Парижская номенклатура (Париж,1971)
p | - короткое плечо хромосомы | cen | - центромера |
q | - длинное плечо хромосомы | chr | - хромосома |
(+) | - увеличение длины плеча | dn | вновь возникшая хромосомная аномалия (de novo) |
(-) | - уменьшение длины плеча | dic | - дицентрик |
i | - изохромосома | fra | - ломкий участок (фрагильный) |
r | - кольцевая хромосома | mar | - маркерная хромосома |
del | - делеция | mos | - мозаик |
dup | - дупликация | s | - спутник |
ins | - инсерция (вставка) | stk | - спутничная нить |
inv | - инверсия | tel | - теломера |
(p+q-) или (p-q+) | - перицентрическая инверсия | h | - конституциональный гетерохроматин |
t | - транслокация | qter | - конец длинного плеча |
rcpt | - реципрокная транслокация | add | дополнительный материал неизвестного происхожд-я |
robt | Робертсоновская транслокация | pat | - отцовское происхождение |
pter | - конец короткого плеча | mat | - материнское происхождение |
ter | терминальный или концевой участок | х | множественные копии перестроенных хромосом |
:: | - разрыв и соединение | : | - разрыв (без соединения) |
2.3.2.Используя номенклатуру хромосомных мутаций решить ситуационные задачи.
2.4. Биохимический метод.
2.4.1. Разобрать цель и сущность метода и его роль в диагностике наследственных болезней обмена.
2.4.2. На примерах диагностики фенилкетонурии и др. НБО разобрать возможности использования селективного скрининга и массовых скрининговых программ.
2.5. Молекулярно-генетический метод.
С целью ознакомления с методами ДНК-диагностики просмотреть учебный видеофильм «Полимеразная цепная реакция».
Завершающий контроль уровня знаний
1. Решить задачу по предлагаемой родословной с синдромом моногенной этиологии: построить родословную и провести генеалогический анализ.
2. Провести самостоятельный осмотр студента; данные осмотра внести в карту фенотипа.
КАРТА ФЕНОТИПА
Студент _______________________________________________ Возраст ___ лет Пол ____
Масса ________ Рост ______ Телосложение _________________________________________
Кожа: _________________________________________________________________________
Ногти: _______________________________________________________________________
Волосы: _______________________________________________________________________
Подкожная клетчатка: _________________________________________________________
Голова: окружность___ см; форма ______________; лоб ___________; затылок _________; рост волос на лбу _______________________; рост волос на затылке ____________________.
Ушные раковины: расположение ________________; характер изменений _______________.
Область глаз и глазное яблоко: расстояние между внутренними углами глаз ____________;
расстояние между зрачками ______________; глазная щель _______________________; разрез глаз _________________; веки _______________; ресницы _______________________;
брови ________________________; надбровные дуги _________________________________.
Нос: форма ___________________________; крылья носа _____________________________;
характер изменений _____________________________________________________________.
Область рта: ширина рта __________________; углы рта ________________________; губы: ____________________; фильтр _________; характер изменений ___________________.
Верхняя и нижняя челюсти: размеры ____________; подвижность ____________________;
характер изменений _____________________________________________________________.
Зубы: форма _______________; цвет эмали _________________; прикус _______________; аномалии развития _______________________________________________________________.
Язык: _____________________________ Небо: _______________________________________
Шея: _____________________________ Грудная клетка: _____________________________
Позвоночник: ___________________________________________________________________
Пояса конечностей: сформированы по _____________________________________ типу; характер изменений ______________________________________________________________.
Верхние конечности: пропорциональность ________; симметричность _________________;
характер изменений _____________________________________________________________.
Нижние конечности: пропорциональность ________; симметричность _________________;
характер изменений ___________________________________________________________.
Число выявленных микропризнаков– _______.
Подпись студента _______________ Подпись преподавателя ___________
Занятие №2 «___»________________ 20__г.
Тема: Хромосомные болезни человека, методы их диагностики.
Цель занятия: изучить этиологию, патогенез, классификацию, клинические проявления основных хромосомных синдромов, область применения цитогенетических исследований в диагностике наследственных заболеваний; научиться ставить предварительный диагноз, определять показания и порядок направления пациентов на медико-генетическое консультирование.
Вопросы для самоподготовки:
1. Хромосомные болезни, их этиология, патогенез, классификация.
2. Клинические проявления (фенотипическая характеристика) синдромов, связанных:
а) с изменением количества аутосом и половых хромосом (синдромы: Патау, Эдвардса, Дауна, Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера, трисомии-Х, полисомии Y);
б) со структурными перестройками хромосом (синдром «крика кошки», Вольфа-Хиршхорна); в т.ч. микроаномалиями хромосом (Прадера-Вилли, Ангельмана, Лангера-Гидеона, Блума, Мартина-Белла).
3. Цитогенетические исследования при диагностике хромосомных болезней.
Литература: I.1. С.159-200, 249-257; I.2.С.210-260, 325-340; I.3.С.219-269, 355-372;
I.4.С. 163-168, 16-199; I.5.С.28-29, 47-48, 218, 256-257, 280-281, 286-294, 359-362.
Необходимо знать:
1. Общую характеристику хромосомной патологии, показания для применения цитогенетического исследования и необходимости дополнительных специальных методов обследования больного.
2. Область применения цитогенетических методов, сущность, виды, возможности цитогенетического метода в диагностике наследственных болезней.
3. Общие проблемы лечения, социальной адаптации и реабилитации больных с хромосомной патологией; проблемы профилактики хромосомных болезней.
Необходимо уметь:
1. Сформулировать предварительный диагноз хромосомной патологии.
2. Определить необходимость дополнительного обследования, включая цитогенетичес-кий метод.
3. Оценить результаты лабораторного обследования и сделать заключение в истории болезни пациента.
Внеаудиторная самостоятельная работа
При подготовке к занятию изучить клиническую и цитогенетическую характеристику наиболее распространённых хромосомных синдромов, в том числе обусловленных, микроцитогенетическими аберрациями. Заполнить таблицу.
Название синдрома | Клиническая характеристика | Кариотип |
Трисомия 13 хромосомы (синдром Патау) | ||
Трисомия 18 хромосомы (синдром Эдвардса) | ||
Трисомия 21 хромосомы (синдром Дауна) |
Моносомия Х хромосомы (синдром Шерешевского-Тернера) | ||
Синдром ХХY хромосом (синдром Клайнфельтера) | ||
Синдром трисомии Х | ||
Синдром дисомии Y | ||
Синдром 5р- хромосомы(«кошачьего крика») | ||
Синдром 4р- хромосомы (Вольфа-Хиршхорна) | ||
Синдром Прадера-Вилли | ||
Синдром Ангельмана («счастливой куклы») | ||
Трихо-рино-фалангеальный синдром(Лангера-Гидеона) | ||
Синдром Блума (нанизм с поражением кожи) | ||
Синдром фрагильной Х хромосомы (Мартина-Белл) |