Синдром посттравматического стресса
В начале 80-х годов в психологической практике появился новый термин — синдром посттравматического стресса (СПТС), который психологи находили у участников афганской войны, а затем и у тех, кому пришлось воевать в Чечне и оказаться участником различных промышленных катастроф. Под этим термином стали понимать состояния, возникающие у человека после сильной психической травмы, вызывающей у него сильное чувство страха, ужаса и беспомощности. Эти переживания оказываются настолько мощными, что создают в коре головного мозга стойкий очаг негативного возбуждения, надолго лишающий человека способности к нормальной жизнедеятельности.
Этот синдром, как отмечает американский психолог Б Колодзин, долгое время работавший с ветеранами войны во Вьетнаме, характеризуется следующими проявлениями.
Немотивированная бдительность — слежение за всем, что происходит вокруг, словно человеку постоянно угрожает опасность
«Взрывная» реакция — при малейшей неожиданности человек стремительно становится в боевую защитную стойку или бросается на землю.
Притупление эмоций — человеку оказываются недоступными чувства любви, радости, дружбы.
Агрессивность — стремление решать даже простые проблемы с помощью грубой физической силы.
Нарушения памяти и концентрации внимания — при малейшем напряжении внимание и память начинают работать плохо.
Депрессия —ощущения подавленности, бессмысленности и бесполезности любых усилий.
Общая тревожность — постоянные беспокойство и озабоченность с ощущениями преследования, страха, неуверенности и чувства вины.
Приступы ярости — по незначительному поводу, чаще всего под воздействием алкоголя или наркотиков.
Злоупотребление наркотиками и лекарствами — как способ избежать травмирующих воспоминаний.
Непрошеные воспоминания — как во сне, так и во время бодрствования на человека накатываются тяжелые переживания, связанные с воспоминаниями травмы Холодный пот по ночам, сжатые кулаки и скулы во сне, чувство усталости и разбитости днем.
Галлюцинаторные переживания — память о травме выступает настолько ярко, что реальная действительность отходит на второй план. Человек ведет себя так, как будто он снова находится в прошлой ситуации.
Бессонница — человек боится заснуть и снова увидеть кошмарный сон. Постоянное недосыпание приводит организм к крайнему нервному истощению.
Мысли о самоубийстве — жизнь представляется более пугающей и болезненной, чем смерть. Мысль покончить со страданиями начинает казаться заманчивой.
К посттравматическому стрессу примыкает синдром посттеррористического стресса Этот вид стресса получает сегодня в больших и малых городах все большее распространение из-за тех террористических актов, которые за последние 10 лет случились в различных российских городах — в Москве, Каспийске, Волгодонске, Первомайске. Средства массовой информации, рассказывая об этих событиях и показывая их, волей-неволей вводят своих зрителей и слушателей в стрессовое состояние, которое связано с потерей базовых потребностей в чувстве собственной безопасности.
Проявление посттеррористического стресса связано с постоянной тревожностью, что вот-вот что-то нехорошее и серьезное должно случиться со мной или с моими близкими. Особенно сильно эта тревога проявляется у лиц с ослабленным здоровьем, и тех, кто имел ранее предрасположенность к разного рода страхам.
В главе «Терапия рыданием и плачем» приводятся методы преодоления последствий посттравматического и посттеррористического синдромов.
Неврозы — последствия стрессов
Психологическим следствием постоянного нервно-психического напряжения, в котором живут жители Больших Городов, становится заболевание неврозом, который можно охарактеризовать в общих чертах как потерю интереса к жизни, моральной и психологической неспособности заболевшего успешно справляться со своими социальными обязанностями — профессиональными, семейными, межличностными.
В зависимости от характера человека и его личностной акцентуации это может быть неврастенический невроз, истерический невроз, невроз страха, невроз навязчивых состояний.
При неврастеническом неврозе человек, как правило, активно желающий заявить о себе и самореализоваться, сделать карьеру, не справляется с тем объемом работ и с теми трудными задачами, которые он сам на себя взвалил. В результате появляется утомленность, подавленность и раздражительность. Про таких людей говорят слова восточной пословицы: «Сама
себя сгубила маленькая птичка, когда задумала большое снесть яичко». Слишком сильная мотивация стать лучше или в чем-то превосходить других приводит к срыву всей нервно-психической деятельности.
При истерическом неврозе наблюдается перевес требований личности к окружающим над требованиями к себе. Истерик хочет от других слишком многого, а от себя — слишком малого. Обладая незначительными заслугами, он, тем не менее, считает себя вправе претендовать на повышенное внимание и любовь со стороны окружающих. Но, глядя на скромные достижения истерика, окружающие не хотят или просто не могут дать ему всего того, что он хочет. Неосуществленное желание Вызывает нервный срыв, который в зависимости от наличия слабого звена в организме может проявиться по-разному. У детей срыв проявляется в энурезе, заикании, анорексии. У взрослых — в виде рвоты, поноса, истерической слепоты или глухоты.
Невроз страха развивается после тяжелых травм, ссор и потерь, среди которых чаще всего — разлука с близкими, их болезнь или смерть. У маленьких детей, после того, как их почему-либо разлучили с родителями, на почве невроза страха может развиться энурез, энкопорез или заикание. Навязчивые состояния страха определенных ситуаций приводят к фобиям Это могут быть страхи открытых и закрытых пространств, страх загрязниться или заразиться чем-либо, страх покраснеть или страх перед острыми предметами, или быть раздавленным толпой. За фобиями нередко стоит серьезный межличностный неосознаваемый конфликт.
В последнее время в связи с известными событиями в Большом Городе у его жителей стали появляться страхи неожиданных бандитских нападений и террористических актов.
При неврозе навязчивых состояний человек оказывается раздираемым внутренними противоречиями между чувством и долгом, между непосредственными желаниями и моральными принципами. Неразрешаемое противоречие приводит к сомнениям, колебаниям, нерешительности, тяжелому психологическому раздвоению личности, в которой одна часть хочет чего-то одного, а другая — противоположного. Причины таких колебаний и сомнений — вопросы, связанные с женитьбой или разводом, переменой места работы, скрыванием правды о неблаговидных поступках и страх разоблачения, что про это узнают окружающие и др.
В состоянии внутреннего конфликта возникают всякого рода навязчивые мысли и представления. Например, проворовавшемуся чиновнику все время кажется, что за ним кто-то следит и что его вот-вот арестуют.