Изучение случая рабства нелегальных мигрантов
Кейс предназначен для студентов, обучающихся по направлению «социальная работа».
Цель -изучение случая рабства среди мигрантов и его разрешения для составления рекомендаций для социальной работы с мигрантами, попавшими в рабство.
Задачи:
· Проанализировать ситуацию, а так же рассмотреть ход решения данного феномена в современном обществе.
· Проанализировать существующую литературу по данной проблеме.
· Показать социальный контекст ситуации.
Используемый материал: публицистическая статья, содержащая интервью с несколькими участниками произошедшего.
Ожидаемый результат исследования: Понимание проблемы рабства трудовых мигрантов и стимулирование решения данной проблемы силами социальной работы. Создание социального контекста и развитие инициативы с целью последующей разработки методов работы с бывшими рабами.
Актуальность проблемы:
Точное количество современных рабов в мире неизвестно. В 2005 году ООН пришла к выводу, что каждый год в рабство попадают около 700 тыс. человек, Госдепартамент США годом позже назвал схожую цифру - от 600 до 800 тыс. человек. Организация Human Rights Watch считает, что реальное число ежегодно продаваемых в рабство людей достигает 800-900 тыс. По оценкам Центра безопасности человека (ныне действует при университете Саймона Фрэзера в Ванкувере, Канада), ежегодно в рабство продается до 4 млн. человек.
Международная организация труда в 2006 году опубликовала доклад, согласно которому принудительным (то есть, фактически рабским) трудом в мире занимаются 12,3 млн. человек. Есть еще более шокирующие оценки. Эксперты организации Anty-Slavery утверждают, что в современном мире насчитывается до 200 млн. рабов.
По оценкам ООН (доклад под названием «Торговля людьми: глобальные закономерности» был опубликован в 2006 году), людей продают в рабство (похищают, завлекают обманом и тому подобное) в 127-ми странах мира, в 137-ми государствах эксплуатируются иностранные жертвы торговцев людьми. В 11-ти государствах отмечен «очень высокий» уровень активности похитителей людей, среди них - Россия, Украина, Беларусь, Молдова и Литва. В Армении, Грузии, Казахстане и Узбекистане этот уровень «высокий».
Является или не является человек рабом определяется на основе трех главных критериев:
1. деятельность человека контролируется с помощью насилия или угрозы применения насилия;
2. человек находится в данном месте и занимается данным видом деятельности против своей воли и не может изменить ситуацию по собственному желанию;
3. за работу он получает ничтожную оплату, либо вообще ее не получает.
Трудовая иммиграция, как правило, нелегальная и легальная, но неконтролируемая со стороны государства и общества, в её нынешнем виде представляет огромную проблему для России. Она сопровождается грубым массовым нарушением прав, как иностранцев-иммигрантов, так и местных жителей, граждан России, немыслимой коррупцией, разъедающей муниципальные и правоохранительные органы, уголовными преступлениями со стороны приезжих и по отношению к ним.
Основная часть
Временной отрезок всей ситуации:начало 2000-х – осень 2012 гг.
Место: город Москва
Действующие лица: казашки Тажинар Аширова и Тумар Касимова – матери двух, находящихся в рабстве женщин, волонтеры движения «Альтернатива», Жансулу Истанбекова – хозяйка магазина «Продукты», в котором приезжих из Казахстана людей держали в рабстве. Анастасия Денисова – работник общественной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам – комитета «Гражданское содействие». Правозащитники расселили подопечных в два хостела. Тажинар Аширова, ее освобожденная дочь Зарина с четырехмесячным сыном Нурсултаном, золовка Лейла с шестилетним сыном Бахой и муж Лейлы Сейлхан живут в Подмосковье. Тумар Касимова, ее дочь Бакия с пятилетним мальчиком Баурджаном, продавщица Мутабар и разнорабочий магазина «Продукты» Адил — на севере Москвы.
Краткое содержание истории:
В октябре 2012 года две женщины, казашки Тажинар Аширова и Тумар Касимова, сообщили волонтерам движения «Альтернатива», что в московском магазине «Продукты» держат в рабстве их дочерей. Матери и активисты проникли в торговую точку и вывели оттуда не только двух девушек, но и еще семерых работников, которые пожаловались на лишение свободы, избиения, неуплату денег.
В ноябре Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Незаконное лишение свободы», признав потерпевшими только Лейлу Аширову и Бакию Касимову. Но прокуратура отменила это постановление.
Теперь Следственный комитет будет обжаловать решение прокуратуры, — говорит работник общественной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам — комитета «Гражданское содействие» Анастасия Денисова. — Мы также уже подали новые заявления по всем нашим потерпевшим с просьбой возбудить уголовное дело об использовании рабского труда, о причинении вреда здоровью, изнасиловании, похищении людей.
Жансулу Истанбекова была соседкой одной из пострадавших, когда жила в Казахстане, ее родственники также живут по соседству. По рассказам Жансулу начала свой бизнес с нуля и забирала к себе людей из Казахстана на заработки. Она говорила, что своих работников держит в строгости, но обещала, что у них будет и квартира, и машина. Жансулу казалась душевной женщиной, которая много пережила. И Тажинар отпустила дочку к ней в Москву. Когда Тажинар узнала, что происходит на самом деле, знакомые начали подтверждать ее догадки. Мать отправляла Зарину в Россию на 3 месяца, а прошло 6 лет. Первые три года Тажинар ее не искала, так как Зарине сказали, чтобы она порвала связь с домом, сказала матери, что не хочет с ней общаться.
Год назад Зарина вышла замуж за племянника хозяйки — без загса, только по обычаям прочитали свадебную молитву «Никах». У нее не было выбора: откажешься замуж — «хозяйка» злилась, и еще племянник обещал спасти Зарину из магазина. У него была своя отдельная торговая точка, но он тоже во всем подчинялся хозяйке. Дети рабов и «хозяйки» росли под присмотром одной няньки, рабыни. Еще были водители, которые тоже страдали, но им платили деньги, и они спокойно передвигались по городу. Правда по чужим документам, поэтому не могли уехать домой. Рабыни рожали в ближайшем роддоме детей, а документы на детей, оформляли не матери, а родственники хозяйки по поддельным паспортам. Сейчас Зарина воспитывает своего сына, которому примерно пол года, одна. Муж сбежал в Казахстан.
Перед тем как обратиться к активистам, Тажинар приходила в магазин одна. Хозяева показали ей дочь, но запретили ей говорить с матерью.
Еще одной жертвой рабства Жансулу Истанбековой стала Лейла Аширова — родственница Тажинар. Лейла родила в рабстве двух детей от человека, за которого ее заставила выйти замуж Жансулу. Лейла думала, что муж будет ее защищать и поможет ей справляться с этой ситуацией, но он начал избивать ее, как и остальных по приказу Жансулу.
Сложнее всего пришлось Бакие Касимовой. Она тоже родила ребенка в рабстве, и на нем это сказалось очень сильно. У него кривая грудная клетка, кривые ноги и руки, хотя под одеждой не видно, и он почти не говорит в пять лет. Бакия говорит, что хозяйка сажала Баура на горшок и привязывала в таком положении к батарее. Что его почти не кормили, и все эти годы он не видел солнца. Бакия была в рабстве десять лет. У нее почти нет зубов, вся грудь в шрамах. Однажды Бакия сбежала, но ее поймали и сильно избили. Убегать больше не пытались, боялись мести Жансулу и ее родственников, боялись за своих детей.
Жансулу и ее люди запугали всех рабов, регулярно избивали их, и поощряли тех, кто был ей верен.
Юристы говорят, что в лучшем случае разбирательства займут полгода. А в худшем до двух лет. При этом неизвестно, удастся ли осудить Жансулу вообще. Прошло больше месяца, но освобожденные рабы до сих пор не уехали домой. С помощью сотрудников общественных организаций они пытаются добиться осуждения «хозяйки», Жансулу Истанбековой.
Проблемные вопросы:
Какие проблемы характерны для трудовых мигрантов в России?
Что необходимо предпринять, чтобы уменьшить нелегальную миграцию и тем самым снизить риск рабства среди этой категории?
Как социальная работ должна помочь в этом направлении?
Ведутся ли в настоящий момент какие-либо работы по профилактике рабства среди мигрантов?
Предложите методы по профилактике данного феномена.
Чем социальная работа может помочь людям побывавшим в рабстве?
Заключение
Проблема нелегальной миграции имеет экономическое и политическое измерения. Начнём с того, что миграция в Россию из бывших республик СССР происходит чаще всего не от хорошей жизни. При общей разрухе нам удалось сохранить некоторое благополучие относительно таких стран как Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан и так далее. Поэтому, в поисках заработка выходцы из бывшего Советского Союза стремятся к нам, чтобы прокормить свою семью. В данном случае, важно понять, что не имеет никакого значения, как мы относимся к данному положению вещей, – они всё равно будут продолжать бежать к нам, хотим мы того или нет. Этовопрос выживания. В связи с этим, России необходимо реформировать свою миграционную политику, поскольку игнорирование проблем, имеющихся в этой сфере сегодня, в дальнейшем приведёт к отрицательным последствиям.
Самым простым решением является ужесточение миграционного законодательства. Как правило, обращают наше внимание на антисанитарию, преступность и безработицу, которые порождают нелегалы. К сожалению, в данном случае «просто» не значит «эффективно». Дело в том, что ужесточение законодательства в первую очередь отражается как раз на тех людях, которые стараются сохраниться в легальном поле. Нелегальная миграция будет тем выше, чем сложнее будет зарегистрироваться в России.
В результате повсеместных запретов и усложнения всевозможных процедур получения регистрации, людей буквально вынуждают становиться нелегальными мигрантами. Фактически у государства перед «нелегалами» только одна обязанность – найти и обезвредить. Это означает, что мигранты лишаются всех своих прав перед работодателем, который им, тем не менее, необходим, так как они приехали в Россию в поисках заработка и вернуться назад с пустыми руками просто не могут. Для нелегала работодатель, в полном смысле этого слова, становится хозяином, от которого зависит практически вся жизнь рабочего.
На практике предприниматели с радостью нанимают таких людей, так как им можно платить столько, сколько хочется, селить там, где вздумается, их не нужно кормить и не нужно заботиться об их здоровье. А в случае, если рабочие перестают устраивать хозяина, от них всегда можно избавиться, сдав их миграционной службе. Изначально обладая невысоким образованием и не большими потребностями, многие нелегальные мигранты попадают в кабалу. При этом, легализовавшиеся мигранты гораздо менее интересны бизнесменам, так как с ними приходится начинать считаться. Таким образом, мы приходим к выводу, что ужесточение миграционного законодательства в России приводит к формированию своеобразного рабовладельческого общества.
Список литературы
1. Витковская Г.С. Незаконная миграция в России: ситуация и политика противодействия. Международная миграция населения: Россия и современный мир. - М.:2006.139 с.
2. Гутова Ю. Рабство в Москве. Электронная версия журнала «Русский репортер».Режим доступа: http://www.rusrep.ru/article/2012/12/04/rabstvo
3. Кейс-метод. Новосибирская открытая образовательная сеть «Методист». Режим доступа: http://metodist.edu54.ru/node/34599
4. Красинец Е.С. Нелегальная миграция в России. - М.: Академия, 2007. 154 с.
5. Романов П.В. Стратегия кейс-стади в исследовании социальных служб. Режим доступа:
http://www.isras.ru/files/File/Socis/2005-4/romanov_strategy.pdf
6. Середин А. Нелегальная миграция – путь в рабство. Режим доступа: http://via-midgard.info/news/in_russia/nelegalnaya-migraciya-put-v-rabstvo.htm
7. Тюрюканова Е. Принудительный труд в современной России: нерегулируемая миграция и торговля людьми. - Женева. 2006. 240 с.
8. Управление миграционными процессами: Учебное пособие/ Государственный университет управления. - М.2008. 107 с.
[1] Большая медицинская энциклопедия [Б. В.Петровский и др.].- М: «Эксмо», 2008. – том 3, стр.456
[2]Материалы сайта downside up. Режим доступа:[ http://downsideup.org/sindrom.php]