Глава 25. как относиться к играм

Вы уже сделали важные шаги в анализе игровых поведений: узнали, в чем они заключаются, познакомились с методами их анализа, а также разобрались в скрытых мотивах людей, играющих в игры. В настоящей главе рассмотрим практические способы борьбы с играми.

Нужно ли давать название играм? В своем бестселлере «Игры, в которые играют люди» Эрик Берн буквально заворожил своих читателей броскими названиями, которые он дал играм. Другие авторы последовали примеру Берна и стали придумывать новые названия. Эта мода в ТА просуществовала в течение нескольких лет, в результате чего были «открыты» сотни новых игр, каждая из которых получила свое название. Рассматривая этот процесс с современных позиций, можно сказать, что лишь немногие из них внесли свой вклад в понимание теории игр. Многие из предложенных названий лишь описывают происходящие взаимодействия, которые вовсе не являются играми в соответствии с определением, приведенном в главе 23. В частности, многие из них не имеют Переключения и таким образом могут быть классифицированы как времяпровождение или рэкет. Это же можно сказать и о многих «играх», упомянутых в книге «Игры, в которые играют люди».

Исключив эти «игры» из списка, мы обнаруживаем, что оставшиеся игры можно классифицировать на относительно небольшое количество паттернов, каждый из которых может быть представлен одним популярным названием. Все остальные названия являются вариациями основных паттернов скорее по содержанию, нежели по процессу, и отличаются отдельными деталями того, что происходило во время игры, а не тем, как протекает игра.

В настоящее время большинство практиков ТА предпочитают ограничивать количество названий, которые они дают играм. Мы также придерживаемся этого подхода, так как считаем, что лучше всего игры можно понять, сконцентрировавшись на основных паттернах, показывающих, как протекают игры. Это также позволяет разработать основные принципы борьбы с играми, вместо того чтобы разрабатывать «антитезисы», присущие каждой отдельной игре, как это делал Берн.

Некоторые известные игры. В этом разделе рассмотрим несколько известных игр, которые классифицируются в соответствии с изменением игроками позиции в Драматическом треугольнике в момент Переключения.

Переключение Преследователь-Жертва. Подобное переключение характерно для игры «Ударь меня (Пни меня)», о которой мы уже говорили ранее. Одним из вариантов этой игры в обыденной жизни является игра «Полицейские и грабители». Она начинается с того, что «грабитель» стремится противопоставить себя закону и преследует силы, защищающие закон и порядок, однако в конце концов все кончается тем, что его ловят и он становится Жертвой.

В игре «Задира (Критикан)» игрок стремится найти недостатки у других людей, критикует их внешность, работу, одежду и так далее. Он может придерживаться подобной стратегии в течение длительного времени с целью рэкета, при этом не обязательно включая игровое Переключение. Однако в конце концов от задиры могут отказаться те люди, которых он критикует, или он сам может сделать так, что его «случайно» услышат те, о ком он распространяется за их спиной. В этом случае он переходит из позиции преследователя в Драматическом треугольнике в позицию Жертвы, тем самым преобразуя свой рэкет в игру.

Игрок в игре «Если бы не ты» постоянно жалуется другим, что ему не дают что-либо делать. Например, мать может сказать своим детям: «Если бы не вы, я могла бы поехать за границу». А теперь предположим, что какое-то событие не позволяет ей более заниматься рэкетом на эту тему. Возможно, она унаследовала значительное состояние, позволяющее ей держать прислугу, или ее дети просто выросли и не нуждаются в том, чтобы она постоянно была поблизости. Вы думаете, что она в этом случае поедет за границу? Нет, она обнаружит, что ей страшно оставить свой дом. Поступая подобным образом, она переключит выключатель в положение Жертва.

Переключение Жертва-Преследователь. Это переключение характерно для игры «Ну, попался, негодник!» (НИГИСОБ). Помните, в эту игру играла Джин в одном из наших первых примеров? В данной игре, а также во всех ее вариациях игрок из позиции Жертвы забрасывает Крючок. Когда партнер по игре «заглатывает наживку», игрок из Преследователя производит «удар».

В игре «Да, но...» игроки начинают с того, что просят совета или помощи, отвергая все конкретные предложения. Переключение наступает тогда, когда все предложения и советы Спасителя иссякли. При этом игрок начинает извлекать преимущества из отказа своего Спасителя. Вспомните, как это сделал клиент Молли в приведенном ранее примере. Такая игра распространена в работе, связанной с людьми, а также в тех случаях, когда «оказывают помощь».

Игра «Рапо» представляет собой сексуальную версию игры НИГИСОБ. В этой игре игрок забрасывает сексуальный Крючок. Когда партнер в соответствии с возникшим половым чувством начинает действовать, игрок в «Рапо» с возмущением отвергает его. Спереди на футболке у игрока в «Рапо» написано: «Я доступна!», а сзади — «Но не для тебя, ха-ха!». «Рапо» первой степени является источником игровых поглаживаний на вечерниках и завершается легким отказом от полового контакта. Игрок в «Рапо» третьей степени может дождаться полового контакта, а затем, включив Переключение, закричать: «Меня насилуют!».

Существует несколько игр типа НИГИСОБ, в которых первоначальная позиция Жертвы используется с целью рэкета, поэтому, пока удается сохранить занимаемое положение. Переключение не происходит. Игроки в игру «Глупый» и «Бедняжка» начинают рэкет из положений «Я не могу (не умею) думать» и «Я не могу сам себе помочь» соответственно. Пока поглаживания поступают, они вполне удовлетворены своей ролью Жертвы. Однако если кто-либо будет заставлять их думать или делать что-то для себя, они могут включить Переключение, выйти из себя и обвинять другого человека: «Говорил же я себе, что от тебя никогда не дождешься никакой помощи!».

Игра «Деревянная нога» представляет собой вариант игры «Бедняжка», при этом лозунг игрока на футболке гласит: «Что можно ожидать от человека, у которого... мать как у меня / от такого алкоголика как я / который вырос в городе» (список можно продолжить другими примерами).

Игрок в игру «Сделай что-нибудь для меня» стремится тайно манипулировать другими людьми, заставляя последних думать или действовать за него. Например, студент, которому задали на занятии вопрос, может тупо сидеть, не произнося ни слова, грызть карандаш, ожидая, когда преподаватель сам ответит на поставленный вопрос. Пока есть надежда на то, что кто-то поможет, игрок будет оставаться в роли беспомощной Жертвы. Однако затем он может включить Переключение и собрать целый «урожай» игровых поглаживаний, обвинив Спасителя в том, что он дал плохой совет. Например, тот же студент может подойти после экзамена к директору, объяснив причину своей неудовлетворительной оценки на экзамене тем, что преподаватель плохо объяснил урок. Такое конечное положение игры дает нам основание называть ее также «Посмотри, что ты со мной сделал».

Переключение Спаситель-Жертва. Прототипом подобного поведения служит игра «Я лишь пытался помочь тебе». Такое название можно применить для любой игры, в которой игрок сначала предлагает помощь из роли Спасителя, а затем становится Жертвой, когда его партнер или отказывается от помощи, или поступает по-своему и получает по заслугам, или дает знать, что предлагаемая помощь недостаточно квалифицированная. В результате потенциальный Спаситель получает расплату в виде марок своей неадекватности. Игра «Почему бы тебе не...», в которую играла Молли в одном из наших примеров, является одним из вариантов игры на эту тему и заключается в том, чтобы давать советы, от которых партнер постоянно отказывается.

Переключение Спаситель-Преследователь. Игра «Послушай, как я много для тебя сделал» начинается так же, как и игра «Я лишь пытался помочь тебе», причем «помощник» выступает в роли Спасителя. Однако при переключении бывший Спаситель становится обвиняющим Преследователем, а не преследуемой Жертвой. Например, представьте себе женщину, которая постоянно сдерживала своего сына в детстве. Сейчас, когда он стал бунтующим подростком и объявил ей о том, что собирается уйти из дома, она включает Переключение и бросает обвинение: «И это после всего, что я для тебя сделала! Надеюсь, что ты за все получишь по заслугам! Я умываю руки».

Возможность выбора. В главе 7 вы познакомились с проблемой выбора. Если вы проделали упражнения, то можете применить полученные навыки. Подобное умение в сочетании со знанием анализа игр дает эффективное средство борьбы с играми.

Возможность выбирать позволяет прекратить игру на любой ее стадии в формуле Игры. Если вы осознали, что играете в какую-то игру, то можете, благодаря выбору, выйти из негативного и занять позитивное функциональное эго-состояние. Если кто-либо приглашает вас сыграть в игру, используйте возможность выбора и ответьте таким образом, чтобы люди не ждали от вас каких-то действий на этой стадии игры.

Мы предлагаем вам выбирать только позитивные эго-состояния и вообще выйти из Драматического треугольника.

Вы не можете заставить других людей не играть в игры Вы также не можете заставить их не забрасывать вам игровой Крючок. Однако благодаря возможности выбора, вы можете или вообще не участвовать в игре, или выйти из нее, когда осознали, что уже начали играть. В этом случае вы увеличиваете шанс того, что другой человек тоже выйдет из игры.

Определение Крючка. Боб и Мари Гулдинг стремятся обнаружить игру в самом начале — при забрасывании Крючка. Если для борьбы с ним вы сразу же используете возможность выбора, то сможете предотвратить дальнейшее развитие игры. Для этого необходимо «мыслить по-марсиански», то есть определить скрытое послание, лежащее в основе Крючка, и заблокировать его, вместо того чтобы реагировать на него на социальном уровне.

При этом вы можете дать пересечение из прямолинейного Взрослого. Например, допустим, что между Молли и ее клиентом началась игра. Когда клиент стал просить о помощи, Молли могла бы ответить ему: «Похоже, что у вас есть какая-то проблема. В чем я могу помочь?» Этим вопросом она обращается непосредственно к скрытому посланию и плану действий клиента. Если клиент и дальше будет пытаться подцепить ее на Крючок, то она опять может повторить то же пересечение, пока он не ответит из своего Взрослого или не оставит свои попытки и не уйдет. В последнем случае он все равно получит игровую расплату, однако Молли сможет избежать ее.

Один из наиболее эффективных способов блокировки Крючка заключается в преувеличении своих чувств Ребенка или Родителя. Например, Молли могла бы среагировать на жалобы клиента, спрятавшись под столом и сетуя при этом: «О боже! Вы опять очень плохо выглядите!» Когда клиент говорит Бобу Гулдингу, что пришел в терапию для того, чтобы работать над какой-то проблемой, Боб реагирует на это с выражением скуки на лице, бормоча: «Работать, работать и работать...». Подобные реакции блокируют Крючок на психологическом уровне, давая игроку понять: «Я вижу твою игру, поэтому давай лучше займемся чем-нибудь другим».

Обнаружение игнорирований и драйверов. Вначале Крючок всегда включает элемент игнорирования, при этом для каждой стадии игры характерны свои игнорирования. Следовательно, умение обнаруживать игнорирования может помочь выявить приглашения на игру и исключить их с помощью вашей возможности выбора.

Если вы принимаете игнорирование, содержащееся в Крючке, то тем самым «клюете», и игра идет своим ходом. Таким образом, один из способов заблокировать игру — борьба с игнорированием другого человека. За долю секунды, перед тем как войти в игру, игрок проявит также драйверное поведение, с методами выявления которого вы познакомились в главе 16. Это умение поможет обнаружить Крючок и предсказать игровое поведение. Чтобы не принимать участие в игре, не реагируйте на драйверное поведение другого человека своим драйвером.

Как избежать негативной расплаты. А что если вы не заметили Крючок, вошли в игру и осознали это лишь в момент Переключения? Не все потеряно и в этом случае, так как можно не принять свою расплату и не испытывать неприятных чувств. И все же лучше, если вы примете расплату в виде позитивных чувств. Предположим, я присутствую на лекции одного известного ученого. Когда начинается дискуссия, я оспариваю его идеи. Неосознанно я начинаю играть роль Преследователя. Выслушав меня, лектор мягко улыбается и одной блестящей фразой разрушает мои критические построения, и вся аудитория смеется. В этот момент сценарий требует от меня включить Переключение игры «Ударь меня». Предполагается, что я буду чувствовать себя отвергнутым и ненужным. Вместо этого можно просто выйти из сценария и сказать себе: «Интересно! Я только что осознал, что в течение последних трех минут играл в «Ударь меня». Какой я молодец, что понял это!» Таким образом, я наградил себя букетом приятных чувств за свою сообразительность. Обратите внимание, что я поздравляю себя не с тем что, стал играть, а с тем, что у меня хватило сообразительности понять, что я вошел в игру.

Интересно отметить то обстоятельство, что, при постоянном использовании этой техники, вы со временем обнаружите, что играете в эту игру все реже и реже и с меньшей степенью интенсивности. И это не удивительно, если мы вспомним о той роли, которая принадлежит играм в контексте сценария. Таким образом, каждый раз, когда я вместо расплаты в виде неприятных чувств испытываю позитивные чувства, то выбрасываю одну из своих негативных марок и накапливаю одно позитивное подкрепляющее воспоминание вместо негативного, присущего данной игре. Тем самым я помогаю себе ослабить свои сценарные убеждения и уменьшить интенсивность рэкетных проявлений, одним из которых и является данная игра.

Прямой путь к позитивной расплате. Аналогичная методика была предложена Джоном Джеймсом. Вспомните его идею о том, что в каждой игре присутствует позитивная и негативная расплата. Когда вы обнаружите, что чаще всего играете в какую-то одну игру, то можете определить, какое аутентичное желание Ребенка в его прошлом пытаетесь осуществить, поступая подобным образом. После этого вы можете найти прямые, а не сценарные способы удовлетворения своего желания. Например, предположим, что позитивная расплата в игре «Ударь меня» заключается в том, чтобы уделять себе больше времени. Для этого я могу использовать свои возможности выбора как взрослого человека и добиться желаемого без того, чтобы меня «пнули». Я могу начать с того, что буду уделять себе по десять минут утром и вечером или ежедневно гулять. В этом случае я буду прямо удовлетворять потребности своего Ребенка и в результате обнаружу, что все реже играю в игру «Ударь меня».

Путь к интимности после Переключения. Когда вы научитесь определять последовательные стадии игры, то сможете легко отличить момент Переключения. При этом будете осознавать, что вы и ваш партнер поменялись ролями, и сразу же определите момент растерянности — Смущение. В этой точке игры у вас имеется еще одна возможность выхода из игры. Дело в том, что когда человек находится в сценарии в момент Переключения и Смущения, он считает, что его единственный путь — путь к Расплате. Однако если использовать осознание Взрослого, вы можете пойти по другому пути и вместо рэкетных чувств открыто рассказать другому человеку о ваших аутентичных чувствах и желаниях, входя в интимность и блокируя игровую Расплату.

Например, представим себе, что я играл с кем-то в «Ударь меня» и в нашей игре наступил момент Переключения. При этом я могу сказать партнерше: «Я только что понял, что делаю — отталкиваю тебя, чтобы ты бросила меня. А сейчас боюсь, что ты уйдешь от меня, а я очень хочу, чтобы ты осталась со мной». Рассказав открыто о своих чувствах, я не могу заставить другого человека остаться со мной. Я не могу даже заставить ее выйти из моей игры, если она хочет остаться со мной. Однако приглашаю ее ответить, выразив свои аутентичные чувства и желания. И если она идет на это, мы можем возобновить наши взаимоотношения, испытывая чувства счастья и облегчения. И наоборот, мы все же можем расстаться, однако сделаем это не по игровым, а по вполне ясным и очевидным причинам. Возможно, после расставания мы будем переживать наш разрыв, ибо интимность всегда менее предсказуема, чем игры, и она может быть для нас приятной или неприятной.

Замена игровых поглаживаний. Ребенок рассматривает игру как надежный способ получения поглаживаний. Что произойдет, если по веским причинам своего Взрослого вы уменьшите время на игры? В этом случае вы, возможно, неосознанно будете испытывать в своем Ребенке чувство беспокойства, задавая себе вопрос: «Что же случится с моими поглаживаниями?» При этом помните о том, что для Ребенка прекращение поглаживаний означает угрозу его существованию. Если вы не знаете об этом, то, возможно, будете использовать стратегии Маленького профессора для восполнения утраченных поглаживаний. Возможно также, что вы обнаружите другие варианты проигрывания тех же старых игр или начнете играть в другие игры с тем же переключением в Драматическом треугольнике. Кроме того, вы можете забыть о том, что надо бороться с игнорированиями. Поверхностно подобные действия можно интерпретировать как «самосаботаж». Что касается раннего Ребенка, то цель этих действий — диаметрально противоположная. Она заключается в том, чтобы сохранить поступление поглаживаний и, следовательно, обеспечить выживание. Поэтому важно, чтобы вы не просто прекратили играть в игры, а нашли способы замены поглаживаний, которые ранее получали в играх. Стэн Вуллэмс обратил внимание на еще одну тонкость, которая заключается в том, что игровые поглаживания многочисленны и интенсивны по качеству. В отличие от них поглаживания, которые мы получаем в жизни вне игр, менее интенсивны и не всегда их достаточно. Естественно, что эти новые поглаживания прямые и не несут в себе игнорирований. Однако, как мы знаем, необласканного поглаживаниями Ребенка больше волнует количество, а не качество поглаживаний. С этим фактором нельзя не считаться, поэтому необходимо потратить время и убедить себя в Ребенке, что эти новые источники поглаживаний вполне приемлемы и не кратковременны. Во время этого переходного периода было бы неплохо найти дополнительные источники поглаживаний, чтобы пережить этот этап вашего роста. В этом плане росту вашей личности могут помочь занятия в группе. В конечном счете, ваш Ребенок привыкнет к этому новому и менее интенсивному источнику поглаживаний. Свобода от игр может принести потерю обычных источников возбуждения, однако она дает нам возможности использовать нашу взрослую способность выбирать, которую мы отрицаем в себе, играя в игры. Кроме того, не играя в игры, нам легче приблизиться к аутентичной близости и интимности.

Упражнение. Вернемся к примеру игры, которую вы анализировали с помощью плана игры (глава 23). Подходит ли она под названия ранее упомянутых игр? Проверьте это в соответствии с изменениями позиций в Драматическом треугольнике, которые вы делали в момент Переключения игры. Используйте различные техники борьбы с играми, о которых вы узнали в этой главе. Примените каждую из них в вашем примере игры. Таким образом, в конце у вас будет целый список различных способов противодействия этой игре в будущем. Если вы захотите применять эти техники, то вначале решите, как собираетесь заменить поглаживания, которых лишитесь в результате выхода из игры, и начните получать поглаживания новым способом.

После этого начните бороться с играми. Выберете одну технику и применяйте ее постоянно в течение недели, а затем аналогичным образом опробуйте другие методики. Если вы работаете в группе, сообщите товарищам о ваших достижениях.

ЧАСТЬ VII

ИЗМЕНЕНИЕ: ПРАКТИКА ТА

• Глава 26. Контракты на изменение

Эта книга не является детальным руководством по профессиональному применению ТА. Наша цель в заключительной части — дать краткий обзор способов, с помощью которых в ТА достигают изменения.

Начнем с одной из основных характерных особенностей практики ТА — использования контрактов. Берн определил контракт как четко выраженную двухстороннюю приверженность строго определенному плану действий. Нам нравится и определение Джеймс и Йонгеворд: «Контракт — это приверженность Взрослого самому себе или кому-либо еще с целью изменения».

Контракты включают в себя:

— участвующие стороны;

— что они собираются делать вместе;

— сколько это потребует времени;

— какова будет цель или результат этого процесса;

— как они узнают о том, что цель достигнута;

— на сколько это будет полезно или приятно клиенту.

Практики ТА выделяют два различных типа контрактов: административный или деловой контракт и клинический или лечебный контракт. Деловой контракт представляет собой соглашение между терапевтом и клиентом относительно платы и организационных вопросов их совместной работы. В лечебном контракте клиент четко определяет, каких изменений он хочет добиться, и указывает, что он планирует делать для их достижения. Терапевт выражает свою готовность работать с клиентом в достижении поставленных целей и определяет свой вклад в этот процесс.

Четыре условия Стайнера. Клод Стайнер отмечает четыре условия, необходимых для заключения полноценного контракта, которые были взяты из практики юриспруденции.

1. Взаимное согласие. Это означает, что обе стороны должны прийти к единому мнению относительно условий контракта- При этом ни терапевт, ни клиент не навязывают друг другу организационные вопросы и цели лечения. Контракт заключается в результате переговоров двух участвующих в нем сторон.

2. Адекватная компенсация. Это компенсация, предоставляемая за проделанную работу или затраченное на ее выполнение время.В практике ТА — его обычно гонорар, который клиент платит терапевту. Иногда стороны могут согласиться на компенсацию иного рода. Например, в качестве платы за каждый час лечения клиент может согласиться отработать некоторое количество часов как секретарь. Независимо от формы компенсации, стороны должны четко сформулировать ее в своем контракте.

3. Компетентность. Как терапевт, так и клиент должны выполнить все условия контракта. Терапевт должен обладать определенными профессиональными навыками, необходимыми для того, чтобы помочь клиенту достичь желаемого результата, а клиент должен понять условия контракта и обладать физическими и умственными способностями для его осуществления. Имеется в виду, что, например, люди с сильными психическими расстройствами не могут выполнить условия лечебного контракта. Аналогичным образом контракт не может быть заключен с алкоголиком или наркоманом.

4. Законность. Цели и условия контракта должны соответствовать существующим законам. Для терапевта законность означает также приверженность этическим принципам.

Зачем нужны контракты.Большое значение, которое в практике ТА уделяется контрактам, прежде всего вытекает из философской посылки о том, что «Все люди — ОК». При этом терапевт и клиент равны друг перед другом, следовательно, они несут одинаковую ответственность за те изменения, которые хочет иметь клиент. Далее следует убеждение, что любой человек способен самостоятельно думать и, в конечном счете, несет ответственность за свою жизнь, ибо именно он будет сталкиваться с последствиями решений, которые принимает. Поэтому клиент, а не терапевт, решает, что он хочет изменить в своей жизни. Роль терапевта заключается в том, чтобы указать на те аспекты, которые способствуют достижению цели. Обеим сторонам необходимо ясно представлять характер желаемого изменения, а также конкретный вклад каждой стороны в его осуществление.

Контракты и скрытый план действий. Известно, что в любых взаимоотношениях стороны могут обмениваться скрытыми посланиями. Особенно когда они стремятся изменить свою личность. Терапевт и клиент обычно начинают взаимодействия, имея скрытый план действий и план действий на социальном уровне. Поэтому одна из важных задач контракта состоит в том, чтобы скрытый план действии стал явным. Обнаружение скрытых посланий и ясная формулировка условий контракта блокируют психологические игры и помогают терапевту и клиенту оставаться вне Драматического треугольника.

У терапевта имеется свое мировосприятие, отличное от мироощущения его клиента. Следовательно, терапевт войдет во взаимодействие со своими понятиями о том, какие изменения необходимы клиенту. При отсутствии контракта терапевт мог бы считать взгляды клиента такими же, как и его собственные. Некоторые взгляды и представления мировосприятия терапевта находятся вне его осознания. Он может до конца не осознавать, что сам строит предположения о «истинных» целях, которым необходимо следовать его клиенту. В такой ситуации терапевт, скорее всего, станет играть одну из ролей Драматического треугольника. При этом он будет «направлять» клиента, играя роль Преследователя по отношению к клиенту-Жертве. По словам Боба Гулдинга, работа без контракта может привести к тому, что терапевт становится насильником. И наоборот, терапевт может сказать себе: «Этот клиент, по-видимому, нуждается в таком-то изменении, но не знает в каком, и не может обойтись без моей помощи». В этом случае терапевт будет играть роль Спасителя.

У клиента также имеется скрытый и открытый план действий. Сам факт его прихода к терапевту является подтверждением на социальном уровне того, что он хочет в чем-то измениться или этого желают другие. Однако ему трудно решиться на изменение своей личности, так как он или не знает, как это сделать, или внутренне сопротивляется любой попытке изменения. В последнем случае он будет посылать терапевту скрытые послания, например: «Я пришел, чтобы измениться) однако чувствую себя беспомощным и не могу сделать это сам» или «Я пришел, чтобы измениться, но у вас все равно ничего не выйдет». I

Если скрытый план действий имеется как у терапевта, так и у клиента, то они займут соответствующие позиции в Драматическом треугольнике, открывая дорогу для рэкета и игр. Цель контракта как раз и заключается в том, чтобы не допустить этого. Из-за того, что терапевт и клиент совместно вырабатывают и ставят перед собой четкие цели изменения, они вынуждены сравнивать свое мировосприятие. Это помогает их Взрослому осознать скрытый план действий и противопоставить его реальности. Поскольку терапевт и клиент не являются идеальными людьми, то вряд ли они полностью откроют друг другу свой скрытый план действий. Поэтому контракт в процессе работы можно пересматривать.

Контракт и ориентация на цели изменения. Большинство клиентов приходят к терапевту с какой-либо проблемой, которую они собираются решить. Поэтому одной из целей контракта является смещение акцента с самой проблемы на цель изменения.

В процессе составления контракта клиент и терапевт должны обязательно представить картину желаемого результата их совместной работы. Обоюдное стремление к достижению поставленной цели автоматически мобилизует на ее выполнение все ресурсы терапевта и клиента. В этом и состоит основной принцип, лежащий в основе всех систем креативной визуализации. И наоборот, если терапевт и клиент акцентируют свое внимание на проблеме, то они будут неосознанно заниматься негативной визуализацией, направляя свои внутренние ресурсы не на решение проблемы, а на ее изучение.

Четкая постановка цели контракта дает еще одно преимущество — обе стороны знают, когда закончится их совместная работа. Это позволяет им оценивать прогресс, достигнутый на отдельных этапах процесса изменения. Таким образом, использование контрактов не допускает ситуации, в которой процесс лечения длится бесконечно долго.

Как составить эффективный контракт. В этом разделе рассмотрим основные характеристики, которые, по мнению практиков ТА, необходимы для заключения эффективного контракта. Чтобы не давать их в тезисной форме, мы предлагаем сразу использовать их на практике при определении вашей цели изменения. По мнению Джеймс и Йонгеворд, контракт с целью изменения можно заключить как с терапевтом, так и с самим собой.

Следующие упражнения направлены на составление контракта для самотерапии. Они впервые разработаны Мириел Джеймс и усовершенствованные одним из авторов этой книги.

Упражнение. Решите, что вы хотите в себе изменить. Напишите это, используя любые пришедшие в голову слова.

Цель контракта должна быть определена с помощью позитивных слов. Часто цель изменения определяется негативными словами и выражениями, например, человек может захотеть бросить курить или меньше пить, сбросить вес и не бояться начальников. Подобные «стоп-контракты» и «не-контракты» никогда не работают длительное время. Частично это объясняется тем, что цель контракта представляется в виде определенной картины. Когда вы пытаетесь представить себе что-либо, то мысленно видите картину того, что следует за «не» или любым другим негативным словом. Например, если человек заключает контракт с целью «не курить», то он будет у него постоянно ассоциироваться с его проблемой — курением, от которого клиент хочет избавиться.

В теории ТА имеется хорошее объяснение неэффективности «стоп-контрактов». Вспомним, что любое сценарное поведение является отражением стратегии Ребенка, направленной на выживание, получение поглаживаний и удовлетворение насущных потребностей. Тогда что же случится, если вы заключите контракт с целью «не вести себя» по сценарию? В лучшем случае вы не дадите своему Ребенку ясной цели относительно сценария — вы просто добавите еще один пункт в бесконечный список того, что «нельзя», «не надо», «запрещается» делать, полученный вами в детском возрасте от родителей. В худшем случае вы накладываете запрет на то, что в своем Ребенке воспринимаете как существенное для вашего выживания.

Для того чтобы заключить эффективный контракт, необходимо выделить то позитивное, что поможет вашему Ребенку действовать в четко определенном направлении. Подобный подход позволяет обнаружить новые способы выживания и удовлетворения своих потребностей, которые не хуже старых сценарных способов.

Упражнение. Если вы описали желание измениться с помощью негативных слов, измените предложение, употребив лишь позитивные слова. Новая редакция будет содержать то позитивное, что вы собираетесь использовать для замены негативного.

Контракт должен содержать реально осуществимую цель, учитывать конкретную ситуацию и имеющиеся ресурсы. Под словом «осуществимая» мы обычно понимаем все то, что достижимо для вас, ибо невозможно насильно заставить измениться другого человека.

Упражнение. Проверьте, можете ли вы достигнуть желаемого изменения. Спросите себя, достиг ли кто-либо того, что вы хотите? Если это так, то ваша цель осуществима. Рекомендуем детально описать то, что вы хотите изменить.

Цель должна быть четко определенной и наблюдаемой. Это означает, что вы и окружающие должны иметь возможность убедиться в том, достигли ли вы цели или нет. Ваша цель не должна быть слишком общей исодержать сравнения. Часто люди при первоначальном написании контракта ставят перед собой общие цели, например: «Я хочу быть добрым, общительным человеком» или «Я хочу быть ближе к людям». Заключение подобного контракта может привести к бесконечной работе над собой, поскольку указанные цели нечетко определены и окружающие не смогут однозначно сказать, достигнуты они вами или нет.

Упражнение. Укажите подробно, как окружающие и вы сами увидите и услышите, что вы в чем-то изменились. Если ваша цель связана с изменением взаимоотношений с другими людьми, укажите их фамилии.

Изменение, которое вы стремитесь достигнуть, должно быть безопасным. Поэтому с помощью Взрослого обдумайте его социальные последствия. Безопасно ли оно для вас?

Цель контракта должна исходить из Взрослого при сотрудничестве Свободного Ребенка. Другими словами, она должна соответствовать вашему пониманию ситуации и способностям взрослого человека и помогать удовлетворять потребности вашего Ребенка, а не отрицать их. Контракт, заключенный из Адаптивного Ребенка, будет почти во всех случаях способствовать усилению вашего сценария. Поэтому контрактов из Адаптивного Ребенка следует избегать.

Упражнение. Продумайте, насколько вы хотите измениться ради себя самого, а не для того, чтобы порадовать других, получить от кого-то одобрение или навредить кому-то? Можно задать этот вопрос и по-другому: «Для чего мне нужно меняться?»

Для достижения этой цели вам необходимо мобилизовать ресурсы вашего Ребенка, как, впрочем, и ресурсы вашего Взрослого и Родителя. Поэтому цель контракта в ТА формулируется на «языке восьмилетнего ребенка» — словами, понятными вашему Ребенку.

Упражнение. Понятна ли сформулированная вами цель восьмилетнему ребенку? Если нет, перефразируйте ее так, чтобы она была ему понятна.

Достижение цели всегда связано с определенными затратами в виде времени, денег, обязательств, неприятностей, прощанием с кем-то или чем-то, страхом перед последствиями изменения и т.д.

Упражнение. Продумайте, какая будет цена за достигнутое вами изменение? А затеи, определив ее, задайте себе вопрос, по-прежнему ли вы хотите измениться?

Следующее упражнение проверяет, как вы следуете определенному плану действий.

Напишите пять пунктов, которые необходимы для достижения цели контракта. При определении конкретных действии укажите, как окружающие смогут судить о том, продвигаетесь ли вы к цели или нет.

Из составленного вами списка пунктов выберите и напишите те, которые обязательно выполните в течение ближайшей недели.

Напишите: «Люди, которые могут помочь мне в моем изменении...» и отметьте их фамилии.

Наши рекомендации