Тактильные и двигательные ощущения
Первый контакт с матерью новорожденного ребенка осуществляется через заботливые материнские руки. Сегодня все акушеры знают о важности для нормального развития ребенка контакта по типу «кожа к коже». Поглаживания, укачивания, растирания, тормошения, легкие подбрасывания — все эти способы отношений матери с ребенком имеют огромное значение для нормального развития ребенка. Ощущения от этих способов контакта с матерью развивают мозг и тело ребенка, его двигательную и сенсорную систему. Сенсорный голод в первые месяцы жизни ведет к необратимым драматическим последствиям, которые впоследствии, во взрослом состоянии, откликаются тяжелыми формами невроза.
Немецкий психолог Вильгельм Райх, пожалуй, был первым, кто указал на зависимость психики от состояния телесной мускулатуры. В. Райх выявил, что всякое наше переживание — гнев, печаль, радость, страх — хотим мы этого или нет, находит свое выражение в наших характерных мышечных движениях. Отрицательные эмоции могут образовывать «мышечный панцирь», цель которого — сдержать проявление отрицательного переживания, не дать ему распространиться из-за ожидания социального осуждения.
На поддержание образовавшегося мышечного панциря организм расходует большое количество нервно-психической энергии, которая перестает свободно циркулировать по телу, снижая его либидонозную силу. Подавленная эмоция будет проявлять себя помимо мышечных зажимов в учащенных сердцебиениях, потливости, одышке.
В. Райх рассматривал невроз как проявление застоя сексуальной энергии. Вместе со снятием мышечного панциря организм получает огромное количество необходимой ему энергии, способной нормализовать сексуальную функцию.
В. Райх справедливо считал, что невротика можно сразу определить по тому, как он двигается, какие характерные позы принимает, какие привычки проявляет. Характерная для него психическая ригидность напрямую связана с физической ригидностью — скованность поз и движений, небольшой репертуар выражаемых эмоций.
Три основных биологических побуждения — гнев, тревога и сексуальное влечение — в результате их подавления образуют хронические мышечные зажимы-панцири, лишая человека.
нормальной и счастливой жизни. По мере того, как человек с помощью психотерапевта обучается освобождаться от мышечных зажимов, растет его либидо и невротические реакции уходят.
В концепции В. Райха личностный рост связывается с освобождением от мышечных панцирей, располагающихся вокруг семи основных сегментов, находящихся под прямым углом к позвоночнику. Это области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. Семь сегментов В. Райха вызывают ассоциации с семью чакрами индийской йоги, однако проработка мышечных зажимов по системе В Райха идет не снизу вверх, как это делается в йоге, а сверху вниз.
Глаза. Мышечный зажим на уровне глаз проявляется в «пустом» выражении глаз и неподвижном лбе. Он устраняется через вращение глаз в разные стороны и «распахивании» глаз как можно шире. Зажим «держит» невыплаканные слезы.
Рот. Мышечный зажим включает в себя область подбородка, горла, челюстей и затылка. На уровне этого сегмента могут удерживаться выражение эмоций плача, гнева, возмущения, сосания. Панцирь может быть удален имитацией этих эмоций через произнесение соответствующих звуков плача и рвотных движений.
Шея Мышечный зажим в этой области удерживает гнев, крик, плач. Устраняется при помощи тех же упражнений, что и предыдущий.
Грудь. На уровне этого сегмента оказываются задействованными мышцы не только груди, но плеч, лопаток и рук. Сдерживание дыхания является одним из наиболее распространенных способов регуляции негативного эмоционального состояния. Здесь удерживаются чувства гнева, печали, подавляемой страсти. Зажим может быть устранен как через обучение навыкам рационального, брюшного типа дыхания, так и через целенаправленное расслабление.
Диафрагма. Сегмент включает в себя внутренние органы — желудок, печень, почки. Мышечный панцирь удерживает сильный гнев. Распускание панциря связано с активизацией рвотного рефлекса, так как у людей с этим зажимом он практически отсутствует.
Живот Панцирь держит эмоции страха и подавляемой злости.
Таз. Сегмент включает в себя мышцы не только таза, но и ног. Держит влечения сексуального возбуждения и гнева. Чем
сильнее зажим, тем больше таз оттянут назад, что дает определить людей с данным зажимом по характерной семенящей походке и предсказать особенности их характера — раздражительного и гневливого. Связано это с неспособностью испытывать сексуальное удовлетворение Подавление сексуальных стремлений, рассматриваемых индивидом как порочных и низких, автоматически приводит его к гневу.
Снятие в процессе терапевтической работы всех мышечных панцирей восстанавливает у пациента способность к глубоким эмоциональным переживаниям, в том числе и сексуального характера. Это открывает также путь к самости, глубинам внутреннего «Я» В. Райх утверждал, что нельзя отвергать и репрессировать естественные биологические потребности человека. В обществе должно быть достигнуто единство природы и культуры, морали и сексуальности.
Работы В. Райха в области телесной терапии были впоследствии продолжены и развиты многими другими психотерапевтами, среди которых называют имена Александра Лоуэна, Иды Рольф, Матиаса Александера, Моше Фельденкрайза. Работы этих, как и многих других практических психологов, являются прекрасным доказательством известного положения о том, что «здоровое тело творит здоровый дух». Знаменитая американская танцовщица начала прошлого века Айседора Дункан говорила о тесной связи тела и духа следующее: «Если вы научите человека вполне владеть своим телом, если вы при этом будете упражнять его в выражениях высоких чувств, сделаете так, что движение его глаз, головы, рук, туловища, ног будут выражать спокойствие, глубокую мысль, любовь, ласку, дружбу или гордый жест величественного отказа от чего-нибудь презренного, враждебного и т. д., то это отразится на самом сознании воспиту-емого, на его душе».
Известный американский врач и основатель Института соматических исследований Томас Ханна обнаружил, что многие заболевания связаны с сенсорно-моторной амнезией, то есть с неполадками двигательных ощущений. Оказалось, что как только человек перестает выполнять определенные виды физических действий, он постепенно начинает терять саму способность действовать. Если какие-то движения и действия перестают быть частью поведения человека, то мозг, экономя свой силы, просто их вычеркивает из своей памяти. Это и есть моторная амнезия. Она может наступить и в 40 лет, и в 30 и в 20. Все зависит от того, в какой степени человек физически активен. С потерей физической активности все функциональные системы организма быстро приходят в расстроенное состояние.
Ощущения и восприятия в гештальттерапии
В психотерапии первым, кто обратил внимание на целительные возможности активной работы органов чувств для осуществления личностного роста, был основатель гештальттерапии ФрицПерлз.
Гештальт — в переводе с немецкого означает целостный образ, или потребность, которая сидит внутри нашего сознания и ждет своего удовлетворения. Эта потребность выходит на поверхность сознания из фона жизнедеятельности и, когда она удовлетворена, снова уходит в фон, освобождая место для новой потребности Например, если нам хочется пить, то гештальтом для нас будет стакан воды, напившись, мы можем думать далее о чем-то другом. Ритм чередования гештальта и фона определяет здоровую личность. У невротика в сознании происходит застревание неудовлетворенной потребности, в результате чего он теряет возможность нормально функционировать
С точки зрения гештальттерапии, невротик, отключенный от своих ощущений, не знает своих истинных потребностей и поэтому как бы проживает свою жизнь вслепую.
Для того чтобы стать самостоятельным и хорошо ориентироваться в окружающем мире, клиент должен войти в контакт со своими чувствами, а через них — войти в контакт со своим организмическим «Я». Самое главное, говорил Ф. Перлз, — это добиться осознания своих потребностей Осознание уже само по себе целительно. Надо только уметь хорошо ощущать и чувствовать, что ты хочешь, и что хочет твое внутреннее Я.
Одной из особенностей невротиков является то, что им или ничего не хочется, или хочется все сразу.
Например, Ксения, молодая женщина 30 лет, имела следующую проблему: получив зарплату, она часто впадала в непонятную для нее прострацию, потому что на эти деньги она хотела купить и еду для дома, и новую сумочку, и сделать подарок мужу ко дню рождения, и отдать занятый долг. Имея такую кучу потребностей и не зная, на чем остановиться, женщина часто испытывала сильнейшее беспокойство и разочарование в жизни.
Но гештальтисты говорят — нельзя хотеть все сразу. Следует прежде всего сосредоточиться на ощущении доминирующих потребностей. Главные из них — потребность в выживании и самоактуализации. Только удовлетворив их, можно думать о чем-либо другом.
Другой отличительной чертой невротической личности является то, что невротик, начав какое-то одно дело, не заканчивает его, а бросает и переходит к другому. Но незаконченное действие, то есть неудовлетворенная потребность, оставляет в сознании ощущение напряжения, что вызывает беспокойство и тревогу. Так бывает, например, когда нам надо кому-то позвонить, но по каким-то причинам мы не можем этого сделать сразу и от этого в психике начинает расти напряжение. Если таких незаконченных дел оказывается слишком много, то человек становится как бы сам не свой. Гештальттерапевты справедливо утверждают, что человек, заболевший неврозом, носит в своем сознании огромное количество незавершенных действий. Эти действия надо бы было завершить, но для этого их надо сначала хорошо ощутить.
Главное правило — чтобы закрывать свои гештальты, индивиды должны осознавать, в чем они нуждаются больше всего в данный момент Задача психотерапевта — помочь клиенту осознать свою главную потребность и завершить гештальт. Надо найти, что в этой жизни человек может назвать своим, что отвечает его глубинному Я, а что — нет.
Третьей особенностью невротической личности является загрязнение ее сознания мнениями авторитетов в области «правильного поведения». Ф. Перлз называл эти мнения «интроектами» и сравнивал их с ядовитой пищей, которую организм проглотил и хочет выплюнуть, но не может этого сделать Мучения невротика, «зараженного» чужими мнениями и представлениями, сродни мучениям отравившегося человека
Для того, чтобы освободиться от интроекта, для начала надо восстановить ощущения давления авторитетов, которые заставляют человека делать то, что ему не хочется. Ощутив и осознав свои интроекты, клиент может почувствовать боль и горечь, от которых можно избавиться с помощью агрессии, направленной против ложных установлений, не соответствующих организмическому Я.
Согласно Ф. Перлзу в сознании существует три зоны — внешняя — средняя — внутренняя. Во внешней зоне человек осознает мир вещей, фактов идействий. Во внутренней зоне находится наше организмическое Я. Между ними находится средняя зона, названная Ф. Перлзом индийским словом майя. Этим словом обозначается иллюзорный, виртуальный мир, содержащий фантазии, страхи и незаконченные действия Весь этот надуманный мир существования сформировался на основе прошлого опыта человека Как можно легко догадаться, невротик по большей части руководствуется именно этой частью своего сознания.
Чтобы начать руководствоваться в жизни на основе своего собственного организмического Я, надо научиться жить в настоящем по принципу «здесь и сейчас» Для этого надо освободиться от интроектов, то есть от мыслей и установок, которые были навязаны извне,
• войти в контакт со своими ощущениями и чувствами;
• научиться ими хорошо пользоваться.
Техники и методы гештальттерапии, направленные на то, чтобы освободить сознание человека от бесплодных теоретических конструкций, интересны и разнообразны.
Один из таких методов называется «Горячий стул».
Клиент садится на стул, напротив него ставится другой стул, на который клиент в своем воображении сажает кого-либо из своего окружения. Это могут быть родитель, супруг или начальник После этого клиента просят поговорить со своим воображаемым авторитетом, который постоянно «давит на мозги» и заставляет клиента переживать разного рода неудобства На клиента «давят» каким-либо способом и при этом просят энергично выражать чувства протеста Так достигается клиентом осознание своих ощущений и всего того, что мешает ему жить в настоящем, не избегая его.
Георгий, бизнесмен 35 лет, явно страдал от «трудоголизма» и находился на грани нервного истощения и срыва Его диалог с воображаемым родителем выглядел на горячем стуле так:
Георгий (в роли самого себя) Я не должен так много работать. Я устал Мне надо больше отдыхать, иначе я возненавижу все на свете
Далее Георгий пересаживается на пустой стул и говорит уже от имени одного из своих родителей — отца, который требовал от него социальных успехов
Георгий (в роли отца): Ты должен много работать, прежде чем ты сможешь отдохнуть Жизнь — не увеселительная про-
гулка, а тяжкий труд Ты должен многого добиться, чтобы не ругать себя в старости и иметь приличную пенсию
Георгий (в роли самого себя): Но разве ты не видишь, как я устаю. Зачем мне так много трудиться, от работы лошади дохнут Или ты хочешь, чтобы я умер?
Георгий (в роли родителя): Ничего с тобой такого не будет. Во время войны люди и не так работали. Потом мне спасибо скажешь, что защитил диссертацию
В этом момент психотерапевт подходит к клиенту и начинает давить на плечи клиента, чтобы тот лучше чувствовал ощущение тяжести давления авторитета
Георгий (в роли самого себя) Не дави на меня1 На черта мне диссертация и такая жизнь! (Далее кричит): — Отстань от меня со своими нотациями Я хочу быть свободным и не хочу больше так жить!
Так продолжалось до тех пор, пока Георгий не понял, что его трудоголизм — результат слишком сильной индоктринации родительских предписаний. Надо иметь мужество жить своим умом и брать ответственность за свою жизнь, а не поступать так, как того требуют другие.
В ходе такого упражнения Георгий осознал, что он живет не столько своей жизнью, сколько выполняет строгие наказы своих суровых родителей, которые желали ему добра, но явно переусердствовали в своих стремлениях После выполнения упражнения Георгий почувствовал облегчение от того, что имеет право на более свободную жизнь, чем та, которую требовали от него родители.
В ситуации «здесь и теперь» Георгий ощутил свою задавленную потребность в свободе и под влиянием упражнения дал ей возможность прорваться наружу. Это привело его к принятию решения изменить свою жизнь и увидеть в ней не только тяжелую работу, но и все то, что дает жизни радость — общение с друзьями, искусство, природа, любовь.
Перлз любил повторять своим клиентам и ученикам: «Теряйте рассудок и приходите в чувство!» При всей кажущейся инфантильности этого призыва, он имеет глубокий смысл.
Когда человек ближе к своим чувствам, чем к рассудочным построениям, он живет более подлинной жизнью, чем когда поступает наоборот. Ложные жизненные ситуации — это те, которые не совпадают с чувствами. Например, человек делает карьеру менеджера, а сам в глубине души мечтает о работе в театре, или учится на врача, а сам мечтает о писательском труде. Компромиссы, которые приходится делать, идя против своих чувств, рано или поздно оборачиваются неудовлетворенностью и неврозом.
Перлз говорил, что техника осознания — это способ концентрации внимания на своих потребностях, которые спрятаны в ощущениях. Концентрация внимания усиливает ощущение и тогда становится ясно, от чего надо отказаться и к чему стремиться Фразы типа «Теперь я ощущаю» или «Теперь я воспринимаю и осознаю» помогают клиенту дойти до глубин ощущения самого себя.
Интересной и важной особенностью психики человека является то, что, находясь в спокойном состоянии, мы концентрируемся на настоящем, на поверхность сознания из его глубин непроизвольно выплывают самые важные потребности, которые должны быть удовлетворены и разрешены в данный момент.
В момент осознания потребностей очень важным оказываются наблюдения за поведением своего тела. Напряжения, возникающие в нем по ходу осознания, говорят о подавленных и неудовлетворенных потребностях. «Тело не врет!» —этот девиз телесноориен-тированных психотерапевтов подчеркивает важность телесных ощущений для распознания потребностей Они могут идти не только от мышц тела, но и от интонации голоса, от мимики, от характера дыхания, от мигания глаз, появления жара и пота или «мурашек» на коже.
Перлз рекомендовал своим клиентам вступать в диалог с телесными ощущениями, усиливая их до полного осознания. Например, если клиент нервно барабанит пальцами по столу, то для лучшего осознания его просят усилить это движение до громкого стука и потом спрашивают' «Что вы сейчас чувствуете, о чем вы сейчас думаете?»
Очень важным является также проговаривание вслух своих ощущений. В этом случае они гораздо лучше осознаются.
Личностный рост и излечение от невроза начинаются в том случае, если клиент, осознав свои чувства, отказывается от масок и игр, пересматривает приверженность к своей социальной роли, отказывается выполнять те из них, которые не соответствуют его организмическому Я, возвращается к тем делам и стилю жизни, по отношению к которым его ощущения и чувства не вызывают внутреннего протеста.