Практические занятия для заочной ускоренной формы обучения и заочной ускоренной формы обучения ГВД

При подготовке к практическому занятию необходимо прежде всего уяснить основные вопросы темы, без знания которых нельзя разобраться в логических упражнениях.

Готовясь к занятию, следует выполнить все упражнения, записав решения в тетрадь. Необходимо точно выполняя задание, руководствоваться образцами решений.

Тема: Умозаключение и аргументация как основные элементы традиционной логики (2 часа)

Вопросы к занятию:

1. Дедуктивные умозаключения, их специфика и виды.

2. Простой категорический силлогизм, его состав и общие правила.

3. Фигуры категорического силлогизма, правила фигур. Категорический силлогизм с выделяющими посылками.

4. Недедуктивные умозаключения. Индукция и ее виды. Методы научной индукции.

5. Аргументация, ее структура и способы.

Литература для подготовки к занятию:

1. Логика: учебник для бакалавров / М.Ш. Гунибский, Л.А. Демина [и др.]; отв. ред. Л.А. Демина. – М. : Проспект, 2013. – 216 с.

2. Кириллов В. И., Старченко А.А. Логика: учебник для юридических вузов / под ред. проф. В. И. Кириллова. – М.: Проспект, 2014. – 240 с.

3. Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н.И. Упражнения по логике : учебное пособие / под ред. проф. В. И. Кириллова. – М.: Проспект, 2016. – 184 с.

4. Ивлев, Ю.В. Логика для юристов: учебник /Ю.В. Ивлев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2015. – 272 с.

5. Конверский А.Е. Логика: учебник. – М. : Идея-Пресс, 2012. – 324 с.

Задания для подготовки к практическим занятиям для заочной, заочной ускоренной формы обучения и заочной ускоренной формы обучения ГВД.

Задание 1.Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины; меньшую и большую посылки. Изобразите на круговых схемах отношения между терминами.

Образец решения:

Все студенты МГЮА (М) изучают логику (Р) - большая посылка

Петров (S) – студент МГЮА (М) - меньшая посылка

Петров (S) изучает логику (Р) - заключение

1.1 Студенты МГЮА изучают гражданское право. Никитин - студент МГЮА, поэтому он изучает гражданское право.

1.2 Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности. Значит, Н. не должен быть привлечен к уголовной ответственности, так как он невиновен.

1.3 Данная сделка является недействительной, так как она незаконна, а всякая незаконная сделка недействительна.

Задание 2. Сделайте вывод из посылок простого категорического силлогизма. Если заключение с необходимостью не следует, укажите, какие общие правила силлогизма нарушены.

Образец решения:

Граждане Российской Федерации (Р +) имеют право на образование (М -).

Петерсон ( S+ ) имеет право на образование ( М - ).

Петерсон (S+) – гражданин Российской Федерации (Р-).

(Знаком «+» обозначается распределенность термина, знаком «-» - нераспределенность термина).

Заключение с необходимостью не следует, т.к. нарушено 2-е правило терминов: средний термин (М) не распределен ни в одной из посылок.

1.1 Некоторые студенты МГЮА сдали досрочно зачет по логике. Некоторые студенты МГЮА – заочники.

1.2 Лица, недостигшие совершеннолетия, не могут быть представителями в суде. Н. не может быть представителем в суде.

1.3 Супруги должны материально поддерживать друг друга. М. и Н. материально поддерживают друг друга.

1.4 Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. П. мошенничеством не занимался.

1.5 Некоторые офицеры ВДВ имеют боевые награды. Некоторые военнослужащие – офицеры ВДВ.

1.6 Сочинения А.С. Пушкина нельзя прочитать за один день. «Медный всадник» - сочинение А.С. Пушкина.

Задание 3.Сделайте вывод из посылок. Определите фигуру силлогизма. Если заключение с необходимостью не следует, укажите, какое правило фигуры нарушено.Найдите категорический силлогизм с выделяющими посылками.

Образец решения:

Некоторые студенты (М -) – отличники (Р -).

Н. (S +) – студент (М -).

Н. (S +) – отличник (Р -).

Силлогизм построен по 1-й фигуре. Вывод не следует с необходимостью, так как нарушено правило 1-й фигуры, согласно которому большая посылка должна быть общим суждением. Также нарушено 2-е правило терминов: средний термин не распределен ни в одной из посылок.

3.1 Все студенты юридических вузов изучают логику. Николаев не студент юридического вуза.

3.2 Все студенты юридических вузов изучают логику. Николаев изучает логику.

3.3 Некоторые юристы – адвокаты. Иванов – адвокат.

3.4 Некоторые преступления являются умышленными. Неосторожное тяжкое телесное повреждение – преступление.

3.5 Лица, уклоняющиеся от уплаты налога, привлекаются к уголовной ответственности по ст. 198 УК РФ. М. не уклоняется от уплаты налога.

3.6. Хулиганство наказуемо по 213 статье УК РФ. Хулиганство – преступление.

Задание 4.Определите, какой метод научной индукции применяется в следующих рассуждениях, запишите их в виде схемы.

Образец решения:

При установлении причин дорожно-транспортных происшествий (d) был сделан вывод: несмотря на все различия в марках машины (B, D, F), возрасте водителей (C,E,K) и т.п., большинство аварий происходит в результате алкогольного опьянения водителя (А).

Установлено на основании метода сходства.

А В С вызывает d

ADF вызывает d

AFK вызывает d

Вероятно, А является причиной d.

1.1 Роджер Бэкон, монах-францисканец и естествоиспытатель, исследуя происхождение цветов радуги, установил, что они появляются при пропускании света сквозь шестигранные кристаллы; он открыл, что то же явление имеет место при прохождении света через другие прозрачные среды: через капли росы, в водяной пыли водопада, в брызгах воды от ударов весел. Бэкон пришел к выводу, что причиной появления радуги является прохождение света через прозрачные среды сферической или призматической формы.

1.2 Там, где плотность населения незначительна, при прочих равных условиях, медленнее происходит развитие производительных сил. Наоборот, более высокая плотность населения при прочих равных условиях служит одной из важнейших предпосылок быстрого производства. Значит, от роста и плотности населения в той или иной мере зависит ускорение или замедление темпов общественного развития.

1.3 Всякий раз, когда затылочные доли полушарий головного мозга животного удалялись, животные теряли зрительный рефлекс. Из этого следует, что затылочные доли полушарий головного мозга являются необходимым условием зрительного рефлекса.

1.4 В портовом городе ограбили спортивную базу. Часть спортивного инвентаря была обнаружена у А., В. и С. Вовремя следствия была установлена виновность всех троих. Однако следовало выяснить одно обстоятельство: в помещение склада преступники могли проникнуть только через узкий проем между решеткой и стенкой в подвальном окне склада, но ни один из них по своему росту и размерам тела не могли этого сделать. Был сделан вывод, что в ограблении принимало участие еще одно лицо. Как впоследствии было установлено, им оказался некий К.

Задание 5.К данным тезисам подберите аргументы, постройте демонстрацию, используя дедуктивную форму обоснования.

Образец решения:

Тезис (Т): Редькин привлечен к уголовной ответственности по статье 188 УК РФ.

Аргументы: 1) Редькин занимался контрабандой. 2) Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответственности по статье 188 УК РФ.

Демонстрация в форме простого категорического силлогизма:

Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответственности по статье 188 УК РФ.

Редькин занимался контрабандой.

Редькин привлечен к уголовной ответственности по статье 188 УК РФ.

5.1.Огурцов привлекается к уголовной ответственности.

5.2.Сделка, совершенная гражданином Помидоровым, является односторонней.

5.3.Суждение «Подложный документ не является доказательством» - простое.

5.4.Если будет снежная зима, то могут быть перебои в снабжении района продовольствием.

Задание 6.К данным тезисам подберите аргументы, постройте аргументацию, используя индуктивную форму обоснования.

Образец решения:

Тезис (Т): Некоторые студенты 11 группы успешно сдали сессию.

Аргументы:

1) Болотин успешно сдал сессию;

2) Березкин успешно сдал сессию;

3) Осинкина успешно сдала сессию.

4) Болотин, Березкин и Осинкина – студенты 11 группы.

Некоторые студенты 11 группы успешно сдали сессию.

(Аргументация в форме неполной индукции)

6.1.Некоторые страны являются высокоразвитыми.

6.2..Некоторые модусы умозаключений из сложных суждений не дают достоверных выводов.

6.3.Излишества губят здоровье.

6.4. Не все писатели – классики.

Задание 7.Подберите аргументы, постройте косвенное (апагогическое или разделительное) обоснование тезиса.

Образец решения:

Косвенное апагогическое доказательство тезиса:

1) Тезис (Т): Некоторые преступления совершаются умышленно.

2) Допущение -Антитезис( Т): Ни одно преступление не совершается умышленно.

3) Следствия, вытекающие из антитезиса:

С1 – угон автомобиля гражданина Воронина – неумышленное преступление.

С2 – ограбление квартиры гражданки Сорокиной - неумышленное преступление.

С3 – нападение на инкассаторов Сидорова и Галкина - неумышленное преступление.

4) Сопоставление указанных следствий с фактами обнаруживает их ложность (все рассмотренные преступления были совершены с прямым умыслом).

5) Вывод: Антитезис неверен, следовательно, верен тезис. Тезис доказан.

Форма доказательства:

( Т) ® (С1, С2, С3)

С1, С2,С3

(Т)

Т

Косвенное разделительное доказательство тезиса:

1. Данное деяние может быть преступлением небольшой тяжести (А), средней тяжести (В), тяжким (С) или особо тяжким (D).

2. Обоснуем тезис, что данное деяние – преступление небольшой тяжести.

(A v B v C v В v D), С, В, D

А

7.1.Все свидетельские показания подтвердились.

7.2.Некоторые студенты учатся на заочном факультете.

7.3.Некоторые государства являются федеративными.

7.4.Понятие «правовая норма» - общее.

Основная литература:

1) Логика: учебник для бакалавров / М.Ш. Гунибский, Л.А. Демина [и др.]; отв. ред. Л.А. Демина. – М. : Проспект, 2013. Гл.4,§ 1-3, 6. Гл.5, § 1-3.

2) Кириллов В. И., Старченко А.А. Логика: учебник для юридических вузов / под ред. проф. В. И. Кириллова. – М.: Проспект, 2014. Гл.7,§ 1-3. Гл.9, Гл.11.

3.4. Самостоятельная работа студентов

Виды самостоятельной работы:

1) изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы к теме лекции и практического занятия;

2) подготовка докладов, рефератов, презентаций с последующим обсуждением их на практических занятиях;

3) подготовка к участию в дискуссиях, круглых столах, коллоквиумах, предусмотренных программой, самостоятельное изучение соответствующей литературы по теме;

4) выполнение упражнений и тестов для самоконтроля при подготовке к практическому занятию;

5) подготовка к контрольному тестированию.

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов очной и очно-заочной форм обучения

При изучении логики главными требованиями являются последовательность и систематичность. Никогда не приступайте к новому разделу, не освоив материала предыдущего. В противном случае вместо просто «непонимания» у Вас будет «непонимание в квадрате». В самостоятельной работе Вашими главными помощниками должны быть конспекты лекций, учебник и сборник задач и упражнений. Для изучения теоретического материала сначала восстановите в памяти лекцию, затем, опираясь на основные вехи, расставленные преподавателем, изучите материал соответствующего раздела учебника и, наконец, закрепите полученные знания с помощью решения задач и выполнения упражнений. Не пользуйтесь интернетом вместо учебника! Тот, кто недостаточно компетентен, не сможет правильно сориентироваться в мире истинной и ложной или же просто фальшивой информации, которой наполнена «Всемирная Паутина». Интернет может Вам помочь в поиске новых интересных логических задач и головоломок, но не более. Далее мы приведем рекомендациидля самостоятельной работы по отдельным разделам и темам курса.

Задания по подготовке к практическому занятию по теме «Понятие».

· Студентам надлежит продемонстрировать несколько ситуаций, требующих выражения одного и того же понятия различными словами. Например, каким образом понятие «подозреваемый» может выразить в слове обвинитель, адвокат, судья.

– Придумать неправильные логические характеристики, для того, чтобы аудитория могла найти эти ошибки.

– Продемонстрировать на конкретных примерах, в каких случаях можно прибегнуть к сравнению несравнимых понятий.

– Показать какое значение для юриста имеет умение оперировать равнообъемными понятиями и правильно употреблять видовые и родовые понятия.

Задания по подготовке к практическому занятию на тему «Логические операции с понятиями».

– Придумать неправильные определения, для того, чтобы коллеги по группе смогли потренироваться в поисках допущенных ошибок.

– Найти в учебниках, кодексах и других учебных материалах операции обобщения, ограничения, определения, деления понятий, и, может быть, обнаружить ошибки в этих операциях.

Задания по теме «Суждение».

– Показать сложную связь между суждением и предложением на основе создания обстановки «мини судебного разбирательства», когда одно и то же суждение в языковой форме выражают разные стороны судебного состязания.

– Выполнить работу с текстами учебных пособий, кодексов, судебных речей и др., в которых они должны выделить и символически записать сложные и комбинированные сложные суждения.

Задания по теме «Модальность суждений».

– Составление небольшого эссе с указанием на применение различных видов модальности.

– Дать оценку выступления коллег по группе, используя операторы доказано, опровергнуто, вероятно, возможно, невозможно, необходимо, случайно и др.

– Найти в Конституции РФ, кодексах, судебных речах, публичных выступлениях правообязывающие, правозапрещающие и правопредставляющие нормативные высказывания и правовые нормы.

Задания по теме «Дедуктивные умозаключения».

– Смоделировать ситуации, в которых необходимы рассуждения в форме непосредственных умозаключений.

– Придумать для коллег по группе «вопросы-ловушки».

– Показать на примерах роль и значение каждой из трех фигур категорического силлогизма, выяснить особенности их применения в правовой теории и юридической практике.

– Найти в литературе ошибку «учетверения термина».

– Продемонстрировать к каким ошибкам в рассуждениях и действиях следователя, обвинителя и др., способно привести некритическое отношение к выводам, построенным в форме чисто условного умозаключения.

– Выяснить, почему отрицающе-утверждающий модус разделительно-категорического умозаключения является продуктивнее утверждающе-отрицающего, продемонстрировать его применение в судебно-следственной практике.

– Найти в литературе применение сокращенных силлогизмов и показать, что эти выводы типичны для мыслительной и речевой деятельности человека.

Задания по теме «Недедуктивные умозаключения».

– Найти в литературе примеры «поспешного обобщения» в популярной индукции.

– Продемонстрировать собственными примерами употребление методов научной индукции в практической юридической деятельности.

– Привести примеры аналогии в правовом процессе, правовой оценке, в процессе расследования, в судебной экспертизе.

Задания по теме «Логические основы аргументации».

– Проанализировать судебные речи известных русских юристов: А.Ф. Кони, П.А.Александрова, Н.П.Карабачевского, А.И.Урусова и др. и найти в них различные формы обоснования и доказательства.

– Продемонстрировать умение находить в текстах известных русских юристов различные формы опровержения и критики.

– Проанализировать судебные речиФ.Н.Плевакои найти в них софизмы.

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

В связи с ограниченным количеством аудиторных занятий особое значение приобретает посещение установочной лекции по логике.

Лекции для студентов-заочников имеют свои специфические особенности. Цель этих лекций заключается в том, чтобы помочь студентам-заочникам разобраться в наиболее сложных вопросах логики, раскрыть для них узловые проблемы курса, что приведет к осмыслению курса в целом.

Наиболее эффективным методом чтения лекций для заочников является применение традиционного метода, в совокупности с методами инновационными и методами лекции-диалога.

Установочная лекция – одна из важнейших форм преподавания на заочном отделении, так как она представляет собой введение к курсу, который студенты будут изучать самостоятельно. Главное назначение установочной лекции - помочь студентам осознанно войти в круг вопросов, изучаемых в курсе логики, разъяснить, как правильно организовать самостоятельную работу над курсом. В установочной лекции студенты должны получить от преподавателя верное направление в организации работы над курсом, овладеть тем методическим «ключом», который будет способствовать повышению эффективности их самостоятельной работы.

Структура установочной лекции состоит из двух частей:

– Изложения вводных, наиболее общих, принципиальных положений курса логики.

– Методических рекомендаций по изучению курса в межсессионный период.

Методические рекомендации включают:

– Рекомендацию основной учебной литературы.

– Советы по пользованию учебниками и методической литературой, где обращается внимание студентов на возможность использования электронного учебного материала и лекций преподавателей кафедры, помещенных на сайте МГЮА в Интернете.

– Советы по подготовке к практическому занятию.

– Разъяснение требований, предъявляемых к экзамену и рекомендации к его подготовке.

– Разъяснение роли и значения еженедельных консультаций преподавателей и др.

Необходимость присутствия, пусть на весьма небольшом количестве лекций и семинаров, объясняется сложностью самостоятельного изучения совершенно нового для вас предмета – логики, с которым подавляющему большинству не приходилось иметь дела ни в школе, ни в других учебных заведениях. В личном общении с преподавателем вы получите более простое и ясное изложение, нежели в учебнике, получите наглядное представление о технике логической записи, использовании логической символики, методах произведения логических операций, а также сможете сразу же задать интересующие вас вопросы.

Самостоятельный контроль, также как и для студентов дневного отделения, заключается в проверке своих знаний и степени овладения навыками логической работы путем выполнения упражнений, приведенных в программе и в рекомендуемой основной литературе, а также тестовых заданий. Итоговый контроль осуществляется в виде зачета. Список вопросов и рекомендуемая литература приведены ниже. Дополнительная литература предназначена для более глубоко и многостороннего рассмотрения изучаемых тем, для тех, кто стремится научиться применять логику в своей научной и практической деятельности.

Образовательные технологии

Формы проведения занятий.

– Лекция-дискуссия.

– Лекция-презентация.

– Работа в малых группах.

– «Аквариум».

– «Броуновское движение».

– «Мозговой штурм».

– Дерево решений.

– «Эрудит».

– Дебаты.

– «Ролевые игры» при изучении различных проблем курса логики. Например, организация «модельных» судебных процессов.

– Моделирование различных логических ситуаций. (Например, употребление и выражение в словах и предложениях понятий и суждений, со стороны защиты и обвинения в судебном состязании).

– Деление группы студентов на подгруппы - оппоненты, члены которых готовят друг для друга сложные, «каверзные» вопросы, имеющие практические выходы.

– Создание интересных логических задач, тестов, логических кроссвордов и др.

– Выделение на практическом занятии группы проблемных вопросов, имеющих неоднозначные пути решения.

– «Кейс-метод».

– Презентации проектов.

– Разбор речей и выступлений известных русских юристов.

– Технология портфолио.

Семестр Вид занятия Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
I Лекции Лекция-дискуссия  
Лекция-презентация
Лекция с визуализацией
Практические занятия Работа в малых группах, «Аквариум» «Мозговой штурм» Дерево решений,«Эрудит» Дебаты «Ролевая игра» «Кейс-метод»    
Итого:

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 68% аудиторных занятий

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Формами контроля знаний студентов являются:

– Проверка теоретической подготовленности студентов, осуществляемой путем опросов студентов. В зависимости от подготовленности группы, опрос может производиться различно: выступления студентов на добровольных началах могут сочетаться с вызовом преподавателя, вызов подготовленных студентов сочетаться с вызовом менее подготовленных.

– Проверка практической подготовленности студентов.

– Контроль за выполнением студентами письменных домашних заданий, путем общей или выборочной проверки.

– Вызов студента на еженедельную консультацию для отработки задолженности, в случае невыполнения письменного домашнего задания, плохих ответов на практическом занятии (незнания теоретического материала, неумения решать логические задачи) или отсутствия студента на практическом занятии.

– Контрольная работа по одному или нескольким разделам курса.

– Тестирование.

– Рубежный контроль по тем или иным разделам курса и др.

5.1. Модельные тесты для текущего и рубежного контроля успеваемости студентов

Тема 1. Предмет и значение логики

1. В рассуждении «Студент Филиппов стал хуже учиться после того, как стал посещать дискотеку. Значит посещение дискотеки – причина снижения успеваемости студента Филиппова» использован закон

a) тождества

b) непротиворечия

c) исключенного третьего

d) достаточного основания

2. Высказывание «Не может считаться преступлением общественно-опасное деяние, не предусмотренное уголовнымзаконом» является

a) понятием

b) суждением

c) умозаключением

Тема 2. Понятие

1. Выберите правильный ответ (более одного).

Понятие «Студент МГЮА» является:

a) единичным или b) общим

c) конкретным или d) абстрактным

e) положительным или f) отрицательным

g) безотносительным или h) соотносительным

Выберите правильный ответ.

Понятия «Высшее учебное заведение, университет» находятся в отношении

a) равнообъемности

b) пересечения

c) подчинения

d) соподчинения

e) противоположности

f) противоречия

3. Отношения между понятиями: юрист, депутат Государственной Думы можно изобразить графически

       
    Практические занятия для заочной ускоренной формы обучения и заочной ускоренной формы обучения ГВД - student2.ru
  Практические занятия для заочной ускоренной формы обучения и заочной ускоренной формы обучения ГВД - student2.ru
 

Практические занятия для заочной ускоренной формы обучения и заочной ускоренной формы обучения ГВД - student2.ru А) Г)

 
  Практические занятия для заочной ускоренной формы обучения и заочной ускоренной формы обучения ГВД - student2.ru

Б)

 
  Практические занятия для заочной ускоренной формы обучения и заочной ускоренной формы обучения ГВД - student2.ru

Д) Практические занятия для заочной ускоренной формы обучения и заочной ускоренной формы обучения ГВД - student2.ru Практические занятия для заочной ускоренной формы обучения и заочной ускоренной формы обучения ГВД - student2.ru

В)

Наши рекомендации