Какой предел слабости существует для лечения голоданием?
Этот вопрос решило для меня голодание трех моих больных, в том числе одного туберкулезнаго, которое я провел в Панчевском госпитале четыре года назад под надзором врачей.
После них и последовавшаго за ними четырехлетняго опыта я имею право категорически утверждать, что в с я к и й больной имеет физических сил в себе достаточно, чтобы выбраться из всякой болезни, если, начав голодание, он разумно воспользуется для своего лечения и силами природы, в чем конечно, должен уметь его руководить врач.
Один из этих больных страдал безнадежно последствиями операции живота, другой жестоким ревматизмом. Оба были изнурены до крайней степени, представляя собой скорее безпомощныя тени человека чем живых людей.
Третий больной кроме тяжелаго туберкулеза легких имел еще и эмфизему легких, что окончательно отнимало у него воздух от груди. Легко судить об общем его изнурении и усталости всего организма страдать! По поводу этого последняго больного я должен сказать несколько слов о заразных болезнях и их лечении вообще, как оно в нынешней медицине велось обыкновенно до сих пор.
Я – последователь общемирового взгляда на строение и состав человека, что человек состоит из тела, души и духа. Взгляд этот был высказан еще ап. Павлом и последними изследователями «астрали» человека (де Роша, Гект. Дюрвилль, Ш. Ланселен) подтверждается с окончательной убедительностью на чисто позитивных опытных основаниях, – об этом я подробнее скажу во второй моей книге «Практика голодания». Здесь же я коснусь этого предмета в размере необходимаго для выяснения учения о заразных болезнях.
Год назад я высказал в печати мнение, что учение о бациллярном происхождении заразных болезней подлежит пересмотру на том чисто диалектическом основании, что ни одна из нынешних заразных болезней не возникает б е з у с л о в н о в о в с е х с л у ч а я х внесения ея бациллы в организм человека – редки, но всегда возможны случаи, когда при несомненно заразоспособной бацилле заражения все-таки не происходит. Амбруаз Паре, прославленный врач средневековья, так объяснял от чего происходить заражение оспою: «Этому есть две причины: первая – гнев Божий и вторая – общение с больными оспою». Это – гениально точно: к общению с больным человеком требуется присоединить еще «что-то», чтобы заражение туберкулезом, сифилисом и др. произошло действительно и непременно! Без этого «чего-то» заражения может и не быть!
Этот факт опрокидывает в основании общность Пастеровской теории заразных болезней. Она гениальна сама по себе, но объясняет только значительное большинство случаев заражения, однако не все. И этого довольно для ея общей несостоятельности.
В самом деле, поставьте общий вопрос: – кто из двух живых существ, борящихся при заразной болезни в теле человека: живой души человека и бациллы, кто кого убивает? – живая душа человека бациллу или бацилла живую человеческую душу, дающую жизнь и оживление телу? Поставьте себе этот вопрос и вы вот какие в сфере его встретите факты – факты, необъяснимые при одной Пастеровской теории заразных болезней.
Еще недавно в науке считалось, что пищеварение в кишечнике человека производится действием бактерий, без которых это пищеварение невозможно, – бактерия в чем-то сильнее человека. И вот 15 лет назад д-р Келлог (С. А. Штаты) поставил интересные опыты, чтобы решить, какия именно бактерии в кишечнике человека для него нормальны и полезны, а какия – чужеродны и вредны.
Опыты эти решили убедительно и самый этот вопрос – кто сильнее в последней борьбе на почве «болезни» – человек или страшная бактерия?
Ряду лиц нормальнаго здоровья давалась тщательно стерилизованная пища и от их выделений делались разводки бактерий. Ожидались обильныя колонии бактерий, на деле же их оказалось сначала немного, а через десяток дней неожиданный результат – ни одной бактерии в разводках! Мало того – когда тем же людям вместо стерилизованной пищи стали давать обычную нестерилизованную, то от выделений некоторых из них колонии бактерий возникали, но у большинства выделения оказывались асептичны (без бактерий).
Это доказывает, что, во-первых, в кишечнике бактерии являются только с произволения и недогляда самого человека, главным образом от пищи, которую он себе допускает, и что, во-вторых, пищеварительные соки желудка и кишек, если они не ослаблены чрезмерностью и вредным составом пищи, имеют даже силу убивать бактерии. Только бы человек сам себе не вредил, а то он может быть и д е а л ь н о здоровым и каждое «сегодня» быть более здоровым, чем каждое «вчера»!
Это самая верная стратегия против всех заразных болезней. Ея то я и держусь в своей методе лечения.
Итак из двух борящихся – человека и бактерии – убивает человек, если он сам себя не обезсилит и сумеет вовремя освободить себя от этого безсилия.
Что именно кроме гнева Божия и бациллы еще нужно, чтобы действительно произошло заражение туберкулезом, – это так указывает автор авторитетной энциклопедии по питанию и клиницист большого опыта д-р П. Картон («Трактат по медицине питания», стр. 679). «Туберкулезная зараза – грибного характера и укореняется только в организмах, которые до того питаются глубоко неправильно. Она чаще всего является последствием артритизма (склероза), т. е. скорее именно неправильнаго питания, чем питания недостаточнаго. Туберкулез поэтому не может быть излечен иначе как возстановлением для больного правильнаго питания и общей гигиены согласно законам природы и б е з в с я к о й с п е ц и а л ь н о й б о р ь б ы с б а ц и л л а м и К о х а. Действительно, туберкулез есть более болезнь п о ч в ы в больном, чем заражение. Лечение надо только вести, конечно, осторожнее, если на лицо имеются язвы и если возможно истощение».
Сифилис, как болезнь, определяется д-ром Картоном так:
«Лечение средствами природы часто является для сифилиса лечением наиболее успешньим, давая при этом и наилучшия гарантии против дальнейших осложнений.
З д е с ь п о ч в а и г р а е т г л а в н у ю р о л ь. Люди, подвергшиеся в равной с другими степени риску заразы – в действительности избегают ея. И даже когда заражение и происходило, – его проявления оставались незначительными по силе, ибо самая эта злокачественность заразы зависела более от «почвы». Этим объясняется, почему многие из заболевающих все же успевают избежать третичных явлений сифилиса и имеют здоровых детей даже при отсутствии леченья, тогда как другие, менее стойкие, живущие менее правильно и здорово, делаются жертвами тяжелых осложнений через большие промежутки времени и дают жизнь детям-вырожденцам несмотря на регулярное лечение.
Конечно нужно подавлять проявления активнаго сифилиса, выбирая для этого средства наименее режущия («vulnerants»).
Но раз это сделано, далее ничто не может так обезпечить больного от рецидивов и развить его сопротивляемость заразе, как перемена питания и гигиена. Рецидивы создаются всегда понижением сопротивляемости организма и накоплением токсинов в его жидкостях».
А что чистит организм лучше чем голодание?
«Л е к а р с т в а с п е ц и а л ь н ы я в с е г д а л и ш ь о б м а н ы в а ю т г л а з.
Они ограничивают развитие болезни, но не возстанавливают нисколько жизнь нормальную, здоровую. Они даже не лишены опасности, особенно когда это – вспрыскивания и средства сильныя, которыя потрясают нервную систему и разоряют жизненную силу организма». («Le traité de med. d’alim» dr. P. Carton стр. 679).
Что такое питание правильное и неправильное, о котором тут говорит др. Картон?
Правильное питание это то, которое, давая силы человеку, не оставляет после себя в его организме никаких вредных остатков пищи. Это – питание растительное, преимущественно сырыми овощами и плодами.
Если вы и съедите излишне много напр. хлеба, или яблок, то излишек в нашем кишечнике только закиснет и будет выброшен вон без больших для вас других последствий. Неправильное же питание это питание мясное, которое давая своим чередом, конечно, силы человеку, оставляет после себя в соках и тканях его много едких и ядовитых цепких остатков, которых организм, пока желудок занят работой пищеварения, не может выбросить из себя, и они в нем ежедневно накапливаются, загнивают, отравляют и наполняют организм болезнями.
Только когда при голодании организм человека избавляется от обычной работы «пищеварения через желудок», у него освобождаются силы для переработки и выброса вон всех этих накоплений.
Так голодание участвует в лечении таких болезней, как туберкулез и сифилис. Без него не может совершиться полное и быстрое оздоровление человека ни от туберкулеза, ни от сифилиса, ибо только оно чистит глубоко и быстро весь организм до дна. И когда организм вычищен, бацилла должна умереть в нем. Опыты самих больных моих стали давать этому частые убеждающие примеры. Удивляла энергия и быстрота воздействия голодания на болезнь в некоторых случаях, которые должны были иметь свои объясняющия причины, и ряд наблюдений привел меня к заключению, что бациллу убивает не только очищение, т. е. освобождение организма от мусоров, но еще прямее и действительнее – повышение магнитнаго напряжения в молекулах организма, которое вызывается продолжительным голоданием. Животный магнетизм, жизненная сила, астраль, душа – все эти понятия и явления близки друг к другу, входят одно в другое, неотделимы одно от другого и голодание ставит на очередь необходимость их внимательнаго изучения и окончательнаго распознания ради чисто практических успехов в деле лечения человека.
В самом деле вот факт, который может быть объяснен одним очищением организма путем голодания.
Роже заставлял голодать кроликов по 7 дней и выдержавшия такое голодание животныя оказывались невосприимчивы к заражению колитом, от котораго поверочные неголодавшие кролики умирали все за время от 2 до 22 дней.
Но рядом вот другой факт, в котором никакой чистки организма не было, а невосприимчивость к заразе все-таки оказалась на лицо.
Проф. С. И. Метальников на конгрессе русских ученых в Белграде 1929 г. сообщил, что он делал ряд незаразных прививок опытным животным, возбуждая в организме усилие к самозащите и каждую прививку сопровождая раздражением кожи – почесыванием. Затем животным делалось привычное почесывание без всяких вспрыскиваний и на следующий день была им и нескольким контрольным животным впрыснута смертельная доза холерных вибрионов. Животныя все успешно побороли заразу, от которой в то же время все контрольныя животныя погибли.
Из этих фактов следует, что, п е р в о е, психическая сила живого существа действительно способна сама по себе уничтожать в нем злотворныя бациллы и, в т о р о е, что голодание действительно пробуждает в нем эту способность тоже само по себе, помимо всякаго психизма – внушения и т. п..
Убивает бациллу: 1 – чистота почвы в организме и 2 – еще что-то. Что именно?
Тут я отвечу кратко, – во второй части книги говоря об этом подробнее.
Поборает бациллу преимущество жизненных сил человека, способность его создавать в своем нервном организме высшия напряжения животнаго магнетизма, чем может вынести бацилла. Напряжения эти зависят от подъема его духа, от впечатлительности его души и вопрос о «невидимом человеке», о его духовном и душевном строе и существе, должен входить важной частью в клиническую практику.
Слабость и изнурение физическое больного не должно нисколько смущать врача и ограничивать его надежды на излечение, если он умеет поднять в больном душевныя силы – силу самой жизни в нем. Не по телу слагается дух, а по духу слагается тело. Голодание дает врачу большую помощь во всем этом. Таково мое мнение о заразных болезнях, выведенное из опытов. Не бацилла убивает человека, а человек – бациллу. Невидимый человек руководит видимым и вопрос о душе, о жизненной силе – важный вопрос практической медицины, даже самый важный, который разрешить она далее не должна уклоняться.
В сентябре 1926 г. я приехал в Панчево, (городок на Дунае, около Белграда), чтобы в тамошнем русском госпитале осмотреть полк. Бориса Некоро, который без моего ведома начал голодание и провел уже первую его неделю. Он болел тяжелым туберкулезом легких и эмфиземой их. За три месяца перед тем его на носилках перенесли с парохода в госпиталь – жизнь в нем едва держалась. В июле у него произошло такое обострение и туберкулеза и эмфиземы, что он едва не умер. Из 60 к. своего веса он потерял 13 к.. Оправившись немного, он в сентябре начал голодание, главным образом надеясь облегчить свою эмфизему легких, которая своей тяжелой одышкой лишала его всяких сил. Даже по комнате он не мог ходить без частых роздыхов. О своем намерении голодать он предупредил главнаго врача госпиталя д-ра Воронецкаго, который согласился допустить опыт, но с тем, что он сам с помощником будет каждые два дня осматривать больного. Перед началом голодания два доктора особенно внимательно изследовали легкия больного, чтобы далее можно было точно судить, – ухудшит ли голодание процесс в легких или нет? Больной голодал 15 дней. С первых же дней он почувствовал облегчение в одышке. Он мог пройти по корридорам госпиталя в 2-3 раза большее разстояние, чем прежде; мог подняться без передышек по лестнице во второй этаж, чего ранее тоже не мог сделать. С туберкулезным же процессом в легких вышла такая неожиданность: – через каждые два дня больного осматривали два врача и каждый раз говорил: «Странно, но – хрипов меньше! Процесс ослабел!» Под конец голодания больной стал ощущать большую слабость (что всегда можно предупредить), и главное его встревожила потеря веса, который упал до 42 к.. Если однако без удаления мусоров из крови нельзя вылечить туберкулез и если при добровольном голодании в форме отбросов выбрасываются из организма только действительно вредные ему мусоры, – что для первых шести недель установлено с несомненностью, – то нет никакого резона устрашаться того, что мусора этого выбрасывается из организма по 3/4 кило в сутки. И слава Богу. Лишь бы пришло очищение!!. На 15-й день голодания общее состояние больного было хорошее, хотя за последние дни он схватил порядочную простуду. Простуда эта была основанием именно для продолжения голодания – она прошла бы при этом быстрее. Но по общим основаниям однако, я посоветовал больному не увлекаться, но прекратить голодание и подвести итоги общему результату. Он так и сделал, но к сожалению сейчас же вслед за этим он уехал в Вурберг, где усиленно применяются, как мне говорили, начала совершенно обратныя голоданию полковника Н. Вскоре с его отъездом я потерял из виду. Желал бы получить дальнейшия о его лечении сведения.
Через год после этого перед моими глазами прошла не одна часть, – отрывок лечения туберкулеза голоданием, но целая история болезни от начала до конца, история о том, как больной с развитым туберкулезом легких может через 3 месяца после начала лечения бежать без передышки 8 километров при своем ежедневном упражнении в дыхании.
Г. Сима Крстич (Нови Сад) пришел ко мне в состоянии уже значительнаго истощения. Полтора года перед тем он простудился, выпив холоднаго пива. Начался кашель, а затем и ночные поты. Лечился. Доктора определили «Phtisias bilateralis». Три месяца больной провел в санатории Колиндо без большого результата. Голодал в феврале-марте 1928 г. – 42 дня. В первые 5 дней потерял в весе 5 кило, за 21 день потерял 13,3 к., а всего за 42 дня голодания 20,5 кило. Цифры очень крупныя, тем более, что г-н С. Крстич – человек только средняго роста и сложения. Но во время голодания из организма удаляется в течение первых 6-ти недель только вещества вредныя для него. Следовательно о потере веса в это время – безпокоиться не приходится. На г. С. Крстиче это подтвердилось еще раз: за 42 дня голодания он потерял 20,5 кило, а за 42 дня ядения затем, он вернул их целиком!
По завершении голодания я указал ему упражнения в беге для укрепления легких. Вскоре узнаю, что он бегает по 8 клм. в день. Я испугался его неосторожности и вызвал его в Белград. Он приехал, но вполне оправдался: до этого разстояния он дошел напротив осторожно – в течение месяца и такое разстояние его нисколько не обременяет.
Есть ли среди больных д-ра Герзона, который теперь в Германии лечит чахотку питанием, один такой случай? Не думаю.
Почти одновременно я узнал о случае г-жи Бадер, супруги директора Торгов. Банка инж. Бадера – тяжелый туберкулез легких при большом изнурении больной был за 20 дней повернут на излеченье лечением известнаго турка Гасан-Аги из Куманова. После родов и простуды в 1925 г., г-жа Бадер стала кашлять и через месяц слегла в постель. Она не вставала с постели 16 месяцев, из которых 6 провела в санатории для туберкулезных. В 1927 году ее привезли в Белград в очень тяжелом состоянии, почти без сил. Один родственник из Скопле, сам доктор, написал мужу больной, советуя вызвать Гасан-Агу, ибо в его лечении действительно «что-то есть». Гасан-Ага приехал, осмотрел больную и сказал, что она выздоровеет. Он дал ей пить по 2 стол. ложки рыбьяго жира с какими-то примесями и через 20 дней у нея прекратились повышенная температура и поты. Сейчас она чувствует себя вполне здоровой женщиной.
Человек убивает бациллу, а не бацилла человека!
Вот короткий факт из американскаго журнала «Phys. Cult.»:
«Л. X., молодая женщина 32 л.. Вполне развитой туберкулез легких со всеми классическими симптомами. Выдержав несколько недель «режима жидкаго питания» (молоко и овоицные соки пополам с водою) она провела 24 дня полнаго голодания, только пила много воды. В течение первых нескольких дней выделение мокроты из легких увеличилось очень значительно, но затем постепенно опало. С 22-го дня в мокроте исчезли туберкулезные бациллы. Больная оправилась и стала совершенно здоровой».
Победителя не судят, но думаю, что если бы больная пила воды меньше, лечение ея ускорилось бы еще более. Но совершенно было правильно перед голоданием увеличить как возможно силы и очистить организм специальным питанием.
Опыт и мой собственный и других показывал, что борьба с туберкулезом не безнадежна.
Оставалось найти: 1) отчего являются у туберкулезных поты и повышения температуры; 2) как и чем их подавлять; и 3) как возбуждать потерянный аппетит туберкулезных?
Думаю – мне удалось найти на все это ответы, на которых и основывается мое лечение туберкулеза – о нем подробно в третьей моей книге о голодании: «Моя клиника».
____