Кататимная психодрама, или психодраматическая символодрама
Кататимное, то есть «идущее из души», переживание образа применялось Лейнером последние пятнадцать лет в качестве специального психотерапевтического метода. При этом Лейнер опирался на работы терапевта Хаппиха о «медитативном созерцании» (44) и француза Дезойла об «управляемом сне наяву», или «reve eveille dirige» (23). Из-за часто имевших место «драматических» реакций клиентов на образы, возникавшие в их представлении, кататимное переживание образа называют также символодрамой. Благодаря присутствию опытного терапевта и его активному вмешательству в процесс кататимного переживания пациентом образа оно, подобно «reve eveille dirige», становится управляемым. В таком случае его называют еще «символодрамой с направленной режиссурой» (66). К примеру, терапевт может посоветовать клиенту при виде опасного зверя покормить его и тем самым хотя бы на какое-то время отвести угрозу. Другому пациенту, плывущему в своем воображении по бурной реке на лодке, он предлагает всегда держать в поле зрения берег, чтобы подыскать место для высадки перед виднеющимся уже вдали водопадом. Когда Лейнер говорит, что психологический принцип кататимного переживания образа основан «на спонтанной манифестации порыва души изобразить саму себя» (66), то это высказывание в полной мере относится и к психодраме в целом, и к кататимной психодраме в частности, которую Морено уже в 40-е годы практиковал в форме гипнодрамы (29). В кататимной психодраме, или психодраматической символодраме, кататимные образы не только переживаются на интрапсихическом образном уровне, но и изображаются экстрапсихически. Психодраматическая символодрама инсценируется по знакомым нам психодраматическим игровым правилам. Однако при кататимной психодраме особое значение должно придаваться частому обмену ролями, с тем чтобы ведущий психодрамы или партнеры не влияли на кататимную продукцию протагониста. Такое влияние на продуцирование образов не имеет ничего общего с направленной режиссурой. В случае направленной режиссуры ведущий исходит из переживания образа самим протагонистом. Для этой цели иногда может вводиться дублирование по типу «переходящего дублирования». Тесная связь между кататимным переживанием образа и психодрамой очевидна.
Нередко психодраматическое изображение кататимно переживаемых образов быстро приводит к той или иной степени осознания вытесненных конфликтов. В таком случае они вспоминаются, переживаются, узнаются в психодраме и закрепляются в сознании в следующей за психодраматической игрой фазе обсуждения.
Пример: Довольно сдержанная в психодраматической игре участница группы спонтанно выражает желание принять участие в психодраматической символодраме. Вслед за этим ее приглашают на сцену, где просят лечь на пол. Позади нее садится ведущий психодрамы, исполняющий роль дубля, и говорит: Д: «Я закрываю глаза и вижу...»
Протагонистка продолжает:
\Д — дубль, П — протагонистка. — Прим. авт.\
П: «Себя, одиноко бредущую по проселочной дороге».
Д: «Сейчас...»
П: «Прекрасный летний вечер».
Д: «Справа я вижу...»
П: «Луг, поля с пшеницей».
Д: «А слева...»
П: «Небольшую деревню вдали. Я продолжаю идти по проселочной дороге, пока наконец не прихожу в небольшой незнакомый город».
(Обратите внимание: все содержательное описание исходит исключительно от протагонистки.)
После описания пустынной улицы этого города протагонистка вдруг замечает проходящего мимо человека, но детально его не описывает.
Д: «Я смотрю на него...»
П: «Нет, он уже прошел... Теперь я вижу приближающуюся ко мне супружескую пару. Им где-то пятьдесят-шестьдесят лет. Это первые люди в городе, которые почему-то меня заинтересовали».
Далее следует точное описание супругов и идущего рядом с ними их сына.
П: «Теперь они зашли в кафе, и я чувствую себя неуютно. Ведь в этом незнакомом городе мне негде даже остановиться. С зашедшей в кафе семьей у меня был хотя бы зрительный контакт. Лучше всего мне тоже зайти в кафе».
Протагонистка входит. Она описывает интерьер кафе, принимающего в ее представлении четкие формы. За одним столиком она видит сидящую супружескую пару и их сына. Ведущий психодрамы тут же просит протагонистку изобразить эту сцену, как при обычной психодраме. Протагонистка выбирает трех участников группы, которые должны изобразить воображаемую семью. По указанию протагонистки они усаживаются за большой стол, тогда как она сама занимает место за маленьким столиком по соседству. Между ними завязывается беседа. После обмена ролями протагонистка в роли пожилой дамы просит молодую женщину за соседним столиком (то есть саму себя) присоединиться к ним. Ведущий психодрамы тут же организует обмен ролями, чтобы посмотреть, последует ли протагонистка этому приглашению. Она пересаживается. Пока обе женщины непринужденно разговаривают друг с другом, пожилому господину становится скучно, о чем он и сообщает, поменявшись ролями с протагонисткой. Сын этой пары в игре практически не участвует. Наконец муж встает, чтобы принести газету. В тот же момент протагонистка выходит из своей роли. Она восклицает: «Теперь я узнаю этого господина... это мой свекор. А дама — это же моя свекровь, а их сын — мой муж. Действительно, это они. Только теперь я их узнала. Как странно, ведь недавно я разошлась с мужем и ушла из их семьи. Мне и в самом деле предстоит переезд в другой город». По этой причине протагонистку и группу, похоже, не очень удивляет, что кататимное путешествие протагонистки привело ее в небольшой город. Всем, однако, кажется странным, что во время игры клиентка узнает в первых же повстречавшихся ей «чужих» людях только что оставленных родственников.
В этом месте психодраматическая символодрама переходит с символического уровня на уровень реальности и продолжается в виде обычной центрированной на протагонистке психодрамы. Разыгрываются следующие две сцены. В первой воспроизводится ужин за семейным столом у родителей мужа. В ходе разыгрывания характерно-специфическим образом проявляются интеракции между этой семьей и невесткой, которые подвергаются переработке посредством обратной связи. Вторая сцена представляет собой проекцию будущего. Снова протагонистка оказывается в незнакомом городе, в который она собирается переехать. Во время поисков квартиры ей приходит мысль попытаться сначала остановиться в студенческом общежитии. Протагонистка так рада этой неожиданной мысли, что на какое-то время прерывает игру и удивляется, как такая прекрасная идея не пришла ей в голову раньше. Продолжение сцены приводит протагонистку в студенческое общежитие. Там, в комнате отдыха, она встречает шестерых студентов и студенток. В
качестве одной из возможностей изображаются первые контакты клиентки со всеми характерными для нее сложностями и проблемами в общении. В фазе обсуждения партнеры сообщают, какие чувства вызвало у них появление нового человека в общежитии. Сама клиентка вербализует, что она испытывала по отношению к самой себе в чужих ролях при обмене ролями. При повторении этой сцены в новой версии проверяются различные модификации ее поведения.
Комментарий: Психодраматическая символодрама демонстрирует протагонистке ее по-прежнему сильную — вопреки собственному убеждению — внутреннюю зависимость от бывшего мужа и его семьи. После того как эта внутренняя реальность оказалась вскрытой, внешняя реальность семейных отношений психодраматически перерабатывается в специальной сцене. Кроме того, благодаря дополнительной реальности психодрамы удается проиграть возможности будущего в различных версиях. В этих сценах протагонистка пытается независимо от семьи устроиться в чужом городе. Переживание этих возможностей повышает гибкость ее представлений и уверенность в самой себе.