Особенности возникновения и течения заикания
На протяжении многих лет, в разное время, мы имели возможность проводить коррекционно-логопедическую работу с заикающимися детьми и подростками, страдающими легкой степенью олигофрении (всего 28 человек в возрасте от 7 до 17 лет). Также к нам обращались за логопедической помощью несколько взрослых умственно отсталых людей, желавших вылечить заикание. Некоторые из них приходили в логотерапевтический Центр по инициативе родных и быстро посещения прекращали.
Учитывая, что при выраженных степенях интеллектуального недоразвития компенсаторные возможности значительно ниже, чем у больных с легкими степенями олигофрении (Е.И. Кириченко, Б.А. Леденев, 1979), а также принимая во внимание собственный опыт работы во вспомогательной школе, мы устранением заикания у детей-имбецилов систематически не занимались, так как отдельные попытки работы с такими больными положительных результатов не дали. Ниже мы будем говорить о заикающихся детях, страдающих в основном невыраженной дебильностью.
Эти дети были обследованы детским психиатром, психологом и логопедом. В результате комплексного обследования были собраны подробные анамнестические сведения. Проводилось описание психического статуса больного, которое с учетом клинико-психологического исследования позволяло сделать вывод о поведении ребенка, о его ориентации в окружающей среде, определяло круг знаний, представлений, словарный запас заикающегося и степень снижения интеллекта (по Векслеру). При логопедическом обследовании внимание уделялось следующим вопросам: особенности речевого развития (сроки появления гуления, лепетной речи, первых слов и фраз, возраст и причины, со слов родителей, возникновения заикания, своеобразие фонематического анализа и синтеза, голоса, артикуляционного аппарата, наличие нарушений звукопроизношения). Исследовались различные виды речи: самостоятельная, чтение (у старших школьников), автоматизированная, ритмизированная, сопряженная, отраженная, шепотная. Устанавливался тип и локализация речевых судорог, наличие сопутствующих и ритуальных движений, проверялся темп речи и общих моторных навыков, устанавливался тип речевого дыхания. Проводилось исследование нейропсихологических проб (состояние орального и динамического праксиса по А.Р. Лурии и Д.С. Озе-рецковскому) и проб на скрытое левшество. В результате комплексного обследования был выявлен целый ряд особенностей, характерных для этой группы заикающихся.
Основное отличие заикающихся со сниженным интеллектом от умственно полноценных детей, страдающих заиканием, заключается в том, что речевые расстройства детей с олигофренией тесно связаны в подавляющем большинстве случаев с задержкой психофизического, речевого развития и с нарушением моторики ребенка.
Как правило, движения детей с олигофренией были плохо координированы, темп движений нарушен: у эретичных и дисфорических (по Д.Н. Исаеву) — ускорен, у торпидных — замедлен; нарушены также плавность, ритмичность общих и артикуляционных движений, наблюдались выраженные нарушения динамического и орального праксиса; в 75% случаев было обнаружено скрытое левшество.
При обследовании речи и выяснении истории возникновения речевых недостатков у детей была выявлена следующая картина: речь 22 человек из 28 обследованных развивалась с большой задержкой (первые слова появились после двух лет, фразовая речь — к 3—4 годам) и у этих же 22 человек наблюдались различные формы дизартрии. Из анамнеза видно, что заикание у обследованной группы детей появилось не в 3—5 лет, как обычно бывает у детей с нормальным интеллектом, а позднее, в возрасте 5—8 лет, развивалось не в острой форме, и факт возникновения заикания родители во многих случаях не связывали с какими-либо видимыми причинами. Поэтому можно думать, что заикание у детей со сниженным интеллектом возникает обычно без психогенных «пусковых механизмов», а как системное нарушение речи органического генеза. Однако нам приходилось наблюдать случаи возникновения заикания у данной категории больных и в результате затянувшейся психотравмирующей ситуации на фоне развития ас-теноневротической симтоматики.
Появление заикания у детей со сниженным интеллектом совпадает с периодом формирования у них более сложных логико-грамматических конструкций. При обследовании было выяснено, что у большинства наших пациентов словарный запас беден, речь аграмматична, у многих наблюдалось нарушение фонематического слуха, преобладание конкретных форм мышления.
Обследование также показало, что у многих детей вследствие ускоренных (эретичные олигофрены) или замедленных (торпидные олигофрены) двигательных навыков изменен темп речи; наблюдается слабое, поверхностное дыхание, напряженный, плохо модулированный голос; нечеткая, смазанная артикуляция звуков речи, нарушения звукопроиз-ношения, затруднения при повторении ряда автоматизированных слов, ослабленная, механическая память, склонность к речевым «штампам».
И тем не менее некоторые из обследованной группы заикающихся в возрасте 7—8 лет начинали учиться в I классе массовой школы. В силу перечисленных особенностей дети с программой I класса не справлялись, попадали в число отстающих учеников. Нередко такие дети в результате повышенной возбудимости и двигательной расторможенности, отсутствия устойчивого внимания, вследствие плохого отношения к ним товарищей по классу в связи с характерными для больных особенностями поведения, не могли освоиться с режимом массовой школы и попадали в конфликтную ситуацию, которая являлась причиной развития невротической симптоматики. Все это также в определенной мере способствовало возникновению заикания у данного контингента учащихся.
Приведем пример.
Больной О., 9 лет. Диагноз детского психиатра: дебильность, обусловленная предшествующей травмой головного мозга в двухлетнем возрасте.
У ребенка при поступлении в логотерапевтический Центр наблюдалось заикание в тяжелой степени, артикуляционно-дыхательная форма, тонико-клонический тип речевых судорог.
В возрасте 7 лет мальчик поступил в I класс массовой школы. С первых же шагов ребенок попал в число отстающих учеников. Дома создалась напряженная обстановка, так как бабушка ребенка, занимающаяся его воспитанием, обвиняла мальчика в лени. В ответ на настоятельные советы врача и учителя задержать мальчика еще на год дома бабушка уговорила учителя оставить ребенка в школе на испытательный срок, а дома заставляла О. усиленно заниматься с репетитором. В итоге — состояние здоровья мальчика резко ухудшилось: появились головные боли, плаксивость, нарушился сон. Отдельные речевые «задержки» переросли в тяжелое заикание. О. был выведен из школы, начал систематическое лечение у детского психиатра, регулярно посещал логопедические занятия. В следующем учебном году мальчик был направлен в I класс вспомогательной школы. Учебный год он окончил успешно, здоровье ребенка улучшилось в результате систематических логопедических занятий, улучшилась и его речь.
Беседуя с детьми, с их родителями и учителями, мы выяснили, что у заикающихся со сниженным интеллектом при общении с окружающими иногда возникают отдельные трудности, переживания, связанные с их нарушенной речью. Так, на вопросы: «Мешает ли тебе твоя речь?», «Почему ты хочешь избавиться от заикания?» — нам отвечали: «Меня дразнят в школе», «Мне трудно отвечать на уроках чтения». Но эти, в общем-то незначительные переживания не вырастают в тот социально значимый комплекс неполноценности, который мы нередко наблюдаем у умственно нормальных детей и особенно подростков, страдающих логоневрозом. В связи с этим логопедическая работа, направленная на преодоление заикания у детей с неглубоким снижением интеллекта, в отдельных случаях проходила успешнее, чем с теми заикающимися, у которых при нормальном интеллекте наблюдались выраженные вторичные логоневротические реакции (страх речевого общения, фобии отдельных «трудных» звуков речи, защитные ритуальные, навязчивые движения и пр.).
Заикающиеся с легкой степенью дебильности, отличаясь повышенной внушаемостью в сравнении с нормальными детьми, не анализируют свои ощущения, не ставят под сомнение требования врача и логопеда. Все то, что значительно мешает больному логоневрозом — неуверенность в успехе лечения и логопедических занятий, постоянный анализ своих переживаний, болезненное отношение к речевому «срыву» и пр. (заикающиеся, акцентуированные по психастеническому типу), — в лечебно-профилактической работе с больными со сниженным интеллектом отсутствует или значительно менее выражено.
В связи со сказанным может возникнуть вопрос: если у обсуждаемой категории заикающихся нет выраженной фиксации внимания на своей речи, является ли целесообразной организация логопедической работы с ними?
Мы считаем, что такую работу проводить нужно. Опыт наблюдения взрослых людей с неглубокой степенью дебильности, страдающих заиканием, показывает, что у некоторых из них при определенных обстоятельствах может возникнуть желание (возможно, недостаточно сильное и целенаправленное) избавиться от своего речевого нарушения, так как они хотят быть такими, «как все», а заикание их еще более отличает от здоровых, мешает их социальной адаптации.
Специфика лого- и психотерапии
В связи с вышеизложенным комплексный медико-педагогический процесс устранения заикания у детей и подростков со сниженным интеллектом имеет ряд специфических особенностей. Детским психиатром назначаются больным лекарственные препараты, соответствующие симптоматике и психологическим особенностям каждого конкретного пациента (стимулирующие психическое развитие, противосу-дорожные, седативные средства и пр.), ребенок направляется на физиотерапевтические и водные процедуры.
Методические приемы логотерапии предусматривают не только преодоление заикания у детей со сниженным интеллектом, но и развитие их мышления, речи в целом, оральной, ручной и общей моторики.
Уже на самых ранних этапах логопедических занятий (работа проводилась в небольших группах по 3—4 человека, курсами в 6—8 месяцев, три раза в неделю) нашим пациентам приходилось уделять внимания и времени значительно больше, чем заикающимся с нормальным интеллектом. Прежде всего мы сосредоточивались на развитии их моторных навыков. Эти формы коррекционной работы можно подразделить на 3 основные группы.
1. Развитие общей моторики. Упражнения предусматривают воспитание у детей тормозного процесса (что особенно важно для возбудимого типа), координации, плавности, ритмичности движений. Например, упражнение: «ходьба с приставкой ноги на определенный счет». Под счет специалиста больной проходит по кабинету и приставляет одну ногу к другой на заданной цифре. Темп движений, медленный или более активный, задается счетом логопеда. Задание звучит таким образом: «Пройди и сделай приставку ноги на счет 5». Точно на указанной цифре ребенок должен приставить ногу и остановиться. Специалист выдерживает необходимую паузу, затем цифры меняют — последовательно и в разбивку. Это упражнение полезно и для развития процесса устойчивого внимания. Когда больной начинает успешно справляться с заданием, ему предлагают считать самостоятельно, указав только цифру, на которой о должен приставить ногу.
Таким образом, уже при счете постепенно начинается коррекция темпа речи, плавности, слитности, силы голоса, четкой артикуляции и пр.
2. Развитие ручной моторики. Сюда входят следующие
упражнения: отбивание пальцами по столу заданного ритма,
пересчет большим пальцем остальных пальцев руки, сорти
ровка крупных и мелких пуговиц, одновременные действия
обеими руками («реципрокная проба» по А.Р. Лурии) и т. п.
Учитывая среди детей большое количество амбидекстров и
скрытых левшей, обе руки мы тренировали равномерно.
3. Развитие оральной моторики и тонких движений язы
ка. Эта группа упражнений специалистам хорошо известна.
Продолжая систематически проводить указанные выше упражнения, мы приступали к отработке качества здоровой речи на «эталонах» — ряде звуков, цифр, автоматизированных отрезков слов, при чтении наизусть простых и ритмичных стихотворений. Одновременно проводилась работа по коррекции звукопроизношения. Если звук поставить не удавалось или поставленный звук ребенок не мог автоматизировать в речи, мы требовали от больного говорить как можно четче в пределах его возможностей.
Дальнейшая логопедическая работа предусматривала введение натренированных на «эталонах» качеств нормальной речи в простые фразы, некоторые мы составляли вместе с детьми.
Одновременно проводились занятия по расширению словарного запаса больных и по преодолению аграмматизма.
Дети учились синтаксически правильно оформлять фразу, правильно употреблять в речи падежные окончания, окончания глаголов, предлоги и т. д., учились четко отвечать на вопросы и задавать их.
Речевой материал для логопедических занятий подбирался с учетом возраста, класса и степени развития ребенка. Как правило, нами использовались темы текущих уроков русского языка, чтения, истории, географии, а также материалы внеклассного чтения детей.
В процессе работы мы обратили внимание на то, что для заикающихся больных со сниженным интеллектом наиболее легким видом речи (после сопряженной и отраженной) является чтение (имеются в виду подростки, умеющие читать достаточно бегло). Наиболее сложные виды речи — спонтанная диалогическая. Относительную легкость чтения у наших пациентов-подростков можно объяснить тем, что они, очевидно, при чтении не испытывают затруднений, связанных с подбором нужных слов и правильным грамматическим оформлением своей мысли. Видимо, эти моменты значительно осложняют спонтанную и вопросно-ответную речь данной категории заикающихся.
При тренировке диалогической речи мы столкнулись с наклонностью наших пациентов к образованию речевых шаблонов, основанных на механическом запоминании определенного речевого материала. Применение речевых шаблонов, стереотипов не требует от детей усиленной работы мысли, с другой стороны, прибегая к этим шаблонам, дети стараются формально удовлетворить требования специалиста, т. е. они как бы идут по линии наименьшего сопротивления.
Так, больная Г., 12 лет, в течение двух месяцев на занятиях, когда ей предлагали что-либо спросить у других членов группы, регулярно пыталась задавать одни и те же вопросы в определенной, четко установившейся последовательности: «У тебя есть мама?», «Как зовут твою маму?», «У тебя есть папа?», «Как зовут твоего папу?», «У тебя есть брат?» и т. д.
Когда Г. обращалась с последним вопросом к мальчику М., у которого брата не было, она в начале курса занятий, несмотря на то, что мальчик ей отвечал: «Брата у меня нет», задавала ему следующий стереотипный вопрос: «Как зовут твоего брата? »
Некоторое время спустя, после трудоемкой работы, проведенной с группой, Г., беседуя на занятиях с И. и подойдя к этому вопросу, замолкала. Когда мы у нее спрашивали: «Почему ты молчишь? » — девочка отвечала: «У Игоря брата нет. Что говорить дальше, я не знаю».
И только через 3—А месяца, в результате систематических занятий, во время которых детям для бесед давались определенные темы («Школа», «Окружающие предметы», «Летние каникулы» и пр.), Г. и другие научились разнообразить свои вопросы и точнее связывать их с определенной ситуацией. При этом больные старались говорить четко, громко, ритмично, так, как они произносят речевые «эталоны», т. е. создавали определенные предпосылки для снижения речевой судорожности.
Занятия аутогенной тренировкой, требующие правильного понимания механизмов мышечной релаксации и самовнушения, значительных волевых усилий, самодисциплины и пр., мы для наших пациентов в связи с их интеллектуальными и личностными особенностями, заменили упражнениями на расслабление мышц тела<...> .Эти упражнения вводились в середину логопедического занятия с целью отвлечь больного и дать возможность ему немного отдохнуть от речевой работы.
Для младших школьников в упражнениях по релаксации с успехом применялись элементы игры. Например: «птицы летели, летели, на голову сели» (расслабленными руками дети машут над головой, затем кладут их на голову); «головка хочет отдохнуть, опустилася на грудь». При выполнении этого упражнения, можно ввести элементы внушения: «Я отдыхаю, мне удобно и хорошо, я говорю громко, четко и красиво. Я разговариваю так на логопедических занятиях, в школе и дома...» Для подростков указанные упражнения немного усложняются (взмахи руками над головой, затем руки «сбрасываются» вниз одновременно с наклоном туловища вперед и активным выдохом и др.). Во время отдыха больные садятся в кресло, облокачиваются на спинку, на 2— 3 минуты могут закрыть глаза. Формула внушения также немного усложняется, включая в себя и элементы психологической стороны речевого общения: «...Я совершенно не стесняюсь заикания, спокойно говорю на уроках и дома, лечение мне помогает, я везде стараюсь говорить так, как говорю на логопедических занятиях».
После того как группа овладевает указанным объемом работы, с детьми в .присутствии родителей проводится психотерапевтическая беседа. Ее цель — создать больного бодрое, приподнятое настроение, поощрять его к дальнейшей речевой работе, а также показать, что наши пациенты могут говорить без заикания в различной, даже торжественной обстановке. При помощи специальных логотерапевтических приемов (произнесение речевых «эталонов», сопряженное и отраженное проговаривание фраз, четкий диалог) у заикающихся со сниженным интеллектом вызывается, по возможности, свободная, без заикания речь. Беседа и тренировка речи проводятся исключительно на положительных эмоциях с элементами игры. Учитывая, что у наших пациентов появляется установка на использование приемов, вызывающих улучшенную речь в конкретных условиях занятий в логопедическом кабинете под наблюдением специалиста (т.е. они как бы «отвечают» урок, не задумываясь о том, что хорошая речь должна быть введена и в другие ситуации речевого общения), мы императивное внушение направляем прежде всего на расширение круга ситуаций, в которых дети могут говорить «так, как уже разговаривают на логопедических занятиях» (школа, дом, улица). Одновременно и родительская аудитория получает необходимые советы и рекомендации и наглядно видит, как могут разговаривать их дети и что нужно делать дома для закрепления навыков их улучшенной речи. На этом сеансе мы с успехом применяли и прием « плацебо »-терапии. Медицинская сестра торжественно давала больным выпить «сладкое лекарство» (сахарную пудру), а мы внушали детям, что это лекарство им поможет заниматься речью дома и говорить четко, громко, ритмично, т. е. без заикания, везде и всюду, где бы они ни находились.
Специфика проведения охранительного режима заключается в том, что для наших пациентов не вводится режим «молчания». Вследствие своих характерологических особенностей (отсутствие понимания в полном объеме лечебной цели, неполноценность эмоционально-волевой сферы и пр.) дети не могут молчать в течение 2—3 суток. Они просто должны оставаться дома, находиться в спокойной обстановке и под руководством родителей проводить тренировки речи.
На следующем этапе логопедических занятий, работая с нашими больными, мы учитывали конкретность мышления и снижение памяти, характерные для этого контингента заикающихся. Занятия старались проводить более наглядно, с использованием игрового материала, многократно повторяя те или иные задания.
Во время чтения и пересказа текстов одновременно с коррекцией речи мы проводили и тщательную словарную работу, что способствовало общему развитию детей и вырабатывало у них более устойчивые правильные речевые навыки.
На этом этапе занятий в качестве материала, восполняющего пробелы, выявленные в процессе клинико-психологи-ческого обследования, мы с успехом использовали некоторые дидактические пособия для младших классов массовой школы. Так, при помощи пособия А.И. Воскресенской «Таблицы о форме, величине и расположении предметов», мы, тренируя улучшенную речь детей, закрепляли у них понятия «вверх», «вниз», «середина», «правая и левая стороны», «круг», «овал», «треугольник», «большой — маленький», «больше — меньше», «высокий — низкий», «короче — длиннее» и пр. Также отрабатывали у нуждающихся в этом больных четкие цветовые дифференцировки.
Для тренировки речи и выработки умения у заикающихся детей со сниженным интеллектом сравнивать предметы (одежда, мебель, инструменты, посуда и т. д.), выделяя в них существенные отличительные признаки, группировать предметы по общим признакам, производить обобщения и другие несложные логические операции, нами использовались «Пособие для логических упражнений на уроках русского языка в I классе» Н.П. Конобеевского, «Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях» С.Д. Забранной и др.
Умение детей раскладывать картинки в определенной последовательности, руководствуясь их содержанием, а также составлять рассказы по этим картинкам, мы развивали, пользуясь пособием Т.Г. Дьяконовой и В.М. Федосеенко «Сюжетные картинки по развитию речи во II классе».
Работая с указанной группой заикающихся, мы не ограничивались только кабинетными занятиями, а старались разнообразить обстановку, в которой проводили логопедические тренировки, и закрепляли у больных новые для них понятия и представления. Поэтому, когда у многих детей речь улучшалась, мы начинали совершать с небольшими группами прогулку по городу. Во время прогулок детям давались различные речевые задания. Вместе (привлекая родителей) посещали музеи.
Во время экскурсий в Русский музей, задавая детям вопросы по картинам (выбирались преимущественно пейзажи и натюрморты), мы закрепляли пройденные на занятиях темы: «Времена года», «Животный и растительный мир», «Фрукты и овощи», «Посуда», «Дифференциация предметов по форме, величине, материалу, цвету». Подобные экскурсии не только обогащают детей новыми для них знаниями и представлениями, тренируют их речь и развивают у них элементы абстрактного мышления, но и дают живой, интересный материал для бесед и последующих занятий.
Учитывая, что у заикающихся детей со сниженным интеллектом, как правило, нет большого стимула, желания преодолеть свой речевой недостаток, мы не рассчитывали на упорную самостоятельную работу детей дома. В связи с этим регулярно беседовали с родителями, возлагая на них руководство и контроль над речевой работой больных в домашних условиях. Поддерживая контакты с учителями и логопедами вспомогательной школы, мы сообщали им, какие логопедические требования в настоящий момент предъявляются ребенку.
Анализируя результаты лечебно-коррекционной работы с данной группой пациентов, мы учли значительное сужение диапазона критериев, которые легли в основу результативности лечения заикающихся с нормальным интеллектом (Л.Я. Миссуловин, 1969). Поэтому считаем наиболее целесообразным определять результаты только по двум оценкам: улучшение и практическое отсутствие улучшения состояния речи. Из 28 заикающихся с легкой степенью олигофрении, лечившихся у нас в разные годы, у 20 человек удалось добиться определенного улучшения речи.
Контрольные проверки показали, что у наших пациентов в силу комплекса различных причин, основанных на их психофизических особенностях, наблюдались частые рецидивы заикания. Повторные курсы лечения и логопедических занятий улучшали состояние речи больных.
ПРИЛОЖЕНИЕ