок чувствует себя на­дежно защищенным, особенно общаясь с близкими ему

Тактильная гиперчувствительность 141

людьми, он может сам искать тактильных ощущений, на- вение сзади порождают особенно сильную тревогу, поэто- пример объятий. В противном случае даже прикоснове- му заставлять такого ребенка встать в шеренгу вместе с ния матери могут быть ему неприятны. Создается проти- другими детьми значит просто-напросто провоцировать воречивая ситуация: с одной стороны, он сильнее других инцидент. А учитель увидит здесь лишь «плохое поведе- детей нуждается в прикосновениях, а с другой, он менее ние», не понимая, что ученик имеет физические причины способен модулировать тактильные импульсы и исполь- вести себя подобным образом. зовать их для поддержания сенсорного равновесия нерв- ________________________________________ ной системы. Родителям здесь следует быть наблюдатель- Родственники и друзья иногда обижаются, ными и стараться понять потребности ребенка. Любовь, если ребенок избегает объятий и поцелуев: терпение, понимание не устранят проблему, но помогут им кажется, что он их не любит. На самом же деле с ней справиться. В таких случаях терапия особенно по- такое неприятие не носит личного характера.______лезна. Избыточное реагирование на прикосновение мешает, Бывает, ребенок с тактильной гиперчувствительно- ко всему прочему, и социальным взаимоотношениям. Род- стью избегает играть, например, в мягкие игрушки, столь ственники и друзья иногда обижаются, если ребенок из- популярные у других детей. Однако некоторые дети с по-­ бегает объятий и поцелуев: им кажется, что он их не лю- вышенной чувствительностью к тактильным раздражите- бит. На самом же деле такое неприятие не носит личного лям стремятся получить дополнительную - приятную - характера. Приветливый родственник, погладив ребенка тактильную стимуляцию. Приятные тактильные ощуще- по голове, может тем самым перевозбудить его тактиль- ния организуют нервную систему и помогают ослабить ную систему, или вызвать чувство дискомфорта простым отрицательные реакции. Вот почему дети с тактильной объятием за плечи. А уж щекотку гиперчувствительный гиперчувствительностью иногда нуждаются в особом «за- ребенок и подавно воспримет в штыки: может, он и отреа- щитном одеяле» или мягкой игрушке. Им нравится, смо- гирует смехом, но это не исключает неприятного чувства тря телевизор, заворачиваться в одеяло или валяться на и желания «отбиться» от того, кто тебя щекочет. ковре с толстым ворсом. Совместные игры тоже чреваты проблемами, посколь- Не пытайтесь заставить гиперчувствительного ребен­- ку другие дети не осознают, что причиняют товарищу ка преодолеть отрицательные реакции, убеждая его, что дискомфорт. Игра в пятнашки может стать мучением в ему не нужно так себя вести. Отрицание проблемы не прямом смысле слова. Ребенок реагирует не только на устранит ее, напротив, вселит в ребенка чувство вины. прикосновения как таковые, но и на собственный страх Дискомфорт - это реальное ощущение, и подавить свои чужих прикосновений. Внезапное касание или прикосно- реакции на него ребенку не под силу.

Наши рекомендации