Когда наличие омовения является желательным.

Наличие омовения желательно в следующих случаях:

1. При поминании Всевышнего Аллаха.

Передают со слов аль-Мухаджира ибн Кунфуза, да будет доволен им Аллах, что (однажды) он поприветствовал пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда тот совершал омовение, но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не ответил на его приветствие, пока не завершил омовение, а затем сказал: «Я не ответил на твое приветствие лишь из-за того, что не люблю поминать Аллаха без очищения (омовения)».

Катада сказал: «По этой причине, аль-Хасан не любил читать Куръан или поминать Аллаха, Свят Он и Велик, пока не совершит омовение». Этот хадис передали Ахмад, Абу Дауд 17, ан-Насаи 1/37 и Ибн Маджах 350. [Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 13].

Передают, что Абу Джухайм ибн Харис, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встретил у колодца “Джамал” одного человека. Он поприветствовал его, но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не ответил ему, пока не подошел к стене и не вытер свое лицо и руки (совершая тайаммум). Затем он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил на его приветствие». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари 337, Муслим 114/369, Абу Дауд 329 и ан-Насаи 194.

Этот поступок (пророка, да благословит его Аллах и приветствует) был из числа желательных, но не обязательных.

Поминать Аллаха /зикр/ разрешается тому, кто очистился, тому, кто в состоянии малого или большого осквернения, тому, кто стоит, сидит, идет, и т. д., без каких либо ограничений.

Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поминал Аллаха в любое время». Этот хадис передали Муслим 117/373/, Абу Дауд 18, ат-Тирмизи 3384, Ибн Маджах 302, Ахмад 6/70, 153 и 278. Аль-Бухари также передал этот хадис, но без цепи рассказчиков.

Передают, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приходил из отхожего места, (после чего) читал нам Куръан и ел с нами мясо. Ничто не удерживало его от чтения Куръана кроме (состояния) большого осквернения /джанàба/».Этот хадис передали Абу Дауд 229, ат-Тирмизи 146, ан-Насаи 265-266, Ибн Маджах 594, а ат-Tирмизи и Ибн ас-Сакин подтвердили его достоверность. [Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис». См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 39, «аль-Ирваъ» 485, «Да’иф Сунан ат-Тирмизи» 22, «Да’иф Сунан Ибн Маджах» 129, «Да’иф Сунан ан-Насаи» 9, «Мишкат аль-Масабих» 460].

Перед сном.

Передают со слов аль-Бары ибн ‘Азиба, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда ты отправляешься спать, соверши (такое же) омовение (которое ты совершаешь) для молитвы, уложись на правый бок и затем скажи: “О Аллах, я предался Тебе, и вручил Тебе дело своё, и обратил к Тебе лицо своё и на Тебя положился по желанию своему и из страха перед Тобой. Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме обращения к Тебе, уверовал я в Твоё Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего пророка, которого Ты послал”. /конецформыначалоформ»»»»» Аллахумма, асламту нафси илай-ка, ва ваджахту ваджхи илай-ка, ва фаввадту амри илай-ка, ва альджаъту захри илай-ка раѓбатан ва рахбатан илай-ка. Ля мальджаа ва ля манджа мин-кa илля илай-кa, Аллахумма аманту би-Китаби-кa аллeзи анзальта ва би-набиййи-кa аллeзи арсальта/. Если ты умрешь этой ночью, то умрешь в состоянии фитры*. И пусть это будет последнее, что ты произнесешь (в эту ночь)».

Аль-Бараъ, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я повторил эти слова пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и когда я дошел до места: «О Аллах, уверовал я в Твоё Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего посланника ...», он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет, ... и Твоего пророка, которого Ты послал»». Этот хадис передали Ахмад 4/285, 290, 300, Аль-Бухари 247 и 7488, Муслим 2710 и ат-Тирмизи 3394.

*["Фитра" - Имеется в виду присущая каждому человеку от рождения вера в Аллаха как в Единого Бога, то есть ислам].

Тоже самое относится и к тому, кто находится в большом осквернении, поскольку, как пришло в хадисе от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды у пророка спросили):

«O посланник Аллаха, можно ли кому-то из нас ложиться спать в состоянии большого осквернения /джунуб/?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Да, если совершит омовение».Этот хадис передали ат-Тирмизи 120, ан-Насаи 259, Ибн Хузайма 211.

[В другой версии хадиса говорится: «Соверши омовение, омой свой член, а затем переходи ко сну». В другой версии сказано: «Да. Но пусть он совершит омовение, а затем переходит ко сну до тех пор, пока не искупается когда пожелает». В другой версии говорится: «Да. Но пусть совершит омовение, если пожелает». Этот хадис приводят Абу Дауд 221, ан-Насаи 1/39 и ат-Тирмизи в своих одноименных сборниках «ас-Сунан», а также Ибн ‘Асакир (13/223/2). Второй вариант хадиса принадлежит Абу Дауду. Цепочка его рассказчиков достоверная, как я пояснил в книге «Сахих Аби Дауд» (№ 217). Третий вариант принадлежит Муслиму, Абу Аване и аль-Байхаки (1/210), а последний приводится у Ибн Хузеймы и Ибн Хиббана в их одноименных сочинениях «ас-Сахих», как об этом сообщается в «ат-Тальхис» (2/156). Последняя версия хадиса указывает на необязательность омовения в указанных обстоятельствах, и с таким выводом согласно большинство ученых. Следует принять во внимание то, что если омовение перед сном не является обязательным для человека, находящегося в состоянии полового осквернения, то оно, тем более, не обязательно для того, кто не пребывает в подобном состоянии! См. «Этикет бракосочетания согласно пречистой сунне»].

Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хотел спать в состоянии большого осквернения, то он мыл свои половые органы и совершал такое омовение, которое совершается для молитвы». Этот хадис передали Муслим 21/305, Абу Дауд 222, ан-Насаи 1/138 и Ибн Маджах 584.

Наши рекомендации