Дети с ускоренной речью (тахилалия)
Тахилалия (tumultus sermonis, paraphrasia praeceps, battarismus) — это стремительная речь, сопровождаемая повторением и проглатыванием слогов и искажением звуков с ускоренным темпом, — может возникнуть уже в детстве и в переходном возрасте ухудшиться. В дальнейшем (особенно в переходном возрасте) этот недостаток часто сочетается с заиканием. Но он может продолжаться самостоятельно на протяжении всей жизни.
Мною сделано наблюдение, что необычно быстрая, стремительная речь часто переходит в заикание или, наоборот, заикание переходит в тахилалию, что случается, однако, реже. Ускоренная речь и заикание — расстройства, которые имеют много общих черт, и я считаю обе эти формы следствием недостаточности деятельности стриопаллидума.
Признаки. Наиболее заметным признаком расстройства речи в этих случаях считают интервербальную акцеле-рацию, которая тем выраженнее, чем больше слогов в слове. Более заметно она проявляется в длинных словах, поэтому короткие фразы больной произносит почти хорошо, а длинные — в ускоренном темпе с подбиранием подходящих выражений и повторением одного и того же слога, отчего речь становится даже непонятной. Больной старается избежать длинных фраз и длинного связного разговора. Он отвечает кратко, отрывисто, и прочитанный текст пересказывает несколькими фразами.
Ускорение темпа речи (интервербальная акцелерация) приводит к проглатыванию или повторению слогов. Длинное слово или словосочетание, название из нескольких слов и т. д. больной произносит настолько стремительно, что из словесного нагромождения выпадают некоторые слоги. Ускорение и поспешность речи вызывают многократное повторение слога только для того, чтобы заполнить пробелы в речи. Чаще всего повторяется первый слог или смысловой слог внутри слова.
Третьим признаком является искажение звуков и редуцирование группы гласных. Это происходит от неточных и быстрых движений при артикуляции. Течение речи настолько быстрое, что не хватает времени для сложных артикуляционных движений и начинаются искажения, называемые парартрией.
Нарушаются и другие движения, которые становятся также быстрыми и стремительными, быстрая ходьба, быстрый старт и остановка. Во время сна отмечается моторное беспокойство, дети бросаются из стороны в сторону, мечутся в постели. Они вспыльчивы и легко возбудимы, за что их считают взбалмошными и сумасбродными. Во время возбуждения проявляются вазомоторные реакции: покраснение лица, ушей, появление пота на лице, часто в атипичных местах, похолодание и потливость рук. Дети становятся эмоционально лабильными и недисциплинированными. Быстрая речь на незнакомых производит неблагоприятное впечатление, что отражается и на дальнейшей жизни ребенка.
Диагноз тахилалии легок, когда имеются наиболее заметные признаки: ускорение темпа речи, интервербальная акцелерация и парартрия. Ускоренную речь можно ошибочно принять за заикание. Для заикания характерны тоны, которых нет при чистой тахилалии. При заикании нарушена динамика речи, при тахилалии — темп. Симптомы тахилалии уменьшаются или исчезают, если следить внимательно за речью, при заикании — наоборот.
Дифференциальный диагноз более труден при тахилалии, комбинированной с заиканием. Неспециалисты обычно принимают такое состояние за простое заикание, хотя на самом деле заикание развилось на основе тахилалии.
Повторение и искажение слов (парартрия) отличаются от косноязычия непостоянством, изменчивостью, общим состоянием речи. Диагностическая ошибка может произойти только в отношении маленьких, быстро говорящих детей, при длительном косноязычии.
Дифференциальный диагноз тахилалии и заикания иногда бывает труден. Окончательный диагноз ставится на основании подробного неврологического обследования.
Лечение. Было бы ошибочным исправлять только некоторые сопровождающие признаки заболевания, как, например, неправильное произношение, искажение слов или повторение слогов. Главным симптомом является нарушение темпа речи, инстинктивный пропульс речи, проявляющийся интервербальной акцелерацией. Как только темп речи сознательно замедляется, исправляются также и остальные признаки тахилалии. В практике мы сталкиваемся с трудностями, сопряженными с недисциплинированным поведением больных.
Лечение продолжается у детей не менее 2—3 месяцев, и результат лечения обычно бывает хорошим. Чем старше больной, тем труднее лечение.
При лечебных упражнениях очень важно сосредоточить внимание на разговорном акте и преднамеренно замедлять речь. Для этого применяются ритмичный разговор и чтение. Вначале заставляют отбивать такт рукой или ногой. Ритмичный разговор достигается также отбиванием такта на столе при помощи барабана и т. п. Можно применять и метроном.
Сначала детям говорят короткие фразы и повторяют их вместе с ними медленно и спокойно. При этом следует предупреждать неестественное образование слогов. Затем заставляют детей отвечать на вопросы и рассказывать короткие истории в ритмичном замедленном темпе. Растормаживающие упражнения применяются только при резкой, возбужденной речи, сочетающейся с заиканием. При комбинированном нарушении исправляется в первую очередь наиболее заметный элемент. Если же возникает сомнение, рекомендуется раньше исправлять ускорение речи как первичное нарушение.
При лечении ускоренной речи важно одновременно воспитывать поведение ребенка. Недостаточно исправлять только быстроту речи, надо следить также за поведением и движениями ребенка. Для этого необходим большой опыт в воспитательной работе. Хорошим средством выработки правильных движений являются гимнастика и ритмика, особенно в детском коллективе.
Если у ребенка одновременно отмечается и косноязычие, следует упражнять артикуляцию. Я упоминаю об этом потому, что при лечении заикания одновременное исправление недостатков произношения противопоказано.
Как и заикание, тахилалию мы лечим также медикаментозно. Назначаем барбитураты и препараты брома, которые тормозят ускоренные двигательные реакции.
Прогноз зависит от умственного развития и поведения больного. Чем ребенок спокойнее, тем легче болезнь поддается лечению, при невропатических проявлениях лечение более затруднительно. Результат лечения зависит также от окружающих. Мы часто сталкиваемся с осложнениями, если кто-либо из родных страдает недостатками речи или невротическими явлениями, которые также требуют лечения. Родным следует разъяснить, что результат лечения зависит от их сотрудничества с лечащим врачом и педагогом.
Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. 1962. — С. 266—267; 269—270.
В.И. Селиверстов