Представления о себе ребенка с надежной привязанностью

«Ямогу доверять моему воспитателю заботиться обо мне, по-
этому пюдям вообще-то можно доверять».

«Я стою любви, потому что меня любят».

«Мир — место, в котором обо мне заботятся и не бросят меня одного»

«Я буду действовать с новыми воспитателями так, как будто я ожидаю, что они будут меня любить».



Глава 4. Развитие привязанности, или Чего хотят маленькие дет

Ненадежная привязанность




Наличие надежной привязанности означает уверенность ребенка в том, что близкий взрослый (психологи еще называют его фигурой при- вязанности) максимально доступен и отзывчив и в конечном итоге, ког- да это необходимо, обеспечит защиту. Это принимается как само собой разумеющееся и присутствует бессознательно в каждом человеке в те- чение всей последующей жизни. Дети с надежной привязанностью в раннем детстве получают опыт уверенности в том, что о них всегда помнят, и готовы прийти на помощь и они не останутся наедине со своими чувствами и эмоциями. В дальнейшем ребенку с надежной привязанностью не придется ис- ходиться в крике или вести себя провоцирующе для того, чтобы «фигура привязанности» откликнулась на его потребности в теплоте и успокоении. Родитель, который способен обеспечить такую заботу, будет рассматриваться ребенком как «надежная база», и ребенок сможе свободно исследовать мир эмоций и физический мир, зная, что родитель будет эмоционально доступен в качестве «безопасной гавани» когда это потребуется. Однако так происходит не всегда. Некоторые взрослые испытыва- ют серьезные трудности в построении отношений с ребенком, не всегда терпеливы и последовательны, не всегда отзываются на сигналы ребен- ка, могут испытывать раздражение или находиться в депрессии. Ча- сто на формирование привязанности сильно влияет собственный опыт взрослого — его детские впечатления и переживания от взаимодей- ствия с близким человеком в младенчестве. В таких случаях принято го- ворить, что у ребенка развивается ненадежная привязанность.

Ненадежная привязанность Ненадежная привязанность - общее название явления, которое объединяет в себе насколько типов. Ненадежная привязанность имеет два основных типа: избегающая привязанность и сопротивляющая- ся (амбивалентная) привязанность. Наличие ненадежной привязанности (иногда психологи еще на- зывают ее тревожной] означает неуверенность ребенка в том, что на взрослого, который о нем заботится, можно положиться и что он пре- доставит столько защиты и утешения, сколько необходимо для удо- влетворения физической и психологической безопасности.

При ненадежныхотношениях дети приспосабливают свое поведе-

ние таким образом, чтобы оно лучше соответствовало «зоне комфор- та» родителя. Ребенок также формирует свое восприятие собственно-

го «Я» в том ракурсе, который требуется родителю.

Ненадежная привязанность не означает, что ребенок подвергается побоям и насилию.

У детей, проживающих в полностью неадекватных условиях или

подвергающихся насилию, формируется гораздо более опасная, так называемая дезорганизованная привязанность. Дезорганизованная привязанность является серьезной опасностью для психического здо- ровья ребенка, его способности строить отношения с людьми, контро- лировать собственное поведение и учиться чему-то новому.

Психологи предполагают, что дети, имеющие тот или иной тип не- надежной привязанности, получали разные уход и заботу. Рассмотрим основные различия между типами ненадежной привязанности.

Избегающая привязанность

Избегающая привязанность формируется у детей, родители кото- рых чересчур требовательны, не всегда отзывчивы, не приветствуют проявление чувств и поощряют самостоятельность во всем.

Представления о себе ребенка с избегающей привязанностью

«От моего воспитателя можно ожидать, что он НЕ будет за- ботиться обо мне, поэтому другим тоже нельзя доверять».

«Я не достоин любви, потому что меня не любят».

«Я не буду даже просить моего воспитателя заботиться обо мне. Близкие отношения не срабатывают».

«Если я покажу свои потребности, меня, скорее всего, отверг- нут поэтому надо быть самостоятельным».

«Я буду защищаться от проявления чувств и прятать свои чув- ства».

Наши рекомендации