Схема эндогенной лекарственной профилактики кариеса у школьников

Авторство Содержание Эффективность
Ю.А. Федоров, 1979 Кальций глицерофосфат 0,5 г витамин В1 0,002 г, витамин В6 0,005 г, морская капуста в таблетках по 0,5 г 1 раз в день, курс 1 раз в полгода в течение месяца За 4–5 лет снижение прироста распростра-ненности кариеса в 1,6 раза, прироста интенсив ности кариеса в 1,6 раза, общей заболеваемости в 3 раза
Р.Т. Грдян, 1976 К.П. Пашаев, 1977 Витафор по 1 ч.л. (курс 1 месяц) повторять 4–6 раз в год с интервалами 2 недели, исключая летние месяцы За 3 года снижение прироста интенсивности кариеса на 30–40 %
Е.В. Удовицкая, 1981 Видехол 0,125 детям 7–11 лет 4 капли, 12–15 лет по 5 капель 2 раза, курс 1,5 месяца, 1 раз в день зимой  
Г.Д. Овруцкий с соавторами, 1984 (иммуно-стимули-рующая теропия) У детей 7–12 лет оротат калия 0,05 г 2 раза в день в течение 10 дней 2 раза в год, оротат калия с метацилом — детям 3–8 лет 0,2 г 2 раза в день, старше 8 лет 0,5 г 2 раза в день. Курс 30–40 дней, повторять через 4 месяца  

Варианты экзогенной лекарственной профилактики кариеса у дошкольников

Авторство Объем работ в течение года
Г.Н. Пахомов Э.Б. Сахарова, 1983 При гипоплазии эмали и кариеса — фторлак 2 раза в год
Е.В. Удовицкая с соавторами, 1984 В 2–3 года — аппликации 10 % р-ром глюконата Са 3 минуты и фторлак 6-кратно через неделю. Курс 1 раз в год в течение первых 3 лет после прорезывания

Варианты лекарственной экзогенной профилактики кариеса у школьников

Автор Объем работ в течение года Эффективность
Г.Н. Пахомов Э.Б. Сахарова, 1983 При КПУ 3 — фторлак 2 рза в год и 3 раза ремодент (не ранее 3–4 дней после лака). При КПУ 3 — фторлак 4 раза, ремодент 5 раз За 3 года снижение интенсивности кариеса на 50 %
Т.Ф. Виноградова, 1978 Фторлак при 1 ст. активности кариеса — 2 раза, при 2 ст. активности — 4 раза, при 3 степени — 6 раз в год
ЦНИИС, 1979 Метод Виноградовой дополняется аппликациями ремодента (через 4 дня после лака), при 1,2,3 степенях активности соответственно 2-4-6 раз. Дополнительно в 10-13 лет всем детям лак 4 раза

ПЛАН

групповой профилактики заболеваний зубов и пародонта у детей

--------------------------------- города------------ на 200----год

( средней школы, ДОУ)

  1. Провести занятие по гигиене полости рта в каждом классе — указать сроки проведения.
  2. Провести беседы (лекции), показать диафильмы по гигиене полости рта (указываются темы выступления, даты проведения).
  3. Провести родительские собрания в классах по тематике профилактики стоматологических заболеваний.
  4. Организовать выпуск санбюллетеней (указывается тематика, сроки выпуска), наглядных пособий.
  5. Контролировать круглогодично поступление в рацион питания продуктов (указывается вид продукта, возможные сроки поступления).
  6. Провести назначение и контролировать прием препаратов внутрь (указывается вид препарата с учетом возрастной дозировки и указанием продолжительности приема, назначение препаратов регистрируется и в истории жизни ребенка и в стоматологической карте).
  7. Контролировать полоскание полости рта после приема пищи у всех детей.
  8. Осуществлять проведение выбранного варианта экзогенной лекарственной профилактики кариеса (указывается выбранный вариант, конкретные сроки проведения мероприятий по классам).


Рекомендуемая литература

1. Лекции

2. Г.И. Разумеева, Е.В. Удовицкая, Н.М. Букреева «Первичная профилактика стоматологических заболеваний зубов у детей», Киев: Здоровье, 1987 г.

3. Организация работы стоматолога с детьми 3–6 и 7–11 лет по профилактике стоматологических заболеваний. Методические рекомендации. - Киев, 1985 г.

4. Г.Н. Пахомов «Первичная профилактика в стоматологии», М.: Медицина.

ТЕМА 7

Вторичная профилактика. Санация полости рта. Принципы организации диспансеризации детей дошкольного и школьного возраста у стоматолога

Цель занятия: изучить различные формы санации полости рта, основные принципы диспансеризации детей у стоматолога.

Основные термины: санация полости рта, санационная карта, диспансеризация, диспансерные группы, этапы диспансеризации.

План изучения темы:

1. Контроль исходного уровня знаний.

2. Устное собеседование по теме занятия:

2.1. Понятие санации полости рта, организационные формы.

2.2. Основные принципы плановой санации полости рта.

2.3. Методы проведения плановой санации, положительные и отрицательные стороны каждого из них.

2.4. Медицинская документация, заполняемая при плановой санации и ее научный анализ (оценка эффективности плановой санации).

2.5. Диспансеризация как метод улучшения здоровья населения. Кон­тингент. Принципы диспансеризации детей у стоматолога.

2.6. Особенности диспансеризации у стоматолога детей грудного, ран­него и дошкольного возраста.

2.7. Основные этапы диспансеризации школьников.

2.8. Оценка эффективности диспансеризации.

3. Контроль усвоения знаний по теме занятия.

Учебный материал

Стоматологическая санация — это оздоровление организма ребенка путем излечения всех патологических процессов в полости рта, сочетающееся с профилактическими мероприятиями.

Выделяют три варианта проведения санации:

1. Индивидуальнаястоматологическая санация по обращаемости — полное излечение всех болезней зубов и полости рта у пациентов, которые самостоятельно обратились в стоматологическую поликлинику.

2. Организованная разовая или периодическая санация — выявление и полное излечение стоматологических заболеваний у ограниченного контингента населения (дети, отдыхающие на детских дачах, в летних лагерях, санаториях, в лечебных стационарах). Эти формы являются обяза­тельным видом лечебной стоматологической помощи. Однако, обе формы не имеют профилактической направленности и в целом не снижают потребность детского населения в стоматологической помощи.

3. Плановая лечебно-профилактическая стоматологическая санация детского населения — основная составная часть диспансерного обслужива­ния детей стоматологом, проводимого в дошкольных и школьных детских учреждениях.

Основные принципы:

Лечебно-профилактическая санация должна быть:

- плановой;

- последовательной;

- систематической;

- исчерпывающей.

Методы проведения плановой санации:

- централизованный;

- децентрализованный (в стационарных кабинетах и бригадный).

При централизованном методе плановой санации осмотр и санация по­лости рта проводятся в стоматологических отделениях или поликлиниках, куда группы дошкольников приводят воспитатели, а классы — учителя. Ме­тод эффективен при удобном территориальном расположении поликлиники и санируемого детского учреждения, большой пропускной способности полик­линики (на приеме максимальное количество врачей — одновременно не ме­нее 4–6 человек), в небольших населенных пунктах.

Преимущества: возможность всестороннего обследования ребенка, консультация специалистов, лечение в условиях хорошо оснащенного меди­цинского учреждения.

Недостатки: много времени тратится на доставку детей в поликли­нику, ожидание приема у врача, часть детей уклоняется от посещения по­ликлиники, не приходит повторно; у дошкольников нарушается режим дня.

При децентрализованном методе плановая санация проводится в ста­ционарных стоматологических кабинетах, которые создаются в школах, колледжах с числом учащихся 800–1200 человек. Врач работает на закрепленным за ним дошкольно-школьном участке, санируя детей ДОУ в период школьных каникул, а также в конце учебного года после завершения санации школ.

Преимущества: преемственность в работе, высокая ответственность за качество лечебно-профилактической работы и ее эффективность; хороший контакт с педиатром и администрацией школ и ДОУ, родителями; возмож­ность 100 % охвата плановой санацией, хорошие возможности для проведе­ния ГОиВ.

Недостатки: дети на консультацию специалиста, Rg-графию, физичес­кие методы лечения, сложные удаления отправляются в стоматологическую поликлинику; увеличены сроки санации; кабинеты не всегда расположены в соответствующих помещениях.

При отсутствии стационарных кабинетов применяется бригадный метод, при котором в школу, ДОУ выезжает бригада из 2–3 врачей с сест­рой и санитаркой и в более короткие сроки проводит санацию полости рта. Для оказания стоматологической помощи сельскому населению исполь­зуются передвижные кабинеты в специально оборудованных автобусах.

Первичным медицинским документом, заполняемым при плановой санации полости рта, является санационная карта (фор­ма 267). После завершения санации составляется паспорт класса (ДОУ), школы. Завершением лечебно-профилактической работы является годовой отчет — научный анализ полученных результатов со статистической обра­боткой материала — составляется главным врачом стоматологической по­ликлиники (зав. отделением).

Показатели эффективности плановой санации:

1. Охват плановой санацией детей (проводится по формуле Н.И. Коллегова:

Число саниров.+ число ранее санир.+ число здор.

Охват пл.санац. = ---------------------------------------------х 100 детей (%)

Число детей участка (по списку РОНО)

Этот показатель должен приближаться к 100 %.

2. Определение процента нуждающихся в санации нужно проводить от­дельно по каждой диспансерной группе и по каждому осмотру.

3. Процент санированных от числа нужающихся должен приближаться к 100 %.

4. Отношение неосложненного кариеса к осложненному.

5. Определение количества случаев осложненного кариеса на 1000 детей участка проводится отдельно для временных и постоянных зубов.

6. Число отсутствующих (удаленных) постоянных зубов учитывается на 1000 детей участка.

7. Количество условных единиц трудозатрат (УЕТ), вырабатываемых врачом в день.

Повторяющаяся из года в год картина высокого процента нуждающихся в санации, большой разницы между количеством поставленных пломб и при­ростом кариозных полостей, большого количества осложненного кариеса, удалений постоянных зубов — является неоспоримым свидетельством низко­го профессионального уровня работы врача.

Диспансеризация — это система работы лечебно-профилактических уч­реждений в России, обеспечивающая предупреждение, раннее выявление за­болеваний и лечение больных при систематическом наблюдении у стомато­лога. Для ее осуществления наиболее удобной организационной структурой стоматологической службы является участковый принцип ("дошкольно-школьный участок "), а ведущий специалист — участковый стоматолог-пе­диатр.

Основные факторы группировки детей в диспансерные группы:

- возраст ребенка;

- общее состояние здоровья;

- характер течения стоматологических заболеваний.

При диспансеризации детей раннего возраста (от рождения до 3 лет) выделяют 3 диспансерные группы:

- первая группа — здоровые дети;

- вторая группа — здоровые дети, но имеющие факторы риска в раз­витии стоматологических заболеваний;

- третья группа — дети, имеющие стоматологические заболевания, пороки развития зубов, отклонения в форме че­люстей и прикуса и другие заболевания.

Диспансеризация детей дошкольного возраста (4–6 лет) должна пре­дусматривать следующее: после завершения санации полости рта распреде­ление детей на 3 группы для повторных осмотров через 6, 12 месяцев и по индивидуальной программе.

I диспансерная группа — войдут здоровые и практически здоровые дети (I, II, III группы здоровья) не имеющие кариеса зубов, аномалий прикуса, имеющие здоровый пародонт и правильную артикуляцию органов полости рта при формировании основных функций: откусывания, разжевыва­ния, глотания, дыхания, речи и т.д. Сюда входят также дети (I, II, III групп здоровья), не имеющие кариеса и аномалий прикуса, но имеющие факторы риска в возникновении аномалий прикуса в виде заболеваний уха, горла, носа, аномалий уздечек языка, губ, имеющие вредные привычки неправильной позы, дыхание через рот, сосание языка, пальцев, губ. Эти дети должны отправляться к специалистам узкого профиля для устранения факторов риска и могут осматриваться стоматологом 1 раз в год.

II диспансерная группа — дети, имеющие кариес зубов.

III диспансерная группа — составляют дети, у которых отмечено со­четание пороков развития тканей зуба и кариеса, что проявляется симп­томом взаимного отягощения. Он нередко сочетается с частыми заболева­ниями ребенка, плохим аппетитом, сниженной реактивностью организма и повышенной возбудимостью нервной системы. Сюда же включаются дети, у которых имеются выраженные изменения в челюстно-лицевой области, сформированные аномалии прикуса.

При диспансеризации детей школьного возраста выделяют следующие этапы (Виноградова Т.Ф., 1987):

Первый этап — подготовительный — подготовка и оформление докумен­тации: списки детей по классам (предоставляет директор); списки детей с хроническими заболеваниями (предоставляет педиатр); санационные карты (форма 267); знакомство с итогами предшествующей работы в школе (объем и характер проведенной лечебно-профилактической работы, наличие первичной документации, и др.); содержание фтора в питьевой воде (Территориальное управление «Роспотребнадзора»); изучение характера питания детей в школе; состав­ление графика санации.

Второй этап — специальный осмотр и санация полости рта. После окончания санации проводится статистическая обработка санационных карт (ф.267), определяется интенсивность кариеса по индексам КПУ, кп, КПУ+кп; степень активности кариеса, составляется паспорт класса.

Третий этап — формирование диспансерных групп и составление пла на-графика последующей работы. Формирование диспансерных групп проводится с учетом общего здо­ровья, степени активности кариеса и тяжести заболеваний краевого паро­донта у детей. Что касается детей, имеющих заболевания хирургического, ортодонтического профиля и др., то они включаются в ту или иную дис­пансерную группу в зависимости от того, с какой периодичностью участ­ковый стоматолог предполагает вести наблюдение этих детей в порядке двойного дифференцированного контроля.

Выделяют три группы диспансеризации:

Первую группу составляют:

- здоровые и практические здоровые дети, не имеющие заболеваний зубов, пародонта, аномалий прикуса;

- здоровые и практически здоровые дети, имеющие один или несколь­ко следующих признаков:

а) компенсированную форму кариеса;

б) гингивиты, обусловленные негигиеническим содержанием полости рта, недостаточной функцией зубов, некачественными пломбами и другими местными факторами;

в) пороки развития (аномалии уздечек губ, языка, мелкое предверие полости рта и др.), исключая те случаи, когда требуется хирур­гическая коррекция аномалий;

г) состояние после травматического повреждения челюстно-лицевой области, исключая случаи повреждения зубов с несформированными корнями.

Первую группу осматривают и санируют один раз в год.

Вторую группу составляют:

- дети с хроническими заболеваниями внутренних органов (IY и Y группы здоровья), не имеющие заболеваний зубов, пародонта, аномалий прикуса;

- здоровые и практически здоровые дети, имеющие:

а) субкомпенсированную форму кариеса;

б) гингивиты, обусловленные аномалиями прикуса, для устранения которых необходимо ортодонтическое лечение;

в) зубы с несформированными корнями, леченные по поводу осложнен­ного кариеса (период реабилитации);

- дети перенесшие:

а) воспалительные процессы челюстно-лицевой области (остеомиелит, одонтогенный лимфаденит и др.);

б) операцию удаления сверхкомплектного зуба;

в) операцию удаления доброкачественного новообразования.

- дети, находящиеся на ортодонтическом лечении (по договоренности и спискам, представленным ортодонтом).

Вторую группу осматривают и санируют два раза в год.

Третью группу составляют:

- дети с хроническими заболеваниями внутренних органов (IV и V группы здоровья) с суб- или декомпенсированной формой кариеса;

- здоровые и практические здоровые дети, имеющие один или нес­колько следующих признаков:

а) декомпенсированную форму кариеса;

б) все формы очаговой деминирализации после консервативного лечения;

в) поражения пародонта, обусловленные заболеваниями внутренних органов (диабет, нейтропения и др.);

д) травматические повреждения зубов с несформированнми корнями;

е) активно действующие причины развития аномалий прикуса (наруше­ния функций глотания, дыхания, жевания, речи, вредные привычки и др.);

- находящиеся в ретенционном периоде после окончания ортодонти­ческого лечения;

- находящиеся на комплексном лечении стоматологических заболева­ний с патологией, протекающей в тяжелой форме: суб- или декомпенсированное течение кариеса, заболеваний краевого пародонта, деформации прикуса; дети, нуждающиеся в хирургических методах коррекции аномалий и др.;

- находящиеся на диспансерном наблюдении в онкологическом учреж­дении;

Третью группу осматривают и санируют три раза в году через 3–4 месяца.

После того, как закончено формирование диспансерных групп на сле­дующий год, врач должен провести маркировку ф.267 (ф.267 в папке лежит по группам в зависимости от кратности санации) и анализ своей работы. Составляется паспорт школы (суммируются показатели паспортов классов).

Четвертый этап (второй год стоматологической диспансеризации) — осуществление плана диспансеризации: осмотр и санация детей в соот­ветствии со сроками диспансеризации, проведение индивидуальных и групповых мероприятий профилактического характера.

В период первого осмотра детей на 4 этапе работы при изменении у ребенка стоматологического или общего статуса осуществляется перевод его из одной диспансерной группы в другую.

Самым главным во всей диспансерной работе является соблюдение сроков диспансеризации: первая диспансерная группа санируется 1 раз в год, вторая — 2 раза в год, третья — 3 раза в год.

В условиях школьного стоматологического кабинета необходимо про­водить индивидуальные и групповые профилактические мероприятия:

1. обучение гигиене полости рта проводится после определения ги­гиенического индекса у всех учащихся. Форма проведения — урок гигиены полости рта (общеобразовательные школьные программы по профилактике стоматологических заболеваний в начальных классах). У детей с гигиеническим индексом больше двух проводится контролируемая чистка зубов с последующим обучением до получения положительных результатов.

2. Применение средств местного противокариозного действия: фторид-содержащие зубные пасты, растворы, гели, лаки; реминерализирующая терапия; герметизация фиссур интактных зубов.

Пятый этап — анализ качества организации и эффективности диспан­серизации (третий и последующий годы диспансеризации):

- организационная эффективность,

- медицинская эффективность,

- экономическая эффективность,

- социальная эффективность.

Рекомендуемая литература

1. Лекции.

2. Колесов А.А. Стоматология детского возраста. М., Медицина, 1991, с. 63–69.

3. Виноградова Т.Ф. Стоматология детского возраста. Руководство для врачей. М., Медицина, 1987, С. 15–33.

4. Виноградова Т.Ф. Диспансеризация детей у стоматолога. М., 1988, С. 10–38.

5. Мельниченко Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. Минск, 1990, С. 83–87.

6. Персин Л.Е., Елизарова В.М., Дьякова С.В. Стоматология детского возраста. М., 2003, С. 95–98.

ТЕМА 8

Наши рекомендации