Готовность строить отношения с другими детьми
Дети все осваивают постепенно. Умение дружить с детьми и искать при необходимости помощи у воспитателей не появляется ниоткуда. Умение строить отношения с другими детьми и взрослыми — это определенная ступень развития социальных навыков. Рассмотрим развитие социальных навыков в разные возрастные периоды.
Дети в возрасте от рождения до 1 годапроявляют интерес к другим детям. Особенно если у них есть братья или сестры. Они наблюдают за детьми, улыбаются, тянутся к ним, но до дружбы пока еще очень далеко.
Дети в возрасте от года до 2 летначинают ближе знакомиться с другими детьми. Они уже могут самостоятельно передвигаться и, таким образом, способны по своему желанию подойти к другим детям. Но их игра носит скорее параллельный характер, они просто играют со своими игрушками в присутствии других детей. Если ребенок захочет игруш-
ку, с которой занимается другой малыш, он легко может оттолкнуть ого и схватить игрушку. То же самое может случиться и с самим ребенком — другие дети могут отнять желаемую игрушку, что часто очень расстраивает ребенка.
Дети пока не умеют регулировать свои отношения самостоятельно
и не понимают, что они могут сделать другому человеку больно. Поэ-
тому очень важно, чтобы близкие взрослые (родители, бабушки и де-
душки) помогали ребенку научиться строить отношения с другими деть-
ми. Умение постоять за себя, которое
так ценят многие родители (в особен-
ности папы), возникает позже. Вначале
у ребенка чаще отнимают игрушки дру-
гие дети.
Внимательно наблюдайте за ребен-
ком, который играет с другими детьми.
С одной стороны, важно не допускать, чтобы какой-то слишком активный ребенок обижал вашего малыша, а если такое вдруг происходит, постараться, его утешить. С другой стороны, важно, чтобы и ваш ребенок не обижал других детей, и если это случается, отвести ребенка в сторону и объяснить ему на очень простом языке, что так делать нехорошо.
Взрослые могут оказать ребенку очень большую помощь в освоении правил общения. Одним из важных правил является «соблюдение очереди». Малыши хотят все получить немедленно, но часто это бывает просто невозможно, потому что «на качелях сейчас катается (возит машинку, скатывается с горки) другой ребенок». Малышу важно понять, что можно подождать и его очередь обязательно придет. Поначалу дети сильно протестуют, но затем принимают это правило. Маленькие дети вообще любят правила.
Еще одно правило общения — «необходимость делиться». Дети в возрасте после полутора лет часто проявляют жадность, они не готовы делиться своими ценными вещами, что для такого возраста является совершенно нормальным. Не стоит насильно заставлять ребенка отказываться от своей любимой игрушки, якобы развивая в нем доброту, но если ребенок хочет получить чью-то игрушку, ему можно предложить
Глава 18. Собираемся в детский сад Адаптация к детскому саду
дать свою игрушку взамен. К двум годам большинство детей осваивают это правило, но все же они нуждаются во взрослом, который этот про- цесс регулирует.
Не стоит оставлять детей одних, чтобы те «разбирались друг с дру- гом» самостоятельно. Это вряд ли приведет к развитию самостоятель- ности, скорее наоборот, ребенок может испугаться, что его могут оби- деть, и станет избегать других детей.
Очень хорошо, если у ребенка, который только учится играть с дру- гими детьми, будет возможность играть и с детьми постарше. Это все равно что учиться играть в мяч с более опытным партнером, который уже хоть что-то умеет. Дети старше 3—4 лет уже освоили основные пра- вила общения, и с ними проще строить отношения.
Дети в возрасте от 2 до 3 лет начинают уже более целенаправленно играть с другими детьми. Вначале их скорее интересуют совместные подвижные игры — они бегают друг за другом, катаются с горки и т. д. Дети в этом возрасте начинают с большим удовольствием делиться (они уже лучше понимают, что в этом есть определенная «выгода») и осваивают правило «соблюдение очереди».
Умение делиться и соблюдать очередность в игре очень важно для адаптации к детскому саду. Ребенок уже может осваивать и другие правила общения — вежливо просить о чем-то, просить прощения, если что-то сделал не так или причинил другому боль. В освоении всех этих правил большую роль играют взрослые, которые, как мы уже говорили, являются идеальной моделью для обучения вежливости.
Дети в возрасте 2—3 лет также все еще очень нуждаются в том, чтобы взрослые помогали им регулировать их отношения. Это как с умением ходить — прежде чем ребенок научится хорошо и независимо передвигаться, ему нужна подстраховка со стороны взрослого.
Готовность принять режим детского сада
Режим дня «домашнего» ребенка обычно сильно отличается от режима ребенка, который ходит в детский сад. Если ребенок находится дома, родителям обычно очень хочется, чтобы он подольше поспал утром. Соответственно, ребенок позже ложится вечером. Желательно, чтобы за несколько недель до начала посещения детского сада ребе- нок начал привыкать к новому режиму (вставать и ложиться пораньше).] К этому режиму придется привыкать и другим членам семьи.
Как помочь ребенку подготовиться к детскому саду?
Лучше, если посещение детского сада планируется заранее и есть возможность подготовить ребенка к этому. Имеет смысл начать посещать вместе с мамой (папой, бабушкой или няней) любые занятия.
Сейчас есть много развивающих занятий, но важно также, чтобы у детей было время для свободной игры, так как именно в это время дети учатся строить отношения друг с другом. Если это просто обучающие занятия, то весь процесс организует и структурирует взрослый и у детей просто нет возможности общаться друг с другом. Родители обычно присутствуют на занятиях с детьми до 3 лет. Поначалу дети не готовы расставаться с родителями и лишь постелен но учатся обходиться без их непосредственного участия (постепенно, в течение нескольких недель или месяцев, они начинают все дальше отпускать свою маму).
Если нет возможности посещать такие занятия, желательно, чтобы ребенок встречался с другими детьми на детской площадке и мог пройти все стадии развития общения и игры с другими детьми.
Обучение самообслуживанию также важная задача, которая касается не только готовности к посещению детского сада, но и относится к развитию самостоятельности вообще. О том, чтобы ребенок учился самостоятельно есть и одеваться, стоит задуматься гораздо раньше, чем настанет время посещать детский сад.
Очень важно, чтобы ребенок учился понимать свои чувства и называть их (развитию эмоций посвящена глава 7). Ребенку, который умеет назвать свои эмоции, будет легче привыкнуть к детскому саду, ему также будет проще налаживать отношения с воспитателями и детьми. Принимая и называя эмоции своего ребенка, родители развивают его эмоциональную компетентность.
Адаптация к детскому саду
Процесс адаптации (привыкания) к детскому саду обычно занимает от нескольких недель до 2—3 месяцев. Взрослые тоже привыкают к новому месту работы или к новым соседям не сразу, а постепенно.
Ребенку нужно привыкнуть к воспитателям и научиться доверять им. Нужно также привыкнуть к другим детям, к правилам и режиму, кото-
Глава 18. Собираемся в детский сад
Готовность родителей
рые приняты в детском саду. Это занимает время и часто требует от ребенка много сил. Некоторые дети поначалу сильно перевозбуждаются и начинают хуже себя вести и больше капризничать дома. Это не обязательно означает, что в детском саду ребенка кто-то обижает или он испытывает чрезмерные трудности; вполне возможно, это просто проявления процесса адаптации (привыкания).
Очень полезно поддерживать связь с воспитателями, которые смогут рассказать, что происходит с ребенком в группе. Важно убедиться, что ребенок не проводит большую часть времени в одиночестве, глядя в окно и ожидая, когда придет мама. Если ребенок принимает участие в играх и занятиях с детьми, готов принимать пищу в детском саду (не обязательно, чтобы он съедал свою порцию целиком), следует основным правилам, то, скорее всего, процесс адаптации идет нормально.
Очень хорошо, если ребенок может рассказать, как он провел свой день в саду, но не все дети способны это сделать, особенно если им пока нет 3 лет. Не стоит «зацикливать» ребенка на негативе, все время спрашивая: «Не обижают ли тебя там дети (воспитатели)?» Ребенок может не понять смысл такого вопроса или начать фантазировать. Лучше просить ребенка рассказывать о том, что он делал в детском саду, задавая вопросы о прогулках, еде, играх и товарищах по играм.
Некоторые дети капризничают и отказываются идти в садик утром, но потом охотно бегут в свою группу к детям. Иногда это может означать, что у них просто недостаточно времени на сборы или ребенок не очень хорошо выспался. Очень важно неоднократно напоминать ребенку, что родители обязательно за ним вернутся.
Если вы все же замечаете, что ребенку трудно привыкать к детскому саду, ок больше и чаще, чем раньше, волнуется и капризничает, то такому малышу нужна ваша помощь. Одна из важных для ребенка вещей, которая помогает ему чувствовать себя в большей безопасности, — предсказуемость. Поэтому имеет смысл ежедневно проговаривать с ребенком, что ему предстоит делать. Например: «Мы с утра встанем, умоемся, позавтракаем и поедем в садик. Там ты поиграешь, потом погуляешь, потом пообедаешь, поспишь, а потом за тобой придет мама (папа, бабушка или няня)».
Взрослые хорошо знают, что им предстоит делать в течение дня, но даже им часто требуется календарь — еженедельник или ежедневник. Он помогает лучше собраться и подготовиться к делам. Детям пока нелегко держать в голове весь свой день, и они часто не понимают, когда же их заберут домой. Очень хорошо, если у ребенка дома появится
визуальное (в картинках) расписание дня, которое можно вместе с ним обсуждать, тем самым готовя малыша к предстоящему дню.
Очень хорошо, если взрослые смогут рассказать ребенку о том, как они сами привыкали к детскому саду. Пусть это сделают, кроме мамы, папа, старший брат или сестра, бабушка или дедушка. Детям, также как и взрослым, важно чувствовать, что они не одни со своими проблемами или трудностями.
Постарайтесь уделять ребенку больше времени дома по вечерам. Пусть у вас будет обязательное время, которое вы проводите вместе, — эго не обязательно должна быть только игра, проводить время вместе можно и тогда, когда вы готовите еду или занимаетесь обычными домашними делами. Главное, чтобы ребенок принимал в этом участие и вы могли с ним в это время разговаривать.
Многим детям очень нравится придумывать, что они будут делать по дороге из детского сада домой, — это помогает им принять необходимость нахождения в саду. Не стоит обещать малышу посещение магазина с игрушками или покупку конфет, поскольку это далеко не всегда возможно. Можно планировать обычные, но не менее приятные вещи — поиграть на детской площадке, покормить птичек в парке, посмотреть на проезжающие машины или еще на что-то интересное для ребенка и т. д.
Готовность родителей
Готовность ребенка пойти в детский сад, на время расставшись с мамой, также зависит и от готовности мамы спокойно, без тревоги и паники, отпустить ребенка. От маминого спокойствия и уверенности зависит, как ребенок примет детский сад. Если вы в детстве испытывали трудности или страхи из-за посещения детского сада (школы) или тревоги, связанные с расставанием с близкими, обязательно поделитесь этим с супругом (супругой) или близкими друзьями. Часто проговорить проблему и получить поддержку близких людей означает справиться с ней. Если этого недостаточно, имеет смысл обратиться к психологу. Некоторым мамам и папам действительно нужна помощь, чтобы подготовиться отпустить ребенка в детский сад.
Мама собирается в родильный дом