Занятие «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с коровой, козой и свиньей)

Программное содержание.Познакомить детей с коровой, свиньей и козой как домашними животными, формировать представления о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают; уточнять представления о взрослых животных и детенышах; развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать.

Материал и организация.Занятие проводится на большом свободном пространстве группового или другого помещения. В одном углу устраивают избушку, где живут дед и баба (герои сказки «Курочка Ряба»). В разных местах сооружают сараи для коровы с теленком, козы с козлятами и свиньи с поросятами. Животные, изображенные на картинах, «стоят» в сараях. Для занятия необходимы: фартук, головной платок, небольшое ведро, метла, сено, курочка Ряба (игрушка бибабо), 1—2 вареные картофелины, кормушка, 2—3 ветки дерева.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям, что в гости на занятие пришла курочка Ряба. Спрашивает, помнят ли они сказку и чем знаменита курочка. Затем говорит, что курочка хочет показать, где она живет с дедом и бабой, какой у них замечательный скотный двор и как много там домашних животных.

«Дети, я буду бабой, и мы вместе с курочкой все вам покажем», – говорит воспитатель и надевает фартук и платок. Затем, постоянно привлекая к разговору курочку, воспитатель в роли бабы показывает дом, где они живут с дедом (дед ушел на рыбалку), и сараи с домашними животными. Открывая сарай с коровами, воспитатель задает вопросы: «Кто там стоит? Как называется взрослое животное, а как – детеныш? Как вы узнали, что это корова? Что у коровы на голове? Что на ногах? Какой у нее хвост? Зачем ей вымя? Чем теленок отличается от коровы?»

Курочка комментирует некоторые моменты: «Корова очень большая, я ее боюсь. Когда она ходит по двору, я убегаю, чтобы она на меня не наступила». Или: «Я вот не знаю, зачем корове вымя. А может ли корова нести яички?»

Баба рассказывает ребятам, как она каждый день ухаживает за коровой, и просит их помочь: подмести в сарае, дать корове сена, напоить ее из ведра. Затем ведет ребят к сараю с козами. Дети рассматривают козу и козлят, баба задает им примерно такие же вопросы и еще просит сказать, чем козлята отличаются от козы и чем коза отличается от коровы. Когда дети говорят, что у козы на голове, курочка вставляет: «А есть ли у козы на голове гребешок? У нашего петуха Пети есть красивый красный гребешок!»

Баба делает ей ласковое замечание: «Курочка, ты думаешь, что у всех животных все так же, как у кур? Вовсе нет, все разные. И каждый приносит свою пользу. Сейчас дети тебе скажут, несет ли коза яички. Конечно, нет! А что коза дает? Молоко! Да еще какое вкусное! Козье молоко очень полезно для здоровья, особенно детям. Мы сейчас быстро уберем в сарае, и я подою козу».

Дети помогают подмести сарай, дать козе сена и веток, а баба, взяв ведро, «доит» козу. Затем просит ребят сложить из рук стаканчики и разливает в них молоко. Дети пьют. Курочка разочарованно спрашивает: «А мне?» «Ты ведь молоко не пьешь, на тебе зернышек», – говорит баба и сыплет ей зерно, а курочка клюет.

Затем все идут к третьему сараю, рассматривают свинью с поросятами; выясняют, чем она отличается от козы, коровы; считают поросят. Баба рассказывает, что свинья ест все: овощи, фрукты, зерно, остатки еды. Режет на мелкие кусочки вареную картофелину, кладет ее в кормушку и просит ребят поставить в сарай. Курочка заявляет, что она тоже любит картошку. Баба дает ей немного поклевать.

В завершение занятия баба предлагает ребятам и курочке отгадать загадки.


Голодна – мычит,
Сыта – жует,
Малым ребяткам
Молочка дает.
(Корова)


Спереди – пятачок,
Сзади – крючок,
Посередине – спинка,
На спинке – щетинка.
(Свинья)


У кого рога длинней хвоста?
(Коза)


Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое.
(Корова)


Четыре грязных копытца
Залезли прямо в корытце.
(Поросенок)


Идет, идет,
Бородой трясет,
Травки просит:
«Ме-ме-ме,
Дай-ка вкусной травки мне-е-е».
(Коза)


Клохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица с цыплятами)

Услышав последнюю загадку, курочка говорит: «Это же про меня, про меня! Когда у меня бывают цыплята, я кудахчу, и они сразу бегут прятаться под мое крыло! Это про меня!»

Баба и дети хвалят курочку за то, что она отгадала загадку. На этом занятие заканчивается. Воспитатель до конца дня оставляет картины в группе.

В свободное время воспитатель продолжает чтение рассказов Е. Чарушина по теме занятия.

Коза

Идет коза по улице, домой торопится. Дома ее хозяйка покормит и напоит. А если хозяйка замешкается, коза сама себе что-нибудь стащит. В сенях веник погложет, на кухне хлебца ухватит, в огороде рассады съест, в саду кору с яблони сдерет! Вот какая вороватая, озорная! А молочко у козы вкусное, пожалуй, еще вкуснее коровьего.

Третья неделя

Продолжая тему «Домашние животные», воспитатель в свободное время читает детям стихотворение В. Лившиц «Поросята»:


Десяток поросят
Ужасно хотят есть,
И каждый поросенок
Вперед спешит пролезть.


Брыкаются, толкаются,
Пронзительно визжат.
И это называется
Обедом поросят!


Есть место у корытца
Для всех для десяти.
В нем рыльцем можно рыться
И вкусное найти.


Но стукнули копытца,
Сраженье началось,
И пойло из корытца
На землю пролилось.


Пропало их питание,
Стоят и голосят.
Плохое воспитание
У этих поросят.

В один из вечеров, когда на полдник дети должны получить молоко, воспитатель организует досуг на основе инсценировки стихотворения С. Л. Прокофьевой «Подарок», заранее готовит шапочки кошки, собаки, коровы. Сначала воспитатель медленно и выразительно читает стихотворение.


Мы сидели у порожка:
Я, сестра, Щенок и Кошка.
В двадцать пять минут шестого
В гости к нам зашла Корова.


Не задела нас рогами
И присела рядом с нами.
Потеснились мы немножко:
Я, сестра, Щенок и Кошка.


Задала вопрос сестренка:
– Ты куда идешь, Буренка?
– Я сейчас пойду направо.
– Почему пойдешь направо?


– Потому пойду направо,
Там растут густые травы.


Помолчав, спросила Кошка:
– А потом куда пойдешь ты?
– А потом пойду налево.
– Почему пойдешь налево?
– Потому пойду налево,
Там цветет душистый клевер.


И сказал Щенок несмело:
– Что потом ты будешь делать?
– А потом отправлюсь к речке.
– Для чего пойдешь ты к речке?
– Там тенистые местечки.


Тут я тоже вставил слово:
– А потом куда, Корова?
– А потом пойду искать доярок.
– Для чего искать доярок?


– Для того искать доярок,
Что готовлю вам подарок.
Приходите вечерком
Вчетвером за молоком.

После первого прочтения воспитатель предлагает детям разыграть это стихотворение. Приглашает желающих на роли сестренки, щенка, кошки и коровы. Каждому говорит слова его роли, надевает шапочки. Устраивает порог деревенского крылечка.

Воспитатель снова читает стихотворение, помогая детям-артистам включаться в инсценировку, задать вопросы корове. Ребенку, исполняющему роль коровы, помогает показывать направление (направо, налево). В завершение инсценировки дети выстраиваются в очередь за подарком – корова каждому дает чашку молока (его разливает помощник воспитателя).

На этой неделе воспитатель учит новых дежурных общению с обитателями уголка природы, приемам ухода за ними.

Продолжается организация зимней подкормки птиц. Воспитатель сосредоточивает свое внимание на том, чтобы научить детей не забывать собирать крошки хлеба, выносить банку с кормом на прогулку, выкладывать корм птицам. Время от времени спрашивает у ребят про птиц – прилетают ли они на кормушку. Радуется вместе с детьми, если птицы начали посещать место кормления.

В течение всей недели ежедневно воспитатель проводит работу по ознакомлению с сезонными явлениями природы. Дети наблюдают за погодой во время прогулки, в группе отыскивают соответствующие картинки, выставляют их в уголке природы, «выпускают гулять» картонную куклу Машу, одев ее по погоде.

Воспитатель может разнообразить приемы наблюдения за погодой, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, интерес к природе. С этой целью в конце наблюдения он читает произведения устного народного творчества, авторские стихи, загадывает загадки.


Я березу качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать,
Кто я? Можешь угадать?
(Ветер)


Неизвестно, где живет.
Налетит – деревья гнет.
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь.
(Ветер)


Ты трава ль моя,
Ты шелковая,
Ты весной росла,
Летом выросла.
И под осень травка
Засыхать стала.
(Русская народная песенка)


Из-за леса, леса темного,
Из-за зеленой дубравушки
Наступала туча грозная
И другая непогожая,
Все с дождями да с морозами,
Все с снегами невылазными.
(Русская народная песенка)


Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает?
(Дождь)

Четвертая неделя

Воспитатель обучает последнюю тройку детей создавать и поддерживать условия, необходимые для жизни растений, обитателей аквариума и клетки. Делает это так же, как и в предыдущие недели: постепенно повышает самостоятельность детей, дает образцы общения с живыми существами, обучает трудовым операциям, осуществляет индивидуальный подход к ребятам.

Продолжается подкормка зимующих птиц на участке детского сада. Воспитатель хвалит детей, которые сами начали собирать крошки хлеба, обращать внимание на поведение птиц. Если прилетают голуби, читает стихотворение И. Токмаковой «Голуби», а затем разучивает его с детьми.


Голуби, голуби,
Раз, два, три…
Прилетели голуби
Сизари.
Сели и нахохлились
У дверей.
Кто накормит крошками
Сизарей?

Если прилетают воробьи, воспитатель вспоминает и разыгрывает с детьми песенку «Воробей» (стр. 38).

Наши рекомендации