Населения при чрезвычайных ситуациях

___________________________________________________________________________

Ключевые слова: организация, снабжение, органы медицинского снабжения, задачи медицинского снабжения, функции медицинского снабжения.

При изучении темы особое внимание обратить на:

- основные нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию службы медицинского снабжения населения при чрезвычайных ситуациях;

- задачи службы медицинского снабжения населения при чрезвычайных ситуациях;

- основные функции службы медицинского снабжения населения при чрезвычайных ситуациях;

- факторы, определяющие особенности организации медицинского снабжения населения при чрезвычайных ситуациях.

Медицинское снабжение населенияпри чрезвычайных ситуациях -это комплекс организационных мероприятий по своевременному и в полном объеме обеспечению потребностей в различных видах медицинского имущества:

- формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф в мирное время;

- формирований и учреждений Федеральной медицинской службы гражданской обороны в военное время;

- непосредственно населения.

Органами медицинского снабжения населения при чрезвычайных ситуациях являются:

1. Отделы медицинского снабжения центров медицины катастроф.

2. Отделения медицинского снабжения формирований и учреждений Федеральной медицинской службы гражданской обороны.

3. Аптечные организации различных форм собственности (государственные, муниципальные, частные).

4. Организации «Медтехника».

Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими оказание медицинской и фармацевтической помощи населению, являются Конституция РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, приказы Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Оптимальные результаты ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций достигаются выполнением службой медицины катастроф комплекса мероприятий, одними из которых является обеспечение медицинским имуществом формирований и учреждений службы медицины катастроф и населения. Оказание медицинской помощи и проведение восстановительного лечения пострадавшим связано с потреблением широкой номенклатуры лекарственных средств, использованием различных материалов, медицинской техники и других предметов медицинского назначения.

Потребность службы медицины катастроф и населения в медицинском имуществе при чрезвычайных ситуациях удовлетворяется путем:

- заблаговременного создания резервов медицинского имущества;

- своевременного пополнения резервов по мере расходования медицинского имущества;

- организацией рационального обеспечения органами медицинского снабжения формирований и учреждений службы медицины катастроф и населения всем необходимым медицинским имуществом при чрезвычайных ситуациях.

Основными задачами службы медицинского снабжения населения являются:

1. Организация службы медицинского снабжения в полном соответствии со структурой и задачами Всероссийской службы медицины катастроф и Федеральной медицинской службы гражданской обороны.

2. Обеспечение медицинским имуществом повседневной профилактической и лечебно-диагностической деятельности центров медицины катастроф.

3. Прогнозирование потребности в медицинском имуществе на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.

4. Разработка планов медицинского снабжения формирований и учреждений службы медицины катастроф и учреждений здравоохранения.

5. Создание резервов медицинского имущества, их своевременное освежение и пополнение в учреждениях здравоохранения для текущего использования и применения при чрезвычайных ситуациях.

6. Организация и проведение медицинского снабжения населения непосредственно в ходе ликвидации медико-санитарных последствий стихийных бедствий, вооруженных конфликтов и техногенных катастроф.

7. Сбор и анализ информации о состоянии медицинского снабжения при чрезвычайных ситуациях.

8. Повышение сроков хранения медицинских средств, которые необходимы при чрезвычайных ситуациях военного времени и практически не используются в мирное время (аптечки АИ-2, индивидуальные противохимические пакеты ИПП-8, ИПП-10 и т.п.).

9. Организация контроля за рациональным и экономным использованием медицинского имущества, его перераспределением между учреждениями здравоохранения, формированиями и учреждениями Всероссийской службы медицины катастроф и Федеральной медицинской службы гражданской обороны с учетом складывающейся обстановки при чрезвычайных ситуациях.

10. Проведение заготовок и использование местных материальных ресурсов для оснащения формирований и учреждений службы медицины катастроф и учреждений здравоохранения.

11. Проведение экономического обоснования рационального использования медицинского имущества при оказании медицинской помощи пострадавшим. Замена дефицитных и дорогостоящих видов сырья на менее дефицитные и дешевые с учетом сохранения качества медицинского обеспечения населения.

12. Защита медицинского имущества от вредных факторов внешней среды (радиоактивных веществ, аварийно химически опасных веществ, высоких и низких температур и др.).

13. Подготовка персонала службы медицинского снабжения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Медицинское снабжение учреждений и формирований службы медицины катастроф и населения при возникновении чрезвычайных ситуаций также включает:

- определение потребностей в медицинском имуществе;

- учет, заготовку, освежение и хранение медицинского имущества;

- приготовление лекарственных средств;

- отпуск медицинского имущества для повседневной лечебно-профилактической деятельности;

- накопление резервов медицинского имущества для использования при чрезвычайных ситуациях;

- контроль качества химико-фармацевтических и биологических препаратов (материалов), технического состояния медицинской техники;

- рациональное и экономное использование медицинского имущества;

- метрологический контроль медицинских средств измерений.

Основополагающими факторами, определяющими особенности организации системы медицинского снабжения населения при чрезвычайных ситуациях, являются:

· значительная величина санитарных потерь среди населения при чрезвычайных ситуациях;

· наличие тяжелых и разнообразных форм патологии в очагах массового поражения при стихийных бедствиях и техногенных катастрофах;

· ограниченные возможности практического здравоохранения в реализации системы лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавших при чрезвычайных ситуациях;

· несоответствие возможностей сил и средств практического здравоохранения реальным потребностям для своевременного оказания в полном объеме медицинской помощи пострадавшим.

Наши рекомендации