Для успешной работы с семьей, потерявшей близкого человека, необходимо обратиться к методу семейной терапии.
Он включает в себя совокупность психологических приемов, направленных на гармонизацию отношений между родственниками и на оказание помощи отдельному человеку при активном содействии остальных членов семьи.
В процессе использования метода социальной терапии семьи специалисты используют различные приемы: методы арт-терапии (семейные рисунки, лепка, видеотехники); игра в ролевые ситуации; переформулирование проблемы (рефрейминг). Данная методика работы поможет установить оборвавшиеся и укрепить ослабленные эмоциональные связи между мамой, бабушкой и ребенком.
2) Разработка индивидуальной программы реабилитации ребенка.
Суть данной методики заключается в проведении диагностических мероприятий (анализ ситуации внутри семьи и в школе), установление социального окружения ребенка, выявление степени его интеллектуального, физического и психическго развития.
В нашем случае, при использовании данной методики специалисту по социальной работе было бы полезно объединить свои усилия с детским психологом Оскара – доктором Файном. Он знает все о психических особенностях мальчика, вел с ним работу на протяжении полутора лет. У него есть данные о медико-социальном состоянии ребенка. В то же время, в силу специфики своей профессии, психолог не придает значения социальному окружению Оскара, не видит связи между недостатком внимания со стороны семьи и психологическими проблемами ребенка. Помимо этого, у доктора Файна не всегда получается наладить контакт с Оскаром, создать обстановку, располагающую к доверительным разговорам.
Специалист по социальной работе, наоборот, понимает, что большинство проблем ребенка кроется в семейном окружении. При проведении собеседования с родителем ребенка социальный работник должен преследовать главную цель: выявить проблемные зоны в жизнедеятельности семьи, коррекция которых может помочь ребенку и семье в целом выйти из трудной жизненной ситуации.
3) Если обратиться к детской психологической литературе, то можно отметить, что специалистами выделяются 5 фаз детского горя, которые соответствуют 5 стадиям горя по Кюблер-Росс. Наш Оскар прошел первые четыре.
Первая фаза горя - отрицание или изоляция – ребенок не может поверить в то, что произошло, 2 фаза – гнев – когда малыш сердится на других членов семьи, выплескивает на них свое негодование, 3 фаза - фаза сделки, когда дети пытаются изменить реальность, 4 фаза - депрессия, когда гнев детей обращается на самих себя. 5 фаза - разрешения, конечная фаза траура, наступает, когда ребенок окончательна принимает смерть близкого.
Мы видим, что Оскар прошел первые четыре стадии, а дальше идти не может.
Сначала была изоляция – он отгородился от внешнего мир, от друзей, от школы, забросил свои привычные занятия и кружки, прекратил всякое общение со сверстниками. Уже на этой стадии маме и бабушке следовало обратить внимание на то, что ребенок закрывается в себе, остается один на один со своим горем. Но они сами настолько были погружены в себя и свои мысли, что не придали этому значения.
Затем, наступила вторая стадия – стадия гнева, который Оскар обратил на маму. Он и сейчас на нее срывается. Обвиняет в том, что она может радоваться, смеяться, что не скучает по папе, что в тот страшный день она была на работе, а должна была быть дома.
Затем, миновав третью стадию горя, состояние Оскара плавно перетекает в четвертую стадию – депрессию.
Врач Джродж Е. Вильямс утверждает, что симптомы депрессии у детей могут выражаться в отгороженности, апатии, ночных кошмарах, отказе от друзей. Все это можно наблюдать у нашего героя.
В момент, когда ребенок переживает сильное горе в связи с потерей любимого человека рушится его Я-концепция рушится и иногда это приводит к упадку сил.
В такой ситуации помощь социального работника просто незаменима.
Американский клинический социальный работник и директор Центра по поддержке людей, находящихся в горе, Бен Вольфе разработал четыре задания для пострадавших детей:
1. Осознать горе и начать искать смысл за пределами того, что случилось;
2. Идентифицировать, подтвердить и конструктивно выразить сильные реакции на потерю близкого человека;
3. Отмечать все даты, связанные с жизнью умершего человека;
4. Продолжать жить дальше с живущими и любящими тебя людьми [3].
Для исполнения всех четырех заданий требуется время, и нельзя, не завершив первого задания, переходить к следующему и далее.
Проиллюстрированная нами ситуация сложна тем, что от тела папы ничего не осталось, поэтому, на похоронах гроб был закрыт. У Оскара, в связи с отсутствием доказательств смерти папы возникают иррациональные мысли и нереальные надежды на его возвращение. Мы видим, как мальчик самостоятельно пытается справиться с этой проблемой, выкопав и открыв гроб. Но, конечно, в данном случае, необходимость в помощи специалистов очевидна.
4) Помимо всего вышеперечисленного, бывает полезен опыт групповых методов работы.
Можно, например, собрать группу детей, потерявших родителей, чтобы они могли проговорить все это между собой. По методике проведения подобных встреч взрослый не участвует в беседе до тех пор, пока они его об этом не попросят. Ребятам важно почувствовать себя на равных. Такие встречи помогли бы мальчику справиться со страхами, прояснить собственные мысли.
5) Оказание помощи в борьбе со страхами.
Оскар испытывает страх перед террористами, такие переживания – уникальны в своем роде:
- существует мало ситуаций в жизни, в которых человек переживает подобные чувства;
- мальчик не понимает до конца сущности данного явления;
- ситуация, в которой оказался Оскар стала для него полной неожиданностью, что еще больше пугает.
В данной ситуации с мальчиком полезно будет проводить занятия арт-терапией. В частности, терапия песком поможет ребенку справиться со страхом перед террористами.
Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: «Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями»[2].
Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.
Задачи песочной терапии:
- развить более позитивную Я-концепцию;
- овладеть чувством контроля;
- развить самооценку и обрести веру в самого себя.
Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Т.е. для нашего Оскара такая методика подходит идеально.
Сначала, ребенку предлагается на песке построить мир, в котором он живет или смоделировать отдельную ситуацию – ребенок выбирает фигурки, олицетворяющие его самого, семью, друзей и своего врага. Затем, в процессе игры, малыш переносит на песок ситуацию борьбы, пытается самостоятельно решить проблему и, в конечном итоге, находит выход из сложившейся ситуации – как вариант, закапывает своего врага в песок. Таким образом, ребенок сам справляется со своими страхами, чувствует уверенность в себе, его самооценка возрастает, психологическое состояние стабилизируется.
Данные методики, на которые будет опираться специалист по социальной работе в процессе взаимодействия с мальчиком, должны помочь ребенку и его семье пережить утрату и вернуться к нормальной жизни.
Список использованной литературы:
1. Джонатан Сафран Фоер. Жутко громко и запредельно близко. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.
2. Песочная терапия. Сайт российской Ассоциации юнгианской песочной терапии Режим доступа: http://sandtherapy.org/
3. Пергаменщик Л.А. Кризисная психология. Учебное пособие - Мн.: Высшая школа, 2004.- 288 с.
4. Русакова Ю.А. Особенности социальной работы с неполными семьями. Режим доступа: http://www.scienceforum.ru
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ