Вопрос- Технологии социальной работы с беженцами и вынужденными переселенцами

По определению ООН миграцией считается перемещение лиц на срок более 6 месяцев. Это не просто механическое передвижение людей, а сложный процесс, затрагивающий многие стороны общественной жизни.

Мигрант - лицо, осуществляющее пространственные перемещения, вне зависимости от причин перемещений, их длительности и пространственных границ.

В феврале 1993г. были приняты ФЗ РФ «О беженцах» 19.02.93 г. №4528-1 и «О вынужденных переселенцах» 19.02.93 г. №4530-1. Одновременно с принятием законов была создана федеральная миграционная служба.

Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стал жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Большинство вынужден, переселенцев и беженцев — это лица, пострадавшие от ухудшения межнациональн., межэтническ. отношений, из-за военных действий, спасающиеся от природных катаклизмов, факторов соц. риска; значит-ная их часть вполне трудоспособна, обладает соответ-щим уровнем обр-ния и имеет определен, трудовую квалификацию, ищущие достойное применение своих сил и способ-тей, стремятся к лучшей жизни.

Предоставление статуса вынужденный переселенец, их регистрация, оказание содействия в обустройстве, а также координация действий федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления осуществляются федеральным и территориальными органами миграционной службы.

В соответствии с Постановл Правительства РФ «О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам» (1992 г.) предусматрив. ряд мер по оказанию им содействия: выплата пособия, помощь в трудоустройстве, решение жилищных проблем. В результате правительствен, решений вынужден, мигранты получают определен, помощь от государства.

(Приказ Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству «Об обеспечении земельными участками вынужденно переселяющихся граждан» от 24.03.95 г. №25 Постановление Правительства РФ «О предоставлении беженцам и вынужденным переселенцам долговременных беспроцентных возвратных ссуд» от 6.10.92 г. №762).

Учреждения соц. обслуж-ния населения принимают значит-ное участие в обустройстве и адаптации беженцев и вынужденных переселенцев, прежде всего, содействуя им в получении всех видов пособий и льгот, занимаются устройством детей беженцев и вынужден, переселенцев в учебные заведения по месту жительства.

Технология соц. работы с мигрантами принесет позитивные результаты при наличии четкой и продуманной политики и программы по прогнозир-ю миграцион. процессов и конкретных миграцион. потоков, региональн. миграцион. программ, содействии мигрантам и беженцам в адаптации к новым местам поселения. Решение подобных проблем возможно при условии совместной работы Федеральной миграцион. службы и органов власти (федеральных и региональных), выделения для мигрантов квот и определенных территорий для поселения. Значит-ная часть беженцев и переселенцев самостоятельно или за счет привлечен-х средств строит поселки с хозяйствен-ми предприятиями.

Практическая социальная работа с мигрантами проводится по следующим основным направлениям: - социальному,

- социально-психологическому,

- социально-педагогическому,

- социально-правовому,

- социально-экономическому,

- социально-трудовому,

- социально-информационному.

1. Социальное направление включает в себя: проведение социальных консультаций; проведение мероприятий по социальной реабилитации; выявление лиц, особо нуждающихся в социальной помощи; социальная диагностика; помощь мигрантами в получении пенсий и пособий; профилактика девиантного поведения, бездомности; взаимодействие с различными государственными учреждениями и общественными организациями по вопросам помощи мигрантам.

2. Социально-информационное направление (осуществляется в контакте с Госкомстатом РФ и СМИ): информирование мигрантов о деятельности социальных служб; сбор информации о мигрантах и ее систематизация; содействие адекватному освещению в СМИ темы миграции.

3. Социально-психологическое направление (в контакте с органами образования и здравоохранения): психологическое консультирование; психологическая коррекция и помощь в социальной адаптации; психо-профилактика стресса, психологическая диагностика развития детей из семей мигрантов; психологическая помощь в острых кризисных ситуациях.

4. Социально-педагогическое направление (с органами образования, здравоохранения, правопорядка): социально-педагогическая работа с детьми и подростками; контроль за получением образования детьми из семей мигрантов; профессиональное консультирование и содействие в получении профессионального образования, профилактика девиантного поведения.

5. Социально-правовое направление (судебные и правоохранительные органы): защита прав мигрантов; социально-правовое консультирование.

6. Медико-социальное направление: медико-социальное консультирование; оказание содействия в получении медицинской и лекарственной помощи; социально-психиатрическая диагностика; направление в специализированные мед. учреждения.

7. Финансовое направление: оказание стартовой помощи (предоставление ссуд) на основе принципа индивидуального подхода.

8. Социально-экономическое направление: консультации по социально-экономическим вопросам; содействие в повышении доходов.

9. Материальное направление: предоставление продуктовой помощи, вещевой и иной натуральной помощи

10. Социально-трудовое направление: оказание содействия в получении основной и дополнительной работы; консультирование по вопросам труда, занятости и профориентации.

Существует также несколько общественных фондов: «Содружество», «Российский фонд помощи беженцам», «Соотечественники» и др. Помощь оказываемая этими фондами адресуется ассоциациям и общинам беженцев. Например, фонд «Соотечественники» смог реально помочь нескольким десяткам тысяч человек: отделения фонда существуют во многих городах РФ. Фонд не только финансирует, но и контролирует исполнение программ, например, программу по общинному размещению и комплексному обустройству переселенцев.

Технологии соц. работы с меньшинствами (этносы):

Национальные меньшинства - это те национальные группы, которые проживают за пределами своей национальной территории (украинцы, белорусы, немцы, казахи, армяне...)

Конституция РФ ст. 19 (п.2) Государство гарантирует на государственном уровне (федеральном). На региональном уровне - занятия в школах проводятся на языках многих национальных меньшинств, работают клубы, телевидение.

Местный уровень: (зависит от отношения к данной категории людей в конкретной местности)

Билет

Наши рекомендации