Обучения заикающихся учащихся
Младших классов
Изучение наблюдаемых у заикающихся учащихся коммуникативных затруднений позволило выделить особенности формирования их личности, а также учебной и речевой деятельности. На преодоление этих неблагоприятных особенностей как раз и должно быть направлено коррекцион-ное воздействие.
Учитывая эти данные, можно сделать вывод о том, что основу преодоления заикания у детей младшего школьного возраста должна составить коррекция речевого общения, связанного с ведущей в данном возрасте учебной деятельностью.
Поскольку заикание с наибольшей интенсивностью проявляется во время занятий в классе, основным содержанием коррекционного воздействия со стороны учителя-логопеда должна быть организация специальных упражнений, моделирующих различные варианты дидактической коммуникации. Причем основу каждого коммуникативного упражнения, его стержень должно составлять выполнение таких умственных действий, операций, которые являются актуальными для решения разнообразных учебных задач и активно используются учащимися в процессе учебной деятельности в классе.
Соответственно этому и вербализация производимых школьниками в ходе и по следам решения учебных задач действий (грамматических, математических и пр.) должна осуществляться с помощью тех языковых средств, которые используются в процессе занятий в классе. А так как эти упражнения — коммуникативные, то они должны представлять собой такие модели речевой деятельности, которые необходимы для осуществления процесса обучения, т. е. дидактической коммуникации.
Таким образом, содержание коррекционного обучения заикающихся учащихся младшего школьного возраста есть система коммуникативных упражнений, реализуемых в контексте ведущей в данном возрасте деятельности, и тех языковых средств, с помощью которых она осуществляется.
Рассмотрим более подробно все составляющие этой системы.
Коммуникативные затруднения заикающихся детей имеют сложную психофизиологическую характеристику. Она складывается из особенностей протекания психических процессов и специфики деятельности общения. Отсюда следует, что для преодоления данной речевой аномалии должно быть организовано специальное обучение, предусматривающее нормализацию коммуникативной деятельности заикающихся детей (т. е. преодоление специфических при заикании отклонений в реализации устного речевого общения) и тех психических процессов, которые играют ведущую роль в развитии коммуникативной функции.
Как уже отмечалось, нормализация коммуникативной деятельности заикающихся детей осуществляется посредством системы специальных упражнений, представляющих собой различные модели общения. Формирование навыков общения происходит в определенной последовательности. Эта последовательность соотносится с общей линией становления коммуникативной функции речи.
Таким образом, в плане речевой деятельности главным объектом коррекционного воздействия являются основные аспекты коммуникативной функции речи — информаци-оннй и регулятивный. Иначе говоря, имеются в виду те формы речи, из которых складывается деятельность общения.
Коррекция первого аспекта (информационного) сводится к упорядочению знаний, умений и навыков, необходимых для общения с целью обмена информацией. Коррекция второго аспекта (регулятивного) представляет собой организацию усвоения навыков общения, необходимых для дифференцированного воздействия на других людей и саморегуляции.
Анализ результатов экспериментального обучения показывает, что весь процесс восполнения пробелов в формировании коммуникативной деятельности детей целесообразно распределить на три этапа.
Рассмотрим каждый из этих этапов.
Первый этап. Основная коррекционная цель первого этана состоит в выработке у заикающихся школьников умения адекватно усваивать и передавать информацию в процессе межличностного общения. Иными словами, на этом этапе работы осуществляется уточнение (а порой и формирование) знаний, умений и навыков, необходимых для свободного общения в рамках информационного аспекта коммуникативной деятельности.
Осуществляемые заикающимися учащимися в пределах данного вида речевой деятельности речевые действия им относительно доступны. Поэтому на первый план выдвигается задача нормализации тех отклонений в сфере психофизиологических процессов, которые составляют первичную суть дефекта и проявляются в форме своеобразия речевой и учебной деятельности.
Второй этап. На этом этапе осуществляются формирование и закрепление умений и навыков общения в рамках регулятивного аспекта коммуникативной деятельности (функция регуляции и дифференцированного воздействия). Иначе говоря, на этом этапе отрабатываются навыки свободного общения, необходимого для взаимодействия с другими людьми и регуляции их деятельности. Данный вид речевой деятельности может быть реализован лишь на достаточно высоком уровне общения. Поэтому здесь имеет место взаимодействие (сведение) информационного и регулятивного аспектов коммуникативной деятельности.
Третий этап. На данном этапе происходит закрепление навыков свободного общения с целью обмена информацией, дифференцированного воздействия на других людей и саморегуляции. Иначе говоря, на этом этапе осуществляется окончательная отработка умений и навыков, необходимых для активного использования полученных знаний в целях адекватного взаимодействия с другими людьми в процессе выполнения различных видов деятельности в разнообразных жизненных ситуациях,
Успешно реализовать все задачи коррекционного воздействия можно лишь при учете ряда принципиальных организационных моментов.
Прежде всего необходимо всемерно активизировать сами методы (приемы) коррекционной работы. Исходным при этом является положение, согласно которому приобретение заикающимися детьми знаний, умений и навыков общения возможно только при их соответствующей активной деятельности.
Традиционно в структуре логопедических занятий ведущая роль отводится логопеду. Причем это касается не столько количественной (удельный вес высказываний учителя-логопеда в ходе занятий постепенно понижается), сколько качественной стороны, ибо практически не только в начале, но и на завершающих этапах коррекционного обучения высказывания детей (при всей самостоятельности их построения) являются, по сути, ответной реакцией на стимулирующее воздействие логопеда; как правило, в процессе общения их высказывания не играют активной роли.
Предлагаемая система коррекционного воздействия построена на иной основе. Основополагающим здесь является личностно-ролевой подход к коррекционному обучению. Реализовать такой подход можно только в процессе совместной коррекционно-учебной деятельности.
Важнейший элемент личностно-ролевого подхода — общение заикающихся детей с учителем-логопедом и между собой.
Перечисленные моменты позволяют считать этот подход наиболее адекватным коррекции заикания, т.е. дефекта речи, суть которого проявляется в специфических затруднениях в процессе устного общения и своеобразных личностных реакциях. Современными исследованиями в области психологии обучения показано, что именно в процессе коллективных форм учебной деятельности возникает ряд важных личностных качеств — ответственность перед другими и саморегуляция. Установлено также, что природу этих качеств составляет формирование у школьника «условно-динамической позиции» (Д.Б. Эльконин), под которой понимается умение оценивать себя, свою деятельность с разных позиций — в зависимости от места и функции в совместной работе. При этом отмечается, что формирование такой позиции является психологическим новообразованием, имеющим фундаментальное значение для социально-нравственного развития личности. Иными словами, в ходе коллективной деятельности происходит активное овладение учащимися различными формами социального взаимодействия и общения. Все это делает очевидным большие возможности подобного подхода в преодолении заикания у детей, так как именно в упомянутых условиях возможна максимальная реализация основных коррекционных задач, к которым относятся восполнение пробелов в деятельности общения и нормализация психических процессов.
В ходе организованного на этой основе коррекционного обучения открываются большие возможности для целенаправленного формирования у заикающихся детей таких нравственных качеств, как сознание долга и ответственности перед коллективом; доброжелательность, чуткость, чувство собственного достоинства; честность, принципиальность и др.
Одним из основных аспектов воздействия учителя-логопеда является формирование у учащихся активной позиции в процессе выполнения учебной деятельности и общения с окружающими (учителем-логопедом, детьми).
Общеизвестно, какое большое значение придается корригирующему воздействию на личность заикающегося в любых системах устранения данного дефекта. Традиционно общепринятым методом такого воздействия является психотерапия (рациональная, суггестивная и ее модификация), т. е. воздействие словом.
Между тем современными психологическими исследованиями доказано, что перевоспитание личности, а именно такая задача выдвигается в процессе коррективной работы с заикающимися детьми, всегда реализуется только через изменение деятельности субъекта и не может осуществляться посредством воздействий чисто вербального характера (А.Г. Асмолов). Формирующие воздействия учителя-логопеда на личность заикающегося ученика неразрывно связаны с развитием у детей направленности на самостоятельное осуществление учебной и коммуникативной деятельности. Причем в качестве реальной модели здесь выступает учебная деятельность, которая, по мнению Д.Б. Эльконина, есть процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления без помощи учителя. Формирование этой направленности осуществляется главным образом посредством включения заикающихся детей в разные формы совместной деятельности.
Организация на логопедических занятиях содержательного сотрудничества помогает развитию умения проявлять самостоятельность и согласовывать свою работу с другими участниками совместной деятельности. В процессе совместной деятельности происходит формирование у заикающихся детей активной позиции в коллективе и активной роли в коммуникативном процессе.
Как уже отмечалось, с наибольшей интенсивностью заикание у школьников проявляется в условиях учебной деятельности, при продуцировании связных высказываний, предназначенных для обмена значениями и для выражения обоснованных и доказательных суждений. Поэтому на логопедических занятиях возникает необходимость осуществлять целенаправленную работу и по формированию умений и навыков свободного пользования связной контекстной речью.
Формирование умений, необходимых для свободного продуцирования связных высказываний, осуществляется на логопедических занятиях очень последовательно, с учетом нарастания сложности коммуникативной деятельности. Параллельно с усложнением коммуникативной деятельности происходит последовательное усложнение предметной деятельности. Выполняемая детьми деятельность регулируется логопедом с помощью вопросов, отражающих содержание операций, на которые разбиваются производимые детьми действия. Постепенно предлагаемые детям вопросы (все в той же ситуации совместной деятельности детей) усложняются. Они начинают отражать не только отдельные операции, но и весь комплекс производимых детьми действий. Соответственно этому постепенно усложняется и содержание продуцируемых детьми связных высказываний. Это — итоги выполнения собственных учебных заданий, проверки выполнения учебных заданий другими детьми, различного рода объяснения, доказательства, выводы, планирование предстоящей деятельности.
Приемы коррекционного воздействия, формирующего у заикающихся детей активную позицию в коррекционном процессе и активную роль в общении, могут быть реализованы лишь в определенных условиях. Такие условия возникают только при групповых формах логопедических занятий. Продуктивность этой формы занятий особенно четко вырисовывается в связи с реализацией обозначенного выше содержания коррекционного обучения.
В самом деле, только в коллективе (группе) возможна организация различных видов совместной деятельности детей, которая, в свою очередь, является необходимым условием воспитания активной позиции заикающегося ребенка в коррекционном процессе и восполнения пробелов в развитии регулятивного аспекта коммуникативной функции речи (функции воздействия на других людей и регуляции их деятельности). Только в группе можно организовать высокую коммуникативную активность детей. В процессе организуемой логопедом совместной деятельности у детей формируются навыки регуляции собственного поведения и речи.
Человеческое общение носит характер ролевого взаимодействия. Поэтому освоение заикающимися детьми различных внутригрупповых ролей происходит наиболее успешно в коллективе. Исполнение межличностных и внутригрупповых ролей (т. е. освоение набора данных, составляющих модель поведения и характеристику речевой деятельности роли) приводит к тому, что заикающиеся оказываются хорошо подготовленными к деятельности общения, которая становится ведущей в подростковом возрасте. Кроме того, поскольку, как уже отмечалось, коммуникативная деятельность заикающихся детей подвержена действию самых различных ситуативных факторов, именно в группе (коллективе) возможно создать условия для обучения детей адекватному поведению в меняющихся условиях. С этой целью в совместную деятельность детей вводятся различные средства, меняющие условия вербальной коммуникации. Постепенно путем систематичен кого использования на логопедических занятиях разнообразных средств, изменяющих условия деятельности общения, у заикающихся детей вырабатываются навыки адекватного восприятия каждой конкретной ситуации общения (разных ее факторов) и управления своим поведением и высказываниями. Формируемые в этих условиях умения и навыки партнерства оказываются наиболее прочными.
Таким образом, именно в группе создаются наиболее оптимальные условия для воплощения на практике коррекционных приемов, адекватных сути имеющегося у ребенка речевого дефекта. Иными словами, групповые логопедические занятия представляют собой сплав коррекционных воздействий, ориентирующих и изменяющих личность заикающегося ребенка. Естественно при этом, что продуктивное использование коллективных форм логопедической работы возможно лишь при наличии строгой индивидуализации коррекционного воздействия с учетом всех особенностей коммуникативных затруднений и личностных качеств каждого заикающегося ребенка.
Поскольку коммуникативные затруднения заикающихся детей неразрывно связаны с определенными особенностями психических процессов, на логопедических занятиях предусматривается специальная работа, направленная на преодоление имеющихся отклонений.
Речь идет об использовании специфических приемов кор-рекционно-воспитательного воздействия, с помощью которых формируются те черты произвольной деятельности, которые необходимы для нормального протекания речевой коммуникации. В связи с этим в процессе занятий логопед использует такие виды заданий, выполнение которых способствует нормализации деятельности общения; одновременно происходит развитие у детей устойчивости внимания и деятельности в целом, наблюдательности, умения проверять результаты работы (своей и товарищей), способности быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, организованности.
Цели коррекционно-воспитательной работы остаются неизменными на протяжении всего периода специального обучения. Форма коррекционных заданий и используемый при этом материал подчинены задаче нормализации коммуникативной деятельности ребенка.
Формирование этих свойств осуществляется на протяжении всего периода обучения. На первых порах эти свойства формируются в процессе совместной деятельности заикающихся детей с учителем-логопедом. Действия учителя представляют собой своеобразную модель организованной деятельности. Он демонстрирует образцы наблюдательности, устойчивости внимания, способности к переключению, самоконтроля при решении той или иной учебной задачи. Одно из действенных средств, активно используемых на первой ступени коррекционного обучения, — оценивающие высказывания логопеда, сопровождающие вначале совместную, а затем все более самостоятельную деятельность.
Постепенно, по мере усвоения заикающимися детьми некоторых образцов деятельности и возрастания их общей организованности, все более действенным средством коррекционного воздействия становятся высказывания логопеда, организующие и направляющие учебную работу детей. Эти высказывания, составляющие систему вопросов и инструкций, целенаправленно стимулируют познавательную и коммуникативную активность детей.
Целям коррекции служит также и сама форма коррекци-онных заданий. В процессе логопедических занятий используются такие виды учебных заданий, выполнение которых служит нормализации коммуникативной деятельности заикающихся учащихся и одновременно способствует развитию устойчивости внимания, быстрой ориентировки в задании, умения проверять процесс и результаты собственной работы и работы своих товарищей, организованности и самостоятельности. Иными словами, логопедические задания облекаются в такую форму, которая, в свою очередь, становится средством коррекции определенных свойств деятельности. Таким образом, и здесь логопедическая работа тесно увязывается с ведущей учебной деятельностью возраста. Помимо этого, в ходе коррекционного обучения осуществляется также упорядочение учебной деятельности детей и прежде всего тех ее компонентов, уровень сформированности которых находится в определенной зависимости от состояния психофизиологических процессов. А это значит, что на логопедических занятиях специально отрабатываются, а в ряде случаев и формируются различные виды ориентировки (умение выделять основные стороны в изучаемом предмете, понимать учебную задачу, намечать предполагаемый результат и на этой основе строить план своей деятельности), а также разные формы самоконтроля и самооценки. Опыт экспериментального обучения свидетельствует о том, что в холе логопедических занятий во всей полноте решается также и задача закрепления способов активной работы с учебным материалом (умение видеть общие закономерности, отражать их в условно-графической форме и т. п.). Иначе говоря, практически в ходе коррекционных занятий осуществляется упорядочение всех компонентов учебной деятельности в их взаимной связи. Таковы основные направления данного аспекта коррекционного воздействия.
Рассматриваемый аспект коррекционного воздействия ориентирован на дальнюю перспективу — формирование способности управлять своим поведением, собственными действиями и поступками, которые обычно тесно связаны с наиболее актуальными потребностями.
Установлено, что саморегуляция поведения непосредственно связана с процессом общения. Принято считать, что общение вызывает потребность в саморегуляции.
Доказано, что формирование потребности в саморегуляции поведения всегда опосредуется уровнем общего развития личности и проходит в своем развитии ряд последовательных стадий. Так, у дошкольника элементарные проявления саморегуляции возникают в связи с потребностью в положительном эмоциональном контакте со взрослыми, а у младшего школьника — на почве потребностей, обусловленных новой для него ролью ученика школы.
Содержание и форма проведения логопедических занятий предусматривают восполнение пробелов в навыках общения. Вместе с тем на этих занятиях происходит формирование определенных свойств и черт личности, в частности способности произвольно управлять своим поведением. Следует отметить, что формирование саморегуляции не только сложный, но и длительный процесс. Его эффективность определяется уровнем развития основных форм психической деятельности, на основе которых учащиеся оказываются в состоянии быстро, глубоко и правильно ориентироваться в явлениях окружающей действительности. На этой основе происходит формирование речевой и учебной деятельности, которая, как было показано выше, носит у заикающихся печать известного своеобразия. Поэтому в условиях логопедических занятий задача развития у заикающихся детей саморегуляции решается постепенно и последовательно средствами разносторонней коррекционно-воспитательной работы.
Уже отмечалось, что коммуникативные затруднения особенно резко проявляются у заикающихся учащихся в ситуации учебной деятельности в классе. Состояние эмоциональной напряженности обусловлено не только такими объективными факторами, как публичность речи, направленность внимания аудитории на говорящего и т. п., но и характерными для заикающихся детей затруднениями в связи с необходимостью использовать языковые средства.
Учитывая это обстоятельство, на логопедических занятиях предусматривается социальная работа по актуализации языковых средств и прежде всего учебных терминов. Она органически вплетается в каждое коррекционное задание. Поскольку реализация данной системы осуществляется в контексте учебной деятельности, отбор используемых на логопедических занятиях языковых средств предопределен современной программой начального этапа обучения. Это прежде всего слова-термины, обозначающие фундаментальные понятия в системе грамматических и математических знаний и наиболее часто употребляемые в процессе учебной деятельности в классе: корень слова, однокоренные слова, окончание, приставка, суффикс, повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения, сумма, разность, произведение, математические знаки :, —, =, геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг, трапеция, прямоугольник; числа, цифры и т. п.; модели различных синтаксических конструкций.
Итак, мы рассмотрели все составляющие коррекционно-го обучения заикающихся учащихся младшего школьного возраста в условиях логопедического пункта при общеобразовательной школе.
Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. — М., 1980. — С. 25—33.
Н.А. Власова
Комплексный метод заикания у детей дошкольного возраста в дневных детских садов
Учитывая особенности детского возраста, лечение заикания у дошкольников потребовало создания специального метода, который соответствовал бы физиологическим и психическим возможностям ребенка. Такой метод был разработан в 1930 г. в психоневрологической клинике, руководимой проф. В.А. Гиляровским, Н.В. Власовой совместно с детскими психиатрами.
Этот метод объединяет логопедические, педагогические и воспитательные, лечебные и медицинские мероприятия, музыкально-ритмические занятия, пение, психотерапию и работу с родителями.
Характерной особенностью этого метода является то, что речь заикающегося ребенка рассматривается в различных аспектах и относительно физиологического развития, в связи с общественно-социальной деятельностью, особо выделяются вопросы объединения в логопедической работе моментов воспитания и обучения. В процессе обучения придается большое значение тесной взаимосвязи всех функций организма, участвующих в развитии личности, необходимых для формирования интеллекта и его внешнего проявления: внимания, памяти, мышления и внутренней речи.
За последние годы изучение вопросов клинической типологии детей, страдающих заиканием, позволило выделить три основные его формы: невротическое заикание, неврозо-подобное заикание в рамках ранней цереброорганической недостаточности, неврозоподобное заикание при прогредиент-ных нервно-психических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия).
В связи с речевыми и психопатологическими особенностями клинического проявления невротического и неврозо-подобного заикания комплексная терапия была дополнена сведениями для дифференцированных занятий — логопедических, педагогических и логоритмических, а также лечебных и медикаментозных мероприятий.
Все разделы данного метода представляют единый комплекс мероприятий терапии заикания, конечная цель которого — полная социальная реабилитация заикающегося ребенка, включающая в себя не только перевоспитание его личности и речи, но также и развитие социальных взаимоотношений с целью подготовки к обучению и активной общественной деятельности в условиях общеобразовательной массовой школы.
Учитывая все упомянутые выше разделы комплексного метода, лечение заикания в основном следует проводить в коллективе, но оно требует индивидуального подхода в каждом отдельном случае, а коллектив является связующим звеном между личностью и обществом.
Лечение заикания у детей дошкольного возраста целесообразно проводить не амбулаторно, а в учреждениях типа дневного стационара, специального санатория или детского сада с лечебным уклоном, чтобы было можно применять весь комплекс необходимых мероприятий. <...>
Лечебные мероприятия
Лечебные мероприятия с заикающимися детьми дошкольного возраста (4—7 лет) включают следующие моменты: медикаментозное лечение, общегигиенические мероприятия, физиотерапевтические процедуры, лечебную физкультуру, массаж и психотерапию.
Медикаментозное лечение проводится дифференцированно, в зависимости от формы заикания, оно включает общеукрепляющую, седативную и специальную, строго индивидуальную терапию. Общеукрепляющее лечение назначают всем детям: поливитамины, препараты кальция, фосфора, глюкоза, гематоген.
Медикаментозное лечение проводится курсами по 1,5—2 мес. Его полезно сочетать с физиотерапевтическими процедурами (электросон, ионогальванизация), а также с лечебной физкультурой.
Укрепление соматопсихического состояния лекарственными средствами способствует улучшению речи, помогает логопедической работе и во многих случаях ускоряет лечение заикания.
Общегигиенические мероприятия: правильный режим дня, нормализация дневного и ночного сна, рациональное физическое и трудовое воспитание — благотворно влияют на ребенка, улучшают состояние его речи и психики.
С психотерапевтической целью лечение заикающегося дошкольника следует осуществлять без отрыва от семьи, т. е. в учреждениях дневного пребывания, это способствует развитию наиболее здоровой личности ребенка, так как родители в таких случаях имеют возможность принимать участие в работе над перевоспитанием его речи.
Клиническая оценка состояния заикающегося имеет немаловажное значение для выбора методов логопедической работы. Логопед, хорошо знающий особенности психического состояния каждого ребенка, совместно с врачом оценивает его возможности на определенных этапах логопедических занятий.
Нагрузка при занятиях, ее вид и продолжительность диктуются не только выраженностью речевых расстройств, но и особенностями психического и соматического состояния ребенка.
Логопедическая работа
Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста является одним из наиболее значительных разделов комплексной терапии заикания. Значение логопедической работы, ее многогранность у дошкольников определяется еще и тем, что без нее практически невозможно совсем или надолго устранить заикание.
Дошкольный возраст — это ответственный период в формировании и развитии речи ребенка; его можно назвать периодом познания. В эти годы ребенок неустанно обогащает свой словарный запас благодаря активным, настойчивым вопросам. Освоение языка позволяет детям свободно рассуждать и, главное, свободно общаться. <...>
Если же в эти годы у детей возникает заикание, оно почти всегда отразится на развитии характера, личности и на формировании речи. Нередко речевое развитие задерживается. Основной причиной нарушенного речевого развития можно считать затруднения, возникающие у заикающихся детей во время речи. Им особенно трудно пользоваться спонтанной речью, нарушение коммуникативной связи мешает им задавать вопросы, словарный запас в таких случаях пополняется медленно. Всякая задержка в развитии речи, будь то плохое понимание, малый запас слов, понятий или различные виды косноязычия, затрудняет общение ребенка с детьми и в какой-то мере исключает его из игр и занятий в коллективе. Логопедическая работа направлена на развитие и перевоспитание речи заикающегося ребенка и на формирование его личности.
,
Занятия по развитию и перевоспитанию речи
Наряду с основной задачей логопедической работы по преодолению заикания и развития свободного речевого общения важное значение придается развитию психических функций, участвующих в формировании интеллекта, речи, мышления, памяти и творческий способностей. Но в логопедической работе, кроме того, используются общие установки дошкольной педагогики для всех групп детского сада, учитывая и подготовку к школе. Заикание, возникающее в ответственный период формирования и развития речи, в период становления коммуникативных свя- ] зей, требует такого метода логопедической работы, который был бы доступен при работе с детьми дошкольного ' возраста. Особенности этого возраста не позволяют огра- 1 ничивать логопедическую работу только выработкой плавной речи.
Известно, какую большую роль в развитии речи ребенка играет подражание речи окружающих, это учитывается при проведении занятий по коррекции речи заикающегося ребенка. В начале лечения, когда заикание еще тяжелое, для облегчения произношения слова или фразы ребенку помогают, одновременно показывая и называя игрушку или картинку. О большой роли наглядного материала говорил еще великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Учите ребенка
Примерная графическая запись состояния речи у ребенка в процессе
лечения заикания
каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучаться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету»[21].
В логопедической работе в каждом из ее разделов, будь то развитие внимания, памяти, мышления, необходимо пользоваться наглядными пособиями: игрушками, картинками, значительно облегчающими заикающимся детям нахождение нужных слов при построении фразы. Кроме того, ребенка надо научить свободно, без заикания пользоваться сначала ситуационной речью (с опорой на зрительное восприятие), а затем контекстной (без конкретной опоры на зрительное восприятие).
При заикании ребенку особенно трудно отвечать на задаваемые ему вопросы, а также пользоваться спонтанной речью. Поэтому все виды речевых занятий, используемые при перевоспитании речи заикающегося ребенка дошкольного возраста, построены по принципу от простого к сложному, т.е. распределены в порядке постепенного их усложнения, а именно от сопряженной и отраженной речи, являющихся для детей самыми легкими видами речи, к наиболее сложным: к спонтанной эмоциональной речи. Последовательных ступеней речи, рекомендуемых для перевоспитания речи заикающегося дошкольника, семь (см. рис. на стр. 225): 1) сопряженная речь; 2) отраженная речь; 3) ответы на вопросы по знакомой картинке; 4) самостоятельное описание знакомых картинок; 5) пересказ прослушанного небольшого текста; 6) спонтанная речь; 7) нормальная эмоциональная речь (беседы с логопедом, детьми, посторонними, просьбы).
Все эти этапы составляют основную схему в перевоспитании речи, которая необходима логопеду для того, чтобы при построении фронтальных занятий с группой он имел возможность, учитывая степень заикания и уровень развития речи у того или другого ребенка, давать каждому из них посильные речевые задания. Подход к занятиям должен быть творческим и индивидуальным.
Сопряженная речь. Сопряженной называется такая речь, когда слово или фразу ребенок произносит с логопедом. Этот вид речи является наиболее легким для заикающегося. Такая пассивная речь, дающая возможность говорить без заикания, имеет большое психотерапевтическое значение. Все занятия по перевоспитанию речи должны проходить в форме игры и строиться так, чтобы и при относительно пассивной (в начале занятий) речи обогащался словарный запас детей. Чтобы приучить детей с самого начала к связной речи, логопед должен, показывая игрушки или картинки, говорить небольшими фразами, четко и с эмоциональной окраской, например: «Посмотри, вот мячик, повтори вместе со мной — вот мячик», «Брось мячик мне, скажи — я бросаю мячик», «А вот кукла» и т. д. Вариантов для таких занятий множество, достигнутая таким образом спокойная речь даст возможность увеличить постепенно количество слов во фразах. Следует давать такие картинки, рассматривая которые, дети могут увеличивать количество слов во фразах до 4—5 и более.
Подбор материала для речевых занятий не должен быть случайным. Материал следует тщательно продумать и подчинить определенной цели. Уже на первых занятиях даже детям с тяжелым заиканием полезно давать задания на сравнения и обобщения. Вначале на таких занятиях речь детей «пассивна», но это начало большой работы над обогащением словарного запаса, которая ведется затем на протяжении всего времени перевоспитания речи заикающегося ребенка.
Для этих занятий логопед должен приготовить серии игрушек и картинок с изображением хорошо знакомых детям предметов, а также домашних животных и птиц (собака, лошадь, корова, кошка, петух, курица, утка, гусь), мебели и посуды (стол, стул, шкаф, кровать, стакан, тарелка, чашка), диких животных (лев, лиса, волк, заяц).
Отраженная речь. Этот вид речи сходен с предыдущим, так как в нем также нет еще элементов самостоятельной речи. Подсказывание благотворно действует на затрудненную речь, и поэтому отраженное повторение фразы для заикающегося не представляется трудным. Материалом для этих занятий служат также наглядные пособия: игрушки и разнообразные предметные и сюжетные картинки с изображением как одного действующего лица и действия, так и большого числа лиц, действий и предметов (дети собирают в лесу грибы и ягоды, дети катаются зимой с горы на санках и т. п.). Проводя занятия по таким картинкам, полезно использовать различные детские лото: лото профессий, ботаническое, зоологическое и др.
Такие занятия расширяют кругозор детей. Эта еще пассивная речь является фундаментом для построения спонтанной речи.
Для борьбы с прерывистостью дыхания у заикающихся детей имеет большое значение чтение небольших стихов, сначала отраженно, а затем самостоятельно. Стихи должны быть понятными по смыслу, без трудных слов и с четким ритмом. Ритмом стиха хорошо нормализуется прерывистость дыхания. Сначала логопед читает все стихотворения, рассказывает его содержание, затем дети повторяют его самостоятельно. Вначале читаются небольшие стихотворения (не более 2—4 строф). Необходимо следить, чтобы при чтении стихов не было монотонности, чтобы речь детей была эмоциональна. Речь логопеда должна быть очень четкой, с естественной интонацией.
Ответы на вопросы по знакомым картинкам. Этот вид речи сходен с предыдущим, но отличается от него тем, что при ответе на вопрос по картинке одно слово в предложении ребенок должен произнести уже самостоятельно. Вопрос задают таким образом, чтобы ребенку было легко ответить и он мог бы почти отраженно повторить весь вопрос в свое