Iii. задние корешково-спинальные артерии
Общие данные
Рис. 28. Объединенная схема,.
основанная на данных Lazort-
hes и анатомических данных
Desproges-Gotteron (1965).
Корешковая артерия, исследованная Desproges-Gotteron, которая идет с корешком Lv (или с корешком Sj ), у некоторых лиц может обеспечивать не только соответствующий корешок по всему его ходу внутри оболочки, но и спинной мозг, особенно передний рог. Через анастомоз с оболочеч-ной сетью она достигает также различных столбов спинного мозга. Эта артерия кровоснабжает главным образом участки, соответствующие корешку, но может распространяться и на соседние сегменты. Это анатомическое расположение безусловно редкое, но так как оно существует, длинная суставная артерия Lv (или Si) без сомнения является важной для кровоснабжения пояснично-крестцового отдела спинного мозга. Отметим также, что вступление в позвоночник артерии поясничного утолщения, представленное здесь на уровне XI грудного корешка, может оказывать влияние на соседние уровни пояснично-грудной области.
Что касается деления задних корешковых артерий на три группы, принятого для передних корешковых артерий, этот вопрос является наиболее спорным. Задние корешково-спинальные артерии не всегда сохраняют свою индивидуальность до спинного мозга, как это имеет место в передних корешково-спинальных артериях. Подходя к спинному мозгу, а иногда значительно раньше, они делятся на многочисленные ветви, которые вливаются в его поверхностную артериальную сеть; часто эти артерии распадаются на восходящую и нисходящую ветви, которые принимают участие в формировании задних спинальных стволов; иногда восходящих и нисходящих ветвей бывает две, и они составляют добавочные или вторичные артериальные стволы на поверхности задних и боковых столбов {см. с. 67).
2. Распределение задних корешково-спинальных артерий
Распределение этих артерий по отделам спинного мозга не соответст
вует вариантам ветвления передних корешково-спинальных артерий. В об
щих чертах они, как и передние, многочисленнее на уровне шейного и по
ясничного утолщения, чем в грудном отделе, однако эта разница не столь
отчетлива. •*-!
Задние корешково-спинальные артерии не всегда определяются на том же уровне и на той же стороне, где расположены передние. Тем не менее такое распределение не является исключением. Задняя корешково-сшшаль-ная артерия часто может явиться коллатериалью передней.
На уровне шейного отдела задние корешково-спинальные артерии отходят от позвоночных артерий, их число было уточнено рядом исследователей. Мы обнаружили их в наибольшем количестве в области шейного утолщения, т. е. на нижних задних шейных корешках. Однако следует подчеркнуть, что задняя корешково-спинальная артерия отсутствует на 1-м заднем шейном корешке, а артерия, сопровождающая 2-й шейный корешок, часто крупная и сливается с задней спинальной артерией, отходящей от позвоночной (см. с. 67). J. M. Turnbulle, A. Brieg и О. Hassler (1966) в 75 % своих препаратов насчитывали от 2 до 3 задних корешково-спинальных артерий. К. Jellinger (1966) крайними цифрами считает 1 и 9 таких артерий, в среднем от 3 до 4. Это совпадает с нашими данными. Источником задних корешково-спинальных артерий, так же как и передних, могут быть позвоночные, глубокие шейные и шейно-межреберные артерии.
На уровне грудного отдела задние корешково-спинальные артерии обнаруживаются значительно реже. Мы насчитывали их либо в количестве одной на два или на три грудных корешка, либо от 4 до 6 с каждой стороны при отсутствии какой бы то ни было регулярности отхождения. К. Jellinger (1966) крайними цифрами считает 4 и 18, средними 6—9 задних корешково-спинальных артерий.
На уровне пояснично-крестцового отдела артерии вновь становятся более многочисленными и значительными в диаметре. По К. Jellinger (1966), их может быть от 0 до 11, в среднем 3. Артерия поясничного утолщения часто отдает заднюю корешково-спинальную артерию, именно это обстоятельство дало основание предложить вместо названия, данного ей A. Adamkiewicz (1882), большая передняя корешковая артерия, которое кажется нам очень узким, определение — артерия поясничного утолщения, что прежде всего соответствует истинному представлению о снабжаемой ею территории (G. Lazorthes, 1957). Некоторые авторы (J. L. Corbin,
1961) отрицают возможность отхождения задней корешково-спинальной артерии от артерии поясничного утолщения. Другие, наоборот, подтвердили эту возможность, но при этом указывают разные проценты случаев (L. A. Gillilan, 1958; R. Houdart, R. Djindjian, 1965; К. Lellinger, 1966). К. Jellinger обнаружил ее в 75 из 134 препаратов спинного мозга и установил, что ее диаметр варьирует от 350 до 500 мкм. Таким образом, задних корешково-спинальных артерий меньше, чем передних. Эта особенность приводит к заключению о большей равномерности кровоснабжения дорсальной поверхности спинного мозга, по сравнению с вентральной.
Наконец, следует отметить, что в задних корешково-спинальных артериях по сравнению с передними не выявляется большая частота отхождения артерий ни справа, ни слева.
Заключение.При исследовании артерий спинного мозга установлена десегментация артериального кровоснабжения, которая увеличивается постепенно по мере восхождения животных по эволюционной лестнице. Десегментация более отчетлива в передних корешково-спинальных артериях, чем в задних; она значительнее выражена в артериальной системе по сравнению с венозной, как мы увидим далее (см. с. 100).