Проявляемость общих факторов лечебно-реабилитационного воздействия арт-терапии при разных организационных формах арт-терапии
Факторы и процессы терапевтических изменений | Индивидуальная или групповая художественная деятельность как форма занятости | Традиционная студийная арт-терапевтическая группа | Интерактивная арт-терапевтическая группа (тематический или динамический варианты) |
Общие факторы лечебно-реабилитационного воздействия | |||
Фактор художественной экспрессии и импрессии (фактор изобразительной деятельности) | Н или У в зависимости от индивидуальных особенностей пациентов (мотивированность, уровень развития художественных навыков) | От Н до В в зависимости от индивидуальных особенностей пациентов (мотивированность, уровень развития художественных навыков) | У или В в зависимости от этапа арт-терапии и индивидуальных особенностей пациентов |
Фактор психотерапевтических и групповых отношений | Н или У в зависимости от институциональной и групповой культуры и индивидуальных особенностей персонала | Н или У в зависимости от институциональной и групповой культуры и индивидуальных особенностей пациентов и персонала | У или В в зависимости от этапа арт-терапии и индивидуальных особенностей пациентов |
Фактор обратной связи | Н | Н или У в зависимости от особенностей организации занятий и индивидуальных характеристик пациентов и персонала | У или В в зависимости от этапа арт-терапии и индивидуальных особенностей пациентов |
Примечание: Н – низкая, У – умеренная, В – высокая проявляемость.
Использование транстеоретического подхода при сравнении разных форм и методов групповой арт-терапии также позволяет видеть проявление не только описанных Дж. Прохазкой и Дж. Норкроссом (2005) процессов и стадий (предразмышление, размышление, действие и сохранение) психотерапевтических изменений, но и тех лечебных факторов и механизмов, которые типичны для групповой психотерапии (Ялом И., 2000; Kelman H., 1963; MacKenzie R., 1997).
При групповом применении представляется возможным максимально использовать интерактивный потенциал группы, рассматривая его как важное условие для проявления наиболее общих факторов и механизмов групповой психотерапии. Процессуально-динамический анализ арт-терапевтической группы с точки зрения представлений об общих терапевтических факторах и механизмах групповой психотерапии позволяет признать разную степень проявления этих факторов, в зависимости от стадий группового процесса. На начальном этапе групповой интерактивной арт-терапии проявляются преимущественно такие первичные факторы психотерапевтического воздействия в группе (Ялом И., 2000), как сплоченность, вселение надежды. На последующих этапах начинают также более активно проявляться такие первичные факторы психотерапевтического воздействия в группе, как катарсис, коррегирующая рекапитуляция первичной семейной группы, переживание универсального опыта, а также имитационное поведение и межличностное научение. По мере дальнейшей активизации коммуникативных процессов в арт-терапевтической группе, начинают более активно проявляться такие факторы, как развитие навыков социализации, снабжение новой информацией, альтруизм и экзистенциальные факторы.
С изобразительной деятельностью в группе также связаны такие механизмы коррекции неадекватных когнитивных, эмоциональных и поведенческих стереотипов, как имитация, идентификация и интернализация (Kelman H., 1963). Имитация в групповой арт-терапии связана с возможностью наблюдения членами группы за действиями друг друга и попытками их воспроизведения в собственном поведении и в художественной работе. Идентификация связана с отождествлением членов группы с чувствами и личностными характеристиками друг друга. Большое значение при этом имеет проективная идентификация с создаваемой другими членами группы художественной продукцией. Можно особо говорить о феномене проективной идентификации с группой и ее художественной продукцией.
При разработке авторской модели арт-терапевтических воздействий – системной арт-терапии (САТ) – предназначенной для использования с пациентами с различными психическими расстройствами и на разных этапах лечебно-реабилитационного процесса, благодаря транстеоретическому подходу нами также были определены наиболее общие параметры арт-терапевтических занятий, характеризующие их с точки зрения структуры, содержания, процесса и стиля ведения. Данные параметры будут далее более подробно охарактеризованы в разделе «Процессуальные и технологические аспекты системной арт-терапии».