Другие приемы и методы проработки горя
В современной психотерапии разработаны эффективные способы и приемы работы с психическими потерями и травмами Высокой эффективностью для смягчения горя и страдания обладает метод Френсин Шапиро — их проработка быстрыми движениями глаз. Об этом методе говорится в главе о терапии движением.
Другим приемом является перевод болезненного воспоминания из ассоциированной формы в диссоциированную.
При ассоциированном воспоминании прошедшее воспринимается живым и непосредственно происходящим в данный момент по принципу «здесь и сейчас». Живя в настоящем, но психологически находясь в прошлом, постоянно находясь в ситуациях совместной жизни с ушедшим, оставшийся в этой жизни идет по ней как бы затылком вперед, переживая при этом чувства потерянности и страха.
При диссоциированном воспоминании прошлое воспринимается как бы со стороны, как будто человек смотрит фильм про собствен-ную жизнь. При таком воспоминании человек не теряет ощущения настоящего и сохраняет себя как целостную личность
Это та форма переживания, про которую поет в одной из своих песен известная грузинская певица Нани Брегвадзе.
Ах, это красная рябина
Среди осенней желтизны
Я на тебя смотрю, любимый
Смотрю теперь со стороны
Со стороны страданий прежних,
Со стороны ушедших лет,
Которым, словно зорям вешним,
Уже возврата больше нет
Похожая техника диссоциирования имеет место и в трансцендентальной медитации, когда клиенту предлагается представить, как его дух отделяется от тела, воспаряет вверх и смотрит на свои собственные проблемы со стороны — из далекого космоса Рассмотрение своего страдания со стороны и разрыва психологической связи с ушедщим человеком достигается не сразу, а по истечении какого-то времени, которое у каждого страдающего будет свое.
Для перевода воспоминания из ассоциированной формы в диссоциированную клиенту предлагается выполнить следующие упражнения.
Представить, что вы пришли посмотреть фильм о своей жизни, купили билет в первых рядах и смотрите его. Все события фильма вы очень сильно переживаете, поскольку вы очень сильно в них включены.
Вы пересаживаетесь подальше от экрана и смотрите этот же фильм из последнего ряда, чувствуете, как события фильма меньше задевают вас.
Далее вы смотрите фильм с балкона или же из кинобудки. Ваши переживания становятся менее интенсивными.
Находясь в кинобудке, вы наблюдаете за человеком, похожим на вас, который, сидя в зале, смотрит фильм, похожий на вашу историю жизни. Вы видите, как этот человек переживает происходящее в фильме, вы сочувствуете ему, но при этом оказываетесь способны оставаться отстраненным и можете перекидываться словами с киномехаником.
Перепитии вашей жизни становятся для вас более спокойными и приобретают свойства эстетического объекта. Иногда в вечерние часы вы можете позволить себе прокрутить этот фильм с любимыми эпизодами вашей жизни, не испытывая при этом сильной душевной боли.
Большими возможностями в преодолении горя и страдания обладает музыкальная терапия. Ниже приводится медитация, взятая из книги автора «Музыкальная психотерапия» (М.: Владос, 2003).
Упражнения
Подготовительное упражнение «Угашение боли»
Примите удобную позу и понаблюдайте за дыханием.
Постарайтесь задержать дыхание на выдохе на 10 секунд. Повторите это еще раз.
Посмотрите внутренним взором на больное место.
Вспомните, как однажды зимой у вас сильно замерзли руки. Представляйте себе ясный морозный денек и вы с приятелями голыми руками играете в снежки.
Ваши руки ничего не чувствуют.
Теперь включите внутреннюю заморозку больного места.
Перенесите холод с рук на больное место. Оно заморозилось и перестало болеть. Заморозилось и перестало болеть.
Вся боль с больного места ушла и испарилась. Вы чувствуете себя хорошо.
Медитация «Очищение от страданий»
Выполняется под музыку Чайковского. Первый фрагмент — первая часть Первой симфонии «Угрюмый край».
Примите удобную позу и понаблюдайте за дыханием. Оно становится совершенно спокойным.
Почувствовали расслабление в руках и в ногах, устроились поудобней.
Ощущаете, как погружаетесь в состояние приятного покоя.
Под музыку начинайте вспоминать свою жизнь.
Плывут и плывут ваши воспоминания — далекие и близкие, светлые и темные, медленные и быстрые.
Постепенно начинаете сосредоточиваться на грустных воспоминаниях.
Под грустную музыку хорошо вспомнить грустные события своей жизни.
Посмотрите на ваши воспоминания и страдания в них как бы со стороны, как будто вы смотрите фильм про свою жизнь.
В состоянии легкого онемения душа не чувствует прежней боли.
Но если боль от прошлых потерь не прошла, то можно ее выплакать.
Музыка способна утешить эту боль.
Второй фрагмент музыки Чайковского — Шестая симфония, первая часть, фрагмент разработки.
Теперь вы вспомнили тяжелый удар судьбы в вашей жизни. Забегали, заметались ваши мысли. На душе стало тревожно и беспокойно.
Отчетливо вспоминаете ситуацию потери.
Ясно представляете обстановку, в которой все происходило.
Остро ощущаете несправедливость жизни.
Вы отчаянно боретесь с судьбой.
Полное напряжение всех сил.
Но силы судьбы оказываются сильнее.
Третий фрагмент музыки — Шестая симфония, финал.
Сейчас под эту музыку вы как бы оплакиваете свою горькую участь.
Вы понимаете, что жизнь может быть жестока и несправедлива.
Остро ощущаете свое одиночество и покинутость.
В жизни всегда — горе и страдание, когда человек теряет то, к чему он был привязан.
Так ведь бывало и с другими людьми. Почему же вас должна миновать эта чаша?
Ьудем всегда помнить, что наши страдания — это испытания, которые нам посылает судьба на звание человека.
И как бы ни было тяжело страдание, но оно сплачивает нас с близкими по духу людьми.
Как бы ни были тяжелы страдания, через них необходимо пройти, ибо в них человек закаляется. Оно приучает нас быть самодостаточными и надеяться не столько на других, сколько на самих себя.
Тот, кто нечувствителен к страданию, нравственно ущербный.
Поэтому, страдая, мы выявляем самое лучшее в нас.
Рано или поздно, но это страдание пройдет, как проходит все на свете.
Будем уметь ждать и научимся пить из горькой чаши, преподнесенной судьбой.
Отнесемся с уважением к нашему страданию и к переживаниям тех, к которым мы можем испытывать сострадание.
Четвертый фрагмент. Чайковский — Шестая симфония, III часть, Марш.
Теперь постараемся оставить наши грустные воспоминания.
Выйдем из комнаты нашей печали и войдем в летний сад, в светлый, цветущий сад жизни, где светит солнце и поют птицы.
Сейчас представим, как открыто вдыхаем свежий бодрящий воздух, смотрим на голубое небо и яркое солнце.
Почувствовали, как светлеет наше настроение и как уходят прочь плохие мысли.
Чувствуете, как в душе рождаются новые силы для борьбы.
Мысленно пошли в активное наступление за свое место в жизни.
Ощущаете радостный, победный настрой.
Сказали себе: «Мы еще поборемся, мы еще поживем!»
Жизнеутверждающий ритм марша наполняет каждую клеточку тела энергией и силой.
Смотрите на себя весело и воспринимайте себя хорошо!
С оптимизмом смотрите в будущее, музыка помогает вам это делать.
Прочь, всякое уныние!
Прочь, все жалобы и стоны!
Несокрушимая жажда жизни наполняет все ваше тело.
Грудью идите на ваши жизненные препятствия и побеждайте их!
Могучее чувство собственного достоинства не покидает вас в вашей борьбе!
Испытывайте святой гнев против всего того, что мешает вам жить. Отчетливо видите, как побеждаете ваши проблемы и разрешаете их.
Отчетливо видите вашу светлую и радостную Победу.
Запомните это ощущение и с этой минуты начинайте жить светло, радостно и победно!
ТЕРАПИЯ РАДОСТЬЮ И СМЕХОМ
Лучшее средство хорошо начать день состоит в том чтобы, проснувшись, подумать, нельзя ли хоть одному человеку доставить сегодня радость.'
Ницше
К чему ты стремишься, словно к источнику веселья и наслажденья, в том причина страданий.
Сенека
Каждому жителю Большого Города хочется проживать свою ' жизнь в веселом и приподнятом состоянии духа, но далеко не у всех это получается.
Что человеку нужно для счастья? Для его достижения большинство горожан считает необходимым иметь хорошие внешние условия жизни — иметь хорошую квартиру, семью и работу, которая была бы не очень далеко от дома, чувствовать себя в безопасности и иметь определенный материальный достаток, который, впрочем, у каждого имеет свой уровень. То, что одному кажется в недостатке, другому кажется в избытке. Умение довольствоваться малым и радоваться этому — одна из черт зрелой личности. Сократ, побывав в доме одного богача, произнес свою знаменитую фразу: «Как много, однако, в этом мире существует вещей, в которых я не нуждаюсь».
Но гораздо более необходимым и более трудным является пестование радости в самом себе, умение не ставить ее в зависимость от внешних условий и жить по принципу — «Чем хуже снаружи — тем крепче внутри».
О радостном состоянии человека говорит улыбка на его лице. Первую нашу улыбку мы получаем от нашей матери и на всю жизнь заряжаемся ею. Тогда мы переживаем то, что психологи называют магической радостью, которая связана с безусловным принятием мира и самого себя.
При переживании этого вида радости мы ощущаем чувства слияния и единения со всем миром. «Все во мне и я во всем», — так можно было бы выразить это состояние словами Тютчева Такое состояние может быть достигнуто в процессе глубокой медитации или молитвы, обращенной к Богу.
Уже в возрасте 2-3-х месяцев ребенок в ответ на улыбку матери тоже начинает улыбаться и смеяться. К шести годам ребенок улыбается и смеется примерно по 300 раз в день, и смех его звучит весело и беззаботно. Базовое доверие к миру, возникающее в этот момент, принятие всего того, что тебя окружает — надежный залог последующей здоровой и радостной жизни
По мере взросления мы становимся более хмурыми — количество смеха и улыбок у нас снижается. И — увы, по мнению медиков процесс поскучнения является неблагоприятным фактором для здоровья.
Становясь взрослым, настоящая радость может быть добыта только в процессе достижения значимых для нас целей — сдача экзаменов, или поступление в вуз, или попадание на хорошую работу, или соединение с любимым человеком Радость без причины — детская радость. Прекрасно, когда она есть в изобилии у ребенка. Но у взрослого человека ее изобилие при плохих делах может вызвать некоторые подозрения на личностную неадекватность.
Радость тем более велика, чем больше препятствий нам пришлось преодолеть для достижения целей «Без риска победив, без славы торжествуешь», — справедливо говорили древние.
Радость усиливает социальные связи, чувства любви, дружбы и товарищества. Достаточно вспомнить или посмотреть, как футболисты бросаются друг другу в объятья, когда кто-то из членов команды забивает гол в ворота противника. Испытывая радость, мы становимся добрее, здоровее и отзывчивее. В этот момент и солнце светит ярче, и трава зеленее, и небо голубее. Даже пожертвования нищим и расходы на благотворительность человек совершает главным образом, находясь в хорошем настроении духа.
Если нам не хватает собственной радости, мы можем порадоваться успехам других. Наверное, именно поэтому победы любимых спортсменов на престижных состязаниях, или любимых артистов на конкурсах вызывают радость. Однако для возможности испытать такую радость необходимо самому быть гармоничным человеком. Достаточно легко оказать сочувствие человеку, попавшему в беду или трудную ситуацию. Но «сорадоваться другим могут только ангелы» Конфликтный человек, каким является невротик, скорее будет испытывать зависть, ревность или печаль оттого, что удача улыбнулась не ему, а кому-то другому.
Исходя из сказанного, можно заключить, что для достижения состояния радости необходимо прилагать усилия в трех направлениях — в отношении самого себя, отношений с другими и отношениями с обществом через свою профессиональную деятельность.
В отношении самого себя. Здесь оказывается важным стремление к познанию себя и укреплению собственного здоровья Здоровый человек, как правило, счастлив и радостен просто так — в силу своего здоровья и крепкого иммунитета. Поэтому так важно оказывается соблюдать правила здорового образа жизни.
В области достижения гармонии в межличностных отношениях. Здесь оказывается важным отсутствие критики по отношению к близким людям и принятие их такими, какие они есть, способность любить их безусловной любовью и не ожидать от них слишком многого, желание делать их счастливыми и помогать им в достижении их целей, важны также открытость и искренность в общении, способность к самораскрытию перед другими; отсутствие тревоги, страха, стыда и застенчивости при самовыражении. Большое значение имеет ощущение четких границ своего «Я» от «Я» других и мнений социального окружения, доверие к своим чувствами и интуиции, умение выражать то, что чувствуешь словами и действием.
В области достижения профессионального мастерства в любимой работе. Здесь радость возникает от возможности внесения посильного вклада в общее благо, от ощущения своей компетентности и умения хорошо делать свое дело, которое положительно оценивается другими людьми.
Переживания радости у здорового человека и у больного неврозом сильно отличаются. Хорошее настроение у первых связано с чувством приподнятости, энергичными и активными действиями, направленными на достижение цели. При этом счастливый человек способен получать удовольствие не только и не столько от результата, сколько от самого процесса творчества.
Хорошее настроение у больного неврозом воспринимается им как временное чувство облегчения в обычно неспокойном мире. Негативные чувства, которые запрятаны в глубине его души — страх, гнев, вина, пониженная самооценка, делают его неспособным переживать радость даже при удачно складывающихся внешних обстоятельствах.
При удаче здоровые люди воспринимают ее как следствие приложенных усилий. Невротики относят свою удачу на счет везения и счастливого совпадения обстоятельств.
Достигнув даже незначительного успеха, здоровые люди склонны делать подарки себе и своим близким. Невротики в такой же ситуации полагают, что они пока еще не заслужили поощрения, или же их успех так мал, что просто не заслуживает поощрения. Тем самым они еще больше обедняют сами себя положительными эмоциями.
Если здоровые индивиды стремятся своими действиями улучшить окружающий мир, то невротики ограничивают свои усилия на сохранении самого себя и своего ближайшего окружения. Поэтому стиль жизни здоровых людей — усиление радости и расширение репертуара положительных переживаний. Стиль жизни невротика — жить так, чтобы не было хуже того, что есть сейчас.
Препятствиями в переживании радости являются: плохое здоровье, отсутствие свободы и подавление творческой активности, преобладание в личной и в профессиональной жизни безличных, формально-ролевых взаимоотношений, придание слишком большого значения материальному благополучию.
Интересной психологической особенностью невротика является то, что для многих из них, страдающих от приступов тоски, страха, тревог и депрессии, оказывается довольно трудным делом похвалить себя за что-то. Если попросить заболевшего неврозом написать сочинение на тему «Похвальное слово самому себе», то в нем можно увидеть перечисление неисчислимых бедствий, которое выпало на его долю. Здесь мы встретим и отца-алкоголика, занимавшегося рукоприкладством, и суровую деспотичную мать, не дававшую достаточно ласки и любви, и грубых учителей, обижавших своей несправедливостью, и эгоистичных мужей, контролирующих каждую копейку семейных расходов. Все эти невзгоды жизни преодолеваются, но заболевший неврозом не умеет себя хвалить и любить за то, что смог выдержать и преодолеть все удары судьбы. Ему трудно это сделать и его приходится этому элементарно учить.
Если заболевший неврозом человек захочет изменить свою опостылевшую жизнь и сделать ее более радостной, то ему необходимо менять стиль и мировоззрение всей своей жизни, то есть самого себя. Парадокс, однако, заключается в том, что, живя серой и неинтересной жизнью, страдая от нее, невротик, тем не менее, не хочет в ней ничего менять, выдвигая в качестве необходимых условий своего счастья изменение внешних обстоятельств своей жизни в лучшую сторону. Это, конечно же, важно. Но это не всегда бывает возможным. Например, стать президентом фирмы или миллионером за один год или месяц. Поэтому единственный выход — поменять свое отношение к жизни.
Философия радости
Размышляя о том, как наилучшим способом проживать жизнь, великий А. Шопенгауэр, ссылаясь на мысль Аристотеля о том, что «Рассудительный ищет свободы от страдания, а не того, что доставляет удовольствие», рекомендовал направлять свой взор не на наслаждения и приятности жизни, а на то, чтобы, насколько возможно, избегать ее бесчисленных зол. И тот, «кто пожелал бы подвести итог своей жизни в эвдемоническом отношении, — указывал он, —должен подсчитать не радости, которыми он насладился, а беды, которых он избежал. «Во всяком случае, — пишет этот замечательный философ, — жизнь существует, собственно, не для того, чтобы ею наслаждались, а чтобы ее превозмогали, претерпевали». Самым счастливым жребием, согласно А. Шопенгауэру, — обладает тот, «кто проводит свою жизнь без чрезмерных страданий, как духовных, так и телесных, а не тот, кому достались в удел живейшие радости, либо величайшие наслаждения... Поистине, величайшая ошибка — превратить эту арену скорби в увеселительное место и ставить своей целью не возможно большую свободу от страданий, а наслаждения и радости, как это, однако, многие делают .. Глупец гонится за наслаждениями жизни и приходит к разочарованию; мудрый старается избежать бед... Пренебрежение к этой истине, поддерживаемое оптимизмом, служит источником многих несчастий... И если наука эта идет впрок, мы перестаем гоняться за счастьем и наслаждением и, наоборот, начинаем думать о том, как бы по возможности оградить себя от боли и страданий. Мы узнаем тогда, что лучшее, чего можно ждать от жизни, это — беспечальное, спокойное, сносное существование, им мы и ограничиваем наши притязания, чтобы тем вернее достигнуть его. Ибо надежнейшее средство, чтобы не быть несчастным, это — не требовать для себя большого счастья... Поэтому рекомендуется умерять свои притязания на наслаждение, обладание, ранг, честь и т. д. — до самых скромных пределов, ибо именно стремление и погоня за счастьем, блеском и наслаждением сопряжены с большими несчастьями» (Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992. С. 339-343). Под этими словами могли бы подписаться и Будда, и Сенека, и Аристотель.
За всякую радость человеку приходится платить, и порой очень дорого. Алкоголик или наркоман расплачиваются за блаженство опьянения мучительной абстиненцией, влюбленные за радости любви расплачиваются страданиями при разлуке, гурманы, неумеренные в еде, расплачиваются за свое обжорство повышенным давлением и отложениями солей в своем организме.
Как уже было сказано выше, драма жизни многих жителей Большого Города сегодня объясняется ими тем, что они связывают свою жизнь с разными формами обладания чего-либо — материального благосостояния, социального статуса, красивого дома или еще чего-либо. Все это, согласно Маслоу, — дефицитарные способы отношения с миром, которые не могут сделать человека по-настоящему счастливым и радостным. По настоящему же человек становится счастливым и радостным, когда обращается в своем мировоззрении к идее бытия, не связанного ни с каким потреблением.
Гуманистическая этика и психология, начиная от Аристотеля и Спинозы и кончая Маслоу, Роджерсом и Фроммом, учит тому, что истинный успех и счастье человека приходят к нему не тогда, когда он становится материально богатым и независимым, но тогда, когда он реализует свои духовные потенции и действует в соответствии со своими природными возможностями и склонностями. Аристотель говорил, что благо любого человека заключается в той деятельности, которая отличает его от других людей и делает его тем, что он есть. Спиноза видел счастье человека в понимании им самого себя и стремлении осуществить свои потенциальные возможности. Добродетель есть использование человеком своих сил, в то время как порок отождествляется с неумением использовать свои силы.
Великий стоик Сенека полагал, что переживание радости может быть уделом только мудрецов, потому что она есть не-
которая приподнятость души, верящей в собственные и подлинные блага. «Мудрец полон радости, весел и непоколебимо безмятежен: он живет наравне с богами. Если ты не бываешь печален, если никакая надежда не будоражит твою душу ожиданием будущего, если днем и ночью состояние твоего духа, бодрого и довольного собою, одинаково и неизменно, значит, ты достиг высшего блага, доступного человеку. Но если ты отовсюду пытаешься получить всяческие удовольствия, то знай, что тебе так же далеко до мудрости, как и до радости... Любители роскоши, каждую ночь — как будто она последняя — проводят в мнимых радостях. А та радость, что дается богам и соперникам богов (мудрецам), не иссякает».
Полноту существования, подлинное ощущение успеха, счастья и радости человеку приносит служение общественным идеалам добра, справедливости и любви, о которых говорят все ведущие мировые религии. Это есть то, что верующие называют богоугодными делами.
«Радость человеку, — полагал Марк Аврелий — делать то, что свойственно. А свойственна человеку благожелательность к соплеменникам, небрежение чувственным движениям, суждение об убедительности представлений, созерцание всеобщей природы и того, что происходит в согласии с ней».
В современных обществах обладание деньгами и властью для многих людей служит стимулами, ради которых они готовы проявить свою активность. Но с точки зрения гуманистической психологии — стремление к этим внешне притягательным вещам, не более, чем иллюзии, которые уводят человека в сторону от его действительных интересов. А его истинные интересы лежат в области раскрытия и актуализации заложенных в нем природных способностей. «Долг быть живым, — пишет Фромм, — это долг стать самим собой и развить свои возможности до зрелого состояния». Добродетель, — продолжает он, — это ответственное отношение к собственному существованию, а порок и зло — это безответственное отношение к самому себе и развитию своих способностей».
Примерно в том же духе высказывался и Ф. Перлз, когда говорил о финальных целях существования и социальных ролях. Финальные цели — это то, к чему все мы в конце концов должны стремиться — быть счастливым, для чего нам надо уметь удовлетворять потребности в еде, сексе, безопасности, принадлежности к другим и самоактуализации. Социальные роли — это средства, которые помогают нам в достижении финальных целей. Но, к сожалению, многие принимают свои социальные роли — а именно: власть, социальный статус, деньги за свои финальные цели, отождествляя с ними свое Я. В этом случае человек ведет себя так, как будто в этой жизни он только и призван, чтобы выполнять какую-то социальную роль — менеджера, инженера, или коммерсанта. На самом же деле — все это — лишь средства для главного — для самоактуализации.
Отсюда проистекает трактовка и понимание счастья, предлагаемая современной гуманистической психологией. Это — личностный рост и развитие духовных сил человека, а не обладание им все новыми и новыми социальными полномочиями и материальными благами.
Именно непрерывный личностный рост приносит человеку подлинное ощущение счастья и удовлетворенности жизнью, когда его духовные возможности постоянно растут, и сегодня он оказывается в состоянии делать то, чего не мог сделать вчера, а завтра он оказывается в состоянии сделать то, чего не может пока сделать сегодня. Личностный рост — это когда ощущаешь себя одновременно художником и моделью, мрамором и скульптором, пациентом и врачом, учеником и учителем.
Если же говорить о радости обладания чем-либо, то здесь небезынтересно было бы привести точку зрения великого немецкого философа Шопенгауэра, который полагал, что для ощущения радости «Мы должны стараться смотреть иногда на то, что у нас есть, так, как будто мы этого недавно лишились, ибо только после потери мы узнаем ценность чего бы то ни было — имущества, здоровья, друзей, возлюбленной, ребенка, лошади, собаки и т. д. Если усвоить предлагаемую мною точку зрения, — пишет философ, — то, во-первых, обладание этими вещами доставит нам больше непосредственной радости, чем раньше, и, во-вторых, заставит нас принять меры, чтобы избежать потерь». Медитативное упражнение на этот счет приводится в конце раздела.