Перкуссия и аускультация лёгких

Цель работы: овладеть методикой перкуссии и аускультации легких и с их помощью исследовать состояние легких.

Для работы необходимо: стетоскоп или фонендоскоп.

Ход работы: исследование выполняется на студентах.

1. Перкуссия. Под перкуссией подразумевают определение состояния и границ внутренних органов, в том числе и легких, при помощи выстукивания. Перкуссию проводят постукивани­ем указательным или средним пальцем правой руки по одному: из пальцев (чаще среднему) левой руки, расположенному в межреберье параллельно ребрам. Выстукивать следует в сим­метричных местах, сравнивая звук. Качество его зависит от на­личия под перкутируемым местом воздуха. Над легкими звук должен быть ясным и тупой над органами, не содержащими воздуха. Пользуясь описанной методикой, студенты должны научиться отличать «легочные» звуки от звуков других органов («ясный» от «тупого»); определять верхнюю и нижнюю границы легких, подвижность легочного края. Верхняя граница— спереди на 3—4 см выше ключицы, сзади —на уровне 6—7 шейного позвонка. Нижняя граница справа: по окологрудинной линии - верхний край 6-го ребра, по среднеключичной линии - нижний край 6-го ребра, по передней подмышечной линии - 7-е ребро, по средней подмышечной линии — 8-е ребро, по задней подмы­шечной линии — 9 ребро, по лопаточной линии - нижний край 10-го ребра, по околопозвоночной линии - 11-е ребро. Нижняя граница слева сзади та же, что и справа, а спереди по около­грудинной линии - 4-е ребро.

2. Аускультация. При выслушивании легких в норме необ­ходимо дифференцировать шумы, называемые везикулярным и бронхиальным дыханием. Везикулярное дыхание выслушивает­ся только на вдохе в норме и напоминает звук «ф». Его проис­хождение связано с раскрыванием альвеол во время вдоха и поступанием в них воздуха. Бронхиальное дыхание выслушива­ется во время вдоха и выдоха в виде звука «х» при дыхании открытым ртом и зависит от движения воздуха но крупным воз­духоносным путям. Бронхиальное дыхание у взрослых выслушивается в области, яремной ямки, а у детей также и сзади между лопатками на уровне 4-го грудного позвонка. Везикуляр­ное дыхание — на всей поверхности проекции легких на груд­ную стенку. Аускультация проводится стетофонендоскопом или ухом, приложенным к грудной клетке, на симметричных местах при постоянном сравнении.

Записать границы легких, отметить изменение их при вдохе и выдохе, описать ха­рактер и места выслушивания бронхиального и везикулярного дыхания.

Работа № 16

ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ

Пищеварение в ротовой полости

Цель работы: определить вкусовую чувствительность разных участков языка у человека; проверить наличие способ­ности, к восприятию запаха у человека; провести анализ неко­торых физиологических функций слюны человека.

Для работы необходимы: сухарный порошок, хлеб, сахарный порошок, ломтик лука, вода с примесью уксуса; рас­творы: а) солянокислого хинина 1%; б) хлористого натрия 0,001%, 0,01%, 0,1%, 1%; в) раствор сахара 1%; г) 1% лимонная кислота; стерильная вата, деревянные палочки, чистая глазная пипетка, набор веществ с различным запахом.

Опыт № 1. Определить локализацию вкусовой чувстви­тельности языка.

Ход работы. Прикасаться к разным зонам языка: на спинке, корне, краях языка, кончиком ватного тампона, смоченного в одном из следующих растворов: а) 1% солянокислого хинина б) 1% раствора сахара, в) 1% хлористого натрия, г) 1% ли­монной кислоты. Описать, зарисовать схему распределения на поверхности языка точек, воспринимающих те или другие вкусовые раздражения. Записать результаты наблюдения.

Опыт № 2. Определить порог чувствительности для раствора хлористого натрия.

Ход работы. С этой целью испытуемому на кончик языка (но не прикасаясь к языку) наносят из пипетки каплю раствора и предлагают сделать глоток. Испытуемый должен оп­ределить вкус раствора. Опыт начинают с минимальной концен­трации и продолжают увеличивать концентрацию до тех пор, пока испытуемый точно не определит вкус наносимого раствора. Найденную концентрацию принимают за порог данной вкусовой чувствительности. Вывод.

Опыт № 3. Нюхать при закрытых глазах различные паху­чие вещества и определить их характер по запаху. Отметить роль нюхательных движений. Вывод.

Наши рекомендации