Методы психологической диагностики расстройств эмоции
Наиболее известные психологические методики, позволяющие оценивать аффективные нарушения: шкала Спилбергера-Ханина (определяется уровень выраженности личностной и реактивной тревожности) и шкалы Бека, Гамильтона, Зунге, направленные на выявление депрессии. В связи с тем, что испытуемый самостоятельно оценивает уровень собственной эмоциональности результаты перечисленных шкал следует сравнивать с клиническими показателями. Их использование обоснованно и для оценки эффективности терапевтических мероприятий.
Одним из наиболее значимых в оценке эмоциональных нарушений является проективный тест цветовых выборов Люшера. С его помощью удается определить уровень стресса (тревоги). Тест Люшера представляет собой набор карточек разного цвета (обычно используется восьмицветный тест). Испытуемому предлагается расположить их по мере снижения симпатии к цвету - на первое место поставить «самый приятный» на момент обследования цвет, на последнее - «самый неприятный». Исследование повторяется дважды. За каждым цветом закреплены соответствующие параметры, характеризующие индивидуально-психологические особенности человека.
Глава 4. Расстройства волевой сферы
Воля – это способность к осознанной, целенаправленной деятельности, связанная с преодолением внешних и внутренних препятствий.
Волевая активность присуща только человеку. Поведение животных обусловлено инстинктами и условно-рефлекторными связями. У человека в процессе социально-исторического развития образовались формы приспособления к окружающей среде на основе дифференцированных условно-рефлекторных реакций и произвольного контролирования инстинктов.
Совокупность желаний, побуждений, стремлений, приобретающих характер мотивационной деятельности, составляет мотивационную сферу. В мотивационную сферу включаются как осознаваемые (волевые), так и недостаточно осознанные действия на основе различных побуждений (влечений, установок).
У человека всегда одновременно существует несколько актуальных для него, конкурирующих потребностей. Воля позволяет реализовать или подавить имеющиеся влечения, ориентируясь на индивидуальную шкалу ценностей - иерархию мотивов. Подавление потребности не означает снижение ее актуальности. Неприятное чувство, вызванное невозможностью реализовать актуальную для человека потребность, называют фрустрацией. Спасаясь от этого чувства, человек вынужден либо удовлетворить свою потребность позже, когда условия изменятся на более благоприятные (так, например, поступает больной алкоголизмом, когда получает долгожданную зарплату), либо заставить себя изменить отношение к потребности, т.е. включить психологическую защиту.
Слабость воли как свойство личности или как проявление психического заболевания, с одной стороны, не позволяет человеку планомерно удовлетворять свои потребности, а с другой может приводить к асоциальным поступкам, поскольку любое желание удовлетворяется немедленно в неприемлемой форме.
Волевые нарушения могут относится как к уровню побуждений к деятельности и осознания цели, т.е. формирования мотива, адекватности мотивов, свойствам личности и ситуации, так и принятия решения, соответствующего поведения на всех этапах волевого процесса.
Влечением называют состояние конкретной нужды человека, потребность в определенных условиях существования, зависимость от их наличия. Осознанные влечения мы называем желаниями. Среди психиатров и психологов нет единого мнения относительно того, какое из влечений следует рассматривать как важнейшее для человека. З. Фрейд считал, что это либидо (сексуальное влечение), А. Маслоу и К. Роджерс утверждали, что важнейшей потребностью человека является самореализация. Вероятнее всего, набор важнейших потребностей у каждого уникален, субъективен.
Наиболее важны следующие потребности человека: в физиологическом комфорте (пища, тепло, отсутствие боли), в безопасности (инстинкт самосохранения), сексуальное влечение, в общении (аффилятивная потребность), родительский инстинкт (забота о близких).
В норме волевой акт включает в себя несколько составляющих:
1. Выбор цели. Начало этой фазы характеризуется наличием у человека различных влечений. Субъективно влечение переживается как смятение, беспокойство, ощущение нехватки чего-то важного, а объективно - поисковой активностью, когда индивид пытается установить, в чем он нуждается. В дальнейшем на базе влечения человек определяет цель своей деятельности (например, нужно что-то доделать, перечитать, подготовиться к экзамену, привести в порядок документы и т.д.).
2. Формирование и борьба мотивов. Мотив – это то, что движет человеком. Внутренние мотивы связаны с изменением психологического состояния (например: желание испытать удовольствие, удовлетворение, гордость и т.д.). Внешние мотивы имеют целью вознаграждение, избегание наказания, признание. Из множества возникающих желаний чего-то или стремлений к чему-то человеку всегда приходится выбирать какое-то одно, главное. Этот выбор и есть борьба мотивов.
3. Принятие решения.
4. Исполнение решения – собственно деятельность.