Вопрос 2. Расстройства мышления.
Мышление – это высшая форма психической деятельности человека, функция познания, с помощью которой человек анализирует, связывает, обобщает, классифицирует. В основе мышления лежат два процесса: анализ (разложение целого на составляющие части с целью выделения главного и второстепенного) и синтез (создание целостного
образа из отдельных частей). Важнейшими элементами процесса мышления также являются ассоциации, т.е. установление связей между понятиями. Расстройства ассоциативного процесса приводят к нарушению способа мышления, что делает его в целом непродуктивным и нецеленаправленным.
Расстройства мышления подразделяются на расстройства ассоциативного процесса и патологию суждений и умозаключений.
I. Расстройства ассоциативного процесса включают ряд нарушений способа мышления, выражающихся в изменении темпа, подвижности,
стройности, целенаправленности.
1. Ускоренное мышление - мышление носит поверхностный характер, мысли текут быстро, легко сменяют друг друга. Характерна повышенная
отвлекаемость, больные быстро перескакивают на другие темы. Речь ускоренная, громкая. Больные не соотносят силу голоса с обстановкой. Высказывания перемежаются стихотворными фразами, пением. Ассоциации между мыслями поверхностные, но все-таки они понятны. Наиболее выраженная степень ускоренного мышления – скачки идей. Мыслей так много, что больной не успевает их проговорить, характерны незаконченные фразы, речь взахлеб. Ускоренное мышление характерно для маниакального синдрома и для опьянения стимуляторами.
2. Замедленное мышление проявляется в заторможенности и бедности ассоциаций. Речь тихая, бедна словами, ответы с задержками, фразы короткие. Характерно для больных с депрессией, органических поражений головного мозга.
3. Патологическая обстоятельность мышления - это застревание на несуществующих признаках, трудность переключения с одной темы на другую, в высказываниях и рассуждениях присутствует чрезмерная детализация. Больной «застревает» на обстоятельствах, ненужных деталях, так как он не может отделить главное от второстепенного, важное от неважного. Характерна для эпилепсии, при травмах головного мозга и др. видах психической патологии.
4. Резонерство – пустые, бесплодные, расплывчатые рассуждения, не наполненные конкретным смыслом. Пустословие. Больному интересен сам процесс мышления, а не конечная мысль. Отмечается при шизофрении.
5. Разорванность – это нарушение целенаправленности мышления (у больных шизофренией на заключительных этапах заболевания), характеризующееся распадом речи, когда она теряет какой-либо смысл. При этом нередко сохраняется правильная грамматическая структура речи, но пациент не может сформулировать до конца ни одной мысли.
6. Бессвязность мышления – при этом грамматическая структура речи разрушена, отсутствуют законченные фразы, сохранены только отдельные обрывки фраз, словосочетания и бессмысленные звуки. Встречается при тяжелом расстройстве сознания-аменции, когда пациент недоступен контакту, не слышит и не понимает обращенной к нему речи.
7. Ментизм – представляет собой возникающий помимо воли больного наплыв мыслей (субъективное ощущение, когда в голове присутствует масса мыслей, не связанных между собой). Тягостное для пациента состояние, он не может связно эти мысли изложить, обычно описывает их как «скачущие», «путающиеся».
8. Полная остановка течения мыслей (шперрунг – термин немецких авторов) происходит, когда на фоне ясного сознания и при отсутствии галлюцинаций больной на какое-то время теряет нить беседы, при этом возникает ощущение пустоты, он перестает говорить и приходит в себя лишь через некоторое время. Расстройство характерно при шизофрении.
9. Аутистическое мышление – выражается в чрезмерной замкнутости, погруженности в мир собственных фантазий, отрыве от реальности.
Символическое мышление – присуще всем людям – и здоровым, и больным. Есть символы, которые понятны если не всем, то большинству. Например, белый халат – символ врача, черная одежда – символ траура. При патологии символического мышления символы всегда сугубо индивидуальны и понятны только самому больному. Источником символического мышления может быть любой предмет, нейтральная фраза, цвет одежды, явления природы. Характерно при шизофрении.
10. Паралогическое мышление - рассуждения с «кривой логикой», основывается на сопоставление случайных фактов и событий. Характерно при шизофрении.
II. Патологические суждения и умозаключения представляют собой нарушенное содержание мышления. Это либо ложные ошибочные суждения, либо мысли, не ошибочные сами по себе, но занимающие в психике больного столь значимое, доминирующее положение, что это приводит к неадекватному поведению.
К расстройствам содержания мышления относятся бред, сверхценные идеи, навязчивые состояния, бредоподобные фантазии и примитивные идеи у лиц с расстройствами интеллекта.
1. Бредом называют ложные суждения и умозаключения, возникающие в результате болезненного процесса, овладевающие сознанием больного и не поддающееся разубеждению. От бреда следует отличать заблуждения и убеждения здоровых людей, которые порой с необычайным упорством отстаивают свои заблуждения и ошибочные убеждения. Однако последние все же, в конечном счете, исправляются объективными доказательствами и прошлым опытом индивида. Кроме того, заблуждения и убеждения – результат всей предшествующей жизни человека, его воспитания и накопленного опыта, они тесно связаны с личностью. Ошибки здорового человека, в основном обусловленные недостаточными знаниями о предмете, являются результатом логических просчетов в пределах здоровой психики. Бредовые же идеи, напротив, являются результатом болезненных отклонений в работе головного мозга и значительно контрастируют с предшествующей жизнью пациента, никак не
соотносятся с прежними его личностными особенностями.
Существует немало классификаций бреда по содержанию. Самой удачной из них является классификация В. Гризингера, который по этому признаку все случаи бреда подразделил на три группы:
1) бред величия, куда он относил бредовые идеи изобретательства,
знатного происхождения, любовного очарования, гениальности,
реформаторства, особого богатства и др.;
2) бред преследования, к которому он относил бредовые идеи
преследования, отношения, отравления, воздействия, одержимости,
ревности, ущерба и др.;
3) бред депрессивный (самоуничижения), в который он включал бред
самообвинения, греховности, виновности, нигилистический,
ипохондрический и др.
По механизмам происхождения бред разделяют на первичный и вторичный.
По способу конструирования бред может быть подразделен на три вида: 1) паранойяльный, 2) парафренический и 3) параноидный.
2. Сверхценные идеи – чрезвычайно эмоционально заряженные и правдоподобные идеи, не носящие нелепый характер, но имеющие по каким-то причинам огромное значение для пациента. Это ошибочные суждения, которые вследствие своей резкой аффективной окраски получают перевес над всеми остальными идеями и доминируют в течении длительного времени. Под сверхценными идеями понимают суждения, которые возникают в связи с реальными событиями, но затем приобретают в сознании незаслуженно большое преобладающее значение, сопровождаясь исключительно сильным эмоциональным напряжением.
Сверхценные идеи отличаются от бреда наличием реакции на реальные события в момент их совершения, а также тем, что эти идеи не становятся мировоззрением больного, так как порой (при «облегчении» ситуации) больной временно может отнестись к ним критически и успокоиться. Однако затем он опять сосредоточивается на этих мыслях, утрачивает критику.
3. Навязчивые идеи. Под навязчивостями понимаются разнообразные мысли, представления, страхи, влечения, непроизвольно возникающие в сознании и сохраняющиеся, несмотря на понимание их болезненного характера и критическое отношение к ним.
Выделяются следующие их разновидности:
Навязчивые состояния - разнообразные мысли, влечения, страхи сомнения, представления, непроизвольно вторгающиеся в сознание больного, который прекрасно понимает всю их нелепость и в то же время не может с ними бороться. В таких случаях пациенты, уходя из дома, неоднократно возвращаются, чтобы проверить, закрыта ли дверь, выключены ли электроприборы и т. п. Написав письма своим близким, сомневаются, в те ли конверты их вложили, правильный ли написали адрес.
Навязчивые воспоминания проявляются в постоянном непроизвольном воспоминании какого-то неприятного, компрометирующего факта из жизни больного. Давно миновало время этих событий, они навсегда утратили актуальность, но больной время от времени, вопреки своему желанию вновь вспоминает эти события, испытывая крайне тягостное эмоциональное состояние.
Навязчивые контрастные явления или «контрастные навязчивости» включают в себя целую группу более конкретных болезненных расстройств (навязчивое чувство антипатии, хульные мысли и навязчивые влечения), которые объединяются тем, что содержание их прямо противоположно личностным установкам больного, его действительным положительным тенденциям.
Навязчивые страхи, или фобии – мучительное и чрезвычайное интенсивное переживание чувства боязни тех или иных обстоятельств или явлений при критическом отношении и попытках бороться с этим чувством. При этом у больного, вопреки свидетельству сознания и жизненного опыта, возникает интенсивный страх тех или иных обстоятельств при критическом отношении пациента и попытках бороться, с этим чувством. Вот наиболее частые и актуальные их клинические формы. Агорафобия - боязнь открытых пространств, клаустрофобия - боязнь замкнутых пространств, закрытых помещений; оксифобия - боязнь острых предметов, гипсофобия - боязнь высоты, глубины; нозофобия - боязнь болезни, навязчивое опасение повреждения, увечья; канцерофобия - боязнь заболеть раком; кардиофобия - навязчивый страх умереть от сердечного приступа, заболевания и др.