Развитие теории объектных отношений

Развитие теории объектных отношений позволило про­яснить множество аспектов того, как у детей и взрослых складываются взаимоотношения с себе подобными, как формируется система социальных связей индивида, а также выделить и описать различные формы деструктив­ного и патологического взаимодействия людей. Особенно велико значение объектной теории для терапии очень на­рушенных пациентов, страдающих от тяжелых форм пси­хических и личностный расстройств. Большинство глу­бинных психологов считают, что высокая степень психических нарушений связана с расстройством ранних стадий объектных отношений. Так, Анна Фрейд полага­ет, что шизоидная и шизофреноподобная симптоматика развивается у лиц, чье психическое развитие останови­лось на стадии детского аутизма, тогда как расстройство симбиотических отношений с матерью может приводить к тяжелым формам депрессии.

Мелани Кляйн связывает с объектными отношениями два основных типа тревоги, которую может переживать личность, Персекуторная тревога (страх преследования, боязнь враждебного отношения со стороны окружающих) развивается у людей, для которых характерна описанная выше параноидно-шизоидная спутанность, а депрессивная тревога (страх потери любимого объекта) свойственна тем, кто не сумел сформировать представления о пози­тивном и устойчивом собственном Я (описанное выше преодоление депрессивной позиции). В первом случае человек не умеет отделять позитивные и хорошие черты и свойства от негативных, и испытывает сильный страх того, что объект (возлюбленная, начальник, приятель) в любую минуту может стать враждебным, агрессивным. Отношения с людьми выглядят пугающими в силу не­предсказуемости поведения последних. Если же субъект не уверен в том, что заслуживает внимания, одобрения и любви, ему трудно ответить взаимностью на симпатию

[180]

другого человека. С другой стороны, разрыв отношений оказывается совершенно невыносимым — депрессивная личность винит себя в каждой утрате и обесценивает соб­ственное Я во всех случаях, когда имеется хотя бы малей­шее подозрение, что партнер предпочел другого.

Интересную дихотомию базовых типов объектных от­ношений предлагает М.Балинт. В работе "Трепет и рег­рессия" [103] он вводит понятия окнофилии, означающей потребность держаться за надежный, устойчивый объект, гарантирующий защиту и безопасность, и филобатии40 — радости от оставления объекта, "трепета наслаждения, смешанной тревоги и удовольствия", который испытыва­ет личность в пустом, лишенном объектов, но дружест­венном (не враждебном) пространстве.

Окнофил — это человек, который нуждается в проч­ных, устойчивых отношениях с объектом. Ему нужно держаться за что-то надежное, чтобы чувствовать себя в безопасности. Первоначально такую зону комфорта обес­печивает любящая и заботливая мать. Покидая ее, ребе­нок ощущает беспомощность и тревогу, а возвращаясь — успокаивается. Мир окнофила, по Балинту, состоит из объектов, разделенных устрашающе пустыми пространст­вами. Во время перехода от объекта к объекту окнофил испытывает страх, и такое же иссушающее предчувствие охватывает его вблизи любимого объекта — страх утраты, страх оказаться брошенным и покинутым.

Филобат не боится покинуть объект, он получает удо­вольствие от перемещения в пространстве человеческих отношений. Такой человек уверен в себе, он может сво­бодно приходить и уходить, радуясь встрече и не особен­но печалясь из-за расставания. Поэтому филобат отчасти ведет себе как нарциссический ребенок, его "героичес­кое" поведение вдохновляется, по Балинту, инфантиль­ной уверенностью в том, что все закончится хорошо.

В реальном человеческом поведении окнофилические и филобатические черты смешаны, в различных ситуаци­ях могут преобладать то одни, то другие импульсы. Ис­точником межличностных проблем являются крайности или одностороннее развитие черт. Так, у окнофила навяз-

[181]

чивое желание безопасности приводит к тому, что бли­жайшее окружение оказывается вынужденным удержи­вать его, заранее отвечая "да" на невысказанную мольбу о любви. А такая ситуация почти всегда чревата униже­нием. Во всех иных случаях он страдает и, кроме того, от­казывается признать самостоятельность объектов — пра­во других на свободу выбора.

Проблемы окнофила связаны с представлением, что люди, в которых он нуждается, сами по себе надежны, могущественны и всегда обеспечивают безопасность. Ок­нофил путает свои потребности с объективными характе­ристиками социального окружения и, кроме того, страда­ет от скрытой амбивалентности. Он нуждается в объекте, который избавляет от страха. Но поскольку окнофил сты­дится и презирает себя за слабость, то может переместить эти чувства на объект и начать презирать его, не переста­вая любить — ведь он по-прежнему доверяет и надеется. Такое двойственное отношение к любимому человеку встречается достаточно часто.

У филобата проблемы возникают в связи с выражен­ным окнофилическим отношением партнера. Независимо от этого он может сталкиваться с упреками в неверности, ненадежности, холодности и черствости. Филобатическое предпочтение безобъектного пространства нередко выгля­дит обыкновенным эгоизмом. Любитель "ходить по краю" родственных и дружеских привязанностей рано или позд­но рискует сделать шаг за грань и остаться в полном оди­ночестве.

Американский психоаналитик Филлис Гринейкр рас­сматривает формирование чувства собственной идентич­ности как процесс, всецело зависящий от развития объектных отношений. По ее мнению, сознавание собст­венного Я развивается через понимание того, как его представляют и оценивают другие люди. Дети и взрослые присваивают, интроецируют образ собственной личнос­ти, складывающийся у значимых и близких. Другие авто­ры, например, Теодор Рейк и Джозеф Сандлер, полагают, что объектные отношения влияют прежде всего на фор­мирование Супер-эго. Отто Кернберг на основе интегра-

[182]

ции ряда объектных теорий разработал эффективную си­стему психотерапевтической помощи пограничным и психотическим пациентам.

Наши рекомендации