Другие приемы и методы проработки горя

В современной психотерапии разработаны эффективные способы и приемы работы с психическими потерями и травма­ми Высокой эффективностью для смягчения горя и страдания обладает метод Френсин Шапиро — их проработка быстрыми движениями глаз. Об этом методе говорится в главе о терапии движением.

Другим приемом является перевод болезненного воспоми­нания из ассоциированной формы в диссоциированную.

При ассоциированном воспоминании прошедшее восприни­мается живым и непосредственно происходящим в данный мо­мент по принципу «здесь и сейчас». Живя в настоящем, но пси­хологически находясь в прошлом, постоянно находясь в ситу­ациях совместной жизни с ушедшим, оставшийся в этой жизни идет по ней как бы затылком вперед, переживая при этом чувства потерянности и страха.

При диссоциированном воспоминании прошлое восприни­мается как бы со стороны, как будто человек смотрит фильм про собствен-ную жизнь. При таком воспоминании человек не теряет ощущения настоящего и сохраняет себя как целостную личность

Это та форма переживания, про которую поет в одной из своих песен известная грузинская певица Нани Брегвадзе.

Ах, это красная рябина

Среди осенней желтизны

Я на тебя смотрю, любимый

Смотрю теперь со стороны

Со стороны страданий прежних,

Со стороны ушедших лет,

Которым, словно зорям вешним,

Уже возврата больше нет

Похожая техника диссоциирования имеет место и в транс­цендентальной медитации, когда клиенту предлагается пред­ставить, как его дух отделяется от тела, воспаряет вверх и смот­рит на свои собственные проблемы со стороны — из далекого космоса Рассмотрение своего страдания со стороны и разры­ва психологической связи с ушедщим человеком достигается не сразу, а по истечении какого-то времени, которое у каждого страдающего будет свое.

Для перевода воспоминания из ассоциированной формы в диссоциированную клиенту предлагается выполнить следую­щие упражнения.

Представить, что вы пришли посмотреть фильм о своей жизни, купили билет в первых рядах и смотрите его. Все события фильма вы очень сильно переживаете, поскольку вы очень сильно в них включены.

Вы пересаживаетесь подальше от экрана и смотрите этот же фильм из последнего ряда, чувствуете, как собы­тия фильма меньше задевают вас.

Далее вы смотрите фильм с балкона или же из кинобуд­ки. Ваши переживания становятся менее интенсивными.

Находясь в кинобудке, вы наблюдаете за человеком, по­хожим на вас, который, сидя в зале, смотрит фильм, похо­жий на вашу историю жизни. Вы видите, как этот человек переживает происходящее в фильме, вы сочувствуете ему, но при этом оказываетесь способны оставаться отстранен­ным и можете перекидываться словами с киномехаником.

Перепитии вашей жизни становятся для вас более спо­койными и приобретают свойства эстетического объекта. Иногда в вечерние часы вы можете позволить себе прокру­тить этот фильм с любимыми эпизодами вашей жизни, не испытывая при этом сильной душевной боли.

Большими возможностями в преодолении горя и страдания обладает музыкальная терапия. Ниже приводится медитация, взятая из книги автора «Музыкальная психотерапия» (М.: Владос, 2003).

Упражнения

Подготовительное упражнение «Угашение боли»

Примите удобную позу и понаблюдайте за дыханием.

Постарайтесь задержать дыхание на выдохе на 10 секунд. Повторите это еще раз.

Посмотрите внутренним взором на больное место.

Вспомните, как однажды зимой у вас сильно замерзли руки. Представляйте себе ясный морозный денек и вы с приятелями голыми руками играете в снежки.

Ваши руки ничего не чувствуют.

Теперь включите внутреннюю заморозку больного места.

Перенесите холод с рук на больное место. Оно заморози­лось и перестало болеть. Заморозилось и перестало болеть.

Вся боль с больного места ушла и испарилась. Вы чувству­ете себя хорошо.

Медитация «Очищение от страданий»

Выполняется под музыку Чайковского. Первый фраг­мент — первая часть Первой симфонии «Угрюмый край».

Примите удобную позу и понаблюдайте за дыханием. Оно становится совершенно спокойным.

Почувствовали расслабление в руках и в ногах, устрои­лись поудобней.

Ощущаете, как погружаетесь в состояние приятного покоя.

Под музыку начинайте вспоминать свою жизнь.

Плывут и плывут ваши воспоминания — далекие и близ­кие, светлые и темные, медленные и быстрые.

Постепенно начинаете сосредоточиваться на грустных воспоминаниях.

Под грустную музыку хорошо вспомнить грустные со­бытия своей жизни.

Посмотрите на ваши воспоминания и страдания в них как бы со стороны, как будто вы смотрите фильм про свою жизнь.

В состоянии легкого онемения душа не чувствует пре­жней боли.

Но если боль от прошлых потерь не прошла, то можно ее выплакать.

Музыка способна утешить эту боль.

Второй фрагмент музыки Чайковского — Шестая симфо­ния, первая часть, фрагмент разработки.

Теперь вы вспомнили тяжелый удар судьбы в вашей жиз­ни. Забегали, заметались ваши мысли. На душе стало тре­вожно и беспокойно.

Отчетливо вспоминаете ситуацию потери.

Ясно представляете обстановку, в которой все проис­ходило.

Остро ощущаете несправедливость жизни.

Вы отчаянно боретесь с судьбой.

Полное напряжение всех сил.

Но силы судьбы оказываются сильнее.

Третий фрагмент музыки — Шестая симфония, финал.

Сейчас под эту музыку вы как бы оплакиваете свою горь­кую участь.

Вы понимаете, что жизнь может быть жестока и не­справедлива.

Остро ощущаете свое одиночество и покинутость.

В жизни всегда — горе и страдание, когда человек теря­ет то, к чему он был привязан.

Так ведь бывало и с другими людьми. Почему же вас должна миновать эта чаша?

Ьудем всегда помнить, что наши страдания — это испы­тания, которые нам посылает судьба на звание человека.

И как бы ни было тяжело страдание, но оно сплачивает нас с близкими по духу людьми.

Как бы ни были тяжелы страдания, через них необходи­мо пройти, ибо в них человек закаляется. Оно приучает нас быть самодостаточными и надеяться не столько на других, сколько на самих себя.

Тот, кто нечувствителен к страданию, нравственно ущербный.

Поэтому, страдая, мы выявляем самое лучшее в нас.

Рано или поздно, но это страдание пройдет, как прохо­дит все на свете.

Будем уметь ждать и научимся пить из горькой чаши, преподнесенной судьбой.

Отнесемся с уважением к нашему страданию и к пере­живаниям тех, к которым мы можем испытывать состра­дание.

Четвертый фрагмент. Чайковский — Шестая симфония, III часть, Марш.

Теперь постараемся оставить наши грустные воспоминания.

Выйдем из комнаты нашей печали и войдем в летний сад, в светлый, цветущий сад жизни, где светит солнце и поют птицы.

Сейчас представим, как открыто вдыхаем свежий бод­рящий воздух, смотрим на голубое небо и яркое солнце.

Почувствовали, как светлеет наше настроение и как уходят прочь плохие мысли.

Чувствуете, как в душе рождаются новые силы для борьбы.

Мысленно пошли в активное наступление за свое место в жизни.

Ощущаете радостный, победный настрой.

Сказали себе: «Мы еще поборемся, мы еще поживем!»

Жизнеутверждающий ритм марша наполняет каждую клеточку тела энергией и силой.

Смотрите на себя весело и воспринимайте себя хорошо!

С оптимизмом смотрите в будущее, музыка помогает вам это делать.

Прочь, всякое уныние!

Прочь, все жалобы и стоны!

Несокрушимая жажда жизни наполняет все ваше тело.

Грудью идите на ваши жизненные препятствия и по­беждайте их!

Могучее чувство собственного достоинства не покида­ет вас в вашей борьбе!

Испытывайте святой гнев против всего того, что ме­шает вам жить. Отчетливо видите, как побеждаете ваши проблемы и разрешаете их.

Отчетливо видите вашу светлую и радостную Победу.

Запомните это ощущение и с этой минуты начинайте жить светло, радостно и победно!

ТЕРАПИЯ РАДОСТЬЮ И СМЕХОМ

Лучшее средство хорошо начать день состоит в том чтобы, проснувшись, подумать, нельзя ли хоть одному человеку доставить сегодня радость.'

Ницше

К чему ты стремишься, словно к источнику веселья и наслажденья, в том причина страданий.

Сенека

Каждому жителю Большого Города хочется проживать свою ' жизнь в веселом и приподнятом состоянии духа, но далеко не у всех это получается.

Что человеку нужно для счастья? Для его достижения большинство горожан считает необходимым иметь хорошие внешние условия жизни — иметь хорошую квартиру, семью и работу, которая была бы не очень далеко от дома, чувствовать себя в безопасности и иметь определенный материальный дос­таток, который, впрочем, у каждого имеет свой уровень. То, что одному кажется в недостатке, другому кажется в избытке. Умение довольствоваться малым и радоваться этому — одна из черт зрелой личности. Сократ, побывав в доме одного бога­ча, произнес свою знаменитую фразу: «Как много, однако, в этом мире существует вещей, в которых я не нуждаюсь».

Но гораздо более необходимым и более трудным является пестование радости в самом себе, умение не ставить ее в зави­симость от внешних условий и жить по принципу — «Чем хуже снаружи — тем крепче внутри».

О радостном состоянии человека говорит улыбка на его лице. Первую нашу улыбку мы получаем от нашей матери и на всю жизнь заряжаемся ею. Тогда мы переживаем то, что пси­хологи называют магической радостью, которая связана с бе­зусловным принятием мира и самого себя.

При переживании этого вида радости мы ощущаем чувства слияния и единения со всем миром. «Все во мне и я во всем», — так можно было бы выразить это состояние словами Тютчева Такое состояние может быть достигнуто в процессе глубокой медитации или молитвы, обращенной к Богу.

Уже в возрасте 2-3-х месяцев ребенок в ответ на улыбку матери тоже начинает улыбаться и смеяться. К шести годам ребенок улыбается и смеется примерно по 300 раз в день, и смех его звучит весело и беззаботно. Базовое доверие к миру, возникающее в этот момент, принятие всего того, что тебя ок­ружает — надежный залог последующей здоровой и радост­ной жизни

По мере взросления мы становимся более хмурыми — ко­личество смеха и улыбок у нас снижается. И — увы, по мне­нию медиков процесс поскучнения является неблагоприятным фактором для здоровья.

Становясь взрослым, настоящая радость может быть добы­та только в процессе достижения значимых для нас целей — сдача экзаменов, или поступление в вуз, или попадание на хо­рошую работу, или соединение с любимым человеком Радость без причины — детская радость. Прекрасно, когда она есть в изобилии у ребенка. Но у взрослого человека ее изобилие при плохих делах может вызвать некоторые подозрения на лично­стную неадекватность.

Радость тем более велика, чем больше препятствий нам при­шлось преодолеть для достижения целей «Без риска победив, без славы торжествуешь», — справедливо говорили древние.

Радость усиливает социальные связи, чувства любви, друж­бы и товарищества. Достаточно вспомнить или посмотреть, как футболисты бросаются друг другу в объятья, когда кто-то из членов команды забивает гол в ворота противника. Испытывая радость, мы становимся добрее, здоровее и отзывчивее. В этот момент и солнце светит ярче, и трава зеленее, и небо голубее. Даже пожертвования нищим и расходы на благотворительность человек совершает главным образом, находясь в хорошем на­строении духа.

Если нам не хватает собственной радости, мы можем пора­доваться успехам других. Наверное, именно поэтому победы любимых спортсменов на престижных состязаниях, или люби­мых артистов на конкурсах вызывают радость. Однако для воз­можности испытать такую радость необходимо самому быть гармоничным человеком. Достаточно легко оказать сочувствие человеку, попавшему в беду или трудную ситуацию. Но «сорадоваться другим могут только ангелы» Конфликтный человек, каким является невротик, скорее будет испытывать зависть, ревность или печаль оттого, что удача улыбнулась не ему, а кому-то другому.

Исходя из сказанного, можно заключить, что для достиже­ния состояния радости необходимо прилагать усилия в трех направлениях — в отношении самого себя, отношений с дру­гими и отношениями с обществом через свою профессиональ­ную деятельность.

В отношении самого себя. Здесь оказывается важным стремление к познанию себя и укреплению собственного здо­ровья Здоровый человек, как правило, счастлив и радостен просто так — в силу своего здоровья и крепкого иммунитета. Поэтому так важно оказывается соблюдать правила здорового образа жизни.

В области достижения гармонии в межличностных от­ношениях. Здесь оказывается важным отсутствие критики по отношению к близким людям и принятие их такими, какие они есть, способность любить их безусловной любовью и не ожи­дать от них слишком многого, желание делать их счастливыми и помогать им в достижении их целей, важны также откры­тость и искренность в общении, способность к самораскрытию перед другими; отсутствие тревоги, страха, стыда и застенчи­вости при самовыражении. Большое значение имеет ощуще­ние четких границ своего «Я» от «Я» других и мнений социаль­ного окружения, доверие к своим чувствами и интуиции, уме­ние выражать то, что чувствуешь словами и действием.

В области достижения профессионального мастерства в любимой работе. Здесь радость возникает от возможности внесения посильного вклада в общее благо, от ощущения сво­ей компетентности и умения хорошо делать свое дело, которое положительно оценивается другими людьми.

Переживания радости у здорового человека и у больного неврозом сильно отличаются. Хорошее настроение у первых связано с чувством приподнятости, энергичными и активными действиями, направленными на достижение цели. При этом счастливый человек способен получать удовольствие не толь­ко и не столько от результата, сколько от самого процесса творчества.

Хорошее настроение у больного неврозом воспринимается им как временное чувство облегчения в обычно неспокойном мире. Негативные чувства, которые запрятаны в глубине его души — страх, гнев, вина, пониженная самооценка, делают его неспособным переживать радость даже при удачно складываю­щихся внешних обстоятельствах.

При удаче здоровые люди воспринимают ее как следствие приложенных усилий. Невротики относят свою удачу на счет везения и счастливого совпадения обстоятельств.

Достигнув даже незначительного успеха, здоровые люди склонны делать подарки себе и своим близким. Невротики в такой же ситуации полагают, что они пока еще не заслужили поощрения, или же их успех так мал, что просто не заслужива­ет поощрения. Тем самым они еще больше обедняют сами себя положительными эмоциями.

Если здоровые индивиды стремятся своими действиями улуч­шить окружающий мир, то невротики ограничивают свои уси­лия на сохранении самого себя и своего ближайшего окруже­ния. Поэтому стиль жизни здоровых людей — усиление радо­сти и расширение репертуара положительных переживаний. Стиль жизни невротика — жить так, чтобы не было хуже того, что есть сейчас.

Препятствиями в переживании радости являются: плохое здоровье, отсутствие свободы и подавление творческой актив­ности, преобладание в личной и в профессиональной жизни безличных, формально-ролевых взаимоотношений, придание слишком большого значения материальному благополучию.

Интересной психологической особенностью невротика яв­ляется то, что для многих из них, страдающих от приступов тоски, страха, тревог и депрессии, оказывается довольно труд­ным делом похвалить себя за что-то. Если попросить заболев­шего неврозом написать сочинение на тему «Похвальное слово самому себе», то в нем можно увидеть перечисление неисчис­лимых бедствий, которое выпало на его долю. Здесь мы встре­тим и отца-алкоголика, занимавшегося рукоприкладством, и суровую деспотичную мать, не дававшую достаточно ласки и любви, и грубых учителей, обижавших своей несправедливос­тью, и эгоистичных мужей, контролирующих каждую копейку семейных расходов. Все эти невзгоды жизни преодолеваются, но заболевший неврозом не умеет себя хвалить и любить за то, что смог выдержать и преодолеть все удары судьбы. Ему труд­но это сделать и его приходится этому элементарно учить.

Если заболевший неврозом человек захочет изменить свою опостылевшую жизнь и сделать ее более радостной, то ему не­обходимо менять стиль и мировоззрение всей своей жизни, то есть самого себя. Парадокс, однако, заключается в том, что, живя серой и неинтересной жизнью, страдая от нее, невротик, тем не менее, не хочет в ней ничего менять, выдвигая в качестве необходимых условий своего счастья изменение внешних об­стоятельств своей жизни в лучшую сторону. Это, конечно же, важно. Но это не всегда бывает возможным. Например, стать президентом фирмы или миллионером за один год или месяц. Поэтому единственный выход — поменять свое отношение к жизни.

Философия радости

Размышляя о том, как наилучшим способом проживать жизнь, великий А. Шопенгауэр, ссылаясь на мысль Аристоте­ля о том, что «Рассудительный ищет свободы от страдания, а не того, что доставляет удовольствие», рекомендовал направ­лять свой взор не на наслаждения и приятности жизни, а на то, чтобы, насколько возможно, избегать ее бесчисленных зол. И тот, «кто пожелал бы подвести итог своей жизни в эвдемоническом отношении, — указывал он, —должен подсчитать не радости, которыми он насладился, а беды, которых он избе­жал. «Во всяком случае, — пишет этот замечательный фило­соф, — жизнь существует, собственно, не для того, чтобы ею наслаждались, а чтобы ее превозмогали, претерпевали». Са­мым счастливым жребием, согласно А. Шопенгауэру, — обла­дает тот, «кто проводит свою жизнь без чрезмерных страда­ний, как духовных, так и телесных, а не тот, кому достались в удел живейшие радости, либо величайшие наслаждения... По­истине, величайшая ошибка — превратить эту арену скорби в увеселительное место и ставить своей целью не возможно боль­шую свободу от страданий, а наслаждения и радости, как это, однако, многие делают .. Глупец гонится за наслаждениями жизни и приходит к разочарованию; мудрый старается избе­жать бед... Пренебрежение к этой истине, поддерживаемое оптимизмом, служит источником многих несчастий... И если наука эта идет впрок, мы перестаем гоняться за счастьем и на­слаждением и, наоборот, начинаем думать о том, как бы по возможности оградить себя от боли и страданий. Мы узнаем тогда, что лучшее, чего можно ждать от жизни, это — беспечальное, спокойное, сносное существование, им мы и ограни­чиваем наши притязания, чтобы тем вернее достигнуть его. Ибо надежнейшее средство, чтобы не быть несчастным, это — не требовать для себя большого счастья... Поэтому рекомендует­ся умерять свои притязания на наслаждение, обладание, ранг, честь и т. д. — до самых скромных пределов, ибо именно стрем­ление и погоня за счастьем, блеском и наслаждением сопряже­ны с большими несчастьями» (Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992. С. 339-343). Под этими словами могли бы подписаться и Будда, и Сенека, и Аристотель.

За всякую радость человеку приходится платить, и порой очень дорого. Алкоголик или наркоман расплачиваются за блаженство опьянения мучительной абстиненцией, влюбленные за радости любви расплачиваются страданиями при разлуке, гурманы, не­умеренные в еде, расплачиваются за свое обжорство повышен­ным давлением и отложениями солей в своем организме.

Как уже было сказано выше, драма жизни многих жителей Большого Города сегодня объясняется ими тем, что они связы­вают свою жизнь с разными формами обладания чего-либо — материального благосостояния, социального статуса, краси­вого дома или еще чего-либо. Все это, согласно Маслоу, — дефицитарные способы отношения с миром, которые не могут сделать человека по-настоящему счастливым и радостным. По настоящему же человек становится счастливым и радостным, когда обращается в своем мировоззрении к идее бытия, не свя­занного ни с каким потреблением.

Гуманистическая этика и психология, начиная от Аристо­теля и Спинозы и кончая Маслоу, Роджерсом и Фроммом, учит тому, что истинный успех и счастье человека приходят к нему не тогда, когда он становится материально богатым и независи­мым, но тогда, когда он реализует свои духовные потенции и действует в соответствии со своими природными возможнос­тями и склонностями. Аристотель говорил, что благо любого человека заключается в той деятельности, которая отличает его от других людей и делает его тем, что он есть. Спиноза видел счастье человека в понимании им самого себя и стремле­нии осуществить свои потенциальные возможности. Доброде­тель есть использование человеком своих сил, в то время как порок отождествляется с неумением использовать свои силы.

Великий стоик Сенека полагал, что переживание радости может быть уделом только мудрецов, потому что она есть не-

которая приподнятость души, верящей в собственные и под­линные блага. «Мудрец полон радости, весел и непоколебимо безмятежен: он живет наравне с богами. Если ты не бываешь печален, если никакая надежда не будоражит твою душу ожи­данием будущего, если днем и ночью состояние твоего духа, бодрого и довольного собою, одинаково и неизменно, значит, ты достиг высшего блага, доступного человеку. Но если ты отовсюду пытаешься получить всяческие удовольствия, то знай, что тебе так же далеко до мудрости, как и до радости... Любители роскоши, каждую ночь — как будто она после­дняя — проводят в мнимых радостях. А та радость, что дается богам и соперникам богов (мудрецам), не иссякает».

Полноту существования, подлинное ощущение успеха, сча­стья и радости человеку приносит служение общественным идеалам добра, справедливости и любви, о которых говорят все ведущие мировые религии. Это есть то, что верующие на­зывают богоугодными делами.

«Радость человеку, — полагал Марк Аврелий — делать то, что свойственно. А свойственна человеку благожелательность к соплеменникам, небрежение чувственным движениям, суж­дение об убедительности представлений, созерцание всеобщей природы и того, что происходит в согласии с ней».

В современных обществах обладание деньгами и властью для многих людей служит стимулами, ради которых они гото­вы проявить свою активность. Но с точки зрения гуманисти­ческой психологии — стремление к этим внешне притягатель­ным вещам, не более, чем иллюзии, которые уводят человека в сторону от его действительных интересов. А его истинные интересы лежат в области раскрытия и актуализации зало­женных в нем природных способностей. «Долг быть жи­вым, — пишет Фромм, — это долг стать самим собой и раз­вить свои возможности до зрелого состояния». Доброде­тель, — продолжает он, — это ответственное отношение к собственному существованию, а порок и зло — это безответ­ственное отношение к самому себе и развитию своих способ­ностей».

Примерно в том же духе высказывался и Ф. Перлз, когда говорил о финальных целях существования и социальных ро­лях. Финальные цели — это то, к чему все мы в конце концов должны стремиться — быть счастливым, для чего нам надо уметь удовлетворять потребности в еде, сексе, безопасности, принадлежности к другим и самоактуализации. Социальные роли — это средства, которые помогают нам в достижении финальных целей. Но, к сожалению, многие принимают свои социальные роли — а именно: власть, социальный статус, деньги за свои финальные цели, отождествляя с ними свое Я. В этом случае человек ведет себя так, как будто в этой жиз­ни он только и призван, чтобы выполнять какую-то социальную роль — менеджера, инженера, или коммерсанта. На самом же деле — все это — лишь средства для главного — для самоакту­ализации.

Отсюда проистекает трактовка и понимание счастья, пред­лагаемая современной гуманистической психологией. Это — личностный рост и развитие духовных сил человека, а не обла­дание им все новыми и новыми социальными полномочиями и материальными благами.

Именно непрерывный личностный рост приносит челове­ку подлинное ощущение счастья и удовлетворенности жиз­нью, когда его духовные возможности постоянно растут, и сегодня он оказывается в состоянии делать то, чего не мог сделать вчера, а завтра он оказывается в состоянии сделать то, чего не может пока сделать сегодня. Личностный рост — это когда ощущаешь себя одновременно художником и моде­лью, мрамором и скульптором, пациентом и врачом, учени­ком и учителем.

Если же говорить о радости обладания чем-либо, то здесь небезынтересно было бы привести точку зрения великого не­мецкого философа Шопенгауэра, который полагал, что для ощущения радости «Мы должны стараться смотреть иногда на то, что у нас есть, так, как будто мы этого недавно лишились, ибо только после потери мы узнаем ценность чего бы то ни было — имущества, здоровья, друзей, возлюбленной, ребен­ка, лошади, собаки и т. д. Если усвоить предлагаемую мною точку зрения, — пишет философ, — то, во-первых, обладание этими вещами доставит нам больше непосредственной радос­ти, чем раньше, и, во-вторых, заставит нас принять меры, что­бы избежать потерь». Медитативное упражнение на этот счет приводится в конце раздела.

Наши рекомендации