Мама собирается в родильный дом

Маленькие дети могут очень болезненно переживать разлуку с ма­мой, пока та находится в родильном доме. Очень хорошо, если у ребен­ка будет возможность навещать свою маму, писать ей записки (рисо­вать картинки) и получать мамины послания. Это поможет ребенку не чувствовать себя брошенным и легче перенести разлуку. Лучше всего, если за ребенком во время маминого отсутствия будут присматривать хорошо знакомые люди. Если у папы, бабушки, тети или других род­ственников нет возможности присматривать за ребенком и придется ис­кать няню, то желательно, чтобы эта няня не появилась в самый послед­ний момент перед тем, как мама отправится в родильный дом. Ведь это может стать для ребенка дополнительным стрессом — привыкать к но­вому человеку бывает очень нелегко.



Глава 19. Братья и сестры: что делать с ревность

Протест старшего ребенка




Мама, которая только что родила младенца, обычно с гордостью де­монстрирует его членам семьи и друзьям, что может очень расстраи­вать старшего ребенка. Ведь он пришел увидеть свою маму, а не этого нового малыша. Некоторые дети могут сердиться и реагировать не­сколько курьезным образом. Например: «Давай не будем забирать его из больницы, пускай он живет там» или «Давай лучше сдадим его в ком- миссионку». Старайтесь реагировать на подобные заявления как мож-

но более спокойно.

На самом деле ребенок переживает разлуку и, вероятнее всего, вол­нуется, что с появлением нового ребенка, которым все так восхищают­ся, он может стать ненужным. Скажите малышу, что вы понимаете, как он скучает без мамы, и что мама скоро вернется. Замечательно, если у ребенка есть возможность не только видеть свою маму в окно роди­тельного дома, но и говорить с ней. Мама может поговорить с ребенком о его делах, поинтересоваться его самочувствием и делами и вместе с ним обсудить, чем они займутся, когда она вернется домой.

Многие родители, вспоминая собственный детский опыт, с обидой говорят, что очень завидовали своим приятелям, у которых не было младших братьев и сестер, и поэтому они могли гулять и играть, а не присматривать за младшими. Некоторым старшим братьям и сестрам, наоборот, очень нравилось нянчиться с малышами, но чаще всего так бывает, когда разница между детьми довольно велика, и старший ре­бенок, который «занимается воспитанием» младшего, чувствует себя более взрослым, чем очень гордится. В любом случае, идея завести следующего ребенка принадлежит родителям, а не детям, и не стоит взваливать на старшего ребенка слишком много обязанностей по забо­те о младшем.

Обычно совсем маленькие дети не сильно беспокоят своих старших братьев и сестер, ведь они большую часть времени находятся в кроват­ке, детском манеже или стульчике. Неприятности могут начаться тогда, когда младший ребенок начнет самостоятельно передвигаться и претен­довать на «сокровища» старшего. Помогите старшему ребенку защи­тить свои вещи, пусть он сам выберет, чем он готов делиться, а чем нет.



Первые дни малыша дома

С появлением в доме малыша в семье происходят большие измене­ния. Меняется привычный уклад жизни, который теперь должен быть подстроен под режим и потребности младенца. Важно постараться сде­лать так, чтобы от этого не пострадал старший ребенок, он не должен лишаться привычного приятного времени, которое раньше проводил с родителями (прогулки, чтение книг, игры). Часто протест ребенка свя­зан не с ревностью, а с тем, что ребенок пытается вернуть привычный для него ритм жизни.

Некоторые дети требуют, чтобы им тоже, как и малышу, выдали со­ску или завернули в одеяло. Не стоит отказывать в этом ребенку — пусть он «поиграет в маленького». Зато потом у него будет возмож­ность ощутить «преимущества взрослой жизни», если его позже уложат спать и вместе с ним почитают (посмотрят любимые телепередачи или мультфильмы).

Дети часто любят «помогать маме» ухаживать за младшим братом или сестрой. Однако не нужно принуждать ребенка к этому. Если же он сам проявит подобную инициативу, поддержите его, покажите, что вам это очень приятно.

Протест старшего ребенка

Иногда старший ребенок протестует, чувствуя несправедливость. Малышам часто позволяется делать многое из того, что считается не­допустимым для их старших братьев и сестер, — мочиться в штаниш­ки, есть руками, бросать еду на пол, ломать вещи или игрушки, таскать кошку за уши, получать желаемое по первому требованию и т. д.

Покажите ребенку, что вы понимаете его недоумение, скажите, что дети так ведут себя, потому что они еще маленькие и не умеют делать по-другому. Если вы просто проигнорируете возмущение старшего ре­бенка, это может его обидеть. Расскажите ребенку о его собственных проделках, это может быть ему очень приятно.

Многие дети возмущаются, когда их принуждают делиться с млад­шими или незамедлительно отдавать им то, что привлекло их внимание. Умение и желание делиться — это навык, который появляется у детей не сразу. Подробнее об этом говорилось в предыдущей главе.

Если разница между детьми небольшая, старший ребенок может очень расстраиваться, когда его просят поделиться не только с млад-



Глава 19. Братья и сестры: что делать с ревностью? Собственный опыт родителей




шим братом или сестрой, но и с другими детьми. И вообще, не забывай­те, даже очень маленькие дети имеют право на свою собственность.

Иногда причиной разногласий и протестов может быть разница в тем­пераменте детей. Один из них может быть бойким и подвижным, а дру­гой, наоборот, тихим и мечтательным. Возможно, им будет трудновато найти общие интересы. Но такова жизнь — все люди очень разные.

Детей часто очень обижает, если их начинают сравнивать между со­бой или ставить в пример друг другу. Постарайтесь избежать подобных сравнений.

Ссоры и драки

Мама собирается в родильный дом - student2.ru

Ссоры и драки между детьми далеко не всегда являются выраже­нием ревности или соперничества. Дети дерутся по многим причинам.
Это один из способов научиться решать разногласия. Если между деть-­
ми возникает потасовка, не паникуйте и не начинайте сердиться. Ваши
реакции в сложных ситуациях — хорошая модель для детей, которые
только учатся выяснять свои отношения. Если дети видят, как вы кри-­
чите и применяете физические на­-
казания, они учатся этому и воспри­-

нимают такое поведение как способ
разрешать проблемы.

Не занимайте ничью сторону. Про- ъ сто покажите детям, что вам очень не нравится, когда они дерутся. Реаги­руйте на бурные выяснения отноше­ний между детьми спокойнее. Неко­торые дети неосознанно привлекают внимание взрослых, начиная драться.

Если вы сумеете занять чем-то де­тей на большую часть времени, мень­ше вероятность, что они подерутся. Желательно уделять им внимание тогда, когда они ведут себя хорошо. Больше об этом вы можете узнать из главы 13.

Если дети находятся в безопасности (то есть не причиняют друг дру­гу боль) и ничего не ломают, постарайтесь дать им возможность самим решать свои проблемы. Как только они перестанут ссориться, отвле­ките чем-нибудь их внимание. Если дети дерутся, причиняя друг дру­гу боль, разделите их: либо отведите в разные комнаты, либо, если они слишком маленькие, посадите на два разных стула. Пусть им ненадол­го станет скучно. Не стоит долго обсуждать, кто и что сделал, если у вас нет абсолютной уверенности в том, что один из детей действительно поступил нехорошо. Не стоит также постоянно говорить о том, что де­ти должны дружить между собой. Это зачастую приводит к противопо­ложному результату и только усиливает разногласия.

Очень важно то, что взрослые говорят детям. Лучше всего просто назвать действие ребенка («Ты ударил сестру», «Ты сломала игрушку брата») и сказать, что это нехорошо. Не стоит давать ребенку опреде­лений типа «Ты жадный (злой, нехороший, непослушный и т. д.)», «Ты не любишь сестру», «Ты все делаешь мне назло». Это только обижа­ет ребенка, который и так расстроен, если уж полез в драку или проте­стует. Иногда именно такие слова родителей провоцируют ссоры меж­ду детьми.

Собственный опыт родителей

Иногда оставаться спокойным и рассудительным родителям меша­ет их собственный детский опыт. Мама или папа, которые были в се­мье старшими детьми и испытывали неприятные чувства из-за того, что младшим детям все позволялось, могут неосознанно стараться защи­тить своего старшего ребенка, чаще принимая его сторону в конфликтах с младшим. Если мама или папа были младшими детьми в семье и очень завидовали старшим детям, их вещам и игрушкам, они могут принуж­дать старшего ребенка непременно делиться, вызывая у него протест.

Постарайтесь вспомнить и обсудить с супругом (супругой) свои чув­ства к братьям и сестрам. Подумайте о хороших и не очень приятных сторонах того, что вы имели сестру или брата, что обижало вас в пове­дении родителей, какие методы из родительских вы хотели бы исполь­зовать в воспитании своих детей, а какие нет. Часто люди неосознанно повторяют модели поведения своих родителей либо намеренно делают



Глава 19. Братья и сестры: что делать с ревностью1'



все наоборот. Ваша семья — это ваша семья, и правила поведения и ре- агирования в ней нужно принимать и обговаривать вместе.

Если отношения с братом или сестрой были и продолжают оставать- ся непростыми, поговорите об этом и с близкими друзьями. Постарай- тесь понять, что провоцировало ссоры и разногласия, вспомнить, что вы чувствовали. Это поможет не переносить собственные чувства, оби- ды и страхи на детей. Ведь иногда за поведением детей родители ви- дят совсем не то, что действительно происходит, а нечто похожее на их собственные переживания.

Будьте честными

Глава 20. Если вы усыновили малыша

Дорогие родители, настоящие и будущие! Для маленького ребен­ка вы — это почти весь окружающий мир. Очень важно, чтобы этот мир был стабильным, спокойным и безопасным. А ваше спокойствие во многом зависит от того, насколько вы информированы. Эта глава практически целиком состоит из ответов на вопросы, которые нам ча­сто приходится слышать и которые очень волнуют приемных родите­лей. Не удивляйтесь, если у вас или у ваших друзей иногда возникают аналогичные вопросы, это всего лишь означает, что в основном потреб­ности всех детей схожи.



Дети обычно очень разные, и родители любят их по-разному. Не стоит притворяться, что вы одинаково относитесь к своим детям, — это неправда, которую дети легко чувствуют. Любовь родителей к каждо­му ребенку неповторима, так же как неповторимы сами дети. Чем боль­ше вы будете пытаться «уравнять» свои чувства к детям, тем менее есте­ственным будет выглядеть ваше поведение. Иногда родители, как и все остальные люди, ошибаются, и в этом нет ничего страшного. Не бой­тесь признать свою ошибку и поделиться своими чувствами с детьми, это будет для них очень хорошим опытом.

Случай первый

Леночке 2 года. Она милый, спокойный, покладистый ребенок, пока дело не касается мытья. Когда мы в первый раз попытались посадить ее в ванну, где и воды-то было совсем немного, и были любимые игрушки, она ужасно испугалась и стала пронзитель­но кричать. Теперь, даже проходя мимо ванной комнаты, она смо­трит на нас глазами, полными ужаса, и всем своим видом показыва­ет — «нет». Что делать? Впереди лето. Надо как-то преодолеть этот страх.

Девочка панически боится мытья. При этом мама говорит, что мыть руки в раковине, а также «мыть посуду» и играть с водой на кухне Ле­на не боится. Возможно, там, где Леночка жила раньше, процесс мытья был совсем другим либо что-то действительно напугало девочку (шум или температура воды, вода попала в нос или в глаза). Главное, чтобы родители не теряли самообладания. Начните с мытья игрушек в ванной. Эту игру лучше начинать днем, а не вечером, когда обычно купают де­тей. Расскажите Леночке, что зайка (мишка, киска) тоже боится, вместе пожалейте бедняжку, а потом вместе мойте игрушки. Можно использо­вать таз, чтобы сразу не вызывать у ребенка неприятных ассоциаций. Показывайте дочке, как пользоваться мылом, как намыливают шампу­нем голову игрушке, дайте ей самой попрактиковаться.



Глава 20. Если вы усыновили малышка

Случай третий




Страх перед мытьем головы часто возникает у детей этого возраста. Некоторым детям очень не нравится, когда вода попадает на лицо, не­которые дети боятся, когда вода попадает в нос. Такие реакции бывают более чем у половины детей, которые жили в семье с самого рождения, это не уникальная проблема приемных малышей. На помощь родите­лям приходят специальные козырьки или маски для ныряния, которые не дают воде попадать на лицо. Некоторым детям легче, если воду на голову льют не из душа, а из чашки. Иногда помогает, если ребенка са­жают в ванну, где воды почти нет, и пока вода медленно набирается, ребенок играет с игрушками, например купает их, уговаривая не боять­ся. Можно также почитать книги, где дети моются («Мойдодыр»), или найти мультфильм на эту тему. Как правило, со временем почти все де­ти перестают бояться купания и с удовольствием подолгу играют в ван­не. И тогда вы будете решать уже другую задачу — как уговорить ма­лыша из ванны вылезти!..

Случай второй

Когда мы забрали Артема домой, ему было 10 месяцев. Мы так долго хотели иметь ребенка, очень готовились к этому. Купили самое-самое лучшее — одежду, игрушки... В доме ребенка их не очень разнообразно кормят. Мы так хотим, чтобы Артем стал крепким и здоровым, но он отказывается пробовать новую пищу. Поначалу нам вообще было сложно его накормить. Он не желал есть с ложки, а когда мы давали ему бутылочку, начинал давиться и плакать. С бутылочкой мы кое-как справились, а вот жевать он наотрез отказывается. Так и держит еду за щекой, как маленький хомяк... Помогите!

У детей, которые с рождения находятся в сиротском учреждении, часто возникают трудности с едой. Иногда мы советуем будущим ро­дителям попросить в доме ребенка соску той формы, к которой привык малыш. Приход в новый дом означает слишком много перемен для ре­бенка. Некоторым детям важно, чтобы хотя бы какая-то вещь была зна­комой и оставалась постоянной (соска на бутылке, одеяльце, игрушка и т. д.). Не стоит с первого дня стараться дать ребенку попробовать все



виды продуктов. Хотя он действительно нуждается и в витаминах, и в разнообразном питании, все должно происходить очень постепенно.

Все родители очень переживают, если малыш плохо ест. Постарай­тесь разделить для себя две вещи — собственно прием пищи и приуче­ние малыша к новым продуктам. В меню «домашнего» ребенка каждый новый продукт также вводят постепенно, маленькими порциями, и не более одного нового продукта в неделю. Пусть Артем какое-то время ест ту пищу, которую он готов принимать без протеста, чтобы быть сы­тым и здоровым. Это действительно очень важно, а также поможет ро­дителям немного успокоиться.

Когда ребенок активен, не сильно голоден, но при этом не очень сыт, пробуйте новую еду как новое увлекательное занятие. Исследуй­те это новое вместе с ребенком. Дайте малышу кусочек твердого пече­нья (банана), пусть он кормит вас, а вы можете пробовать кормить его. Покажите, как вы жуете, как вам нравится новая еда. При этом совсем не важно, сколько сможет съесть ребенок, Малыши очень любят делать все «за компанию», поэтому в таком «исследовании» вам могут помочь другие дети.

Учите ребенка есть руками, эту стадию проходят все дети. Пусть ма­лыш попробует облизать свои пальчики, которые намазаны йогуртом или детским пюре. Возьмите самую маленькую ложечку, так как очень чувствительные дети плохо реагируют, когда ложка слишком большая или ею слишком сильно нажимают на язык.

Обязательно говорите с ребенком во время еды. Этот процесс дол­жен быть еще и приятным времяпрепровождением. Не торопитесь, рас сказывайте малышу о том. что он сейчас будет делать. И главное — не волнуйтесь. Маленькие дети очень чувствительны и легко «ловят» на­строение других людей!

Случай третий

С тех пор как мы взяли Анечку домой, прошло уже 3 месяца. Но такое ощущение, что она никак не может наесться вдоволь. Голо­дом их там, что ли, морили ? Ей два с половиной года, а она ест поч­ти взрослые порции. А еще постоянно просит то печенья, то ябло­ко, то конфет. Может быть, это какая-то патология?

т



Глава 20. Если вы усыновили малышка

Случай пятый




Этот случай совершенно противоположный предыдущему. Толь­ко Анечка немного старше, чем Артем. Возможно, еда в доме ребен­ка была менее разнообразной и девочку очень привлекает каждый но­вый вкус. Также аппетит Анечки может быть связан с тем, что детей в доме ребенка кормят очень быстро, так как их в группе много, и нужно вовремя накормить всех. В итоге ребенок привык очень быстро съедать всю свою порцию, и родителям может казаться, что ребенок голоден и хочет еще. Не торопитесь во время еды. Ешьте вместе с ребенком, раз­говаривайте о том, что вы едите, задавайте вопросы («Вкусно? Хочешь еще?» и т. д.).

Возможно также, что Аня вообще учится просить у взрослых чего-либо и очень радуется, когда получает желаемое. Это может касаться не только еды. Часто бывает, что дети, живущие в учреждениях, несколь­ко отстают от своих «домашних» сверстников в весе и росте. Попадая в семью, дети в течение первых полугода «догоняют» своих ровесников. Привыкнув к новому дому, поняв, что на его просьбу всегда ответят, ре­бенок обычно начинает есть так же, как и его сверстники. Если вы бои­тесь, что ребенок наберет лишний вес или у него испортятся зубы, да­вайте ему больше овощей и фруктов вместо конфет и печенья.

Если Анечку сильно интересует еда, используйте этот интерес для развития ее любопытства, творческих способностей и социальных на­выков. В 2,5 года дети могут помогать накрывать на стол, при этом вы можете рассуждать о том, что столовые предметы могут быть разной формы, размера и цвета. Рассказывайте о том, как называются разные продукты, играйте в кукольное чаепитие. Дочка может помогать вам в приготовлении пищи — достать из холодильника масло, положить сыр на бутерброд. А еда, приготовленная с ее помощью, может стать пово­дом для маленького семейного праздника.

Случай четвертый

Наш приемный сын не любит, когда к нему прикасаются. Это очень расстраивает мою жену. Ей так хочется его приласкать, а он отворачивается и даже вздрагивает иногда. Может быть, его сильно обижали в доме малютки?

Родителям всегда очень обидно, если ребенок избегает их ласки. Возможно, с малышом действительно обходились не лучшим образом, но, скорее всего, он просто не привык к телесному контакту и не знает, что делать в такой ситуации.

Некоторые дети гиперчувствительные к слишком мягким и легким прикосновениям. Такие прикосновения могут вызывать у них диском­форт (примерно такие же ощущения может вызывать щекотка, которой многие боятся). Понаблюдайте, какие прикосновения больше нравят­ся ребенку. Возможно, он предпочитает более сильные прикосновения. Поиграйте с ним в «баранов, которые бодаются», «медведей, которые борются». Постепенно вводите в игры другие, более мягкие, прикос­новения: «как гладят кошечку», «как мышка бежит». Расширяйте диа­пазон прикосновений, которые нравятся ребенку. Велика вероятность, что через какое-то время малыш сам почувствует удовольствие от телес­ного контакта с вами и будет с удовольствием ласкаться.

Случай пятый

У нас все хорошо. Ванечка такой забавный ребенок. Друзья да­же говорят, что за два месяца, что он живет с нами, он стал чем-то похож на меня и особенно на моего мужа. Но меня очень беспо­коит то, как он засыпает. Мы с ним раньше сидели, сказки читали, пытались колыбельные петь. Но он раскачивается в кроватке из стороны в сторону, а иногда почти головой стучится. Его от это­го никак не отвлечь, он беспокоится, даже сердится, и опять за свое. Мне на это так больно смотреть, что я стала выходить из комнаты. Он покачается и засыпает. Как же избавиться от этого, может, начать давать ему успокаивающие препараты?

Почти все воспитанники детских домов и домов ребенка раскачи­ваются. Так дети пытаются получить новые ощущения (чем-то себя за­нять) или успокоиться. Ванечка научился засыпать, успокаивая себя та­ким образом, и этого не нужно пугаться. Такое поведение обычно со временем проходит, поскольку у ребенка формируются другие привыч­ки и способы засыпания. Некоторые дети раскачиваются, потому что им не хватает вестибулярных ощущений. Чаще ходите на детские площад-



Глава 20. Если вы усыновили малышка

Случай седьмой




ки, где есть качели и карусели. Качайтесь вместе с ребенком. Покачай­те его дома в одеяле (ребенок находится посередине, как в гамаке, а двое взрослых держат одеяло за концы). Пусть ребенок поймет, что та­кие ощущения можно получать вместе с другими людьми.

Начинайте вырабатывать собственные домашние ритуалы уклады­вания (умывание, переодевание в пижаму, сказка на ночь, укладывание игрушек). Рассказывайте ребенку о том, что сейчас будет происходить. Подумайте о режиме дня ребенка. Возможно, он просто не очень хочет спать и вынужден укачивать себя, чтобы заснуть.

Случай шестой

Когда Настя (ей 2,5 года) первый раз на даче побежала и в кровь расшибла коленку, она посмотрела на меня, но не заплакала и за утешением не подошла. Она вообще никогда не плачет, даже ког­да больно или обижают другие дети. Видно, что расстроилась, но никогда не плачет и помощи не просит. Может быть, мы что-то не то делаем, и она нам не доверяет?

Дети, которые воспитываются не в семье, обычно очень мало пла­чут. Для того чтобы охотно плакать, нужно быть уверенным, что этот плач поможет изменить ситуацию. Настя пока только учится жить в се­мье. Подходите к ней каждый раз, когда заметите, что она нуждается в вашей помощи. Может быть, она пока просто не знает, как такой помо­щи просить. Говорите с ней о том, что произошло: «Ты ударилась, те­бе больно», «Ты испугалась, тебе страшно». Таким образом вы сможе­те показать дочке, что понимаете, принимаете и разделяете ее чувства и всегда готовы прийти ей на помощь. Возможно, слез нет только пока, и спустя некоторое время ребенок поймет, что плакать можно, и пла­ча будет даже больше, чем нужно. Главное — не расстраиваться и про­должать строить отношения!

Случай седьмой

Мы решили, что не будем скрывать от дочки, что мы ее удоче­рили. Но совершенно не представляем, когда, как и в каком возрас­те с ней об этом говорить.

Во многих странах скрывать от ребенка факт усыновления (удоче­рения) запрещено по закону. Все дети очень любят слушать истории о себе. Такие истории родители начинают рассказывать им довольно ра­но. Расскажите дочке, как вы хотели иметь детей, как и где встретили ее, как познакомились, что вам в ней понравилось. Рассказывайте, как ждали ее прихода домой, что ей нравилось, а что не нравилось, какие у нее были смешные привычки и слова.

Некоторые дети в определенном возрасте начинают задавать вопро­сы о том, где сейчас их родители. Ни в коем случае не волнуйтесь! Ре­бенок не бросит вас, чтобы бежать искать свою маму. Будьте спокойны и максимально честны. Можно сказать ребенку, что у его родной мамы была нелегкая жизнь, и она, понимая, что не сможет заботиться о сво­ем малыше, отдала его в дом ребенка, чтобы он смог найти себе новых родителей. Об усыновлении (удочерении) можно начинать говорить с ребенком с довольно раннего возраста. Ребенку, который пока еще не очень понимает длинных историй и разговоров, можно показывать фо­тографии. Ребенку в возрасте старше 2,5—3 лет можно рассказывать короткие истории про него самого. Нет четко установленного возраста, в котором нужно говорить об усыновлении, но общее правило — чем раньше, тем лучше.

Знать свою историю очень важно для каждого человека. Делайте фотографии, вкладывайте их в специальный альбом. Когда дочка под­растет, она поймет, как много она значит для вас. Это поможет ей раз­вить положительную самооценку и самоуважение.

Всем детям нужна СЕМЬЯ и близкие отношения! Эти отноше­ния не возникают моментально и только потому, что вы — роди­тели, а они — дети. И взрослым, и детям требуется время, чтобы научиться чувствовать и понимать друг друга.

Процесс привыкания к новой семье обычно занимает 2—3месяца. В это время могут возникать ситуации, которые могут расстраи­вать родителей или вызывать у них недоумение. Главное — не под­даваться панике и постараться понять причины происходящего. Маленькие дети невероятно чувствительны к состоянию окружа­ющих людей. Ваше спокойствие и уверенность в себе помогут им лучше развиваться и более уверенно исследовать мир.

Литература

1. Борьесон Б., Бриттен С., Довбня С. В., Морозова Т. Ю., Паке-
ринг К. Ранние отношения и развитие ребенка. СПб.: Питер, 2009.

2. Боулби Д. Привязанность // Attachment. Серия: Psychologia
universalis. M.: Гардарика, 2003.

3. Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. Се­
рия: Руководство практического психолога и социального педа­
гога. М.: Академический проект, 2004.

4. ВинникоттД. В. Маленькие дети и их матери. М.: Класс, 1998.

5. Винникотт Д. В. Разговор с родителями. М.: Класс, 1994.

6. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-
Пресс, 1961; 2007.

7. Довбня С. В., Морозова Т. Ю. В поисках решения. СПб.: Каро,
2007.

8. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2001.

9. Лич П. Младенец и ребенок. От рождения до пяти лет. Серия: Би­
блиотека молодой семьи. Л.: Лениздат, 1993.

10. Морозова Т. Ю. Програма«ЗрелыеМладенцы»/Ред.С. В. Довб­
ня. СПб.: Просвет, 2008.

11. Морозова Т. Ю. Программа «Зрелое Родительство» / Ред. С. В.
Довбня. СПб.: Просвет, 2008.

12. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое вза­
имодействие. СПб.: Издательство СПбГУ, 2003.

13. Мухамедрахимов Р. Ж. Психология взаимодействия матери и
младенца. СПб.: Издательство СПбГУ, 1998.

14. Мухамедрахимов Р. Ж., Плешкова Н. Л. Методы изучения при-
вр- чности у младенцев и детей раннего возраста // Практикум
пс „озрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Ры­
балко. СПб.: Речь, 2000.

15. Стерн Д. Н. Межличностный мир ребенка. СПб.: Восточно-
Европейский институт психоанализа, 2006.

16. Таварткиладзе Г. А. Выявление детей с подозрением на сниже­
ние слуха. Младенческий, ранний, дошкольный и школьный воз­
раст: Методическое пособие / Ред. Н. Д. Шматко. М.: Полиграф-
сервис, 2002.

17. Чистович И., Рейтер Ж., Шапиро Я. Руководство по оценке
развития младенцев до 16 месяцев на основе русифицирован-



Литература




55.
52.

48. Shonkoff J., Phillips D. (eds.) From Neurons to Neighbourhoods:
The Science of Early Childhood Development. National Research
Council and Institute of Medicine, Committee on Integrating the
Science of Early Childhood Development. Board on Children, Youth
and Families, Commission on Behavioral and Social Sciences and
Education. Washington D. C.: National Academy Press, 2000.

49. Shore A. N. Affect regulation and the repair of the self. N. Y.
W. W. Norton & Company, 2003.

50. Siege/ D. Toward an Interpersonal Neurobiology of the Developing
Mind: Attachment, Relationships, "Mindsight" and Neural Integrati­
on // Infant Mental Health Journal. 2001. P. 67-94.

51. Siege/D. J. The Developing Mind: How Relationships and the Brain
Interact to Shape Who We Are. N. Y.: Guilford Press, 1999.
Siege/ D. J. The Developing Mind: How Relationships and the Brain

53.

Interact to Shape Who We Are. N. Y.: Guilford Press, 1999. TwomeyJ. The Colic Clinic: A family treatment approach to infant cry and sleep problems (Brown Center for the Study of Children at Risk, United States) // Infant Mental Health Journal. 2010. Supplement to Vol. 32. Is. 3.

54.

Winnicott D. W. The capacity to be alone, in The maturational processes and the facilitating environment. London: Hogarth and Institute of Psycho-analysis, 1965.

Winnicott D. W. Collected Papers: through Paediatrics to Psychoanalysis. London, 1958.

Оглавление

Введение............................................................................................................. 3

Глава 1. Призраки в детской, или Как наш собственный детский опыт

влияет на то, что мы делаем для наших детей ............................................. 5

Глава 2. Ждем появления малыша..................................................................... 9

Что чувствует женщина во время беременности........................................ 9

Здоровье будущей матери и ребенка.......................................................... 10

Суеверия о беременности и родах — верить или нет....................... 10

Что нужно избегать во время беременности?..................................... 12

Психологическое состояние будущей мамы....................................... 14

Как бороться с тошнотой?....................................................................... 15

Здоровое питание при беременности.................................................. 16

Нужно двигаться!........................................................................................ 17

Смех.............................................................................................................. 18

Музыка для себя и будущего малыша.................................................... 18

Релаксация, или Как научиться расслабляться?................................. 18

Было двое, стало трое: супруги становятся родителями........................ 20

Глава 3. Младенцы приходят в наш мир,чтобы общаться!...... 22

Ощущения младенца...................................................................................... 23

Как младенец видит мир?......................................................................... 23

Когда ребенок начинает слышать?......................................................... 24

Различает ли ребенок запахи?............................................................... 25

Вкусовые ощущения младенцев............................................................. 25

Прикосновения.......................................................................................... 26

Самое важное — узнать друг друга получше!....................................... 26

Глава 4. Развитие привязанности, или Чего хотят маленькие дети?.. .30

Кто может являться объектом привязанности?......................................... 31

Младенец не существует сам по себе......................................................... 31

Что делают младенцы для установления привязанности?..................... 33

Откуда берется привязанность?................................................................... 34

«Я такой, как обо мне заботятся»................................................................. 35

Надежная (безопасная) привязанность...................................................... 37

Ненадежная привязанность........................................................................... 38

Избегающая привязанность..................................................................... 39

Сопротивляющаяся привязанность....................................................... 39

Поведение детей с разной привязанностью в различных ситуациях.. 40

Ребенок с надежной привязанностью................................................... 40

Ребенок с избегающей привязанностью............................................... 41

Ребенок с сопротивляющейся (амбивалентной) привязанностью .... 41

Привязанность и умение контролировать свои эмоции........................ 42

Глава 5. Как и чему учится маленький ребенок........................ 44



Оглавление

Оглавление




Глава 6. Влияние ранних отношений на развитие мозга ребенка ... 51

Что важнее — гены или воспитание?.......................................................... 51

Структура мозга зависит от получаемого опыта!..................................... 52

Как реализовать таланты, заложенные в генах малыша?........................ 55

Первые годы жизни малыша — критически важный период

для развития его мозга!.................................................................................. 56

«Используй — или потеряешь!» ........................................................ 58

«Изолирование проводов»: миелинизация нейронных связей...... 59

Компьютер, созданный, чтобы общаться.............................................. 60

Самое важное для развития нервной системы малыша.................... 61

Глава 7. Как ребенок учится регулировать свои эмоции?..................... 62

Что такое эмоции и чувства?......................................................................... 62

Чему должен научиться малыш, чтобы управлять своими эмоциями? ... 64 Как взрослому помочь ребенку научиться регулировать свои эмоции? .. 65

[лава 8. Профессия — мама........................................................................... 69

Когда подруги недоумевают.......................................................................... 69

Быть домашней хозяйкой нелегко............................................................... 70

Кто где отдыхает?....................................................................................... 71

Расставляем приоритеты......................................................................... 71

Просим помощи у подруг........................................................................ 71

Идеалы, к которым мы стремимся.......................................................... 72

Глава 9. Послеродовая депрессия: когда материнство не в радость . .73

Как это выглядит в жизни?............................................................................. 74

Почему возникает послеродовая депрессия?........................................... 77

Влияние послеродовой депрессии матери на развитие ребенка........ 78

\ Почему послеродовую депрессию выявляют так редко?................... 79

Проходит ли послеродовая депрессия?.................................................... 80

Что помогает женщинам справиться с послеродовой депрессией?.... 81

Отцам также может понадобиться помощь!............................................... 81

Глава 10. Время не вместе............................................................................. 83

Что значит для новорожденного ребенка время, проведенное

отдельно от родителей?................................................................................ 83

Взрослый — спасительный якорь в бушующем море новых ощущений .. 84

Дети изучают мир самостоятельно, не полагаясь на чужой опыт......... 86

Привязанность — основа формирования независимости.................... 87

Глава 11. Беспокойные младенцы........................................... 95

Почему младенцы не дают родителям покоя в первые месяцы жизни? .. 95

Беспокойные младенцы: как найти выход из ситуации?......................... 96

Каково быть родителем ребенка, который все время плачет?.............. 97

Постоянный плач: что делать?..................................................................... 99

Глава 12. Такое ли простое дело —накормить ребенка?....... 102

Важность процесса кормления.................................................................. 102

Психологические составляющие кормления.......................................... 103

Маме тоже должно быть комфортно......................................................... 104

Опыт родителей может влиять на особенности кормления................ 105

Трудности, возникающие при кормлении, и пути их преодоления... 106

Отлучение от груди — важный вопрос..................................................... 110

Трудности при кормлении недоношенных и ослабленных детей..... 112

Глава 13. Как справляться с плохим поведением ребенка?.............. 115

Теплые близкие отношения в раннем детстве — фундамент

хорошего поведения.................................................................................... 115

Меняем поведение........................................................................................ 118

Устанавливаем ограничения...................................................................... 118

Власть слов..................................................................................................... 119

Если ребенок не слушается........................................................................ 120

Выбираем, за что сражаться.................................................................. 120

Игнорирование........................................................................................ 121

Наказания.................................................................................................. 121

Хороший пример..................................................................................... 122

Истерики.................................................................................................... 122

Ложимся спать.......................................................................................... 123

Глава 14. Развитие речи у детей.......................................................... 126

Этапы развития речи.................................................................................... 126

Чтобы говорить, нужен собеседник!.......................................................... 127

Появление первых слов.Что можно считать словами?......................... 128

Когда имеет смысл бить тревогу? Что еще важно для развития речи?.. 130

Когда и кому нужен логопед?...................................................................... 131

Телевизор помогает или препятствует развитию речи?....................... 133

Влияние компьютера на развитие речи.................................................... 134

Есть ли лекарства для развития речи?..................................................... 135

Двуязычные семьи......................................................................................... 135

Наши рекомендации