Иоахим Кунце, институт Томатиса в Гамбурге
Говоря о развитии человека, обычно разделяют физическую и духовную зрелость. Процесс духовного развития тесно связан с тем, к насколько тонкому восприятию способен человек. Размышляя над тем, как устроено восприятие, мы констатируем, что это чрезвычайно сложный процесс, требующий совокупной работы отдельных сенсорных каналов. Предполагается, что вое-
приятие и анализ раздражителя проходят без помех внутри каждого сенсорного канала. Итоговая полная информация формируется в результате объединения различных впечатлений, совмещения услышанного и увиденного. На основе этой информации выносится адекватная оценка происходящего и принимается решение о соответствующем дальнейшем поведении.
Уже в конце сороковых годов доктор медицины Альфред Томатис начал заниматься процессами обработки слухового восприятия. Сюда относится и способность приспосабливаться к уровню громкости окружающего мира. Кроме того, важно уметь определять, откуда доносится звук, чтобы следить за разговором даже в акустически неблагоприятной ситуации (например, в гудящем школьном классе). Только эти условия позволяют воспринимать и обрабатывать содержание услышанного.
Особая заслуга Томатиса состоит в том, что он обратил внимание на исключительную роль уха: описанный процесс обработки требует высокой степени участия мозга, а мозговая деятельность, в свою очередь, зависит от совмещения данных, полученных различными органами чувств, и выражается в уверенном владении собственным телом и в психической бодрости. Ухо, отвечающее и за равновесие и за слух, наделено двойной функцией и потому вдвойне активно. Помимо слуха, оно осуществляет физическую (вестибулярную) регуляцию и стимулирует физическое и психическое развитие.
Разработанные Томатисом звуковые упражнения (так называемая слуховая терапия) воздействуют именно на регулирующие функции уха. В настоящее время это единственный вариант звуковой терапии, основанный на нейрофизиологии. Он эффективен при нарушениях слухового восприятия и хорошо дополняет терапию двигательных нарушений. Слуховая терапия Томатиса существенно обогащает целостную развивающую терапию, поскольку слуховые стимулирующие импульсы способствуют процессу сенсорной интеграции. Слуховая терапия Томатиса осуществляется специально обученными терапевтами, этот метод постоянно совершенствуется.
Шиатсу для детей - шиатсу в диалоге.
Габриэле Каэхеле, Гамбург
Техника шиатсу, разработанная в Японии, является признанной формой терапии на Западе. Более или менее сильными нажатиями мы обращаемся к кинестетическому восприятию всего тела, согласно Улле Кислинг, недостаточно развитому, в частности, у всех детей с нарушениями поведения и речи.
«Обращаться» - значит ожидать ответа. У каждого человека есть определенные зоны, испытывающие потребность в прикосновении. В диалоге с ребенком мы находим эти зоны и выясняем, какое именно прикосновение ему нравится. В шиатсу можно делать все: тереть, гладить, похлопывать, тянуть и т.д. Нежность и сила прикосновения зависят от потребностей и желания ребенка.
Жизненная энергия ребенка циркулирует по нескольким криволинейным каналам, «меридианам», охватывая все физические органы и системы. Продуманные прикосновения стимулируют ток энергии, омывающей тело, разум и эмоции. Жизнь -это движение, движение в большом и в малом - в моторике и в процессах обмена веществ в каждой отдельной клетке. В состоянии покоя энергия течет свободно, открытые каналы стабилизируют участки напряжения, как в сложном сплетении водных путей.
Прикосновение питает органы чувств, способствует росту, психическому и эмоциональному развитию. У некоторых детей исходная потребность в прикосновениях скрыта под толстым наносным слоем боязни и отвержения тактильного контакта. Неважно, что вызвало этот страх: когда ребенок чувствует себя комфортно, его защитная броня начинает распадаться. Сколько времени понадобится на это, определяет сам ребенок. А мы терпеливо ждем. Шиатсу помогает детям обрести уверенность в себе, удовлетворение, позитивный настрой, ясность в мыслях, они лучше справляются с социальными ситуациями, лучше учатся и меньше болеют.
Мне хотелось бы, чтобы больше детей получило возмож- ность заниматься шиатсу - в семье, с терапевтом и в других
условиях; чтобы больше людей заметило благодарную и позитивную реакцию детей на такие тактильные опыты в нашей сухой и черствой жизни. Наконец, мне хотелось бы, чтобы больше терапевтов, воспитателей, учителей и родителей открыли для себя возможность с помощью шиатсу упрочить свои отношения с детьми.
Интегративный лечебно-педагогический/
Терапевтический цирк
Пример: «Цирк Миньон», «Клоуны и Компания»
Интегративный детско-юношеский проект Дома Миньон, института амбулаторной лечебной педагогики и раннего развития на западе Гамбурга, был начат в 1992 году в результате поиска новых форм терапии движением для детей-инвалидов или подростков с угрозой инвалидности в возрасте 12-16 лет.
В настоящее время в проекте участвуют около 100 детей и подростков под руководством директора цирка Мартина Кливера и двух других взрослых. Каждые два года образуется новая группа из 40 детей, приступающих к изучению цирковых искусств.
Ежегодно цирк отправляется на гастроли - со своим собственным шатром, 13 фургонами, двумя тракторами и тягачом -по приглашениям на выступления в Гамбурге и окрестностях, а также на фестивали и конгрессы по всей Германии.
Цирковое представление с жонглерами, акробатами на одноколесных и высоких велосипедах, хождением на ходулях, гимнастами на шаре и на канате, клоунами, фокусниками, факирами и даже огнеглотателями каждые два года получает новое оформление в виде небольшой поэтической истории. Юные артисты сами сочиняют музыку для своего оркестра, самостоятельно и при этом практически профессионально разрабатывают костюмы и грим.
Чтобы установить и собрать цирковой шатер, привести в порядок фургоны и принадлежащие цирку лодочные качели, соорудить необходимый реквизит, подросткам нужны не только
технические и ремесленные навыки, от них требуется способность работать самостоятельно и ответственно.
Важнейшими, однако, представляются те педагогические задачи, которые ложатся на плечи юных артистов. Они сами обучают начинающих и младших детей из интегративного цирка!
Этот проект способствует интеграции чувств на самых разных уровнях и потому рекомендуется для подражания.
фото 53: Большие помогают маленьким (фото - цирк Миньон)
...Акробаты же и клоуны выступают по ту сторону наших
возможностей.
Карл Краус