Вопрос Диагностика семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Диагностика семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.
Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такими семьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года.
3 билет
1. Модели социальной работы.
Каждая из трех групп представленных выше теорий определяет конкретные модели социальной работы.
1. На основе психолого-ориентированных теорий выделяются психолого-ориентированные модели социальной работы, которые связаны с возможностью оптимизировать собственные усилия клиента по изменению ситуации, возникшей на личностном или социальном уровнях. К таким моделям относятся следующие:
Ø психодинамическая модель основана на психодинамическом направлении теории социальной работы (3. Фрейд, Э. Берн и др.). Основные понятия этой теории связаны с психоанализом, они заложили принципы индивидуальной социальной работы (кейсуорк): индивидуализация клиента, оценка возникшей проблемы, ее диагностика, использование терапевтических технологий помощи;
Ø экзистенциальная модель связана с экзистенциальными и феноменологическими подходами в психологии. При анализе поведения клиента важно учитывать, как он воспринимает и интерпретирует свои представления об окружающем мире, как оценивает свой социальный статус. В рамках данной модели большое внимание уделяется рассмотрению специфики поведения клиента в первичных по отношению к нему группах. Учитывая личностные установки, имеющиеся у клиента по поводу своего представления о себе и окружающем его мире, социальный работник более точно составляет понимание причин личностного дискомфорта. Данная модель оправдала себя в работе с этническими группами и другими категориями социального риска («недооцененные группы»), при разрешении конфликта, возникшего при несовпадении личностных реконструкций внешнего мира с новым социальным окружением. Важной при этом является работа по изменению смысла жизни клиента;
Ø гуманистическая модель определяется принципами гуманистической психологии (В. Франкл, К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Социальная работа в этой модели проявляется в стремлении социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и самоактуализации. Ведущая технология данной модели – технология «активного слушания» (эмпатия, партнерский стиль отношений).. Эффективность данной модели связана во многом с личностными чертами самого социального работника (искреннее сочувствие, умение выстроить собственную технологию). В современных условиях данная модель социальной работы приобретает все большее влияние.
Все модели данной группы связаны с оказанием индивидуальной помощи клиенту с позиций его личностных проблем, что требует от социального работника серьезной психологической подготовки.
2. В рамках социолого-ориентированных теорий выделяются модели, тесно связанные с социологическими концепциями. Социология лежит в основе тех теорий социальной работы, которые ориентированы на структурную социальную работу, связанную с оптимизацией деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих социальную защиту различным социальным группам нуждающихся, а также ориентированы на повышение эффективности социальной политики в обществе. На основе теории системной социологии социальный работник выявляет факторы окружения клиента, фиксирует наличие воздействия на клиента других людей, а также влияние различных социальных факторов. Наиболее эффективно теория системной социологии используется в организации социального обслуживания, а также с целью разработки концепций социальной защиты населения. Среди основных современных социолого-ориентированных моделей выделяют «модели жизни» экологической теории, социально-радикальную модель, марксистскую модель.
Ø Социально-радикальная модель. В ее основе лежат положения движения за права человека (борьба с дискриминацией и т.п.). Данная модель проявляется как модель защиты и развития самосознания представителей различных социальных групп. Технология защиты и «наделения полномочиями» направлена на развитие социальных способностей клиентов различных групп угнетенных, отвергнутых, причем упор делается на учет влияния властных структур, классовой принадлежности (хотя не предполагает изменения самих угнетающих структур).
Ø Марксистская модель. Она основывается на понимании деятельности социального работника как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, направленных на подъем самосознания и осуществления перемен в обществе: социальный работник как социальный «контролер», социальный «стабилизатор», социальный «адвокат», социальный «врач». Данная модель особенно эффективно развивается на структурном уровне.
Ø Ролевая модель построена на интеграции психологического и социологического знания (Я. Морено, Дж. Г. Мид). Логика обоснования процесса социальной помощи базируется на психологическом знании, прежде всего – понимании роли личности. В ролевой модели используется представление о личностных ролях: люди строят свое поведение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводимыми индивидуально-личностным сознанием. Ролевая модель включает проблемы клиента, связанные с вопросами о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий и процесса формирования представлений о собственной роли в жизни. Исполняя роли разного порядка (социальные, межличностные), человек может попасть в конфликт между ними. Здесь может быть актуальна помощь социального работника. Ролевая теория служит для социального работника одной из форм социального объяснения, а также средством социального обучения, коррекции поведения, повышения адаптивности клиента.
Наиболее распространенные технологии, используемые при работе с ролевой теорией, – это перемена ролей; групповая дискуссия (предметом которой, в частности, могут быть биография клиента, межличностные отношения в группе и т.д.); групповая поведенческая терапия, цель которой – освоение новых ролей в группе и с помощью группы, коррекция поведения клиента (в данном случае используются такие методики, как угасание, переобусловливание, моделирование, научение социальным навыкам, межличностным контактам); арт-терапия, цель которой – раскрытие клиентом своей роли перед группой, интерпретация ее, стимулирование активности клиента; методика «запрограммированных ролей» и др. Понятие «социальная роль» позволяет и более рельефно описать отношения «социальный работник – клиент».
Ø Социально-педагогическая модель особенно актуальна для России и Беларуси в силу традиционности рассмотрения вопросов социальной работы с педагогической точки зрения. Воспитание, являясь частью процесса социализации, осуществляется целенаправленно, при опосредованном или непосредственном участии социальных факторов разного уровня (макро-, мезо- и микро), под воздействием которых в отдельных случаях у личности могут сформироваться неадекватные данному обществу социальные качества, приводящие в последующем к разного рода социальным конфликтам. Социально-педагогическая модель может рассматриваться на уровне структурной и на уровне психосоциальной работы. Возможности реализации данной модели на структурном уровне можно показать на примере исследования взаимоотношений школы и общества.
Ø Когнитивная модель приобрела особую популярность в начале 1980-х гг. Один из главных принципов социальной работы данной модели – социальные услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них. Основная форма реализации этой модели – консультирование. Для повышения эффективности и действенности консультирования социальному работнику важно знать особенности мышления клиента, имеющиеся у него установки и предубеждения, которые в конечном счете и обусловливают его социальные действия по отношению и к себе, и к окружающим. Одной из методик в процессе консультирования клиента, разрабатываемого на базе когнитивной модели, является объяснение, основу которого составляет рациональный контроль социального работника за поведением клиента.
Витально-ориентированная модель (концепция жизненных сил). В ее основе находится понятие «жизненные силы» как способность человека к воспроизводству и осуществлению жизни в качестве биосоциального существа (реализация единства индивидуальной и социальной субъектности). Социальная работа представляет собой деятельность по оптимизации формирования, осуществления и реабилитации жизненных сил человека. В данной модели пересекаются психолого-ориентированные и социолого-ориентированные теории социальной работы.То или иное теоретическое обоснование социальной работы оказывает влияние на определение предметной области, методы, принципы, содержание социальной работы, как в теоретическом, так и в практическом аспекте.В рамках витально-ориентированной социальной работы существуют различные подходы к выделению организационных уровней социальной работы. Так, традиционный подход заключается в выделении трех основных уровней: патронажная работа – индивидуальная социальная работа с отдельными клиентами и (или) их семьями; групповая социальная работа – работа с малыми группами; коммунальная социальная работа – работа с различными общностями, начиная от общины (коммунального уровня) и до всего общества в целом.
Вопрос