Остаток воды, оставленный собакой и свиньей.
Такая вода считается оскверненной и её нужно избегать. Что же касается остатка от питья собаки, то к нему уместен текст хадиса, который передали аль-Бухари и Муслим, со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, где говорится, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если собака выпьет из вашей посуды, то вымойте ее семь раз».
В другой версии этого хадиса, которую передали Ахмад, Муслим и аль-Байхаки говорится:
«Посуду того из вас, которую облизала собака, следует вымыть семь раз, и первый раз – землей». Этот хадис передали аль-Бухари 172, Муслим 279, Абу Дауд 71, ат-Тирмизи 91, ан-Насаи 1/52-53, Ибн Маджах 363 и аль-Байхаки 1/240.
Ну а что касается воды оставшейся от свиньи, то ясно, что она является нечистой.
2. Нечистоты /наджаса/.
Наджаса – это нечистоты, которых мусульманин должен остерегаться, а если они попадут на его одежду и тело, то ему следует смыть их.
Аллах говорит в Куръане: «… и одежды свои очисти».Сура «Аль-Муддассир», 4;
Он также сказал:
«Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся».Сура «аль-Бакара», 222.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Чистота – это половина веры». Этот хадис передали Муслим 223, Ахмад 5/343, 344, ат-Тирмизи 3512, ан-Насаи 5/5 и 6, Ибн Маджах 270, Ахмад 21828, ад-Дарими 651.
Этот вопрос имеет свои особенности, которые мы рассмотрим далее:
Нечистоты делятся на (следующие виды):
Мертвечина.
Это животные, которые умерли своей смертью, то есть, не будучи заколоты по шари’ату. К мертвечине также относится и то, что было отрезано от живого животного.
Абу Вакъид ал-Лейси передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Любая часть, отрезанная от живого животного, является мертвечиной». Этот хадис передали Абу Дауд 2858, Ибн Маджах 3216 и ат-Тирмизи 1480, который назвал его хорошим и говорил, что ученые поступают в соответствии с этим хадисом. [Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 2485].
а) Мертвая рыба и саранча
Что касается мертвой рыбы и саранчи, то они являются чистыми.
Это основано на хадисе от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Нам разрешается (употреблять в пищу) два вида мертвечины и два вида крови: что касается двух мертвечин, то это рыба и саранча, а что касается двух видов крови, то это печень и селезенка». Этот хадис передали Ахмад 2/97, аш-Шафи’и, Ибн Маджах 3218, аль-Байхаки 1/254 и ад-Дара Кутни [Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис». «Сахих аль-джами’» 210. Шейх Шу’айб аль-Арнаут назвал хадис хорошим. См. «Муснад» 5723]. Этот хадис является слабым, однако имам Ахмад считал его достоверным, как об этом говорили Абу Зур’а и Абу Хáтим. Хадисы такого типа рассматриваются как «марфу’»*, так как слова сподвижников пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, такие как: «нам позволялось это» или «нам запрещалось это» имеют такую же силу, как и слова: «нам велели делать это»,или «нам запрещали делать это».Выше мы уже приводили слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, относительно моря: «Морская вода чистая и её мертвечина дозволена».
*[Хадис марфу' - так называется любой хадис, в тексте которого приводятся слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, или сообщается о его поступках. (прим. Пер.)]
б) Мертвечина, у которой отсутствует поток крови.
В эту категорию входят муравьи, пчелы и тому подобные (насекомые), и они являются чистыми. Если они упадут в какую-то жидкость и умрут в ней, то она не становится оскверненной.
Ибн аль-Мунзир сказал: «Я не знаю о каком-либо разногласии относительно чистоты подобной воды за исключением того, что передано от аш-Шафи’и. Хорошо известно, что он считал их нечистыми. Однако он считал что если оно упав в жидкое вещество не меняет его свойства, то оно (жидкое вещество) остается чистой».
в) Кости мертвечины, ее рога, когти, мех, перья, кожа и т. п.
Все этосчитается чистым, так как первоначальное состояние всего этого является чистым, и нет никакого основания, утверждать обратное.
Аз-Зухри, по поводу костей мертвых животных, вроде слона и ему подобных сказал: «Мне доводилось видеть, как ученые из числа предшественников использовали подобные вещи в качестве гребней и горшков для масла, и не находили в этом ничего неправильного». Этот хадис передал аль-Бухари [См. «Сахих аль-Бухари», Книга омовения, глава о нечистом, что попадает в масло и воду].
Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказывал:
«Вольноотпущеннику Мaймуны, как-то в виде пожертвования преподнесли овцу которая подохла. Мимо проходил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и увидев это сказал: “Почему бы вам не снять с нее шкуру, чтобы выделать и использовать ее?” Она ответила, что она подохла. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Запрещено лишь употреблять в пищу (её мясо)”». Этот хадис передали аль-Бухари 1492, Муслим 363, Абу Дауд 4120, ат-Тирмизи 1727, ан-Насаи 7/172, а Ибн Маджах (3610) привел его со слов Маймуны. В версиях аль-Бухари и ан-Насаи не упоминается слово «выделывание».
Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, прочел аят:
«Скажи: «Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое(или которая)является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха...». Сура «аль-Ан’ам» 145, до конца аята и затем сказал: «Запрещено лишь употребление в пищу мяса. А что касается кожи, костей, зубов, и шерсти, то все это из числа дозволенного». Этот хадис передали Ибн аль-Мунзир и Ибн Абу Хáтим.
Также считаются чистыми ее сывороточная закваска и молоко, поскольку, когда сподвижники завоевали земли ‘Ирака, употребляли в пищу сыр огнепоклонников, который изготавливается при помощи сывороточной закваски, а животные, заколотые ими, считаются мертвечиной. Установлено, что у Салмана аль-Фариси, да будет доволен им Аллах, как-то спросили о сыре, масле и шкуре, и он ответил: «Разрешено то, что разрешил Аллах в Своей книге, и запрещено то, что Аллах запретил, а то, что Он не упомянул - это Его милость». [Этот хадис передали ат-Тирмизи 1726, Ибн Маджах 3367, аль-Хаким 4/129 и шейх аль-Албани назвал его хорошим. См. «Сахих Сунан Ибн Маджах» 3367, «Сахих аль-Джами'» 3195]. Известно, что спрашивали его о сыре огнепоклонников, в то время когда Салман был наместником ‘Умара в Мадаине, расположенного в Ираке.
Кровь.
Сюда входит кровь, вытекающая из тела заколотого животного или менструальная кровь, за исключением малого его количества, которое не принимается во внимание.
По поводу слов Всевышнего Аллаха: «...или пролитую кровь...». Сура «аль-Ан’ам», аят 145, Ибн Джурайдж сказал: «Это кровь, которая вытекает (при закалывании животного). A кровь, которая не вытекает и остается в венах, является допустимой».
Об этом сообщил Ибн аль-Мунзир.
Также передают, что Абу Маджлиза спросили: «Кровь, на которую наложен запрет, это кровь, которая вытекает из (вен) зарезанной овцы или же это кровь, которая появляется на поверхности котла (вовремя приготовления пищи)?» Он ответил: «Это не то (что запрещено). Запрет наложен на кровь, которая вытекает (из вен животного) во время закалывания». Это сообщение приводится у ‘Абд бин Хамида и Абу аш-Шейха.
Также передают от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она сказала:
«Мы ели мясо, когда кровь появлялась на поверхности котла (во время варки)».
Аль-Хасан сказал: «Мусульмане не переставали совершать молитву, даже истекая кровью». Об этом упомянул аль-Бухари [См. «Сахих аль-Бухари», глава: «Тот, кто считал, что нет необходимости совершать омовение снова, если только не имело место выделение мочи или кала». Прим. пер.].
Подтверждено, что ‘Умар молился, когда его рана кровоточила. Разъясняя это (сообщение) Ибн Хаджр (аль-‘Аскалани) в известном своем труде «Фатх аль-Бари» сказал: «Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, не находил ничего такого в одной или двух каплях крови во время совершения молитвы». [Шейх аль-Албани сказал: «Этот хадис передал Ибн Абу Шейба в «Мусаннаф» 1/137-138 и его иснад является слабым». См. «Тамамуль-минна» 1/51].
Основываясь на сообщении от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, можно не обращать внимание на кровь, которая появляется из прыща или укуса блохи. Абу Маджлиза как-то спросили о гное на теле или одежде, и он ответил: «В этом нет ничего страшного, поскольку Аллах упомянул кровь, а не гной». Ибн Таймия сказал: «Очищение одежды от гноя, гнойной жидкости и остальных веществ такого рода является обязательным». Он также сказал: «Нет никакого основания, относить их к нечистотам». По мере возможности, желательно избегать соприкосновения с подобными веществами.
Мясо свиньи.
Согласно аяту: «Скажи: «Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, то это является скверной».Сура «Аль-Ан’ам», аят 145, который был упомянут ранее, все то, что в нем перечислено, является нечистым. Местоимение «это» относится ко всем трем перечисленным видам. Однако, по мнению большинства ученых, разрешается использовать волосы свиньи при вязании.
[Примечание не из книги]:
Ученые высказывали разные мнения по поводу чистоты (нечистоты) свиной щетины. Большинство ученых (ханафиты, шафииты и ханбалиты) считают ее нечистой (наджас). Маликиты считали её чистой.
Следуя мнению о том, что она нечиста, её нельзя использовать во влажном состоянии или касаться ею чего-то влажного, так как таким образом второй предмет загрязняется нечистотой (она передается).
В «Энциклопедии по фикху» сказано: «Большинство ученых считают свиную щетину нечистой, поэтому использовать её нельзя, так как её использование является использование нечистоты.
По мнению шафиитов, если носки (хуффан) были прошиты свиной шерстью, то место шитья нельзя очистить ни водой, ни землей. Но человек может совершать обязательную и дополнительную молитву в них, совершение молитвы в них прощается, так как применение щетины стало общей необходимостью.
Ханбалиты считают, что место шитья или прокола, если они влажны, необходимо промыть. Также они считают, что для сухих продуктов дозволено использовать сито из свиной шерсти, так как в этом случае нечистота не переходит. Но таким ситом нельзя пользоваться для влажных продуктов, так как влага передает нечистоту.
Ханафиты считали, что в случаях крайней необходимости допустимо использовать щетину свиньи.
Маликиты же считали, что свиная щетина чиста. И её можно использовать, если её срезали с помощью ножниц, даже если это случилось после смерти животного. Волосы не могут быть живыми, а то, что не было живым, не может стать нечистым после смерти. Однако желательно их промыть, так как в их чистоте или нечистоте есть сомнение. Если же волосы вырваны, то они чистыми не считаются». (аль-Маусу‘ату-ль-фикхийа. Т. 20. С. 35).
В ней также сказано: «Только маликиты высказали мнение о чистоте свиной щетины, так как она (то есть щетина) считается при жизни, если её состригут, а не выдернут, чистой. Если же её выдернут, то корни считаются нечистыми, а остальная часть – чистой. В качестве доказательства своего мнения они приводили слова Всевышнего: „…и всякие предметы из шерсти, пуха и волоса, чтобы вы пользовались ими до определенного времени“ (сура „ан-Нахль“, аят 80). Аят упоминает блага, которые дарует Аллах, и, очевидно, что в аятах подразумеваются как живые, так и мертвые животные.
Также они в качестве хадиса приводили хадис от Маймуны, да будет доволен её Аллах, что посланник, да благословит его Аллах и приветствует, проходя мимо (мертвой) овцы Меймуны, сказал: „Её не дозволено употреблять в пищу“. В другой версии сказано: „Воистину, вам запрещено употреблять в пищу ее мясо, но дозволено использовать кожу“.
Также в своей доказательной базе они обратились к логике: известно, что мертвечина, пока она была живой, была дозволена. Значит, смерть делает нечистым то, что было живым. Волосы (щетина) не могут быть живыми, а значит, не могут умереть. Если они не умирают, то их состояние (то есть чистота) не изменяется, так как нет ничего, указывающего на изменение состояния.
Правило таково: волосы мертвечины считаются чистыми, так как они не могут умереть (у них нет чувствительности), а значит, после смерти животного волосы нечистыми не становятся». (аль-Маусу‘ату-ль-фикхийа. Т. 26. С. 102).
Достоверное мнение гласит, что щетина или волосяной покров свиньи и собаки считается чистым.
Шейх Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал: «Существует три мнения о волосах, растущих на нечистом месте (животном), которые передаются от него (то есть имама Ахмада).
Первое мнение гласит, что все волосы считаются чистыми, и даже волосы собаки и свиньи. Это мнение избрал Абу Бакр ‘Абдуль‘азиз.
Второе мнение – любой волосяной покров считается нечистым. Этого мнения придерживался аш-Шафи‘и.
Третье мнение заключается в том, что шерсть мертвечины, если само животное считалось чистым при жизни, являются чистым. Например, шерсть овцы, мыши. Шерсть же нечистого при жизни животного считаются нечистыми. Например, собаки и свиньи. Это мнение считали верным большинство его последователей.
Верное мнение то, что гласит о чистоте всех волос, и даже шерсти собаки и свиньи. Положение шерсти противоположно положению слюны. Поэтому, если шерсть собаки влажна, и она задела или попала на одежду человека, то это не делает её нечистой. Таков мазхаб большинства ученых по фикху: Абу Ханифы, Малика и Ахмада в одном из его мнений. Потому что основа во всём – чистота, поэтому ничто не может считаться нечистым или запретным, если тому нет доказательств. Как сказал Всевышний Аллах: „…в то время как Он уже подробно разъяснил вам, что вам запрещено, если только вы не принуждены к этому“ (сура „аль-Ан‘ам“, аят 119), „Аллах не вводит в заблуждение людей, которым Он указал прямой путь, пока Он не разъяснит им, чего они должны опасаться“ (сура „ат-Тауба“, аят 115).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в достоверном хадисе сказал: „Наибольшее преступление (грех) совершает тот мусульманин, кто спрашивает о чем-то, и это становится запретным из-за его вопроса“. В „Сунан“ приводится хадис от Сальмана аль-Фариси, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (некоторые ученые считают этот хадис словами самого Сальмана аль-Фариси): „Дозволенное – это то, что в Своей Книге сделал дозволенным Аллах. Запретное – это то, что в Своей Книге сделал запретным Аллах. А то, о чем Он умолчал, прощается“. Если это так, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Посуду, после того, как её лизнула собака, нужно обмыть её семь раз, и первый раз это нужно сделать, используя землю“. В другом хадисе сказано: „… если лизнула собака“.
Во всех хадисах упоминается только о лизании, но другие части не упоминаются. Другие части считают нечистыми, прибегая к сравнению по аналогии (кыяс)… Слова о волосяном покрове каждого животного, которое считается нечистым, похожи на слова о шерсти собаки. Любой хищник с клыками, по мнению большинства ученых, а также по известному мнению имама Ахмада, считается нечистым, ровно как и любая птица с когтями, кроме кошки и животных, менее её по размеру. Но по поводу шерсти или оперения этих животных есть разногласие. Чисты они или нет? У имама Ахмада есть два мнения. Одно из двух мнений имама Ахмада гласит, что шерсть считается чистой. Такого же мнения придерживается большинство ученых: Абу Ханифа, аш-Шафи‘и и Малик. Второе мнение, что она – нечиста. Это мнение считают верным многие современные ученые, последователи имама Ахмада. И верным является мнение о чистоте шерсти (оперения) этих животных». (аль-Ихтийарату-ль-фикхийа, аль-Фатауа-ль-кубра. Т. 5. С. 264).
[Конец примечания].