Методы исследования интеллекта
Определение уровня интеллектуальных нарушений в отечественной клинической психологии и психиатрии включает в себя как клиническую, так и патопсихологическую оценку. При этом приоритет отдается клинической диагностике. Оценивают общий объем знаний и предпосылки интеллекта (памяти, внимания, мышления, моторики, речи, эмоционально-волевой сферы).
Экспериментально-психологическое обследование способно уточнить характер и тяжесть снижения интеллекта.
Для этих целей может использоваться тест прогрессивных матриц Равена.Он состоит из 60 заданий, распределенных по 5 сериям. В каждой серии представлено изображение полотна с геометрическим рисунком или несколько матриц с одной недостающей частью. Испытуемому предлагается обнаружить закономерности в матрицах и подобрать из шести-восьми предложенных ту матрицу, которой недостает в полном изображении. От серии к серии задания усложняются.
Оценка интеллекта возможна опосредованно при исследовании особенностей мышления, в частности, понимания переносного смысла пословиц и поговорок, общей осведомленности и т.д., составляющих основу теста Векслера, которыйпозволяет определить IQ для вербальных и невербальных навыков и общий IQ. Имеется Векслеровская шкала интеллекта для взрослых (переработанная) (предназначена для лиц старше 16 лет) и для детей в возрасте 6-16 лет.
Тест Станфорд-Бине (4-я редакция) предназначен для детей старше 2 лет и позволяет определить «умственный возраст» и IQ. Поскольку тест включает в основном вербальные задания, он не рекомендуется, если у ребенка имеются специфические коммуникативные расстройства (например, аутизм, дислексия) или недоразвитие (в силу внешних факторов) вербальных функций.
Глава 8. Расстройства сознания
В большинстве случаев под термином «сознание» понимают способность воспринимать себя и внешний мир во всей целостности событий. В медицине используется термин «нарушения сознания» для обозначения узкого круга острых преходящих расстройств с грубым нарушением способности воспринимать и понимать окружающий мир.
Нарушения сознания диагностируют на основе критериев, предложенных немецким психиатром К. Ясперсом:
1) отрешенность от реального внешнего мира, выражающаяся в том, что больные отрывочно, фрагментарно, неотчетливо воспринимают действительность (выявляется после перенесенного приступа); клинически врач не может установить контакт с пациентом; следует учитывать, что отрешенность не является специфическим симптомом расстройств сознания и встречается у апатичных больных шизофренией и при тяжелой депрессии.
2) нарушение ориентировки во времени, месте, в собственной личности (первой утрачивается ориентировка во времени, далее в месте и ситуации, изменение ориентировки в себе отражает глубину расстройства и наблюдается достаточно редко); нарушения ориентировки также не являются специфическим признаком расстройств сознания. Например, может быть амнестическая дезориентировка у страдающих корсаковским синдромом;
3) нарушение стройности мышления, вплоть до бессвязности (инкогеренция), когда речь распадается и превращается в «словесную окрошку»; пациенты производят впечатление слабоумных; данный симптом также может встречаться и в рамках других психопатологических синдромов;
4) амнезия - расстройство способности запечатлевать в памяти события, происходящие в момент нарушения сознания. Амнезия при нарушениях сознания может быть полной или частичной; симптом амнезии возникает не только при расстройствах сознания, но и при многих органических заболеваниях мозга (например, атеросклерозе).
5) нарушения целенаправленных действий – пациенты или обездвижены, или совершают неконтролируемые поступки.
О нарушении сознания свидетельствует только одновременное существование всех перечисленных признаков,а не какой-либо один из них. Очень важна для диагностики состояний расстроенного сознания также специфическая динамика данных нарушений: все состояния расстроенного сознания — это острые преходящие расстройства.
В основе классификации синдромов нарушения сознания лежит наличие или отсутствие продуктивной психопатологической симптоматики.