Перкуссия и аускультация лёгких
Цель работы: овладеть методикой перкуссии и аускультации легких и с их помощью исследовать состояние легких.
Для работы необходимо: стетоскоп или фонендоскоп.
Ход работы: исследование выполняется на студентах.
1. Перкуссия. Под перкуссией подразумевают определение состояния и границ внутренних органов, в том числе и легких, при помощи выстукивания. Перкуссию проводят постукиванием указательным или средним пальцем правой руки по одному: из пальцев (чаще среднему) левой руки, расположенному в межреберье параллельно ребрам. Выстукивать следует в симметричных местах, сравнивая звук. Качество его зависит от наличия под перкутируемым местом воздуха. Над легкими звук должен быть ясным и тупой над органами, не содержащими воздуха. Пользуясь описанной методикой, студенты должны научиться отличать «легочные» звуки от звуков других органов («ясный» от «тупого»); определять верхнюю и нижнюю границы легких, подвижность легочного края. Верхняя граница— спереди на 3—4 см выше ключицы, сзади —на уровне 6—7 шейного позвонка. Нижняя граница справа: по окологрудинной линии - верхний край 6-го ребра, по среднеключичной линии - нижний край 6-го ребра, по передней подмышечной линии - 7-е ребро, по средней подмышечной линии — 8-е ребро, по задней подмышечной линии — 9 ребро, по лопаточной линии - нижний край 10-го ребра, по околопозвоночной линии - 11-е ребро. Нижняя граница слева сзади та же, что и справа, а спереди по окологрудинной линии - 4-е ребро.
2. Аускультация. При выслушивании легких в норме необходимо дифференцировать шумы, называемые везикулярным и бронхиальным дыханием. Везикулярное дыхание выслушивается только на вдохе в норме и напоминает звук «ф». Его происхождение связано с раскрыванием альвеол во время вдоха и поступанием в них воздуха. Бронхиальное дыхание выслушивается во время вдоха и выдоха в виде звука «х» при дыхании открытым ртом и зависит от движения воздуха но крупным воздухоносным путям. Бронхиальное дыхание у взрослых выслушивается в области, яремной ямки, а у детей также и сзади между лопатками на уровне 4-го грудного позвонка. Везикулярное дыхание — на всей поверхности проекции легких на грудную стенку. Аускультация проводится стетофонендоскопом или ухом, приложенным к грудной клетке, на симметричных местах при постоянном сравнении.
Записать границы легких, отметить изменение их при вдохе и выдохе, описать характер и места выслушивания бронхиального и везикулярного дыхания.
Работа № 16
ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ
Пищеварение в ротовой полости
Цель работы: определить вкусовую чувствительность разных участков языка у человека; проверить наличие способности, к восприятию запаха у человека; провести анализ некоторых физиологических функций слюны человека.
Для работы необходимы: сухарный порошок, хлеб, сахарный порошок, ломтик лука, вода с примесью уксуса; растворы: а) солянокислого хинина 1%; б) хлористого натрия 0,001%, 0,01%, 0,1%, 1%; в) раствор сахара 1%; г) 1% лимонная кислота; стерильная вата, деревянные палочки, чистая глазная пипетка, набор веществ с различным запахом.
Опыт № 1. Определить локализацию вкусовой чувствительности языка.
Ход работы. Прикасаться к разным зонам языка: на спинке, корне, краях языка, кончиком ватного тампона, смоченного в одном из следующих растворов: а) 1% солянокислого хинина б) 1% раствора сахара, в) 1% хлористого натрия, г) 1% лимонной кислоты. Описать, зарисовать схему распределения на поверхности языка точек, воспринимающих те или другие вкусовые раздражения. Записать результаты наблюдения.
Опыт № 2. Определить порог чувствительности для раствора хлористого натрия.
Ход работы. С этой целью испытуемому на кончик языка (но не прикасаясь к языку) наносят из пипетки каплю раствора и предлагают сделать глоток. Испытуемый должен определить вкус раствора. Опыт начинают с минимальной концентрации и продолжают увеличивать концентрацию до тех пор, пока испытуемый точно не определит вкус наносимого раствора. Найденную концентрацию принимают за порог данной вкусовой чувствительности. Вывод.
Опыт № 3. Нюхать при закрытых глазах различные пахучие вещества и определить их характер по запаху. Отметить роль нюхательных движений. Вывод.