Идентификационная обратная связь
В идентификационной обратной связи участвуют зрители и ведущий психодрамы, поскольку во время игры они идентифицировались с протагонистом или с одним из изображенных людей, имеющих к нему отношение. Например, обычно молчаливый участник группы просит слова и сообщает, сколь сильна была его идентификация с протагонистом в детской сцене. В его детстве случилось нечто подобное, только он ревновал не к своему младшему брату, а к старшей сестре, которую выделял среди них отец. Однажды он не смог больше смотреть, как ее балуют, и тоже убежал из дома. После того как этот участник группы закончил описание своей идентификации с протагонистом, другая участница группы рассказывает о своем сильном сопереживании в детской сцене. В результате попеременной идентификации с матерью и с маленьким мальчиком она разволновалась. В своей жизни, будучи матерью, она ведет себя как мать Петера. Несмотря на это, она страдала, идентифицируясь с Петером, и даже от волнения начала покрываться испариной. Когда Петер убежал из дома, ее злость на мать и Клауса была прямо-таки неподдельной. Благодаря таким исходящим от переживания сообщениям протагонист чувствует себя по-настоящему понятым.
Идентификации также являются важной информацией об участниках группы, и после каждой игры ведущий психодрамы должен о них расспрашивать. Отчет об идентификационном переживании может облегчить зажатому человеку психодраматическую терапию его собственной проблематики. Кроме того, и психосоматические реакции, достаточно часто возникающие у зрителей в фазе игры вследствие идентификационных процессов, при идентификационной обратной связи быстро исчезают. В выраженных случаях затруднения симптомоносителей должны быть проработаны в психодраме. Как только собственная, зачастую давно минувшая идентификационноспецифическая конфликтная ситуация проигрывается и у протагониста происходит акциональный катарсис, психосоматические нарушения сменяются чувством освобождения и разрядки.
Пример: На первом психодраматическом занятии учебной группы больничный врач в разных сценах изображает конфликты, которые в наше время часто возникают между пожилыми и молодыми сиделками, пациентами и врачами. Сначала он пытается найти решение посредством индивидуальных бесед с представителями различных групп. Затем на представительном совещании коллектива всеми участниками демонстрируется добрая воля, однако без готовности отдельных партий к возможным компромиссам.
В последней сцене внешне здоровая и крепкая зрительница среднего возраста покидает помещение. По завершении занятия она сообщает ведущему группы, что, когда она наблюдала за игрой, ей вдруг стало дурно. На вопрос, не сталкивалась ли она сама с аналогичной ситуацией на работе, участница группы с уверенностью отвечает, что нет. За время короткой беседы она снова приходит в норму, и ее без опасений отпускают домой.
На следующий день та же самая участница группы обращает на себя внимание своим плохо скрываемым напряжением. Она — человек сдержанный и тактично уходит от соответствующих вопросов. Тем не менее ведущему группы кажется, что он почувствовал у нее скрытое желание быть протагонистом. В течение дня оно становится еще более заметным во время упражнения с пустым стулом. Когда данная участница группы почти уже решилась на психодраму, ее сопротивление одерживает верх. При продолжении этого упражнения с группой происходит интенсивная психодрама с другим членом группы, поэтому втайне готовая быть протагонистом коллега к психодраматической работе в этот день уже не приступает. Неудивительно, что на следующее утро она занимает уже не свое привычное место, а садится рядом с руководителем группы. Однако ее вновь опережает другой участник группы со своим отчетливо выраженным желанием быть протагонистом. Она вынуждена потерпеть еще, но на вечернем занятии сразу же рассказывает группе свое сновидение, приснившееся ей прошлой ночью: во сне она сидела в едва-едва движущемся вагоне поезда. Вдруг откуда ни возьмись появилась группа людей и сдвинула вагон на соседние рельсы, где он остановился. Этот сон вкупе с обратившей на себя внимание сменой своего привычного места на утреннем занятии является последним явным указанием на ее по-прежнему еще не высказанное желание быть протагонистом. После того как ведущий психодрамы обратился к ней, она теперь без колебания включается в психодраму. Она изображает, воспроизводя то, что явилось ее воображению на пустом стуле, как примерно лет двадцать назад представляет дома своего первого жениха. Мать, отец и братья совершенно по-разному относятся к ее другу. В разных сценах протагонистка разговаривает с ними по отдельности; под конец собирается весь семейный парламент. Всеми участниками демонстрируется добрая воля, однако без готовности каждого отдельного человека выступить против негативного решения матери. В конечном счете поведение семьи приводит к расторжению помолвки.
Уже во время игры некоторым участникам группы бросается в глаза сходство психологической атмосферы в этой сцене с изображенным в первый день собранием коллектива в больнице. Ролевая и идентификационная обратная связь подтверждает это впечатление самым энергичным образом. Психосоматическая реакция протагонистки на сцену в больнице становится понятной. Хотя та сцена, казалось бы, по своему содержанию не имеет никакого отношения к жизненному опыту задетой ею участницы группы, по психологической атмосфере, как показала следующая психодрама, она соответствует крайне болезненному событию из биографии протагонистки. После катартической игры симптомы напряжения исчезли.
Шеринг
Шеринг является важной частью или особо важной функцией заключительной фазы психодрамы. Само слово нельзя точно перевести с английского. Мы понимаем под ним непосредственное постпсиходраматическое сопереживание с протагонистом, которое, например, может выражаться через идентификации, возникшие у зрителя на основе соответствующих переживаний, имевших место в его собственной истории жизни. Как правило, в шеринге ими делятся спонтанно.
Если до сих пор протагонист считал свое страдание чем-то уникальным, то благодаря шерингу оно приобретает для него общечеловеческие черты. Протагонист и зритель испытывают глубокое единение. Наряду с этим разделением жизненного опыта шеринг означает также сострадание с протагонистом в его бедах, несение вместе с ним его бремени, а также сопереживание испытываемой благодаря катарсису радости облегчения. "Один несет бремя другого", ставшее при обмене ролями в фазе игры пережитой действительностью, расширяется в шеринге до опыта "Многие несут одно бремя". После чрезвычайно интенсивных психодрам группа может быть настолько взволнована, что первое время изъявляет свою близость с протагонистом просто теплым, сочувствующим молчанием. Иногда партнеры и зрители выражают протагонисту сочувствие его судьбе искренними, сердечными словами. После бурных психодрам в качестве особой формы шеринга приемлема короткая совместная прогулка.
При этом психодрама не обсуждается. Только по возвращении в комнату для занятий психодрамой протагонист и группа полемизируют о том, что произошло в психодраме.
В некоторых случаях имеет смысл ограничить третью фазу психодрамы шерингом. Благодаря этому ограничению тяжело страдающий пациент может почувствовать себя целиком принятым другими. В таком шеринге чувства симпатии, глубоко запрятанные в его душе, снова могут зашевелиться и найти живое участие у членов группы. Морено называет такой прорыв чувств взаимной симпатии катарсисом любви (93) и подчеркивает его особую важность в лечении психотических больных.
В целом третья фаза психодрамы благодаря высказываниям, исходящим от ролевого переживания относительно посторонних партнеров, способствует более интенсивному осознанию событий и констелляций, возведенных в игре из вытесненного в пережитое. Она углубляет знание о констелляционном гнете и порочном круге и позволяет закрепить понимание, обретенное в качестве опыта «Я» и опыта «Ты» при обмене ролями.
Для всей психодрамотерапии решающим является последействие психодраматического переживания. Оно проявляется тем отчетливее, чем сильнее вера терапевта в воздействие эмоционального опыта. Психотерапевты, над которыми довлеет вера в силу рассудка, рациональными толкованиями оценочного характера ставят этот эффект под угрозу. Этим они почти всегда выказывают недостаток собственного психодраматического опыта.