Схема эндогенной лекарственной профилактики кариеса у школьников
Авторство | Содержание | Эффективность |
Ю.А. Федоров, 1979 | Кальций глицерофосфат 0,5 г витамин В1 0,002 г, витамин В6 0,005 г, морская капуста в таблетках по 0,5 г 1 раз в день, курс 1 раз в полгода в течение месяца | За 4–5 лет снижение прироста распростра-ненности кариеса в 1,6 раза, прироста интенсив ности кариеса в 1,6 раза, общей заболеваемости в 3 раза |
Р.Т. Грдян, 1976 К.П. Пашаев, 1977 | Витафор по 1 ч.л. (курс 1 месяц) повторять 4–6 раз в год с интервалами 2 недели, исключая летние месяцы | За 3 года снижение прироста интенсивности кариеса на 30–40 % |
Е.В. Удовицкая, 1981 | Видехол 0,125 детям 7–11 лет 4 капли, 12–15 лет по 5 капель 2 раза, курс 1,5 месяца, 1 раз в день зимой | |
Г.Д. Овруцкий с соавторами, 1984 (иммуно-стимули-рующая теропия) | У детей 7–12 лет оротат калия 0,05 г 2 раза в день в течение 10 дней 2 раза в год, оротат калия с метацилом — детям 3–8 лет 0,2 г 2 раза в день, старше 8 лет 0,5 г 2 раза в день. Курс 30–40 дней, повторять через 4 месяца |
Варианты экзогенной лекарственной профилактики кариеса у дошкольников
Авторство | Объем работ в течение года |
Г.Н. Пахомов Э.Б. Сахарова, 1983 | При гипоплазии эмали и кариеса — фторлак 2 раза в год |
Е.В. Удовицкая с соавторами, 1984 | В 2–3 года — аппликации 10 % р-ром глюконата Са 3 минуты и фторлак 6-кратно через неделю. Курс 1 раз в год в течение первых 3 лет после прорезывания |
Варианты лекарственной экзогенной профилактики кариеса у школьников
Автор | Объем работ в течение года | Эффективность |
Г.Н. Пахомов Э.Б. Сахарова, 1983 | При КПУ 3 — фторлак 2 рза в год и 3 раза ремодент (не ранее 3–4 дней после лака). При КПУ 3 — фторлак 4 раза, ремодент 5 раз | За 3 года снижение интенсивности кариеса на 50 % |
Т.Ф. Виноградова, 1978 | Фторлак при 1 ст. активности кариеса — 2 раза, при 2 ст. активности — 4 раза, при 3 степени — 6 раз в год | |
ЦНИИС, 1979 | Метод Виноградовой дополняется аппликациями ремодента (через 4 дня после лака), при 1,2,3 степенях активности соответственно 2-4-6 раз. Дополнительно в 10-13 лет всем детям лак 4 раза |
ПЛАН
групповой профилактики заболеваний зубов и пародонта у детей
--------------------------------- города------------ на 200----год
( средней школы, ДОУ)
- Провести занятие по гигиене полости рта в каждом классе — указать сроки проведения.
- Провести беседы (лекции), показать диафильмы по гигиене полости рта (указываются темы выступления, даты проведения).
- Провести родительские собрания в классах по тематике профилактики стоматологических заболеваний.
- Организовать выпуск санбюллетеней (указывается тематика, сроки выпуска), наглядных пособий.
- Контролировать круглогодично поступление в рацион питания продуктов (указывается вид продукта, возможные сроки поступления).
- Провести назначение и контролировать прием препаратов внутрь (указывается вид препарата с учетом возрастной дозировки и указанием продолжительности приема, назначение препаратов регистрируется и в истории жизни ребенка и в стоматологической карте).
- Контролировать полоскание полости рта после приема пищи у всех детей.
- Осуществлять проведение выбранного варианта экзогенной лекарственной профилактики кариеса (указывается выбранный вариант, конкретные сроки проведения мероприятий по классам).
Рекомендуемая литература
1. Лекции
2. Г.И. Разумеева, Е.В. Удовицкая, Н.М. Букреева «Первичная профилактика стоматологических заболеваний зубов у детей», Киев: Здоровье, 1987 г.
3. Организация работы стоматолога с детьми 3–6 и 7–11 лет по профилактике стоматологических заболеваний. Методические рекомендации. - Киев, 1985 г.
4. Г.Н. Пахомов «Первичная профилактика в стоматологии», М.: Медицина.
ТЕМА 7
Вторичная профилактика. Санация полости рта. Принципы организации диспансеризации детей дошкольного и школьного возраста у стоматолога
Цель занятия: изучить различные формы санации полости рта, основные принципы диспансеризации детей у стоматолога.
Основные термины: санация полости рта, санационная карта, диспансеризация, диспансерные группы, этапы диспансеризации.
План изучения темы:
1. Контроль исходного уровня знаний.
2. Устное собеседование по теме занятия:
2.1. Понятие санации полости рта, организационные формы.
2.2. Основные принципы плановой санации полости рта.
2.3. Методы проведения плановой санации, положительные и отрицательные стороны каждого из них.
2.4. Медицинская документация, заполняемая при плановой санации и ее научный анализ (оценка эффективности плановой санации).
2.5. Диспансеризация как метод улучшения здоровья населения. Контингент. Принципы диспансеризации детей у стоматолога.
2.6. Особенности диспансеризации у стоматолога детей грудного, раннего и дошкольного возраста.
2.7. Основные этапы диспансеризации школьников.
2.8. Оценка эффективности диспансеризации.
3. Контроль усвоения знаний по теме занятия.
Учебный материал
Стоматологическая санация — это оздоровление организма ребенка путем излечения всех патологических процессов в полости рта, сочетающееся с профилактическими мероприятиями.
Выделяют три варианта проведения санации:
1. Индивидуальнаястоматологическая санация по обращаемости — полное излечение всех болезней зубов и полости рта у пациентов, которые самостоятельно обратились в стоматологическую поликлинику.
2. Организованная разовая или периодическая санация — выявление и полное излечение стоматологических заболеваний у ограниченного контингента населения (дети, отдыхающие на детских дачах, в летних лагерях, санаториях, в лечебных стационарах). Эти формы являются обязательным видом лечебной стоматологической помощи. Однако, обе формы не имеют профилактической направленности и в целом не снижают потребность детского населения в стоматологической помощи.
3. Плановая лечебно-профилактическая стоматологическая санация детского населения — основная составная часть диспансерного обслуживания детей стоматологом, проводимого в дошкольных и школьных детских учреждениях.
Основные принципы:
Лечебно-профилактическая санация должна быть:
- плановой;
- последовательной;
- систематической;
- исчерпывающей.
Методы проведения плановой санации:
- централизованный;
- децентрализованный (в стационарных кабинетах и бригадный).
При централизованном методе плановой санации осмотр и санация полости рта проводятся в стоматологических отделениях или поликлиниках, куда группы дошкольников приводят воспитатели, а классы — учителя. Метод эффективен при удобном территориальном расположении поликлиники и санируемого детского учреждения, большой пропускной способности поликлиники (на приеме максимальное количество врачей — одновременно не менее 4–6 человек), в небольших населенных пунктах.
Преимущества: возможность всестороннего обследования ребенка, консультация специалистов, лечение в условиях хорошо оснащенного медицинского учреждения.
Недостатки: много времени тратится на доставку детей в поликлинику, ожидание приема у врача, часть детей уклоняется от посещения поликлиники, не приходит повторно; у дошкольников нарушается режим дня.
При децентрализованном методе плановая санация проводится в стационарных стоматологических кабинетах, которые создаются в школах, колледжах с числом учащихся 800–1200 человек. Врач работает на закрепленным за ним дошкольно-школьном участке, санируя детей ДОУ в период школьных каникул, а также в конце учебного года после завершения санации школ.
Преимущества: преемственность в работе, высокая ответственность за качество лечебно-профилактической работы и ее эффективность; хороший контакт с педиатром и администрацией школ и ДОУ, родителями; возможность 100 % охвата плановой санацией, хорошие возможности для проведения ГОиВ.
Недостатки: дети на консультацию специалиста, Rg-графию, физические методы лечения, сложные удаления отправляются в стоматологическую поликлинику; увеличены сроки санации; кабинеты не всегда расположены в соответствующих помещениях.
При отсутствии стационарных кабинетов применяется бригадный метод, при котором в школу, ДОУ выезжает бригада из 2–3 врачей с сестрой и санитаркой и в более короткие сроки проводит санацию полости рта. Для оказания стоматологической помощи сельскому населению используются передвижные кабинеты в специально оборудованных автобусах.
Первичным медицинским документом, заполняемым при плановой санации полости рта, является санационная карта (форма 267). После завершения санации составляется паспорт класса (ДОУ), школы. Завершением лечебно-профилактической работы является годовой отчет — научный анализ полученных результатов со статистической обработкой материала — составляется главным врачом стоматологической поликлиники (зав. отделением).
Показатели эффективности плановой санации:
1. Охват плановой санацией детей (проводится по формуле Н.И. Коллегова:
Число саниров.+ число ранее санир.+ число здор.
Охват пл.санац. = ---------------------------------------------х 100 детей (%)
Число детей участка (по списку РОНО)
Этот показатель должен приближаться к 100 %.
2. Определение процента нуждающихся в санации нужно проводить отдельно по каждой диспансерной группе и по каждому осмотру.
3. Процент санированных от числа нужающихся должен приближаться к 100 %.
4. Отношение неосложненного кариеса к осложненному.
5. Определение количества случаев осложненного кариеса на 1000 детей участка проводится отдельно для временных и постоянных зубов.
6. Число отсутствующих (удаленных) постоянных зубов учитывается на 1000 детей участка.
7. Количество условных единиц трудозатрат (УЕТ), вырабатываемых врачом в день.
Повторяющаяся из года в год картина высокого процента нуждающихся в санации, большой разницы между количеством поставленных пломб и приростом кариозных полостей, большого количества осложненного кариеса, удалений постоянных зубов — является неоспоримым свидетельством низкого профессионального уровня работы врача.
Диспансеризация — это система работы лечебно-профилактических учреждений в России, обеспечивающая предупреждение, раннее выявление заболеваний и лечение больных при систематическом наблюдении у стоматолога. Для ее осуществления наиболее удобной организационной структурой стоматологической службы является участковый принцип ("дошкольно-школьный участок "), а ведущий специалист — участковый стоматолог-педиатр.
Основные факторы группировки детей в диспансерные группы:
- возраст ребенка;
- общее состояние здоровья;
- характер течения стоматологических заболеваний.
При диспансеризации детей раннего возраста (от рождения до 3 лет) выделяют 3 диспансерные группы:
- первая группа — здоровые дети;
- вторая группа — здоровые дети, но имеющие факторы риска в развитии стоматологических заболеваний;
- третья группа — дети, имеющие стоматологические заболевания, пороки развития зубов, отклонения в форме челюстей и прикуса и другие заболевания.
Диспансеризация детей дошкольного возраста (4–6 лет) должна предусматривать следующее: после завершения санации полости рта распределение детей на 3 группы для повторных осмотров через 6, 12 месяцев и по индивидуальной программе.
I диспансерная группа — войдут здоровые и практически здоровые дети (I, II, III группы здоровья) не имеющие кариеса зубов, аномалий прикуса, имеющие здоровый пародонт и правильную артикуляцию органов полости рта при формировании основных функций: откусывания, разжевывания, глотания, дыхания, речи и т.д. Сюда входят также дети (I, II, III групп здоровья), не имеющие кариеса и аномалий прикуса, но имеющие факторы риска в возникновении аномалий прикуса в виде заболеваний уха, горла, носа, аномалий уздечек языка, губ, имеющие вредные привычки неправильной позы, дыхание через рот, сосание языка, пальцев, губ. Эти дети должны отправляться к специалистам узкого профиля для устранения факторов риска и могут осматриваться стоматологом 1 раз в год.
II диспансерная группа — дети, имеющие кариес зубов.
III диспансерная группа — составляют дети, у которых отмечено сочетание пороков развития тканей зуба и кариеса, что проявляется симптомом взаимного отягощения. Он нередко сочетается с частыми заболеваниями ребенка, плохим аппетитом, сниженной реактивностью организма и повышенной возбудимостью нервной системы. Сюда же включаются дети, у которых имеются выраженные изменения в челюстно-лицевой области, сформированные аномалии прикуса.
При диспансеризации детей школьного возраста выделяют следующие этапы (Виноградова Т.Ф., 1987):
Первый этап — подготовительный — подготовка и оформление документации: списки детей по классам (предоставляет директор); списки детей с хроническими заболеваниями (предоставляет педиатр); санационные карты (форма 267); знакомство с итогами предшествующей работы в школе (объем и характер проведенной лечебно-профилактической работы, наличие первичной документации, и др.); содержание фтора в питьевой воде (Территориальное управление «Роспотребнадзора»); изучение характера питания детей в школе; составление графика санации.
Второй этап — специальный осмотр и санация полости рта. После окончания санации проводится статистическая обработка санационных карт (ф.267), определяется интенсивность кариеса по индексам КПУ, кп, КПУ+кп; степень активности кариеса, составляется паспорт класса.
Третий этап — формирование диспансерных групп и составление пла на-графика последующей работы. Формирование диспансерных групп проводится с учетом общего здоровья, степени активности кариеса и тяжести заболеваний краевого пародонта у детей. Что касается детей, имеющих заболевания хирургического, ортодонтического профиля и др., то они включаются в ту или иную диспансерную группу в зависимости от того, с какой периодичностью участковый стоматолог предполагает вести наблюдение этих детей в порядке двойного дифференцированного контроля.
Выделяют три группы диспансеризации:
Первую группу составляют:
- здоровые и практические здоровые дети, не имеющие заболеваний зубов, пародонта, аномалий прикуса;
- здоровые и практически здоровые дети, имеющие один или несколько следующих признаков:
а) компенсированную форму кариеса;
б) гингивиты, обусловленные негигиеническим содержанием полости рта, недостаточной функцией зубов, некачественными пломбами и другими местными факторами;
в) пороки развития (аномалии уздечек губ, языка, мелкое предверие полости рта и др.), исключая те случаи, когда требуется хирургическая коррекция аномалий;
г) состояние после травматического повреждения челюстно-лицевой области, исключая случаи повреждения зубов с несформированными корнями.
Первую группу осматривают и санируют один раз в год.
Вторую группу составляют:
- дети с хроническими заболеваниями внутренних органов (IY и Y группы здоровья), не имеющие заболеваний зубов, пародонта, аномалий прикуса;
- здоровые и практически здоровые дети, имеющие:
а) субкомпенсированную форму кариеса;
б) гингивиты, обусловленные аномалиями прикуса, для устранения которых необходимо ортодонтическое лечение;
в) зубы с несформированными корнями, леченные по поводу осложненного кариеса (период реабилитации);
- дети перенесшие:
а) воспалительные процессы челюстно-лицевой области (остеомиелит, одонтогенный лимфаденит и др.);
б) операцию удаления сверхкомплектного зуба;
в) операцию удаления доброкачественного новообразования.
- дети, находящиеся на ортодонтическом лечении (по договоренности и спискам, представленным ортодонтом).
Вторую группу осматривают и санируют два раза в год.
Третью группу составляют:
- дети с хроническими заболеваниями внутренних органов (IV и V группы здоровья) с суб- или декомпенсированной формой кариеса;
- здоровые и практические здоровые дети, имеющие один или несколько следующих признаков:
а) декомпенсированную форму кариеса;
б) все формы очаговой деминирализации после консервативного лечения;
в) поражения пародонта, обусловленные заболеваниями внутренних органов (диабет, нейтропения и др.);
д) травматические повреждения зубов с несформированнми корнями;
е) активно действующие причины развития аномалий прикуса (нарушения функций глотания, дыхания, жевания, речи, вредные привычки и др.);
- находящиеся в ретенционном периоде после окончания ортодонтического лечения;
- находящиеся на комплексном лечении стоматологических заболеваний с патологией, протекающей в тяжелой форме: суб- или декомпенсированное течение кариеса, заболеваний краевого пародонта, деформации прикуса; дети, нуждающиеся в хирургических методах коррекции аномалий и др.;
- находящиеся на диспансерном наблюдении в онкологическом учреждении;
Третью группу осматривают и санируют три раза в году через 3–4 месяца.
После того, как закончено формирование диспансерных групп на следующий год, врач должен провести маркировку ф.267 (ф.267 в папке лежит по группам в зависимости от кратности санации) и анализ своей работы. Составляется паспорт школы (суммируются показатели паспортов классов).
Четвертый этап (второй год стоматологической диспансеризации) — осуществление плана диспансеризации: осмотр и санация детей в соответствии со сроками диспансеризации, проведение индивидуальных и групповых мероприятий профилактического характера.
В период первого осмотра детей на 4 этапе работы при изменении у ребенка стоматологического или общего статуса осуществляется перевод его из одной диспансерной группы в другую.
Самым главным во всей диспансерной работе является соблюдение сроков диспансеризации: первая диспансерная группа санируется 1 раз в год, вторая — 2 раза в год, третья — 3 раза в год.
В условиях школьного стоматологического кабинета необходимо проводить индивидуальные и групповые профилактические мероприятия:
1. обучение гигиене полости рта проводится после определения гигиенического индекса у всех учащихся. Форма проведения — урок гигиены полости рта (общеобразовательные школьные программы по профилактике стоматологических заболеваний в начальных классах). У детей с гигиеническим индексом больше двух проводится контролируемая чистка зубов с последующим обучением до получения положительных результатов.
2. Применение средств местного противокариозного действия: фторид-содержащие зубные пасты, растворы, гели, лаки; реминерализирующая терапия; герметизация фиссур интактных зубов.
Пятый этап — анализ качества организации и эффективности диспансеризации (третий и последующий годы диспансеризации):
- организационная эффективность,
- медицинская эффективность,
- экономическая эффективность,
- социальная эффективность.
Рекомендуемая литература
1. Лекции.
2. Колесов А.А. Стоматология детского возраста. М., Медицина, 1991, с. 63–69.
3. Виноградова Т.Ф. Стоматология детского возраста. Руководство для врачей. М., Медицина, 1987, С. 15–33.
4. Виноградова Т.Ф. Диспансеризация детей у стоматолога. М., 1988, С. 10–38.
5. Мельниченко Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. Минск, 1990, С. 83–87.
6. Персин Л.Е., Елизарова В.М., Дьякова С.В. Стоматология детского возраста. М., 2003, С. 95–98.
ТЕМА 8