Глава 3. классификация типов консультирования

Типы консультирования

До обсуждения типов собственно психологическо­го консультирования необходимо заметить, что кон­сультирование как таковое существует и в ряде дру­гих профессиональных областей, крайне отличных от психологии (например, технических), а так же более близких к ней — естественнонаучных и гуманитарных. К ним относится врачебное консультирование, юридиче­ское, управленческое консультирование и т.д.

К классификации собственно психологического консультирования, под которым, как уже было ска­зано выше, имеется в виду оказание психологической помощи психически нормальным людям для дости­жения ими целей личностного развития, можно под­ходить, опираясь на разные критерии.

Так, взяв в качестве классификационного критерия возраст, мы должны прежде всего рассмотреть воз­растную периодизацию, принятую в России:

— младенчество (от рождения до 1 года);

— преддошкольное детство (1—3 года);

— дошкольное детство (3—6 лет);

— младший школьный возраст (6—10 лет);

— подростковый возраст (10—15 лет);

— юность:

первый период (старший школьный возраст 15—17 лет)

второй период (17—21 год);

— зрелый возраст:

первый период (21—35 лет)

второй период (35—60 лет);

— пожилой возраст (60—75 лет);

— старческий возраст (75—90 лет);

— долгожители (90 лет и выше).

Следует отметить, что категория возраста, при­меняемая в консультировании, может говорить о двух разных лицах. Во-первых, обозначать возраст клиен­та, во-вторых — возраст лица, по поводу которого клиент обратился к консультанту.

Если во втором случае возраст от 0 до 90 лет и выше теоретическиможет быть возрастом лица, по поводу которого состоялась консультация, то прак­тически реальные возрастные рамки несколько уже: от преддошкольного детства до пожилого возраста.

Причем ограничение возраста консультируемых связано как с определенной возрастной проблемати­кой, личностной зрелостью, необходимой для реше­ния психологических проблем, так и с сущностью самого консультирования как метода.

Консультирование ребенка в возрасте до 15 лет бессмысленно: он еще не может отвечать за себя и быть продуктивной личностью. Более того, сама личность еще не сформирована, а следовательно, к детям применима не консультативная, а психотера­певтическая помощь. К тому же существует целый ряд специальных отраслей, таких как обучение, вос­питание, коррекция и развитие.

В пожилом, и особенно старческом, возрасте консультирование с каж­дым годом все более утрачивает результативность, так как меняются потребности, соответствующие возрасту, и сама личность, человек все меньше может отвечать за себя сам, все ниже его собственная продуктивность.

Другой категорией, служащей основанием для классификации консультативного процесса является пространство, т.е. пространственная организация кон­сультации.

С этой точки зрения можно выделить 2 вида кон­сультирования:

1. Контактное, при котором психолог-консуль­тант встречается с клиентом, происходит беседа ли­цом к лицу, то что называется в зарубежной литературе “face-to-face counseling”.

2. Дистантное консультирование, которое подраз­деляется на телефонное и письменное.

Синонимом первого вида консультирования яв­ляется “очное консультирование”, второго — “заочное”.

Следующее основание для классификации должно учитывать количество клиентов, одновременно кон­сультируемых одним консультантом. По этому кри­терию консультация может быть, во-первых, индиви­дуальной, во-вторых, групповой. Причем под по­следней следует видимо понимать беседу психолога с двумя и более клиентами, так как в ряде социально-психологических работ объединение двух, а тем бо­лее трех человек уже именуется малой группой (хотя вопрос о нижних количественных границах малой группы остается дискуссионным).

Иная классификация консультирования может быть построена на основе сферы приложения. В дан­ном случае, вероятно, могут быть выделены следую­щие виды психологического консультирования:

— школьное консультирование;

— профессиональное;

— семейное и супружеское;

— ориентированное на проблемы личности и другие.

Позиции консультанта

С типами консультирования отчасти связана и определенная позиция психолога-консультанта. При­чем под термином позиция также могут пониматься разные вещи.

С одной стороны, позиция предполагает содер­жание действий консультанта, с другой — эмоцио­нальный тон этих действий.

Позиции, обусловленные содержанием, могут быть описаны следующим образом:

1. Консультант-советчик — дает клиенту информа­цию, прямые советы. Несмотря на пренебрежительное отношение к советам среди большинства российских психологов, следует признать, что совет иногда является единст­венным возможным решением ситуации.

2. Консультант-помощник — оказывает помощь клиенту в нахождении “инсайта”, внутреннего реше­ния, в актуализации имеющихся внутренних резервов и т.п. Эта позиция наиболее приветствуема как в лите­ратуре, так и в современной практике психологиче­ского консультирования.

3. Консультант-эксперт — показывает клиенту воз­можные варианты решения проблемной ситуации, оценивает их совместно с клиентом и помогает ему выбрать наиболее адекватные.

Естественно, что позиции одного и того же кон­сультанта могут меняться как при работе с различ­ными клиентами, так и в ходе одной консультации, если последняя того требует.

Принимая во внимание эмоциональный тон дей­ствий консультанта, напомним, что существует из­вестная классификация подходов психотерапевта: ди­рективный подход, недирективный подход, промежу­точный.

Г.С.Абрамова описывает позиции взаимодейст­вующих в ситуации индивидуального консультиро­вания сходным образом, выделяя:

1. Взаимодействие на равных

2. Взаимодействие с позиции “сверху”

3. Взаимодействие с позиции “снизу” (Абрамова, 1995. С. 174—175).

Глава 4. Типы проблемных ситуа­ций

Наши рекомендации