Карта логопедического обследования

Ф. И. О.______________________________________________________

  Первичное обследование Динамика
Дата обследования    
Возраст ребенка    
КОНТАКТ:    
в контакт не вступает    
контакт формальный (чисто внешний)    
контакт избирательный    
легко и быстро вступает в контакт, проявляет в нем заинтересованность    
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА:    
пассивный, инертный    
повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность    
колебания настроения    
активный, бодрый, деятельный    
ВНИМАНИЕ:    
низкая концентрация и неустойчивость внимания (плохо сосредоточивается, с трудом удерживает внимание на объекте)    
недостаточно устойчивое, поверхностное, истощаемое    
плохое переключение внимания    
достаточно устойчивое    
ЗАПАС ОБЩИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:    
низкий    
несколько снижен    
соответствует возрасту    
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ:    
снижена    
достаточная    
  Первичное обследование Динамика
ДОРЕЧЕВОЕ И РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:    
протекало с выраженной задержкой    
протекало с задержкой    
нормальное (по возрасту)    
Время появления и особенности голосовых и речевых реакций:    
крик    
гуление    
лепет    
первые слова    
простые фразы    
ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ:    
не понимает обращенную речь    
понимание обращенной речи ограниченное (ситуативное) выполняет простые речевые инструкции    
понимание обращенной речи на бытовом уровне выполняет сложные речевые инструкции    
в полном объеме    
ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ:    
название предметов (реальных и на картинках)    
понимание смыслового значения слова, действия    
понимание простого сюжета    
понимание лексико-грамматических конструкций    
ХАРАКТЕРИСТИКА СОБСТВЕННОЙ РЕЧИ    
(экспрессивная речь)    
  Первичное обследование Динамика
1-й уровень речевого развития:    
полное отсутствие звуковых и словесных средств общения    
произносит отдельные звуки, звукокомплексы    
произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний    
использует невербальные средства общения (выразительную мимику, жесты, интонацию)    
2-й уровень речевого развития: .  
пользуется простой фразой    
аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушенная фраза; активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные; предлоги употребляются редко; слоговая структура слов нарушена    
3-й уровень речевого развития:    
пользуется развернутой фразой; недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении); слоговая структура слов не нарушена; синтаксические конструкции фраз бедные; фонетико-фонематические нарушения    
4-й уровень речевого развития:    
лексико-грамматическая и фонетико-фо-нематическая недостаточность    
№ пользуется развернутой фразой; связная речь сформирована    


  Первичное обследование Динамика
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ:    
проявляет склонность к эхолалии    
наличие речевых штампов (речь пустая, без содержания, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных интеллектуальных способностей ребенка)    
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ:    
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС:    
резко ограничен    
беден    
в пределах обихода    
достаточный    
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ:    
не сформирован    
сформирован недостаточно    
сформирован (N)    
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ:    
описание сюжетной картинки    
простой сюжет    
сложный сюжет    
составление рассказа по серии сюжетных картин    
пересказ текста    
творческий рассказ    
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВ:    
не нарушена (N)    
Нарушения слоговой структуры слов:    
парафазии (замены звуков, слогов)    
элизии (пропуски звуков, слогов)    


  Первичное обследование Динамика
итерации (повторения звуков, слогов)    
контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого)    
персеверации (отсроченное повторение)    
перестановки звуков, слогов    
антиципации    
ФОНЕТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ    
А О У Ы И Э
                       
К К' Г Г' Х Х'
                       
Й М М' П П' Б
                       
Б' Ф Ф' В В' Т
                       
Т' Д Д' Н Н' С
                       
С' З З' Ц Ш Ж
                       
Ч Щ Р Р' Л Л'
  Первичное обследование Дина-мика
Антропофонические (фонетические) дефекты звукопроизношения — искажения:    
усредненность гласных    
недостаток произношения свистящих    
недостаток произношения шипящих    
недостаток произношения соноров    
недостаток произношения губных    
недостаток произношения губно-губных    
недостаток произношения губно-зубных    
недостаток произношения средненёбных    
недостаток произношения заднеязычных    
                           
  Первич-ное обследо-вание Дина- мика
недостаток произношения твердых согласных    
недостаток произношения звонких согласных    
изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки — общая смазанность речи    
фонетический строй речи сформирован достаточно (N)    
Фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков):    
замены    
смешения    
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ:    
нарушено    
сохранное    
Степень разборчивости речи:    
речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих    
разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая    
разборчивость речи не нарушена (N)    
ДЫХАНИЕ:    
поверхностное, затрудненное    
неровное, неритмичное    
свободное    
Дифференциация носового и ротового выдоха    
ГОЛОС:    
Недостаточная сила голоса: тихий, слабый, истощающийся    
Нарушение тембра голоса:    
глухой, сдавленный    
хриплый    
назализованный    
напряженный    
  Первичное обследование Дина-мика
дрожащий    
сильный, звонкий (N)    
Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции:    
нарушена    
сохранна    
Просодическая организация звукового потока: Мелодико-интонационная сторона речи: N    
нарушение интонационного оформления речи    
отсутствие голосовых модуляций (голос немодулированный)    
слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный)    
Темп речи:    
нормальный    
тахилалия    
брадилалия    
запинки    
заикание    
Ритм речи:    
нормальный    
растянутый    
скандированный    
СТРОЕНИЕ И ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ Неврологический синдром нарушения артикуляционной моторики:    
спастический парез    
тонические нарушения управления типа ригидности    
гиперкинезы    
атаксия    
  Первичное обследование Дина-мика
апраксия    
ЛИЦЕВАЯ МУСКУЛАТУРА:    
гипомимия    
Тонус лицевой мускулатуры: N    
нарушение мышечного тонуса лица: спастичность    
гипотония    
дистония    
сглаженность носогубных складок    
асимметрия лица    
гиперкинезы лица    
ГУБЫ:    
N, толстые/тонкие; наличие расщелины    
Тонус губной мускулатуры: N    
Нарушение мышечного тонуса губ: спастичность    
гипотония    
дистония    
Подвижность: губы малоподвижные    
губы подвижные    
ЗУБЫ:    
крупные, мелкие, редкие, частые, нарушение зубного ряда, наличие лишних зубов, N    
прикус: передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный    
ТВЕРДОЕ НЁБО:    
готическое, низкое, уплощенное, наличие расщелины, N    
МЯГКОЕ НЁБО:    
длинное/короткое    
подвижное/малоподвижное    
  Первичное обследование Дина-мика
отклонение увуля    
Движение нижней челюсти:    
открывание/закрывание рта    
умение держать рот закрытым    
ЯЗЫК:    
толстый, маленький, узкий, раздвоенный    
невыраженность кончика, укорочение подъязычной связки    
Тонус язычной мускулатуры: N    
Нарушение мышечного тонуса языка:    
спастичность    
гипотония    
дистония    
гиперкинезы языка    
тремор языка    
девиация (отклонение) языка в сторону    
Объем артикуляционных движений языка:    
строго ограничен    
неполный    
снижение амплитуды артикуляционных движений    
в полном объеме    
Умение удержать артикуляционную позу    
Способность к переключению    
Произвольное высовывание языка    
Подъем языка вверх    
Боковые отведения (вправо/влево)    
Пощелкивание    
Облизывание губ (круговые движения языка)    
Глоточный (рвотный) рефлекс:    
повышен    
N    
  Первичное обследование Дина-мика
Наличие патологических рефлексов орального автоматизма    
Вегетативные расстройства:    
Гиперсаливация: постоянная    
усиливающая при определенных условиях    
Жевание:    
N    
отсутствие жевания твердой пищи    
затруднение жевания    
Глотание:    
не нарушено    
поперхивается, захлебывается при глотании    
ОБЩАЯ МОТОРИКА:    
Сформированность основных двигательных навыков:    
удержание головы    
самостоятельное сидение    
удержание вертикального положения стоя (у опоры / самостоятельно)    
ходьба с поддержкой    
самостоятельная ходьба    
нарушение походки    
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК:    
направление руки к предмету    
захват предмета, его удержание в руке    
простейшие манипуляции с предметами    
свободное манипулирование предметами    
дифференцированные движения пальцев рук    
выделение ведущей руки (правая / левая)    

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Варианты логопедического заключения для детей раннего возраста

Задержка речевого развития.

Задержка речевого развития на фоне спастико-паретического синдрома в мускулатуре и моторике артикуляционного аппарата.

Задержка речевого развития, дизартрия.

Задержка познавательного и речевого развития.

Задержка психоречевого развития.

Заключение (диагноз) «дизартрия» употребляется только тогда, когда у ребенка развивается собственная (экспрессивная) речь хотя бы на уровне слов и простых фраз. До этого момента (вне зависимости от возраста), если у ребенка отмечаются речедвигательные (неврологические) нарушения в мышцах и моторике речевого аппарата, то в заключении указывают «симптоматика спастического пареза в артикуляционной мускулатуре» или «спастико-паретический синдром в речевой моторике».

Варианты логопедического заключения для дошкольного возраста

1. Когда у ребенка с дизартрией отмечаются только фонетические нарушения:

— дизартрия;

— дизартрия: фонетический дефект;

— стертая спастико-паретическая дизартрия;

— средняя степень гиперкинетической дизартрии;

— неярко выраженная спастико-атактическая дизартрия.

2. Если при дизартрическом расстройстве отмечаются нарушения звукопроизношения и фонематических процессов:

— фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка с дизартрией;

— фонетико-фонематическое недоразвитие при дизартрии;

— фонетико-фонематическое недоразвитие у ребенка со стертой дизартрией.

3. Если у ребенка с дизартрией нарушены все компоненты речи:

— общее недоразвитие речи у ребенка с дизартрией;

— общее недоразвитие речи (II уровень) при дизартрии;

— общее недоразвитие речи (III уровень) у ребенка с легкой степенью дизартрии.

4. Если у ребенка с задержкой психического развития или умственной отсталостью отмечаются речедвигательные расстройства при нарушении всех компонентов речи:

— системное недоразвитие речи у ребенка с дизартрией.

IV глава
Специфика коррекционно-логопедической работы при дизартрии

4.1. Принципы, задачи и методы
логопедической работы при дизартрии

Знание особенностей структуры нарушений у детей с дизартрией позволяет сформулировать основные принципы, определяющие последовательность и систему коррекционно-логопедической работы.

Наши рекомендации