Что значит для новорожденного ребенка время, проведенное отдельно от родителей?
Мы не говорим о том, чтобы оставить новорожденного малыша в детском саду, — для этого он еще слишком мал. Мы даже не предлагаем оставить малыша в другой комнате. Мы имеем в виду, что младенец должен быть способен оставаться один даже в вашем присутствии, так же как и вы остаетесь наедине с собой и со своими мыслями рядом с ребенком. Действительно, малыш спокоен, когда его мама просто находится возле него.
С момента рождения ребенок становится отдельным существом и вместо физической связи с мамой, существо-
Глава 10. Время не вместе
Взрослый — спасительный якорь...
вавшей во время беременности, теперь малышу нужно установить эмоциональные отношения с близкими людьми. Малыш находится вместе с мамой и папой с первых часов своей жизни в родильном доме, и его задача — развивать отношения привязанности с ними и делать все возможное, чтобы взрослые начали привязываться к нему.
Когда наши предки были кочевниками и много передвигались, было очень важно не оставлять младенца одного, чтобы его не забыли и не потеряли во время переходов. Поэтому они носили своих малышей на себе, как это делают человекообразные обезьяны. Остаться без матери означало в те времена верную смерть. Человеческий детеныш рождается слишком беспомощным, он физически не в состоянии повиснуть на своей маме, как детеныш обезьяны, поэтому не быть оставленным и забытым для него жизненно важно.
У младенцев есть специальные навыки для привлечения внимания взрослых, чтобы они взяли их на руки, — это улыбка, гуление, взгляд. Но матери не всегда находятся рядом, иногда не могут или не хотят брать ребенка на руки, и тогда младенцы начинают плакать, чтобы мама обратила на них свое внимание.
Взрослый - спасительный якорь в бушующем море новых ощущений
Малыш начинает свое существование, будучи частью тела своей матери, затем он становится физически независимым (отдельным), и его окружает целый мир с огромным количеством стимулов. Пока младенец находился в утробе матери, ему было не на что смотреть и было слишком тесно, чтобы свободно двигать руками и ногами. После появления на свет малышу предстоит узнать, что представляют собой его тело, руки и ноги, которых он раньше не видел, а также понять, что значит видеть и слышать. В моменты, когда малыш еще не слишком устал, ему необходимо в некоторой степени контролировать то, что происходит вокруг.
До рождения младенцу не приходилось справляться с таким большим количеством поступающей к нему информации. Чтобы обратить внимание на взрослого, ребенку приходится отвлекаться от множества других стимулов, зачастую ярких и громких. Малышу не всегда удается
это сделать, также как и взрослым не всегда удается сконцентрироваться на чем-то одном, пусть и очень важном. Известно, что новизна и яркость часто привлекает наше внимание, отвлекая от повседневных дел, поэтому не удивляйтесь, если ваш малыш не может удерживать внимание на каком-либо объекте так долго, как вам бы этого хотелось.
Новорожденный ребенок пока еще слишком зависим, он нуждается во взрослом как в якоре в этом новом незнакомом мире. Но прежде чем начать изучать мир, младенцу предстоит поближе узнать своих родителей.
В первые дни жизни ребенка время летит очень быстро. Его родители учатся дозировать стимуляцию, поступающую к ребенку, — то уменьшая, то увеличивая ее интенсивность. Они меняют интонацию голоса, поют песенки, предлагают игрушки, купают, качают малыша и т. д. Это дозирование стимулов необходимо, чтобы дать ребенку возможность сосредоточится на главном в каждый момент времени, и помочь научиться контролировать сигналы, в большом количестве поступающие от окружения.
Вы можете облегчить малышу эту нелегкую задачу, если поймете, с чем ему приходится справляться, и защитите его от переутомления, поскольку новорожденные дети действительно легко могут переутомиться.
Иногда младенцам не хватает внимания взрослых, но бывает и так, что они получают больше стимуляции, чем способны вынести. Это могут быть, например, незнакомые лица, бабушки и дедушки, гости, которые подходят слишком близко к малышу, издавая при этом громкие незнакомые звуки. Родителям и особенно другим взрослым иногда так хочется получить ответ от ребенка, что они не замечают его утомления и не дают ему возможности отдохнуть и успокоиться. Ведь он только недавно находился там, где он ничего не видел, а звуки, которые он слышал, не были связаны со зрительными образами. И хотя младенцам так нравится смотреть на лица, у вашего новорожденного малыша еще не было достаточно времени, чтобы хорошо узнать ваше лицо.
Овладев некоторыми способностями контролировать собственное тело и регулировать поток многочисленных поступающих к нему стимулов, младенец начинает все больше и больше искать вашего внимания и подавать вам сигналы, что он готов к общению. Общение очень нравится малышам, и со временем они пытаются делать его все более продолжительным. Мамам и папам тоже кажется, что это очень увлекательно, и они учатся подстраивать собственный ритм жизни к своему ребенку
Глава 10. Время не вместе
Привязанность — основа формирования независимости
таким образом, чтобы оставаться постоянно доступными для него. По мнению Т. Бразлетона (Т. Brazleton), это и есть проявление любви матери к ребенку.
Примерно до четырехмесячного возраста родители направляют ребенка и лидируют в общении. Но к четырем месяцам малыш уже приобретает некоторые умения и навыки, которые дают ему возможность развивать все большую самостоятельность и самому «вести диалог». К этому времени мама уже идеально научилась отвечать на сигналы своего ребенка и теперь осваивает ритм взаимодействия. Постепенно она учится видеть, что, если она обращается к малышу не вовремя, он может отвернуться (обычно посмотрев на свою ножку). Для мамы поначалу это может быть нелегко, она может почувствовать себя отвергнутой. Но вы должны понимать, что малыш не отвергает вас. Такое поведение ребенка в данной ситуации — важная ступень в его развитии в целом и шаг в развитии независимости в частности, который он может сделать только в вашем присутствии. Помните, что, даже если он отвернулся, ваше присутствие все равно необходимо для него. Ваша роль состоит в том, чтобы принять развивающуюся независимость ребенка, но вы остаетесь для него таким же важным человеком, как и раньше.
Дети изучают мир самостоятельно,
не полагаясь на чужой опыт
У детей с самого раннего возраста есть потребность изучать окружающий мир. Они учатся, исследуя.
Если понаблюдать за младенцем, когда он бодрствует, можно заметить, как он исследует свое окружение. Вначале он манипулирует объектами, которые находятся в поле досягаемости: стучит по ним, исследует их ртом, разглядывает и т. д. Затем, когда малыш становится более мобильным и приобретает новые навыки, он делает намного больше: бросает предметы, ищет частично спрятанное, вертится на животе в поисках потерявшейся игрушки, пытается ползти и т. д.
Если у малыша недостаточно возможностей для исследования, он хуже сможет понять мир вокруг себя. Дети изучают мир сами, не полагаясь на чужой опыт, следовательно, они должны самостоятельно совершить все ошибки. Иногда эти исследования могут быть весьма
опасными, и дети даже могут нанести себе вред, поэтому задача взрослых - создать для ребенка такую среду, которая стимулировала бы его развитие и являлась при этом безопасной. Необходимо убрать все мелкие предметы, чтобы ребенок случайно не проглотил их, создать ему возможность учиться ползать на полу, а не на диване, чтобы он не упал, и т. д.
Однако мелкие неприятности, такие как ссадины или ушибы, практически неизбежны в процессе развития, потому что ребенок не может научиться ходить и хорошо балансировать, не набив ни одной шишки.
Только много позже, когда человек становится старше, он может учиться на ошибках других людей, и это помогает ему избежать собственных ошибок.
Привязанность - основа формирования независимости
Жизнь с новорожденным младенцем может быть приятным и удивительным опытом. Вы постоянно наблюдаете, как он растет и развивает новые способности, учится новым движениям и звукам. Ему необходимы эти способности, чтобы успешно адаптироваться в окружающем мире. И все это время вы находитесь рядом с малышом.
Однако все родители ожидают, что ребенок со временем станет независимым. Что это означает?
Быть независимым — не значит быть совсем не связанным с другими людьми и отгороженным от всех. Независимый человек подстраивается под членов своей семьи, получает удовольствие от компании друзей и может быть членом команды на работе. Но человек должен нести ответственность за себя и свои поступки, осознавать свои действия и самостоятельно справляться с большей частью трудностей, которые преподносит ему жизнь.
Ваш ребенок, конечно же, не сразу расстанется с детством и войдет в этот мир независимым человеком. Даже окончание школы или университета не означает, что автоматически ребенок стал взрослым независимым человеком. Путь к независимости — это процесс, который начинается с самого раннего детства, когда малыш учится манипулировать объектами и исследовать мир, будучи полностью зависимым от
Глава 10. Время не вместе
Привязанность — основа формирования независимости
своих родителей. Вначале появляется привязанность к родителям, и эта привязанность является основой для формирования независи- мости.
У независимого человека должна быть способность оставаться на- едине с самим собой. Эта способность возникает не потому, что роди- тели отправляют малыша одного спать в свою комнату, а потому, что ребенок получает опыт ощущения безопасности в присутствии мамы и папы, которые всегда доступны и могут защитить.
Сначала малыш учится быть один в присутствии родителей, например играя со своими игрушками или просто находясь в другой комнате. Но только зная, что родители всегда доступны, малыш может чувствовать себя в безопасности, и это дает ему возможность учиться быть одному. Малышу нужны мама или папа или бабушки и дедушки, с которыми он чувствует себя в безопасности и может находиться рядом, чтобы исследовать окружающий мир или просто расслабиться.
Даже если ребенок не подает виду, что знает о вашем присутствии, он все равно чувствует его. С самого раннего возраста малышу для развития нужна определенная степень «одиночества». Если вы даете малышу такую возможность, это не означает, что вы пренебрегаете им, — вы лишь реагируете на его потребности в развитии.
Быть в одиночестве бессмысленно, если на первом месте не стоит привязанность. Для людей, выросших без родителей или других людей, с которыми можно было развивать привязанность, «быть в одиночестве» не имеет никакого смысла. Это все равно что идти «из ниоткуда в никуда».
Большинству людей обязательно присутствие другого близкого человека, когда они делают что-то новое или трудное. Новорожденный малыш почти постоянно нуждается в близких людях, за исключением коротких моментов. Все вокруг него является новым, и ему это новое нужно исследовать и открывать для себя. Если малыш будет постоянно привязан к своей матери, он никогда не сможет понять окружающий мир и хорошо развить свои способности. А без определенной сте ни независимости он не сможет успешно развивать отношения с другими людьми.
Родителям также необходимо время, чтобы побыть наедине с собой, но они все равно осознают присутствие своего малыша, даже если он не находится в поле их зрения. Вы можете ощущать беспокойство, но, зная, чем занят ребенок, вы сможете справиться с этой тревогой, сдержать ее внутри себя. Вам не надо бросаться к малышу, чтобы удо-
стовериться — все ли с ним в порядке. Если вы знаете, на что способен малыш на своем уровне развития, вы легко поймете, когда его нужно проверить.
Когда ребенок становится более мобильным (учится независимо передвигаться — сначала ползать, а потом ходить), вопрос о том, оставлять ли его в комнате одного, становится вопросом безопасности. Например, это может зависеть от того, насколько безопасной является мебель в комнате, и т. д. Стоит задуматься о том, насколько безопасен для малыша ваш дом. Если все в порядке, вы можете расслабиться. Электрические розетки должны быть защищены от детей, и если ребенок уже может забираться на мебель, нужно позаботиться о том, чтобы он не упал, и на него ничего не перевернулось. Чайник, утюг, окна, какие-либо ядовитые жидкости должны быть недосягаемы для ребенка. К сожалению, нельзя сделать жизнь ребенка абсолютно безопасной и, несмотря на всю родительскую заботу, дети все равно падают, ушибаются и иногда могут пораниться.
Если вы уверены, что наиболее опасные предметы под контролем, вы можете найти разумный баланс между безопасностью ребенка и его потребностью в исследовании.
Некоторые родители предпочитают, чтобы дети смотрели телевизор, когда они сами заняты домашними делами. Пока дети заняты телевизором, они сидят спокойно и не делают ничего опасного, но это не помогает им развивать любопытство и пополнять словарный запас. А информация, которую дети получают, смотря телевизор, не всегда имеет отношение к действительности, что может удивлять ребенка, но, скорее всего, не поможет ему жить в реальном мире.
Когда ребенок научился забираться выше — к шкафам и полкам, появляются новые опасности. Дети видят, как взрослые глотают таблетки, пьют что-то из пузырьков и бутылок, и они могут добраться до лекарств или бутылок и попытаться сдела-r f же самое. Пространство, исследуемое детьми, с возрастом расш,:; t .ся. Например, пруд или лужа с водой очень привлекают годовалых и двухлетних детей, и нужно внимательно наблюдать за ребенком, если он находится у воды.
Проявления привязанности со временем меняются, и потребность в постоянном присутствии родителей уменьшается. Ребенок начинает получать все больше пользы, находясь без родителей более длительное время. Продолжительность разлуки должна соответствовать уровню развития ребенка. Но определить, как долго малыш может оставаться без родителей, — трудная задача. Приходится все время
Глава 10. Время не вместе
Привязанность — основа формирования независимости
сравнивать получаемую выгоду и возможный риск. Несмотря на то что родители могут немного расслабиться, когда ребенок стал старше и приобрел определенный опыт, им все равно приходится оценивать степень риска в каждой новой ситуации, в том числе и в подростковом возрасте.
С помощью родителей ребенок должен понять, что существуют определенные ограничения. Он может противиться им, но ему все равно придется согласиться с этими ограничениями. Только став взрослым, он сможет самостоятельно делать выбор, например употреблять ли алкоголь, прежде чем сесть за руль. Но и это решение будет базироваться на суждениях родителей, которые внушались ему с детства и связаны с их оценкой степени риска.
Если все хорошо и привязанность сформирована, то ребенок остается связанным с родителями невидимой эластичной нитью. Когда он еще совсем маленький, эта нить очень короткая, но, по мере того как он взрослеет, нить становится все длиннее и длиннее. Эта невидимая нить незримо остается с человеком в течение всей его жизни. Иногда ребенок сопротивляется такому положению вещей, например он желает быть где угодно, только не там, где вы хотите (дома или в своей кровати). Это проявление оппозиции, а не попытка отделиться от вас. Ребенку, который протестует, важно, чтобы вы были рядом, он спорит с вами. Что он получает, устраивая подобный мятеж против родителей?
Достижение независимости редко проходит легко. Например, малыш в возрасте 6 месяцев не проявляет признаков беспокойства, находясь на руках у незнакомого человека. Но позже, когда ему уже около 12 месяцев, незнакомцы вызывают у него сильное беспокойство, и он начинает сопротивляться и плакать, желая опять оказаться на руках у мамы или папы, и быстро успокаивается, получая требуемое. В возрасте 7—9 лет у ребенка, который раньше был вполне уверен в себе, могут появиться страхи (особенно по ночам). О детских страхах вы можете больше узнать в главе 16.
Итак, мы считаем, что для развития ребенка полезно иногда оставаться наедине с самим собой. Детям (подросткам в том числе) проще, если это происходит по их желанию и они могут все контролировать. Например, если дети могут в любое время сами отойти (отползти или отбежать) от своих родителей. Но ребенку труднее, если оставляют его. Если инициатором разлуки является взрослый, ребенку важно знать, что его не оставят на время, дольше которого он способен быть один, не испытывая сильной тревоги.
Способность ребенка проводить время отдельно от родителей может быть разной, так же как существуют и разные типы привязанности. Когда мы говорим о ребенке, который хочет уйти из дома, чтобы поиграть с друзьями, мы обычно имеем в виду ребенка с безопасной (надежной) привязанностью. Но есть много детей, которые не чувствуют себя в полной безопасности даже тогда, когда взрослым кажется, что нет причин для беспокойства. Если маленький ребенок чувствует, что его привязанности к родителям что-то угрожает, он, вероятно, будет «цепляться» за них, а ребенок более старшего возраста может испытывать страх перед школой и испытывать трудности с обучением. Подробнее типы привязанности рассматриваются в главе 4.
Ребенок, скорее всего, не осознает причины своего страха. Он справится с этими страхами быстрее, если вы проявите понимание, даже если страхи ребенка вам не вполне понятны и кажутся чепухой. Лучший способ справиться с ними — развивать уверенность ребенка в себе, делая маленькие шаги с целью убедить его в том, что разлука с вами не всегда приводит к сильному беспокойству и тревоге. Важно также, чтобы ребенок не сомневался в том, что, несмотря на его успехи и трудности, вы все поймете, простите и примете. Уверенность ребенка в том, что ваша любовь не зависит от успехов или мелких неудач в учебе и отношениях с другими людьми, — самое главное в борьбе с детскими страхами.
Время отхода ко сну может стать временем, когда ребенок испытывает страх, включая страх остаться одному без родителей. Родителям иногда трудно решить, что делать — уступить ребенку и отложить время сна или проявить настойчивость и постараться показать ребенку, что это совсем не страшно. На самом деле не так важно, как вы поступите в данной ситуации, главное, чтобы ваши решения не были слишком поспешными и не противоречили друг другу.
Засыпая в кроватке, малыш должен быть уверен, что родители продолжают контролировать ситуацию, и его окружение остается безопасным. Но это возможно, только если малыша окружают любовь и доверие. Эта уверенность как колыбельная песня, которая баюкает малыша, окруженного родительской заботой.
Иногда случается, что малышу приходится переживать разлуку с основным ухаживающим за ним человеком. В некоторых случаях этой разлуки избежать невозможно, например, когда мама ложится в родильный дом, ожидая появления следующего ребенка. Для малыша это означает расставание с человеком, который был для него источником
Глава 10. Время не вмест^
Привязанность — основа формирования независимости
безопасности и проводником в окружающем мире. Если вы знаете, что ребенку скоро предстоит пережить такую разлуку, важно его подготовить, чтобы он как можно меньше расстраивался. Но, поскольку малыш еще не очень хорошо понимает значение слов, это возможно лишь до определенной степени. Очень трудно объяснить полуторагодовалому ребенку, что мама будет в больнице всего несколько дней, ведь в этом возрасте у детей еще нет понимания времени.
Важно, чтобы у ребенка на время разлуки с мамой осталось как можно больше связей с его привычным окружением, членами семьи и знакомыми людьми. Если малыш на этот период не может остаться дома, то о нем должны заботиться знакомые ему люди. Хорошо, если он сможет навещать свою маму. При продолжительной разлуке без сохранения этих важных связей малыш может испугаться, что мама уже никогда не вернется. Он будет чувствовать себя беспомощным. Ребенок, которому ничего не объяснили, может с ужасом думать, что его мама умерла.
Несмотря на все объяснения, малыш, который слишком долго находится в разлуке с близким человеком, чувствует себя отвергнутым, и это очень больно для него. При длительной разлуке малышу может потребоваться много времени, чтобы преодолеть свою боль и вновь поверить, что его больше не оставят. Ребенку проще справиться с разлукой, если у него есть какой-то предмет, вещь, к которой он привязан и которая его успокаивает. Это может быть мягкая игрушка или его старое одеяльце. Не у всех детей есть такая вещь, но если она есть, ребенку легче справляться с тревогой, особенно перед тем, как уснуть. И если этот предмет утерян (или постиран, отчего уже пахнет по-другому), это может очень расстроить ребенка.
Бывают периоды, когда мама эмоционально недоступна для своего ребенка, несмотря на свое физическое присутствие, особенно если она находится в состоянии послеродовой депрессии. Это может быть очень болезненно как для мамы, так и для ребенка. Ребенок, чья мама находится в депрессии, обычно предпринимает активные попытки для привлечения ее внимания, но если она не способна в данный момент ответить, эти попытки могут иметь противоположный эффект, и женщина лишь еще больше замкнется, и может даже отругать или отшлепать ребенка.
У каждого родителя есть собственный опыт переживания разлуки со своим ребенком, который может влиять на его самочувствие. Больше всего повезло тем людям, которые, прежде чем расстаться с домом и семьей, были хорошо подготовлены к этому, сделали это в то время,
которое сами выбрали, и были уверены в том, что всегда могут вернуться и получить поддержку. У других людей это случилось тогда, когда они были к этому совсем не готовы.
Между этими противоположными полюсами существует масса вариаций. Так, у многих людей не было семьи, которая с самого начала давала им чувство безопасности, а разлуки сопровождались тревогой о том, что им сложно будет вернуться и попросить о помощи. Для кого-то сама идея возможной самостоятельности и автономии воспринималась их родителями как отвержение.
Каким бы ни был у человека детский опыт, он влияет на его понимание и переживание разлуки и на то, как он строит отношения с близкими людьми. Что вы чувствуете, если ваш супруг собирается провести вечер с друзьями или уехать на время в другой город? А как вы реагируете, когда ваш ребенок собирается после детского сада пойти в гости к своему другу? Люди, чей детский опыт был безопасен, подобные ситуации воспринимают просто — как возможность встретиться с друзьями или спокойно провести вечер наедине с собой. У других людей, чье детство было не столь безопасным, даже такие рядовые события могут вызывать тревогу.
В семье, где появляется ребенок, у супругов может быть довольно разный детский опыт, что влияет на их представления о том, какая степень автономии приемлема для их ребенка. В этом случае нужно постараться понять, что нет абсолютно правильных и неправильных мнений по этому поводу и что переживание разлуки тесно связано с детским опытом родителей. Даже если этот опыт и чувства далеки от желаемых, их все равно стоит учитывать.
Подводя итог, можно сказать, что чувство безопасности является очень важным для умения оставаться наедине с самим собой и переносить разлуку с близкими. Оно дает ребенку уверенность в том, что его любят и принимают. Конечно, взрослые тоже нуждаются в максимальной безопасности, чтобы помочь своему ребенку развивать самостоятельность и автономию. Если родители сами не чувствуют себя в безопасности, они должны постараться это понять и принять, а не игнорировать данный факт.
Еще одна важная вещь — это постепенность. Развитие самостоятельности — долгий процесс, который происходит в темпе, соответствующем развитию ребенка. Конечно, не все шаги делаются постепенно, например, переход к школьному обучению осуществляется довольно быстро, но и он требует определенного подготовительного периода.
Глава 10. Время не вместе
Насколько это возможно, дети должны делать шаги в направлении самостоятельности только тогда, когда они к этому готовы, чтобы не попасть в сложную и опасную для них ситуацию (например, пойти в детский сад, не будучи готовыми к этому). Когда придет время, любовь и поддержка родителей помогут малышу справиться со всеми трудностями.
A I