Ребенок с сопротивляющейся (амбивалентной) привязанностью

Мама (или человек, который заботится о ребенке) непоследова-

тельна, непредсказуема или хаотична. Проявляет свою любовь и вни-

мание, но не всегда реагирует на потребности ребенка. Склонна чаще

обращать внимание на ребенка тогда, когда он плачет, сердится или

сильно испуган, зачастую не замечая потребностей ребенка, который

находится в спокойном состоянии.

Общий характер поведения. Ребенок много плачет. Цепляется и требователен. Часто сердится. Его расстраивают даже небольшие раз- луки. Хронически тревожится в отношении матери. Ограничен в иссле- довании окружающего мира.

В детском саду. Капризничает и часто сильно тревожится. Незре­лый, чрезмерно зависит от взрослых. Может стать жертвой, которую обижают. Воспитатели либо балуют таких детей, либо сердятся.




Глава 4. Развитие привязанности, или Чего хотят маленькие дети? Привязанность и умение контролировать свои эмоции




При помещении в другую семью (усыновление, приемная семья). Ребенок ведет себя с преувеличенным выражением гнева, когда он рас- строен, его требования и эмоции часто носят гипертрофированный ха- рактер. Он вынуждает приемных родителей ощущать себя неспособ- ными утешить ребенка и удовлетворить его потребности. И тогда они чувствуют, что теряют терпение и их силы иссякают.

Привязанность и умение контролировать свои эмоции

Несомненно, дети, у которых по какой-то причине сформировалась ненадежная привязанность, так же как и их родители (воспитатели), очень нуждаются в профессиональной помощи для выстраивания отно- шений друг с другом. И чем раньше будет начата такая программа по- мощи, тем быстрее и проще можно наладить отношения.

Выше уже шла речь о том, что взрослый, находящийся рядом с ре- бенком постоянно, помогает ему справляться с трудностями повседнев- ной жизни. Особенно это касается маленьких детей. Во-первых, ребе- нок не в состоянии самостоятельно справиться со многими ситуациями. Он может чувствовать страх или гнев, что, в свою очередь, пугает его и переполняет негативными эмоциями. Когда такое происходит, мама помогает малышу справляться с его чувствами. Ребенок видит, что ма- ма не отвечает ему страхом или гневом. Наоборот, она показывает ему, что его переживания, столь для нее очевидные, не являются такими yж страшными или чрезмерными.

Прикосновениями и ласковыми словами мать «принимает» страх малыша, снижает силу его переживаний и сдерживает его эмоции до тех пор, пока он не успокоится. Через несколько лет ребенок, благода- ря отношениям с матерью и близкими людьми, которые помогают ему справляться со своими чувствами, начнет сам регулировать и сдержи- вать подобные эмоции.

Привязанность ребенка к матери или другому значимому взрослому способствует развитию таких социальных чувств, как благодарность, отзывчивость и теплота в отношениях, то есть всего, что является про- явлением истинно человеческих качеств.

По мере взросления детям все больше приходится разлучаться с ма- терью. Но еще долгие годы ребенку требуется сохранение очень близких

и теплых отношений с родными. Например, уже в начальной школе при- сутствие хорошо знакомого и заслуживающего доверия взрослого помогает детям демонстрировать лучшие результаты в контрольных работах.

Качественные отношения помогают детям развивать самоуважение, способность полагаться на собственные силы, лучше справляться с pa- зочарованиями, завистью, ревностью и преодолевать обычные страхи и беспокойство. Ребенок, который имеет надежную привязанность к одному заботящемуся о нем человеку, может более успешно развивать отношения и формировать привязанность к другим людям, например к братьям и сестрам, родственникам, а со временем и к друзьям.

Развитие отношений между людьми непосредственно связано с раз- витием личности, и нарушения в этих отношениях играют важную роль в развитии многих психопатологических состояний (Rutter M., 2000). Прочная здоровая привязанность имеет множество долгосрочных по- ложительных последствий; и в противоположность этому — отрыв ре­- бенка от того человека, который заботится о нем, представляет собой серьезную опасность для всей его последующей жизни.





  Представим навыки, которые приобретают маленькие дети в разном возрасте в виде таблицы (таблица 1). Следует иметь в виду, что если младенец родился преждевременно (раньше 38—40 недель), его возраст нужно скорректировать на тот срок, раньше которого он появился на свет.   Таблица 1. Навыки приобретаемые детьми в разном возрасте  

Наши рекомендации