Печень - центральный орган в метаболизме белков, жиров и углеводов. Микросомальное окисление
Печень играет важную роль в пищеварении, в обмене веществ, синтезе и выделении из организма токсических продуктов обмена, в поддержании постоянства внутренней среды. Все перечисленные процессы в разной степени угнетаются при заболеваниях печени, отличаясь специфическими особенностями в зависимости от характера заболеваний. В связи с этим знание многообразных функций печени, а также биохимических изменений, возникающих при патологических состояниях, необходимо для изучения всех последующих фундаментальных и клинических дисциплин. Знание молекулярных механизмов обезвреживания эндо- иэкзогенных токсических соединений необходимо для оценки защитных возможностей организма, в частности,состояния дезинтоксикационной функции печени иэффективности использования и прогнозирования развития побочного действия различных лекарственных соединений.
Методические указания к самоподготовке
Вопросы к разделу
- Химический состав печени.
- Роль печени в углеводном обмене.
- Роль печени в липидном обмене.
- Роль печени в обмене белков.
- Детоксикация различных веществ в печени.
- Микросомальное окисление. Роль цитохрома Р450. Фаза окисления. Реакции конъюгации
Для успешного усвоения темы и активной работы на занятии выполните следующие задания согласно таблице 27.
Таблица 27. Химический состав печени. Роль печени в обмене веществ
Задание | Указания к выполнению задания |
Изучите основные функции печени. | Выпишите основные физиологические и биохимические функции печени: 1) 2) 3) 4) 5) 6) |
Изучите метаболическую функцию печени. | 1. Продумайте, почему печень можно считать депо резервных белков в организме. 2. Выпишите, белки каких фракций плазмы крови синтезируются в печени. 3. Представьте процентное соотношение белковых фракций сыворотки крови здорового взрослого человека, нормальную протеинограмму: · альбумины- · α1- глобулины – · α2 – глобулины – · β – глобулины – · γ – глобулины – 4. Продумайте принцип выявления диспротеинемии пробами коллоидоустойчивости. 5. Какие пробы коллоидоустойчивости Вы знаете? Выпишите их: 1) 2) 3) 4) и др. 6. Объясните причину геморрагических явлений при заболеваниях печени. 7. Выпишите факторы свертывания крови, синтезируемые в печени. 8. Каким превращениям подвергаются аминокислоты в гепатоцитах? 1) 2) 3) 4) 9. Объясните, почему при поражениях печени наблюдаются гипераминоацидемия и аминоацидурия. 10. Напишите, каково содержание гликогена (в г) в цельной печени человека. 11. Объясните функциональную и метаболическую связь содержания глюкозы в крови и гликогена в печени. 12. Представьте общую схему путей метаболизма глюкозы в гепатоците. 13. Представьте общую схему образования в печени глюкозы из аминокислот, глицерина и молочной кислоты. 14. Схематически представьте пути метаболизма фруктозы и галактозы в печени. 15. Объясните, почему в гепатоцитах возможно одновременное интенсивное течение процессов синтеза и распада жирных кислот, синтеза и окисления холестерина. 16. Какие липопротеины синтезируются в печени? Напишите процентное содержание их основных ингредиентов: · белки- · нейтральный жир – · фосфолипиды – · холестерин – 17. Схематически представьте этапы образования кетоновых тел в печени. Какова биологическая роль этих соединений? 18. Объясните, почему при тяжелых поражениях печени наблюдается гипохолестеринемия, снижение содержания в сыворотке крови фосфолипидов, ЛПОНП, ЛПВП? 19. Какие тесты, влияющие на состояние углеводного обмена в печени, используемые в клинических условиях, Вы знаете? Перечислите их: а) б) в) г) 20. Представьте график нормальной сахарной кривой после нагрузки глюкозой. |
Изучите экскреторную функцию печени. | 1. Охарактеризуйте физиологическую роль желчи. 2. Перечислите составные компоненты желчи. 3. Вспомните роль печени в пигментном обмене. 4. Охарактеризуйте образование и метаболизм желчных кислот; первичные и вторичные желчные кислоты, их биологические функции. 5. Дайте представление о тестах, применяемых для исследования экскреторной функции печени. |
Изучите барьерную (детоксикационную, обезвреживающую) функцию печени. | 1. Выпишите основные группы соединений, инактивирующихся в печени. 2. Выпишите группы биохимических реакций, приводящих к обезвреживанию различных биологически активных и токсических, а также и чужеродных соединений: 1) 2) 3) |
Изучите токсические вещества | 1. Дайте определение понятию «токсичность». 2. Перечислите группы эндогенных токсических веществ: 1) 2) 3) и т.д. 3. Продумайте возможные пути поступления токсических веществ в организм человека. 4. Выпишите основные группы соединений, инактивирующихся в печени. |
Дайте определение понятию «ксенобиотик» | 1. Приведите примеры ксенобиотиков. 2. Дайте определение понятию «биотрансформация ксенобиотиков». 3. Выделите фазы/типы биотрансформации ксенобиотиков. 4. Выпишите группы биохимических реакций, приводящих к обезвреживанию различных биологически активных и токсических, а также чужеродных соединений: 1) 2) 3) |
Изучите механизм микросомального окисления | 1. Напишите схемы монооксигеназного и редуктазного путей микросомального окисления. 2. Поясните биологический смысл микросомального окисления. 3. Напишите реакции - основные продуценты восстановленного НАДФ, необходимого для поддержания процессов микросомального окисления. 4. Перечислите биологически активные соединения, образующиеся в результате микросомального окисления: 1) 2) 3) 5) Охарактеризуйте строение цитохрома Р450. 6) Объясните множественность форм цитохрома Р450. 7) Объясните, почему активность микросомального окисления наиболее высока в таких тканях, как печень, легкие, тонкий кишечник, плацента. |
Изучите реакции конъюгации | 1. Приведите пример реакции глюкуронидной конъюгации. Какие соединения подвергаются преимущественно глюкуронидной конъюгации? Напишите реакцию актитвации глюкуроновой кислоты. 2. Приведите пример реакции конъюгации с серной кислотой. Какие соединения подвергаются преимущественно такому варианту конъюгации? Напишите реакцию образования фосфоаденозилфосфосульфата (ФАФС). 3. Приведите пример реакции конъюгации с глутатионом. Какие соединения подвергаются преимущественно такому варианту конъюгации? 4. Вспомните реакции образования парных желчных кислот путем конъюгации с глицином и таурином, напишите примеры. |
Изучите роль отдельных белков, определяющих реакцию клеток на воздействие ксенобиотиков и ионов тяжелых металлов | 1. Охарактеризуйте белок множественной лекарственной устойчивости. 2. Дайте понятие о белках теплового шока и их биологической функции. 3. Охарактеризуйте металлотионеин и его роль в связывании ионов тяжелых металлов. |