Глава четвертая. Сновидения и бессознательное
Что такое бессознательное?
Мы уже много слышали о бессознательном. Давайте сведем вместе все, что можно о нем сказать.
Прежде всего, бессознательное – это энергетический центр, где начинают формироваться инстинкты Ид. Бессознательное легче понять, если сравнить его с фабрикой. На фабрике имеется множество генераторов, которые снабжают энергией станки и прочие машины. Извне на фабрику поступают всевозможные виды сырья. Это сырье проходит через машины, работающие от генераторов, и превращается в готовую продукцию.
Здесь следует отметить два важных обстоятельства. Во‑первых, выпускаемые фабрикой продукты весьма отличаются от тех машин, которые их делают. Во‑вторых, части, составляющие готовый продукт, совсем не похожи на готовый продукт в целом. Для иллюстрации возьмем автомобиль. Прессы, штампы и печи, которые используются при изготовлении автомобиля, с виду совсем на него не похожи. Точно так же любая деталь, любой узел автомобиля, скажем карбюратор, не похож на готовый автомобиль. Глядя на карбюратор, нельзя догадаться, как выглядит автомобиль. С другой стороны, глядя на автомобиль, невозможно догадаться, как выглядит штамповочный пресс или карбюратор.
Точно так же человек не может понять, как «делаются» его мысли, наблюдая за их движением. Мысли – это готовые продукты, и, анализируя их, только большой специалист может представить себе, как выглядят части, из которых собрана мысль, или как выглядят «машины», эти мысли изготавливающие.
Если, однако, на автомобиль посмотрит инженер, то он, вероятно, сможет сказать, из каких частей он собран и какие станки использовались при изготовлении этих частей. Точно так же, если позволить опытному психиатру подслушать чьи‑то мысли, он сможет с достаточно большой точностью определить, из каких деталей эти мысли собираются и каково происхождение этих деталей. Довольно странно, что совершенно неподготовленные люди часто более уверены в своей способности разобраться в чужих мыслях, чем в устройстве автомобиля, хотя природа мысли намного сложнее. Автомобиль конечен в том смысле, что состоит из определенного количества деталей и при его изготовлении используется вполне определенное количество станков. Пусть их много, но предел их числу есть. Между тем мысль составляется из частей, которым нет счета, с помощью процессов, которым тоже нет конца. На сколько бы частей мы мысль ни разложили, при дальнейшем рассмотрении обнаруживаются все новые и новые детали. Хороший пример тому – мысль, вызывавшая у мистера Кинга повышение артериального давления. Сколько доктор Трис ни изучал ее, всегда находилось что‑нибудь, требующее дальнейшего изучения. И еще более явно мы продемонстрируем это, когда рассмотрим мысль, ставшую причиной облысения Рекса Бигфута. Исследование любой мысли прекращается не потому, что нам удается все о ней узнать, а просто из‑за недостатка времени.
Вернемся к нашей фабрике. Фабричным электрогенераторам соответствует энергия бессознательного, идущая из инстинктов Ид. Эти генераторы снабжают энергией станки, которым в бессознательном соответствуют образы. Фабричные станки внешне не похожи на конечный продукт и действуют совсем иначе. Точно так же бессознательные образы выглядят и работают не так, как их продукты, то есть сознательные или мысленные образы. Это можно увидеть на примере сновидений, которые по форме находятся на полпути между сознательными и бессознательными образами, будучи в чем‑то похожими на те и другие и несколько отличаясь от тех и других. Сознание все упорядочивает и пользуется логикой, в то время как бессознательное «дезорганизует» чувства и логикой не пользуется. Сновидение, будучи проблеском бессознательного, может показаться человеку, видевшему его, столь же чуждым и непонятным, каким показался бы таксисту штамповочный пресс на автомобильном заводе.
Бессознательное, таким образом, является источником энергии и той частью психики, где «изготавливаются» мысли, но образ действия бессознательного отличен от образа действия сознания.
Кроме того, бессознательное является местом хранения чувств. Это не «склад», где вещи лежат мертвым грузом; бессознательное можно скорее уподобить зоопарку, поскольку чувства, как и звери, постоянно стремятся на волю. Чувства хранятся, прикрепляясь к образам, как электричество хранится, конденсируясь в чем‑либо. Когда чувство переносится в бессознательное, то есть «вытесняется», оно либо отцепляется от того образа, который пробудил его, и прикрепляется к образу, уже находящемуся в бессознательном, либо увлекает образ, к которому прикреплено, за собой в бессознательное. В первом случае зрительный образ остается в сознании, а связанное с ним чувство перестает сознаваться, а во втором случае забывается и сам образ, поскольку тоже становится бессознательным. Стало быть, процесс забывания связан с вытеснением представления, а не с его «истиранием» со временем. Можно сказать и так: забывание означает вытеснение какого‑то представления. Выше мы упоминали о еще одной вариации этого процесса: зрительный образ вытесняется, а чувство остается в сознании.
Мы уже говорили, что, когда мистер и миссис Кинг планировали устроить прием, хозяин торжества вспомнил внешний вид мистера Кастора, гавайского наездника, но ничего не мог вспомнить о своих чувствах к этому человеку. В данном случае чувство оторвалось от зрительного образа и было вытеснено в бессознательное, где оно соединилось с другим (и не очень приятным) образом, связанным с верховой ездой. В то время как зрительный образ оставался в сознании, чувство стало бессознательным, так что мистер Кинг не сознавал своей неприязни к мистеру Кастору.
После этого разговора миссис Кинг вытеснила свои чувства по отношению к миссис Метис, которую не любила, и чувство утащило за любой в бессознательное и само имя ненавистной особы, так что о самом существовании миссис Метис было забыто. Когда пришло время рассылать приглашения, у миссис Кинг появилось ощущение, что она упускает из виду какое‑то важное лицо, но она никак не могла вспомнить, кого именно, и совершила социальную ошибку, не пригласив на прием миссис Метис, которая была женой банкира.
Миссис Кинг также не смогла вспомнить имя «этого замечательного мистера как‑его‑там»; в этом случае чувство не было вытеснено, но имя было забыто, потому что вытесненным оказался образ. Как мы видим, во всех этих случаях вытеснение означает забывание, а забывание происходит вследствие вытеснения.
Во время процесса психоанализа и сновидения можно наблюдать множество свидетельств того факта, что забывание не означает «изнашивания», «истирания» образов; индивид в таких случаях нередко вспоминает то, что считал «естественно» забытым много лет назад, например, отрывок из стихотворения, которое слышал в детстве, или эпизод, случившийся, когда он был еще младенцем. Мистеру Кингу, к примеру, часто снились лошади, и во время лечения у доктора Триса он вдруг вспомнил случай, произошедший с ним в трехлетнем возрасте. Отец его, отлично ездивший верхом, купил маленькому Мидасу седло. Однажды, когда у Мидаса случилась размолвка с матерью, отец отобрал у него седло и продал его, что вызвало у мальчика приступ ярости и горя. Он «с тех пор никогда больше не думал об этом происшествии», пока этот эпизод не вспомнился ему на приеме у врача.
Одна из причин, почему люди мало помнят из того, что происходило с ними до трехлетнего возраста, состоит в том, что взрослые мыслят главным образом на языке слов или, по крайней мере, на языке понятий. Между тем ребенок до трех лет не способен дать имена многим вещам, поэтому его чувства вынуждены храниться, соединяясь с «безымянными» образами, и впоследствии ему очень трудно объяснить их самому себе или кому‑либо еще. В таких условиях человек может вспомнить лишь «безымянное» чувство, связанное с «безымянным» образом. Такие не имеющие названия чувства к не имеющим названия вещам хранятся в бессознательном каждого человека и обычно остаются непонятыми, когда всплывают в сознании. Они могут относиться к тому периоду жизни человека, когда он еще не пользовался словами. Потребовалось немало времени, прежде чем мистер Кинг смог объяснить врачу безымянное чувство, которое, судя по упомянутым им обстоятельствам, восходило, по меньшей мере, ко второму году его жизни. Он понял, что чувство это было связано с тем фактом, что мать имела привычку убирать со стола еду, если он ел медленно, оставляя его голодным. И именно это чувство сыграло большую роль в его взрослом стремлении к быстрому обогащению и вызвало проявления скупости; именно это чувство заставляло его всегда торопиться и очень расстраиваться, когда что‑то не получалось сразу, отчего к концу рабочего дня у него сильно повышалось давление.
Необходимость в наличии особого места для хранения неудовлетворенных напряжений либидо и мортидо имеет свои веские причины. Если бы каждое неудовлетворенное любовное чувство и каждая неудовлетворенная обида, которые переживает индивид со дня своего рождения, все время оставались в сознании, человек просто не смог бы жить с таким грузом. Его мысли постоянно находились бы в таком беспорядке, что он не смог бы уделять должное внимание практическим делам. (Нечто подобное и в самом деле происходит при некоторых психических расстройствах.) Чтобы иметь возможность уделять главное внимание важнейшим текущим вопросам в соответствии с Принципом Реальности, Эго наделено способностью вытеснять накапливающиеся чувства в бессознательное, чтобы они не мешали.
Однако, как мы уже говорили, хранилище чувств в бессознательном – это не «мертвый» склад. Это не груды книг в подвале, где они пылятся, пока не понадобятся, нисколько не меняясь. Это гораздо больше похоже на содержание в клетках кроликов. Эти «кролики», питаясь сиюминутными чувствами, растут и размножаются, грозя очень скоро полностью завладеть психикой, если их не выпустить. Но если вы выпускаете на волю только крольчат, оставляя в клетках их мать и отца, вы не избавляетесь от угрозы того, что кролики заполонят весь дом. Точно так же непрямое облегчение напряжений Ид не дает перманентного результата, и к этой половинчатой мере приходится прибегать снова и снова, чтобы не дать Ид взять верх над Эго. Как часто ни снимай напряжение обходными путями, первичные «родительские» напряжения остаются на месте и порождают все новые маленькие напряжения. Лишь прямое удовлетворение может полностью (хоть и временно) освободить Ид от неудовлетворенных либидо и мортидо. Сделать это, конечно, невозможно, особенно если вспомнить, что одним из сильнейших напряжений является направленное внутрь мортидо Суперэго, которое будет, без сомнения, только усиливаться при каждой попытке полного избавления от других напряжений. Но на короткое время почти полного снятия напряжения либидо удается добиться радостями сексуальных отношений с любимым человеком.
Итак, бессознательное является источником энергии Ид, «фабрика мышления» – местом ее хранения. Само Ид мыслить не может, как не может ездить автомобильный завод. Оно способно лишь чувствовать и желать, не обращая никакого внимания на время, место и законы физического мира, как это часто проявляется в сновидениях, где могут воскресать мертвые, воссоединяться разлученные и нарушаться законы тяготения.
Всем известно, как рефлекторно дергается нога после легкого удара по коленному сухожилию. Это движение происходит помимо нашей воли и вызывает у некоторых ощущение тошноты, иногда доходящее до рвоты – так сильно действует на их психику потеря контроля над частью тела.
Коленный рефлекс осуществляется спинным мозгом без участия головного. Головной мозг работает по плану, впрягая в работу все необходимые мышцы, когда требуется выполнить движение, например нанести удар ногой. Спинной мозг управляет отдельными мышцами, приводя их в действие без определенной цели. Примерно так же бессознательное отличается от сознания, отчего сознание зачастую приходит в недоумение, когда видит причудливые образы бессознательного. Увиденная во сне базарная площадь так же мало похожа на реальную базарную площадь, как коленный рефлекс на сознательный удар ногой.