I. Организационный момент: На доске сюжетные картинки «Осень» и «Лето». Логопед вместе с детьми рассматривают и сравнивают данные картинки между собой.
«Когда это бывает?» Логопед в 4 ряда на наборном полотне раскладывает предметные картинки, называя каждую из них. Затем вместе с детьми проговаривает стихотворение. Дети заучивают его наизусть.
Мы картиночки покажем
И про каждую расскажем:
Ветер, туча, дождь, грибочки,
Клюква, плащ и листопад,
Голый лес и голый сад,
Птицы к югу улетают…
Ну, когда это бывает?
II. Основная часть.
1. «Считалка» Дети вслед за дефектологом повторяют считалку и ударяют мячом об пол (на каждую строчку – 4 удара мяча ):
Дождик, дождик, ты не лей,
Ты нас, дождик, пожалей,
Мы хотим с мячом играть
И считалку рассказать.
2. Упражнение на формирования диафрагмального выдоха.
«Подуем на листочки» - делаем максимальный вдох, а затем -делаем глубокий выдох и дуем на листочки, держа их за ниточку. Щёки не надуваем.
3. «Осень в гости к нам пришла» Дефектолог читает четверостишие. Дети повторяют его и хлопают в ладоши в такт стихотворению (на каждую строчку – 4 удара):
Осень в гости к нам пришла,
Деток радует она,
Разукрасила наш сад,
Подарила листопад.
4. ИГРА «Ответь на вопросы»
Что делает? (дует)
Что сделает? (подует)
ВЕТЕР Что делал? (дул)
Что будет делать? (будет дуть)
Игра повторяется со словами: дождь, листья, трава и др.
5. Упражнение на дифференциацию носового и ротового дыхания: « Ветер дует». Выполняется стоя. Спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.
Я подую высоко, (руки поднять вверх, встать на носки, подуть)
Я подую низко, (руки перед собой, присесть и подуть)
Я подую далеко (руки перед собой, наклон вперёд, подуть)
Я подую близко (руки положить на грудь и подуть на них)
6. Дидактическая игра «Назови, что перепутал художник» : Дети вместе с дефектологом рассматривают сюжетную картинку и называют вслед за педагогом изображённые несоответствия.
Физминутка: Логопед читает двустишия, а дети, повторяя, проговаривают их вместе с дефектологом, воспроизводят движения в соответствии с содержанием:
Мы идём с тобою в сад,
Там увидим листопад.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Туча по небу плывёт,
Туча дождик нам несёт.
Дождик капает и льёт,
Нам гулять он не даёт.
7. Дидактическая игра «Угадай слово»: дети повторяют вслед за дефектологом
Ветер дует, а ветры …. Дождь моросит, а дожди ….
Птица улетает, а птицы … Лист падает, а листья ….
Холод наступает, а холода …
Урожай созревает, а урожаи ...
8. «Осень» Логопед рассказывает рассказ, дети повторяют его вслед за дефектологом.
Прошло лето. Наступила осень. Солнце греет слабо. Дует ветер, идёт дождь. Стало холодно – люди надевают куртки, шапки, сапоги. Листья на деревьях желтеют, краснеют. Потом они падают на землю. Начинается листопад. Осенью появляются грибы, созревают клюква, овощи, фрукты. Это осенний урожай. Перелётные птицы улетают в тёплые края. А потом наступает зима.
9. Упражнение для работы над голосом. «Ветер» Упражнение выполнять без напряжения. Произношение ВВвввВВввввВВ, ввввВВВввввВВВВвввв с различной силой голоса. (Ветер дует то сильно, то слабо).
10. Релаксационное упражнение: «Дождь» - Выполняется сидя. Голову поднять и тянуть шею вверх. Мышцы шеи напряжены. Такое положение сохраняется во время чтения всей загадки. Затем голову опустить вниз и расслабить мышцы шеи.
Поглядите, поглядите –
Потянулись с неба нити!
Эта тоненькая нить
Землю с небом хочет сшить.
III. Заключительная часть: Подведение итога занятия. Домашнее задание: выучить стихотворение:
Осень в гости к нам пришла,
Деток радует она,
Разукрасила наш сад,
Подарила листопад.
Анализ
Конспект разработан с учетом системности и последовательности работой над речью заикающегося. Тема и задачи полностью соответствуют этапу работы над речью.
На занятии используются традиционные методы и пимы работы. Все методы и приемы подобраны в соответствии с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Используемые наглядные методы помогли в лучшей степени выполнить задание, правильно выстроить алгоритм высказывания.
Используемые словесные и логоритмические упражнения помогают нормализировать речь и умерить темп произношения, что помогает избежать речевых запинок.
Некоторые задания выполнялись с повторением, что обеспечивало активизацию всех детей на занятии.
Методики коррекции заикания
Одной из первых комплексных систем коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в отечественной логопедии является система, предложеннаяН.А. Власовой и Е.Ф. Pay (1933, 1959, 1983), которая не потеряла актуальности до настоящего времени. Авторами впервые обосновывается ряд принципов комплексного метода реабилитации заикающихся: 1) до начала коррекционной работы необходимо проведение тщательного медико-психолого-педагогического обследования; 2) коррекционные воздействия должны направляться не только на развитие навыка плавной речи, но на весь организм и личность заикающегося в целом; 3) логопедической работе по развитию навыка плавной речи должен предшествовать “охранительный речевой режим”; 4) развитие навыка плавной речи включает постепенное усложнение “степени самостоятельности речи”: сопряженная, отраженная, краткие ответы на вопросы по знакомой картинке, самостоятельное описание знакомой картинки, пересказ прослушанного небольшого рассказа, рассказ по знакомой картинке и речь в беседе (спонтанная).
По мнению этих авторов, реабилитация заикающихся детей должна проводиться в коллективе в условиях учреждений типа дневного стационара или детского сада с лечебным уклоном.
Организация “охранительного речевого режима” подробно представлена в п. 3.2.1.
Н.А. Власова (1959, 1983) рекомендует проводить данный режим в самом начале коррекционной работы. В этот период начинается постепенное введение простейших видов речи: сопряженной и позднее отраженной.
Последовательность использования различных видов речи соответствует основным этапам коррекционной работы.
Особое внимание в этой комплексной системе реабилитации уделяется развитию памяти, внимания, мыслительных операций. Особый акцент именно на этих видах деятельности рекомендуется делать в работе с детьми, страдающими неврозоподобной формой заикания.
Кроме этого, система реабилитации включает такие разделы: работа по развитию общей и мелкой моторики, которая осуществляется на логоритмических занятиях, в ручном труде и изобразительной деятельности детей, работа по исправлению звукопроизношения, работа по развитию речи детей, ее лексического наполнения и грамматического оформления.
Основные положения этой системы до настоящего времени широко используются логопедами в практической работе с заикающимися разных возрастных групп. (Более подробное описание методики см.: Заикание. Ред. Н.А. Власова, К.П. Беккер, 1983.)
Комплексный подход в реабилитации заикающихся преимущественно в амбулаторных и стационарных условиях медицинских учреждений разработанВ.И. Селиверстовым (1968, 1994).
В.И. Селиверстов особо подчеркивает необходимость индивидуализации коррекционного воздействия при разработке задач и сроков коррекционного воздействия. В его системе придается большое значение активному и сознательному участию детей в процессе работы над своей речью и поведением.
Данная система логопедических занятий предусматривает регулярное и обязательное использование магнитофона на всех этапах работы с заикающимися детьми. Это позволяет детям активизировать свое внимание на “речевых ошибках”, как собственных, так и других детей, правильнее оценивать свои достижения и недостатки и т.п. Родители становятся активными помощниками логопеда в решении коррекционно-воспитательных задач.
Логопедические занятия с заикающимися строятся в зависимости от речевых возможностей индивидуума, т.е. с опорой на уровень сохранной, свободной от заикания речи. Речевые упражнения предлагаются в соответствии со степенью самостоятельности речи, ее подготовленности, структурной сложности, громкости, а также с учетом речевых ситуаций.
Построение комплексного реабилитационного воздействия делится автором на три этапа:
1. Подготовительный этап. Наряду с оздоровительными мероприятиями и щадящим речевым режимом, в этот период начинают работу по развитию моторики, расширению словарного запаса. Логопедическая работа ведется только с использованием тех видов речи, в которых речевые судороги у заикающегося не проявляются, т.е. осуществляется сугубо индивидуальный подход.
2. Тренировочный этап. Наряду с моторикой, осуществляется целенаправленное развитие активного внимания, памяти и других психических функций. Логопедические занятия включают дальнейшее формирование лексико-грамматической стороны речи. В процесс логопедической тренировки постепенно включаются те виды речи, в которых у ребенка ранее отмечались запинки, т. е. осуществляется “наступление на больные участки речи”. 3. Заключительный этап. Продолжается комплексное психолого-педагогической воздействие на личность заикающегося в целом. На этом этапе закрепляются навыки свободной речи в повседневной деятельности.
Система логопедических занятий предусматривает также постепенное нарастание сложности речевых ситуаций. В данной системе логопедические занятия включают методический материал, в котором строго учитываются возрастные особенности детей и задачи программы воспитания в детском саду.
Курс амбулаторных занятий рассчитан на 3-4 месяца (32-36 занятий).Подготовительный период занимает около 7-8 занятий. В это время в домашних условиях родители обеспечивают щадящий режим, который включает спокойную обстановку, твердый режим дня и по возможности ограничение речевого общения с окружающими. На логопедических занятиях этого периода решаются несколько задач: логопед стимулирует ребенка на активную работу над своей речью и убеждает в положительном исходе специальных занятий.
Кроме этого, дети заучивают специальные психотерапевтические тексты для утреннего и вечернего (перед сном) проговаривания, которые составляются логопедом в соответствии с возрастом ребенка. В процессе занятий внимание ребенка фиксируется на понятиях “красивой и правильной речи”. В эти понятия входит звучность, выразительность, неторопливый темп и плавность. Обращается внимание на спокойное, непринужденное и свободное поведение ребенка при общении.
Речевые задания включают речевые “зарядки”, т.е. произнесение гласных звуков и их сочетаний с согласными; стихотворные тексты в сочетании с движениями; проговаривание автоматизированных рядов (счет, дни недели, месяцы и т.д.); упражнения на сопряженно-отраженном виде речи, ответы на конкретные вопросы, беззвучное артикулирование, шепотную и ритмизированную речь.
Тренировка речи детей проводится с учетом разных условий: при различном положении ребенка (сидя, стоя, в движении и т.п.), в процессе разных видов занятий (лепка, рисование и т.п.), в различных дидактических играх.
Тренировочный период (20-22 занятия). В этот период дети тренируются в тех видах речи и ситуациях, которые являются для них трудными. Это предполагает постепенный переход от ответов на вопросы к спонтанной речи, от тихой к громкой речи, от спокойных занятий к эмоциональным и т.п. Соответственно на этом этапе вводятся подвижные игры, ролевые и творческие. Закрепление полученных речевых навыков переносится из кабинетных условий в жизненные ситуации (магазин, музей, прогулка). Закрепление полученных навыков осуществляется благодаря активной помощи родителей.
В закрепительный период речи (6-9 занятий) плавная речь ребенка закрепляется в более трудных условиях. На логопедических занятиях используются такие формы речи как беседы, рассказы и пр. Активно используются ролевые и творческие игры. Курс логопедических занятий завершается концертом, в котором участвуют все дети.
На всех этапах коррекционной работы, предлагаемой В.И. Селиверстовым, большое значение придается работе логопеда с родителями. Так, в подготовительный период логопед проводит беседы с родителями о сущности заикания, о значении и целях логопедических занятий и определяет роль родителей в лечебно-педагогическом процессе, так что родители с самого первого дня становятся активными помощниками логопеда. Такие беседы проводятся как коллективно, так и индивидуально. Родители регулярно посещают открытые логопедические занятия на всех этапах коррекционной работы.
Одно из направлений коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми связано с психологической школойР.Е. Левиной.Плеяда ученых, воспитанных этой школой, разрабатывает целостную систему воздействия на заикающихся дошкольников и школьников (НА Чевеяева, А.В. Ястребова, С.А. Миронова, О.С. Бот, Л.Ф. Спирова). Данные исследователи исходят из представлений о том, что
заикающиеся дети, как правило, обладают достаточным словарным запасом, иногда превосходящим возрастную норму, в то же время они недостаточно адекватно используют словарный запас, неконкретно формулируют мысль, недостаточно выдерживают логическую последовательность речи.
В соответствии с этим, для нормального речевого общения детям, страдающим заиканием, необходимо коррегировать не только речевые запинки, но и психическую деятельность (внимание, память, мышление), а также развивать планирующую функцию речи.
В системах реабилитационного воздействия, разработанных данными авторами, объединено обучение и воспитание, содержание которых соответствует программам дошкольных и школьных учреждений, с логопедической работой по развитию у заикающихся связной речи и перевоспитанием особенностей протекания психических процессов. Для коррекции речи у заикающихся использованы закономерности речевого онтогенеза, т.е. развитие речи от ситуативной к контекстной.