Специальная еда для развития речи ребенка?

Бесспорно, очень важно, чтобы ребенок был сыт, а его диета — сба­лансированной. Однако важны также текстура и консистенция пищи, которую ест ребенок.

Для того чтобы говорить, произносить слова и звуки, необходи­мо управлять мышцами, находящимися в ротовой полости, а также уметь контролировать дыхание. Умение жевать твердую пищу, пере­двигая ее во рту, — это определенная степень способности коорди­нации мышц.

Ребенку, который в возрасте после одного года все еще продолжа­ет питаться только протертой пищей, трудно координировать работу мышц рта и ротовой полости, и это может отразиться на его способно­сти произносить звуки. Многие логопеды предлагают делать специаль­ную артикуляционную гимнастику, которая, несомненно, важна для де­тей с трудностями в артикуляции. Однако не стоит забывать о том, что дети едят не меньше 3—4 раз в день, а еда — это не только необходи­мые для развития ребенка калории и витамины, но еще и важная трени­ровка для артикуляционного аппарата. Давайте ребенку возможность, грызть и жевать, например, сырые овощи, кусочки фруктов, сухофрукты, сухарики и. д.

? Различия в развитии речи мальчиков и девочек?

Исследования показывают, что девочки в среднем начинают говорить чуть раньше мальчиков. Есть данные, что первенцы в семье иногда заговаривают чуть раньше, чем вторые или третьи дети, одна­ко нередко происходит и наоборот. В некоторых семьях дети начинают говорить чуть позже, чем в других, в том числе по сравнению с родите­лями и другими родственниками ребенка.

Если малыш в первые месяцы жизни обращает мало внимания на звуки и речь взрослых, стоит обязательно проверить его слух. Даже минимальные нарушения слуха, которые возникают, например, вслед­ствие перенесенных отитов, могут повлиять на развитие речи в буду­щем. Некоторые устаревшие медикаменты, которые до сих пор исполь­зуются, чтобы справиться с инфекцией, плохо действуют на слуховой нерв ребенка и могут привести к его поражению.

Обязательный слуховой скрининг (проверка слуха) всех новорож­денных является стандартной процедурой во многих развитых стра­нах, но не в России. Если вы сомневаетесь в том, хорошо ли слышит ваш ребенок, обязательно проверьте его слух у сурдолога или аудио-лога — это безвредная процедура может быть очень полезной. Извест­но, что раннее выявление нарушений слуха и, в случае необходимости, слухопротезирование помогают ребенку начать говорить. Если же на­рушения слуха будут выявлены только после 2—3 лет, то при серьезных потерях слуха вероятность того, что ребенок сможет эффективно ис­пользовать вербальную речь, существенно снижается.

Исследования показывают, что дети, матери которых находились в состоянии депрессии после рождения ребенка, начинают говорить поз­же и хуже, чем их сверстники. Это неудивительно, ведь речь — это ком­муникация, а в случае, если взрослый находится в депрессии или пе­реживает стресс, эта коммуникация нарушается. Если мама малыша находится в депрессии, то помощь должна оказываться не только маме (см. главу 9). Необходима также помощь в развитии отношений и диа­лога мамы и ребенка.

Если вас волнует развитие речи малыша, обратите внимание на то, как строится его общение со взрослыми — насколько его попытки всту­пать в коммуникацию находят ответ, получает ли он возможность отве­тить, и т. д.



Когда имеет смысл бить тревогу? Что еще важно для развития речи?

Очень важно наблюдать за развитием речи малыша. Как мы уже го­ворили, речь начинает развиваться не тогда, когда ребенок начинает использовать слова, а гораздо раньше.

Когда и кому нужен логопед?

Раньше бытовало мнение, что логопед в основном занимается пра- вильной постановкой звуков, следовательно, ребенку, который пока еще не говорит, логопед не нужен.

Во многих странах логопеды начинают работать с очень маленьки- ми детьми, например помогают нормализовать кормление (сосание и



Глава 14. Развитие речи у детей

Телевизор помогает или препятствует развитию речи?




глотание в отделении интенсивной терапии или реанимации новорож­денных, где находятся недоношенные дети и дети с различными нару­шениями здоровья).

Логопеды также помогают семьям, в которых появились дети с осо­быми потребностями (дети с нарушениями зрения и слуха, дети с гене­тическими синдромами, например синдромом Дауна, дети с двигатель­ными нарушениями и повреждениями мозга) или аутизмом. В данном случае задача логопеда (специалиста по коммуникации или раннему развитию) состоит в том, чтобы с самого начала нормализовать про­цесс взаимодействия с малышом, помочь родителям распознавать сигналы их ребенка. В дальнейшем логопед будет не только способ­ствовать развитию речи ребенка, но и учить родителей и ребенка ис­пользовать дополнительные средства коммуникации (жесты, картинки или специальные речевые устройства).

Мы уже рассматривали формирование нейронных связей в мозге новорожденного ребенка. Для того чтобы эти связи сформировались правильно и оставались устойчивыми, необходимо неоднократное по­вторение опыта, полученного малышом. Не случайно пословица гласит: «Повторение — мать учения». Если у ребенка есть трудности в развитии речи либо из-за его состояния существует риск появления таких труд­ностей, то участие логопеда является очень важным. При этом не сто­ит рассчитывать на то, что занятий с логопедом, даже если это очень высококвалифицированный специалист и встречи с ним проводятся не­сколько раз в неделю, будет достаточно для того, чтобы речь малыша развивалась хорошо и правильно.

Ребенок учится всему в непосредственном общении с родителями и окружающим миром. Поэтому задача логопеда при работе с детьми раннего возраста состоит скорее не в том, чтобы собственно «позани­маться с ребенком», а в том, чтобы показать его близким, как строить общение, как включать развивающие задания в повседневную жизнь ребенка. Важной задачей логопеда также является оценка развития ре­чи ребенка: есть ли трудности и если есть, то какие, и как с ними справ­ляться.

Логопед также может подсказать родителям, как заниматься с ре­бенком простой и забавной артикуляционной гимнастикой. Это далеко не всегда сложные манипуляции с использованием резиновых перчаток и шпателя, которые очень не нравятся маленьким детям. Артикуляци­онная гимнастика может включать обучение ребенка жеванию твердой пищи, которая его привлекает, имитацию выражения лица взросло-

го (надувание щек, складывание губ в трубочку и т. д.), высовывание языка, слизывание капелек варенья с уголков губ («как делает киска») и многое другое. Специалист также может подсказать, в какие игры играть с малышом, как работать над развитием правильного дыхания (дуть в трубочку, дудку, дуть на воду или кусочки ваты, выдувать мыль­ные пузыри и т. д.).

Маленькие дети лучше всего учатся, когда играют. Поэтому наибо­лее полезны для них занятия, проводимые в приятной игровой форме, а также включение этих занятий в обычную жизнь ребенка (во время еды, купания, прогулки). Помните, по-настоящему эффективными являются только те занятия, которые включены в повседневную жизнь ребенка и семьи, когда все взрослые, окружающие ребенка, знают, в чем заклю­чаются задачи развития и какие формы коммуникации лучше использо­вать с ребенком.

Телевизор помогает или препятствует развитию речи?

Специальная еда для развития речи ребенка? - student2.ru

Представить современную жизнь без телевизора довольно трудно. Те­левизор теперь есть практически в каждой семье, а чаще всего в доме не один, а несколько телевизоров (на­пример, в комнате и на кухне).

Раньше считалось, что детям вред­но смотреть телевизор «из-за глаз», то есть это может негативно отразить­ся на их зрении. Однако, к счастью, со­временные экраны уже не столь вред­ны для глаз ребенка и практически не оказывают вредного воздействия на зрение. Но есть другая опасность. Ре­бенок в раннем возрасте только учит­ся выделять важные для него сигналы из окружающего мира. Слишком мно­го шума и мелькания могут приводить

Глава 14. Развитие речи у детей|

Двуязычные семьи





к сенсорной перегрузке и к тому, что ребенку будет трудно сосредото- чивать внимпние на общении с близкими людьми. А это,-в свою очередь, может негативно сказываться на развитии речи и внимания малыша.

Некоторым родителям проще кормить ребенка, который «уставил­ся» в телевизор. Иногда это действительно так, но, как мы говорили, раньше, кормление — это тоже важная составляющая коммуникации. И желательно, чтобы при кормлении ребенок обращал внимание на то­го, кто его кормит, а не на то, что происходит на экране телевизора.

Оглянитесь вокруг и подумайте, не мешает ли «вечно бубнящий» те­левизор или радио вашему общению с малышом.

Влияние компьютера на развитие речи

Компьютеры становятся неотъемлемой частью современного об­раза жизни и имеются практически в каждой семье. Мониторы стали более безопасными для зрения человека. Появляются игровые и раз­вивающие программы для самых маленьких. Уже никого не удивишь двухлетним ребенком, ловко водящим компьютерной мышкой, и мно­гие родители задаются вопросами: «Полезен ли компьютер для моего ребенка? Дает ли этот опыт что-то для его развития? Не мешает ли раз­витию речи?»

Компьютер значительно лучше телевизора для развития ребенка и неплохо расширяет его опыт, если подобрать подходящие по возрасту развивающие компьютерные игры. Однако все хорошо в меру. Нельзя лишать ребенка человеческого общения и полагаться только на ком­пьютер, так же как нельзя полагаться на любую другую игрушку, — ка­кой бы интересной ни была игрушка, она по-настоящему учит чему-либо только тогда, когда вокруг нее строится коммуникация с другими людьми.

Задумайтесь над тем, что сделало компьютер по-настоящему по­пулярным среди взрослых. В первую очередь это, конечно, возмож­ность общаться с другими людьми через Интернет (до появления такой функции компьютер представлял собой нечто среднее между печатной машинкой и игровой приставкой). Поэтому старайтесь делать так, что­бы «общение» ребенка с техникой было лишь еще одним поводом для интересного совместного занятия с вами.

Есть ли лекарства для развития речи?

Станете ли вы принимать таблетки или делать себе уколы, если вам необходимо срочно выучить иностранный язык? Скорее всего, ответ будет отрицательным. То же самое относится и к детям.

Современная медицина имеет очень большие возможности. Совре­менные технологии позволяют восстановить или существенно улучшить утраченные зрение и слух, вылечить многие заболевания, которые рань­ше казались неизлечимыми. Однако, к сожалению, специальной «вол­шебной» таблетки для развития речи пока еще не придумано. Есть ме­дикаменты, улучшающие мозговое кровообращение, но для лечения маленьких детей они используются далеко не во всех странах; кроме того, их непосредственное влияние на развитие языка и речи не доказа­но и подвергается серьезным сомнениям многими исследователями.

Речь — очень сложный процесс, который включает и желание всту­пать в коммуникацию, и умение произносить звуки, и способность кон­центрировать внимание, и многое другое. Поэтому таблетку, улучша­ющую развитие речи, на сегодняшнем уровне развития медицинской науки создать невозможно.

Однако помогать детям, у которых есть трудности в развитии речи, можно, нужно и очень важно! Использование современных методов и технологий обучения приводит к очень хорошим результатам у многих детей, особенно если в процессе участвует не только ребенок, но и вся его семья, а занятия включаются в повседневную жизнь и рутинные ак­тивности.

Двуязычные семьи

Исследования показывают, что у детей в двуязычных семьях речь вначале развивается чуть медленнее, чем в одноязычных семьях. Одна­ко к возрасту 3—4 лет такие дети обычно догоняют своих сверстников в развитии речи; кроме того, они успешно используют оба языка.

Исследования также показывают важность использования мамой (или другим ухаживающим взрослым) в разговоре с малышом своего родного языка. Так ей будет проще общаться с малышом, и процесс об­щения будет происходить максимально естественным образом. В пре-




Глава 14. Развитяеречиудетей



дыдущих главах книги мы рассматривали особенности материнской речи (ее темп, мелодику и т. д.). Говорить так на языке, который не яв­ляется родным, довольно сложно, и это может отражаться на качестве взаимодействия. Если другие члены семьи общаются на другом язы^е, ребенок все равно освоит этот язык, поскольку все дети учатся тому, что их окружает.

Глава 13.

Приучение к горшку — вопрос деликатный

Когда и как приучать ребенка к горшку — важный вопрос для роди­телей. Многие из современных родителей росли тогда, когда об одно­разовых подгузниках (памперсах) еще никто и не слышал, поэтому ча­сто им трудно использовать опыт своих мам и бабушек.

Некоторым мамам кажется, что их дети начинают проситься на гор­шок с шести месяцев и даже раньше и что ребенка имеет смысл при­учать к горшку чуть ли не самого рождения. Однако это не совсем так.

Когда мочевой пузырь или кишечник младенца переполнен, он ис­пытывает дискомфорт, который выражается в плаче или хныканье. Чув­ствительная мама, которая все время находится рядом, быстро учится различать значение плача своего малыша: так он плачет, когда голоден, так — когда хочет спать, а так — когда мокрый, и т. д. И маме начина­ет казаться, что малыш намеренно просится в туалет. На самом же деле это просто означает, что чувствительная мама «ловит» выражение дис­комфорта, который проходит после того, как опорожняется мочевой пузырь или кишечник. Самостоятельно контролировать сфинктеры ма­ленькие дети в возрасте до одного года не могут. Они ведь даже не мо­гут пока хорошо контролировать свое тело, чтобы самостоятельно хо­дить, так что приучение к горшку в младенчестве — это скорее навык мамы, нежели малыша.

Наносят ли детям вред подгузники?

Миф о подгузниках Ns 1. Подгузники Вредны для репродуктивно­го здоровья.

Сторонники этой идеи считают, что мокрый подгузник, в котором находится ребенок, создает «парниковый эффект», что может навре­дить репродуктивному здоровью ребенка, особенно мальчика. НИКА­КИХ научных подтверждений этому предрассудку нет.

Да, действительно, подгузники нужно регулярно менять! Если ма­лыш целый день находится в одном и том же подгузнике, это действи­тельно вредно, так как на его коже может возникнуть опрелость.



Глава 15. Приучение к горшку — вопрос деликатный

С чего начать приучение к горшку?




Конечно, необходимо учитывать, что все исследования производи­лись лишь с продукцией известных производителей и, наверное, нуж­но придерживаться простых принципов при покупке подгузников, таких же, каких вы придерживаетесь, покупая все остальное: обращайте вни­мание на то, сертифицирован ли продукт и насколько известен произ­водитель.

Современные подгузники изготавливают из материалов, которые хорошо впитывают влагу, и если их вовремя менять, никакого вреда ре­бенку нанести невозможно.

Миф о подгузниках N° 2. Ребенок, который находится в подгуз­никах, не сможет самостоятельно проситься на горшок или на­учится это делать слишком поздно.

Все зависит от родителей (или взрослых, их заменяющих). До опре­деленного возраста малыш все равно не сможет самостоятельно поль­зоваться горшком. Но в возрасте после полутора лет можно предлагать ребенку горшок, например утром или после дневного сна, когда малыш проснулся сухим. Не забывайте сразу же похвалить ребенка, если он сделал то, что от него ожидается. Детям нравится, когда их хвалят, им также нравится делать что-то самостоятельно. Если ребенок все время находится в подгузнике и никогда не видел горшка, ему действительно поначалу будет трудно понять, что с ним делать.

Уходя от использования подгузников, постарайтесь быть стабиль­ными и не слишком навязчивыми. Приучение к горшку занимает время, и это должно быть постепенным. Самое главное — постарайтесь, чтобы это не стало «вашей проблемой», когда вы начнете бегать за ребенком с горшком в руках, а он будет уверен, что раз это так нужно взрослым, нужно все делать наоборот или что это «такая веселая игра».

Наши рекомендации