Игра «Угадай и сделай так же».

Вова идет. — Я иду.

Таня пьет. — Я пью.

Нина шьет. — Я шью.

Катя спит. — Я сплю.

Задача. Формировать умение в употреблении одних и тех же глаголов настоящего времени единственного числа в лице множественного числа (можно без местоимений).

Задания и упражнения

Я шью. — Мы шьем.

Я мою руки. — Мы моем руки.

Я гуляю. — Мы гуляем.

Я поливаю цветы. — Мы поливаем цветы.

Я ем. — Мы едим. Я сплю. — Мы спим.

Я копаю песок. — Мы копаем песок.

Задача. Формировать умение в видоизменении глагола 3-го лица единственного числа настоящего времени в инфинитив с помощью вопроса «Что делать?»

Задания и упражнения

Дети собирают грибы. И нам надо... (что делать?) (собирать грибы).

Мальчик копает песок, и нам надо... (что делать?) (копать песок).

Девочка моет руки, и нам надо...

Мальчик пьет чай, и нам надо...

Задача. Формировать умение в сопоставлении глаголов 1-, 2- и 3-го лица единственного числа.

Задания и упражнения

Я пью. — Ты пьешь. — Он пьет.

Я строю дом из кубиков. — Ты строишь дом из кубиков. — Он строит дом из кубиков.

Задача. Заучивание простых двустиший.

Задания и упражнения. На усмотрение педагога.

Задача. Составление и пересказ небольших текстов с опорой на настольный и кукольный театр, использование фланелеграфа, мнемотаблиц.

Задания и упражнения. На усмотрение педагога.

V этап. Расширение объема предложения.

Сложное предложение

Цель. Развивать связную речь на основе выполнения практических заданий в учебно-коммуникативных ситуациях.

Понимание речи

Задача. Закреплять навык координации речи с движением. Задания и упражнения

Упражнения «Кошачья зарядка». Выполнение движений в соответствии с текстом стихотворения.

Осторожно, словно кошка,

От дивана до окошка

На носочках я пройдусь,

Лягу и в кольцо свернусь.

А теперь пора проснуться,

Распрямиться, потянуться.

Я из блюдца молочко

Полакаю язычком.

Задача. Формировать умение понимать разные виды словоизмений (с опорой на наглядный материал).

Задания и упражнения

Упражнения «Вырастим слова», «Назови ласково», «Назови наоборот», «Из чего что сделано?», «Большой и маленький» и др.

Лес — лесной, лесник, перелесок, лесок.

Стул — стульчик.

Сильный — слабый.

Дерево — деревянный.

Задача. Расширять элементарные математические представления посредством формирования образов.

Задания и упражнения

Разыгрывание сказок «Три медведя», «Три поросенка» (настольный театр).

Задача. Развивать понимание предложно-падежных конструкций, межпредметных и временных связей.

Задания и упражнения

Упражнение «Сапожки для кошки».

Сколько сапожек Оля купила,

Чтоб кошка лапок не промочила?

(Четыре)

Упражнение «Один — много (чего?)».

Упражнения на правильное употребление в речи предложно-падежных конструкций: «Где это находится?»," «Кто где спрятался?»

Задача. Расширять и укреплять словарный запас на понятийной и образной основах.

Задания и упражнения

Упражнения «Чей хвост, чья голова?», «Что забыл нарисовать художник?», «Что перепутал художник?»

Игры «Доскажи словечко», «Найди ошибки», «Нелепицы», «Бывает— не бывает», «Что собрала Катя, а что собрал Ваня?», «Кто где живет?»

Общеречевые навыки

Задача. Развивать речевое дыхание и силу голоса.

Задания и упражнения

Чтение потешки (скороговорки, чистоговорки) на выдохе, акцентируя внимание каждый раз на разных словах.

Задача. Формировать умение говорить в спокойном темпе, координируя речь с движением.

Задания и упражнения

Произнесение медленно, отчетливо, подчеркивая голосом выделенные слова.

Было весело на горке Сане, Соне и Егорке.

Заучивание стихов (двустиший и четверостиший).

Задача. Формировать умение определять повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию.

Задания и упражнения

Заучивание рассказов, сказок («Репка», «Колобок» и др.). Чтение песенок-долговорок.

Кто вечно хнычет и скучает,

Тот ничего не замечает,

Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает.

(Если скучно стало, начинай сначала.)

(Р. Сеф «Бесконечные стихи».)

Задача. Развивать эмоциональную выразительность речи и мимики в играх и диалогах.

Задания и упражнения

Упражнение «Точка, точка, запятая...» Подбор различных интонаций для предложения.

Лида читает интересную книгу.

Лида читает интересную книгу?

Лида читает интересную книгу!

Упражнения «Развесели Пьеро», «Рассмеши Мальвину». Прочитать стихотворение весело, а затем грустно. Уточнить, какое прочтение эмоционально уместно.

Урожай с полей убрали,

Листья пожелтели,

Птицы в теплые края

Снова улетели.

Задача. Совершенствовать четкость дикции, используя чистоговорки и потешки с отработанными звуками.

Задания и упражнения

Речевые упражнения с отработанными звуками.

Мы подуем высоко: с-с-с-с-с...

Мы подуем низко: с-с-с-с-с...

Мы подуем далеко: с-с-с-с-с...

Мы подуем близко: с-с-с-с-с...

Наши рекомендации