Техника буквального рефрейминга.
Вспомните ситуацию, при мысли о которой вы чувствуете себя плохо. Это может быть что угодно: старое воспоминание, нынешняя проблемная ситуация или ограничение, может быть нечто еще.
Тщательно рассмотрите визуальную часть своего проблемного опыта, затем мысленно шагните из него назад, так чтобы вы видели себя в этой ситуации (диссоциируйтесь). Если вы е сможете создать эту диссоциацию осознанно, просто «почувствуйте», что проделываете это или притворитесь, что сделали.
Теперь поместите вокруг этой картины большую золотую раму в стиле барокко примерно два метра шириной. Отметьте, как это меняет ваше восприятие проблемной ситуации. Если изменений недостаточно –поэкспериментируйте. Используйте овальную рамку, какие употреблялись много лет назад для старых семейных портретов: раму из нержавеющей стали с острыми краями или цветную пластиковую рамку.
После того, как рама выбрана, поразвлекайтесь, украшая картину и пространство вокруг нее. Так, музейное яркое освещение, приподнятое над картиной, проливает иной свет на предмет, нежели тусклая свеча, стоящая на подставке под ней. Видение реальной обрамленной картины среди других картин на стене в музее или в чьем-то чужом доме может создать совершенно иную перспективу. Если хотите, то просто мысленно выберите знаменитого – или не очень – художника и превратите свою картину в полотно исполненное им или в его стиле.
К техникам рефрейминга относится и техника изменения личной истории – очень эффективная, если будет интересно – посмотрите.
Изменение личной истории работает с теми причинами, которые касаются только самого человека. Помочь разобраться с «молекулой» давней ситуации, в которой вы выступали только в качестве «атома», может техника реимпринтирования.
Определите конкретные физические проявлении симптомов, с которыми нужно работать. Любым способом изобразите линию времени, затем встаньте на ней на точку, соответствующую настоящему, и повернитесь лицом по направлению к будущему. Сконцентрировав свое внимание на физическом проявлении симптомов и на убеждениях, связанных с ними, начните медленно двигаться назад, задерживаясь на тех местах, которые, как вам кажется, имеют отношение к тому или другому. Продолжайте двигаться назад по линии времени до сих пор до тех пор, пока не достигнете самого раннего события, связанного с этими симптомами или убеждениями.
Теперь, удерживая это «регрессивное ассоциированное состояние», расскажите о своих ощущениях, обобщениях или убеждениях, связанных с этим событием. Следите за тем, чтобы рассказ шел от первого лица и в настоящем времени («Я чувствую слабость и желание сделать так, чтобы меня здесь не было»).
Отступите еще на шаг назад – на то место на линии времени, где травмирующее событие (импринт) еще не произошло. Когда вы это сделаете, вы должны почувствовать себя по-другому: как если бы импритинг не оказывал на вас никакого физического и психического воздействия.
Сойдите с линии времени и, вернувшись в настоящее из метапозиции, посмотрите назад, на событие, связанное с импринтом.
1. Отметьте воздействие, которое это ранее событие оказало на вашу жизнь. Выразите словами любые другие обобщения и убеждения, сформированные в результате импринтинга(многие убеждения часто формируются постфактум). На этот раз говорите о себе в третьем лице и в прошедшем времени, например: «Он (или мое молодое Я) думал, что… И решил, что…»
2. Найдите некую позитивную цель, вторичную выгоду симптомов и реакций, сформировавшихся во время импринтинга. Какую позитивную функцию ни выполняли для прошлых событий?
3. Определите значимых других, тоже участвующих в процессе импринтинга (некоторые симптомы могут возникать только при таком ролевом моделировании). Учтите, что значимые другие не обязательно физически должны присутствовать во время событий. Иногда импринтинг происходит потому, что другой в момент импринтирующей ситуации находился где-то в ином месте (и таким образом оказался «интернализированным», как бы включенным в ваше сознание).
4. Ассоциируйтесь с каждым из значимых других (как бы войдите в него) и ощутите ситуацию импринтинга с их точки зрения. Опишите, что каждый из них думает и чувствует в этот момент от первого лица и в настоящем времени («А я считаю, что…» ). Перейдите из позиции восприятия значимых других в точку, находящуюся вне линии времени, и найдите позитивное намерение в их действиях и реакциях (учтите, что обязательно было!).
Теперь для каждого из людей, участвующих в ситуации импринтинга:
1) определите те ресурсы и возможности выбора, которые нужны были этому человеку прежде, которых у него не было там и тогда, но которые есть у вас здесь и сейчас. Помните, что вам не надо ограничивать себя теми способностями, которыми вы или значимый другой обладали в то время. Поскольку у вас (но не у других) сейчас есть эти ресурсы, используйте их для того, чтобы помочь изменить этот «их-ваш» опыт;
2) встаньте на вашу линии в том месте, где вы в наибольшей степени ощущали присутствие данного ресурса (в ситуацию, когда этот ресурс был) и «проживите вновь» со всей возможной полнотой то, как он ощущался, звучал и выглядел. Заякорите эти ощущения, создав представление ресурса в виде, например, энергии, света или звука;
3) продолжая стоять на точке ресурса, передайте его назад по линии времени каждому человеку в системе, которому он требовался. Это можно сделать и метафорически, например посылая волну энергии, луч света или звук;
4) когда вы почувствуете, что ресурс передан, сойдите с линии времени, вернитесь на то место, где произошел импринтинг, встаньте в позицию человека, которому был нужен ресурс, и переживите данную ситуацию с точки зрения этого человека, обладающего новым ресурсом;
5) ассоциируйтесь уже с вашей собственной позицией внутри ситуации импринтинга и обновите или просто измените состояние, оценки, убеждения и обобщения, которые вы теперь могли бы вынести из этого опыта. Выразите их словами от первого лица единственного числа в настоящем времени. Повторите эти шаги для каждого значимого человека, участвующего в ситуации импринтинга.
Определите наиболее важный ресурс или убеждение, которые могли бы понадобиться вашему молодому Я. Заякорите его и отнесите его назад по линии времени в точку до импринтинга. «Введите» этот ресурс в ваше более молодое Я и пройдите с ним по всей линии времени до настоящего, внимательно следя за изменением ощущений.
РАБОТА С УБЕЖДЕНИЯМИ.
Убеждения и их роль в жизни человека.
Согласно НЛП, к основным функциям убеждений относятся следующие:
- убеждения функционируют как фильтры;
- убеждения определяют нашу реакцию, причем в любой момент времени;
- убеждения структурируют наши переживания и говорят нам, что делать дальше;
- убеждения заполняют пробелы в наших знаниях;
- убеждения придают смысл нашей жизни, помогают нам сформировать цели и знать, что нужно делать и как себя вести.
Убеждения – это наши руководящие принципы. Мы действуем так, как будто они верны независимо от того, верны ли они на самом деле. Как вы определите здоровье, так вы и построите убеждения о нем. Однако у всех убеждений, верны они или нет, есть последствия. Они проявляются в том, что вы делаете, а не говорите. Кроме того, согласно некоторым теориям, они вызывают биохимические изменения в нашем теле. Убеждения могут быть ядовитыми – тогда нашему телу приходится терпеть все передряги, связанные с ними. Враждебность, депрессия и чувство беспомощности берут начало в убеждениях о самих себе и о мире, и все они несут в себе опасность для нашего здоровья.