Быстрая дружба заканчивается долгой враждой. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Основой Святой Руси является взаимное уважение и почитание ценностей и традиций всех народов, в нее входящих.
Не будет преувеличением сказать, что главной ценностью русского народа является Родина. Родина настолько священное понятие для русского человека, что ценится выше собственной жизни. Несмотря на то, что это слово вполне понятно в эмоциональном и духовном плане, я долгое время все же не понимал на уровне сознания, что это такое, Родина, что когда ей что-то угрожает, то внутри возникает сила, заставляющая идти против инстинкта самосохранения. Я размышлял о слове Родина, пытаясь понять его суть не только душой, но и разумом. Государство – это Родина, с одной стороны, но с другой – строй в государстве, правящее политическое течение и экономические законы все время меняются, вплоть до своих противоположностей, а Родина не меняется, значит, государство – это только составляющая Родины. Родина – это люди, живущие на определенной территории, но это тоже не все, так как люди меняются, одни уезжают, другие приезжают, одни умирают, другие рождаются, национальный состав также меняется, а Родина остается. Родина – это земля, но и это тоже не все, потому как Родина меняется в своих границах, в своем историческом развитии. Русские писатели и поэты в своих произведениях тоже очень расплывчаты, отражая духовную и эмоциональную составляющую. Вот как пишет о Родине Константин Симонов:
РОДИНА
Касаясь трех великих океанов, Она лежит, раскинув города, Покрыта сеткою меридианов, Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната Уже занесена в твоей руке И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую, Какую ты изъездил и узнал, Ты вспоминаешь родину – такую, Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам, Далекую дорогу за леском, Речонку со скрипучим перевозом, Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться, Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли Ту горсть земли, которая годится, Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть... Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать.
К. Симонов
Люди совсем недавно по историческим меркам стали выделять себя из всего окружающего мира, отделять от природы , изучая животный и растительный мир независимо от человечества. В то время как мы, люди, полностью зависим от окружающей нас природы. В биологии есть понятие экосистема, когда все живые организмы: растения, животные, бактерии, населяющие территорию, – живут в рамках одной системы, целостным и неделимым живым существом, со своими внутренними взаимоотношениями и регулирующими
механизмами, аналогичными обмену веществ в организме. Люди, живущие на определенной территории в течение многих поколений и находящиеся в тесных взаимоотношениях с окружающей природой (по-другому невозможно, т.к. именно природа дает все, что нужно человеку для выживания), вне зависимости от своих взглядов и убеждений являются частью живого существа, подобно органу в теле человека. Это коллективное сознание, с организмом, состоящим из всех живых существ, населяющих его, органических и неорганических (духов), тесно связанное с определенной территорией, и есть Родина. Русский народ всегда ощущал себя частью Родины, свою зависимость от нее, глубокую взаимную духовную привязанность. Родина – это леса, поля, луга, звери, рыбы, насекомые, степи, горы и холмы, реки, озера и моря, люди, живущие в тесном взаимодействии с землей и окружающей природой, заботящиеся о ней в своей культуре и многовековых традициях. Русские поэты отражают в своих стихах безмерную, безграничную любовь к Родине русского народа, существу, частью которого они являются и которое дает народу силы, питает и заботится о нем. Вот некоторые из них, где отражается глубокая любовь и нежная забота о Родине.
Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа...
Не видать конца и края – Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою». С.Есенин
Отчизне кубок сей, друзья! Страна, где мы впервые Вкусили сладость бытия, Поля, холмы родные, Родного неба милый свет, Знакомые потоки, Златые игры первых лет И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит? О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя? В.Жуковский
Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит её рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью , Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Но я люблю – за что, не знаю сам – Её степей холодное молчанье, Её лесов безбрежных колыханье, Разливы рек её, подобные морям;
Просёлочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень. Люблю дымок спалённой жнивы, В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы Чету белеющих берёз.
С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков.
М. Лермонтов
Я уже говорил, что коллективное сознание отчетливо проявляется
в сложных для выживания условиях, особенно когда возникает внешняя угроза, то есть во время войны, нападения на Родину. И тогда можно невооруженным глазом увидеть, что народ действует не как скопление отдельных личностей, а как единый организм. Причем, если быть особенно наблюдательным, то можно заметить, что не только люди являются частью целого, но вместе с ними, пусть не так явно, действует и вся природа, даже погодные условия способствуют победе над врагом. Так происходило на всем протяжении истории Руси. В военное время Родина дает могучую силу и выносливость тем, чье намерение обращено на служение ей. Ранее неприметные люди в такие моменты способны совершать удивительные поступки, проявлять нечеловеческую силу, отвагу, выносливость. При этом в воспоминаниях такие люди часто говорят, что чувствовали некую силу, которая заставляла их действовать, описывая ее как любовь к Родине. И наоборот, чье намерение обращено на «эго», тот проявляет малодушие, трусость, лишая тем самым себя поддержки огромного океана силы и информации, которым является для нас Родина.
Служение Родине, можно сравнить с тем, как мышцы служат человеку. Если мышцы не работают, не выполняют своих задач, а именно перестают сокращаться и расслабляться, то организм не посылает к ним кровь вместе с кислородом и питательными веществами и не очищает их от продуктов распада, и мышцы истощаются и «зашлаковываются». То же происходит и с человеком, который служит своему «эго»; он не получает силы и знаний от Родины, зато «зашлаковывается» духовно. Опытные военные знают, что в бою первым погибает тот, кто думает в первую очередь о спасении своей жизни, а не о Родине. Лишенный поддержки Родины, человек становится крайне уязвимым и слабым. Вот как описывает в своих воспоминаниях губительное влияние «эго» дважды Герой Советского Союза Виктор Николаевич Леонов.
«Однажды разведчикам из морской пехоты было приказано добыть «языка». Они удачно проникли в тыл врага и даже вскоре нашли объект. Однако потребовалось убрать охрану объекта. Это командир поручил небольшой группе. Все шло нормально. Охрану сняли, верно, не совсем аккуратно, только противник почему-то пока тревогу не поднимал. По строгим законам разведки те, кто убирает часовых, пропускают вперед группу захвата, а сами ее прикрывают. Однако эгоистическое желание отличиться, прославиться толкнуло самонадеянных людей на грубейшее нарушение. Та же самая группа решительно ворвалась в землянку,
пытаясь самостоятельно захватить пленных. Разумеется, встретила сопротивление. В ход пошли гранаты. На объекте началась тревога. Пришлось отходить, главная задача – взять «языка» – осталась невыполненной и уже не могла быть выполнена: кто-то из врагов с перепугу запрячется так, что его не найдешь, а кто будет оказывать сопротивление – живым не возьмешь. А сопротивление станет нарастать как снежная лавина.
Так из- за безрассудства отдельных «смельчаков» длительно готовившийся поиск сорвался. Хуже того, разведчиков окружили, и командир был вынужден вызвать огонь своей артиллерии на себя. Чудом спаслись лишь несколько человек…»4
«До войны, служа на Северном флоте, мы встретились с Андреем Жирновым. Связывал нас спорт, особенно лыжи. Жирнов бегал на них лучше и всегда опекал меня. Он умел каким-то особым чутьем определять изменения погоды в течение дня и, соответственно, точно подбирать смазку. Рецептами своими делился со мной, и я ему был благодарен за это.
С началом войны был создан наш разведывательно-диверсионный отряд. Формировали его в основном из спортсменов флота. Добровольно пришел в отряд и Жирнов. До войны на флоте он считался отчаянно-смелым. Сильный, ловкий, всегда подтянутый, даже картинный, он ходил по городу с явной уверенностью в своем физическом превосходстве над товарищами, и многие его откровенно побаивались. Если он появлялся где -то и ему мешали там показать свою удаль, он обычно кричал: «А ну, разойдись , салажня, Жирнов идет!» Разумеется, ему все уступали. Служил он уже по пятому году. Сила, ловкость всегда впечатляют, находились моряки, которые стремились подражать Жирнову.
В отряде он сразу выделился лихой удалью и бесстрашием. Первый поход в тыл врага был вроде тренировочного – разведчикам нужно было получше понять, что же это такое – поход в тыл. Учились мы скрытному передвижению, маскировке, связи между группами и другим приемам действий в настоящей боевой обстановке. С гитлеровцами отряд не встретился, однако разведчики подобрали некоторое количество трофейного оружия. Жирнов, как наиболее сильный и выносливый из товарищей, навешал на себя три автомата, винтовку, с полдюжины гранат и был страшно доволен тем, что и здесь он обошел товарищей.
4 Леонов В.Н. Готовься к подвигу. М. : ДОСААФ СССР, 1985. С. 19.
Через несколько дней в тыл ушла группа в составе двадцати разведчиков под командованием старшего лейтенанта Лебедева уже с боевым заданием: разгромить опорный пункт врага вблизи линии фронта и, удерживая его, оттянуть на себя часть сил противника. Для меня это был первый поход, и я, естественно, старался быть рядом с Жирновым, присматривался к нему, учился.
Командир группы решил атаковать врага с трех направлений. Получилось так, что мы с Жирновым оказались в разных группах. Увидел я его бегущим с сопки. Он кричал, что все кончено и нужно отходить . Когда же мы разобрались, то оказалось, что далеко не все кончено. Задачу мы выполнили и отошли, хотя и с потерями, организованно. Тогда я не обратил внимания на убогий вид Жирнова – было не до него. Но перед следующим походом он вдруг заявил, что упал и сломал ключицу…
Предстоит новый поход – объявляется приступ аппендицита. И так повелось: мы уходим в тыл врага, а Жирнов остается на базе. Наконец командир отряда, несмотря на освобождение врачей, приказал ему собираться и идти в поход. И тут мы увидели, что Жирнов самый настоящий трус. Еще пули свистят высоко над головой, а он уже ползает в грязи – ищет, куда бы запрятать свою голову. И ни уговоры товарищей, ни приказания командира не могли заставить его подняться, тем более принять участие в бою»5.
Впоследствии в легендарный 181- й разведотряд Виктора Николаевича Леонова главным критерием отбора стала любовь к Родине, а для отсеивания – жажда получить награды и бахвальство своими качествами перед товарищами.
Напротив, для человека, который имеет намерение служить Родине, всячески способствовать ее благополучию, укреплению, выживанию, защите, она (Родина) в самых неожиданных, казалось бы, безвыходных ситуациях дает неимоверные силы и выносливость, заставляет действовать самым неожиданным даже для самого человека образом и ведет к выполнению задачи. Подчеркиваю, такое происходит, когда помыслы и намерение человека обращены к Родине, а влияние «эго», соответственно, минимально. Вот опять из воспоминаний Виктора Николаевича Леонова6:
5 Леонов В. Н. Разведчик морской пехоты. М. : Яуза, ЭКСМО, 2009. С. 201–203.
6 Леонов В. Н. Морской спецназ Сталина. Разведотряд особого назначения. М. : Яуза,
ЭКСМО, 2013. С. 274–275.
«Бой на опорном пункте начался, когда мы находились метрах в семистах от него. Ольга (фельдшер отряда) побежала быстрее, я ковылял сзади и видел, как под пулеметным огнем поднялся старший лейтенант Георгий Лебедев и бросился вперед, но упал, сраженный пулей врага. Мгновенно рядом с Лебедевым оказалась Ольга. Она подняла его голову, увидела прямое попадание в лоб, бережно положила голову на землю, встала во весь рост и, бледная, взволнованная, крикнула: «Ребята, погиб Георгий!.. Ребята!» И, больше не сказав ничего, бросилась к фашистским пулеметам. Мгновенно все разведчики во главе с Добротиным, руководителем всей операции, ринулись в атаку. Опорный пункт был разгромлен, захвачены пленные, но схватка была жестокой.
…Ольга , которая только что бесстрашно дралась с врагом, уже превратилась в заботливого «доктора». Она хлопотала возле раненых. Всю ночь перевязывала их, накладывала лубки, останавливала кровь, поила водой, не отходя от тех, кто был в тяжелом состоянии, до утра боролась девушка за жизнь боевых товарищей. А с рассветом, когда, подтянув резервы, фашистские егеря перешли в контратаку, она снова взяла в руки оружие и разила их, помогая товарищам удерживать опорный пункт.
Мы держались уверенно , но вскоре получили приказ отойти к побережью, где нас ожидали корабли. Раненых и пленных забрал морской охотник и ушел вперед. Отряд на мотоботах еще шел по Мотовскому заливу, когда четыре «мессера» неожиданно выскочили из-за сопки и атаковали почти беззащитные корабли. Появились убитые и раненые, майору Добротину пули угодили в обе ноги. Ольга поддерживала его у борта. Изрешеченный бот начал тонуть.
– Прыгайте, быстрее прыгайте, товарищ майор, иначе вас затянет
в водоворот! – кричала Ольга.
– Нет, дорогая, я уже не пловец, – отрешенно ответил майор.
– Прыгайте все и быстрее к берегу! Ну, Ольга…
– Не могу оставить вас, давайте вместе, – вырвалось у девушки. – Доберемся как-нибудь…
– Я приказываю, прыгайте! – резко крикнул Добротин.
Тогда Ольга, собравшись с силами, столкнула майора за борт и прыгнула сама. Бот затонул. «Мессеры» перенесли огонь на пловцов, устремившихся к берегу. Под огнем врага, ныряя сама и погружая в воду майора, самоотверженно боролась Ольга за свою и его жизнь. Наконец она, смертельно уставшая, с трудом вытащила Добротина на берег,
перевязала ему ноги и немедленно занялась другими ранеными. Откуда только брались у нее силы!..»
«Фронтовой корреспондент вспоминал, что во время Керченско-Феодосийской операции одному подразделению моряков была поставлена задача высадиться с первым броском десанта и разгромить батарею врага. Подразделение высадилось и начало решительно действовать. Враг растерялся. Моряки добрались до батареи. Но впереди были минное поле и проволочное заграждение. Понимая, что каждая минута промедления уменьшает шансы на успех операции, командир встал во весь рост, поднимая людей в атаку. И тут же погиб. Был сражен пулей и парторг. Вдруг вскочила девушка, санитарка подразделения Галя Петрова, и бросилась на минное поле.
– Братишки, – крикнула она, пританцовывая, – здесь и мин-то нет! Единым порывом было сметено проволочное заграждение и пройдено минное поле. Задачу моряки выполнили.
Гале было присвоено звание Героя Советского Союза»7.
Вот еще один случай произошедший в самом начале Великой Отечественной войны. Это выписка из наградного листа8:
«13 июля 1941 года из района Песец красноармеец Овчаренко вез боеприпасы для 3-й пульроты, находясь от своего подразделения в 4–5 километрах.
В этом районе на красноармейца Овчаренко напали и окружили две автомашины в составе 50 германских солдат и трех офицеров. Выходя из машины, германский офицер скомандовал красноармейцу Овчаренко поднять руки вверх, выбил из его рук винтовку, начал учинять допросы. У красноармейца Овчаренко в повозке лежал топор. Взяв этот топор, красноармеец Овчаренко отрубил голову германскому офицеру, бросил три гранаты вблизи стоящей машины. 21 человек германских солдат были убиты, а остальные в панике бежали. Вслед за раненным офицером преследовал его и в огороде м. Песец, поймал его и отрубил ему голову, третий офицер сумел скрыться.
Товарищ Овчаренко не растерялся, забрал у всех убитых документы, у офицеров – карты, планшеты, схему и представил их в штаб полка.
Повозку с боеприпасами и продуктами доставил вовремя своей роте. Товарищ Овчаренко продолжает свою боевую жизнь. Был поставлен после этого пулеметчиком.
7 Леонов В. Н. Уроки мужества. М. : Молодая гвардия, 1975. С. 16-17.
8 Документ взят из архива ЦАМО. Ф. 33. Оп. 793756. Ед.хр. 35. Ном. зап. 150023830.
27 июля на высоте 239.8 ураганным огнем уничтожал противника. Его пулемет работал безотказно, своим героизмом товарищ Овчаренко воодушевлял бойцов на разгром фашистских банд».
А этот пример могущества Родины, ее невообразимой силы влияния на истинных патриотов произошел еще во время первой мировой войны и известен в истории как «атака мертвецов».
«В июле германская армия начала широкомасштабное наступление, целью которого был все еще не покоренный Осовец. Ключом к его разгрому был захват полевых позиций между н. п. Сосня и Бялогронды и форта № 2. Для этого немцы стянули в кулак 14 батальонов пехоты (5, 8 и 76 -й полки, более 7000 солдат), 1 батальон саперов, 30 тяжелых осадных орудий, 30 батарей (несколько тысяч баллонов) отравляющего газа. К концу июля они подошли траншеями на 200 м к русским проволочным сетям, вкопали и замаскировали газовые батареи и стали ждать попутного ветра. 6 августа стало для защитников Осовца черным днем…
В то утро на Сосненской позиции было 5 рот (1, 9, 10, 11, 12-я) 226-го пехотного Землянского полка и 4 роты ополченцев. 3 сменных роты (8, 13 и 14-я) находились в форту № 2. Рассчитывать на помощь крепости не приходилось. Заградительный огонь противника не давал возможности перебросить подкрепление на правобережье. В 4 часа немцы открыли артогонь по всем целям, одновременно пустив газы. Темно-зеленый туман смеси хлора с бромом потек на русские позиции и накрыл их за 5–10 минут. Выпущенная на фронте шириной 3 км газовая волна достигла размеров 8 км в ширину и 20 км в глубину. В этой «зоне смерти» погибло все живое. Листья на деревьях пожелтели, свернулись и опали, трава почернела и легла на землю. Медные предметы (части орудий и снарядов, умывальники, баки и т. д.) покрылись толстым зеленым слоем. Продовольствие без герметической укупорки (мясо, масло, сало, овощи) было отравлено. Русские части понесли огромные потери: полностью погибли 9, 10 и 11-я роты, от 12-й осталось 40 человек при одном пулемете; от трех рот на защите Бялогронды осталось 60 человек при двух пулеметах. Газ застаивался в лесу, низинах и около водяных рвов. Вторичное отравление вело к смерти . Большие потери понесла крепостная артиллерия. Люди, которые находились в казармах, убежищах, жилых домах, спаслись, плотно закрыв двери и окна, обильно обливая их водой. После газовой атаки, по сигналу, 14 батальонов немцев двинулись для
занятия выжженных позиций. Но | когда германские цепи | подошли |
к русским окопам, им навстречу | в штыковую контратаку | с криком, |
а точнее, с хрипом «ура» поднялись выжившие защитники — остатки 8-й и 13-й рот, чуть больше 100 человек. Еле держась на ногах, они все-таки встали на бой, который, казалось бы, проигран. Вид их был ужасен. Со следами химических ожогов на лицах, обмотанные тряпками, они харкали кровью, буквально выплевывая куски легких на окровавленные гимнастерки. Неожиданность атаки и вид противника ввергли германцев в такой ужас, что они сломались. Три пехотных полка (7000 штыков!) стадом ринулись назад, затаптывая своих. Запутавшись в проволочных заграждениях второй линии окопов, многие из них погибли от шрапнели русских батарей. Сосредоточенный огонь по окопам первой линии, уже занятой немцами, был настолько силен, что те бежали и оттуда, бросив захваченные орудия и пулеметы. К 11 часам дня все было кончено. Сосненская позиция была полностью очищена от врага, крепостная артиллерия перенесла огонь на немецкие окопы, довершая начатое дело. Так кончился газовый блицкриг, на который возлагались большие надежды. Газ оказался мощным средством поражения, мог свободно конкурировать со снарядами большой мощности. Но немцы, впав в тяжелый нокдаун, наступать больше не решились. Хотя обстановка была крайне благоприятной. К этому времени крепость держалась уже полгода. 6 августа показало ее полную беззащитность от газовых атак. Нужно было срочно принимать меры. Разведка сообщала, что противник готовит штурм с применением еще большего количества газа. Однако
в это время | обстановка | изменилась. Русская армия | стала отходить | |
из Польши, | стратегическая необходимость в обороне | Осовца отпала. | ||
Пришел приказ об эвакуации. Она | началась | 18 августа и прошла без | ||
паники, в соответствии | с планом. | Отходя, | армия | организовывала |
и эвакуацию мирного населения. Все, что нельзя было вывезти, а также уцелевшие укрепления были взорваны. 22 августа последним опустевшую крепость покинул комендант генерал-майор Николай
Бржозовский. Подойдя к саперам в полукилометре от нее, | он сам | ||||
повернул | ручку взрывателя, | и Осовец | взлетел | на воздух. | Войдя |
25 августа | в руины, немецкие | войска не | нашли | ни одного патрона, | |
ни одной банки консервов».
Даже во время войны, когда можно достаточно легко заметить объективную реальность Родины как живого существа, идет постоянная борьба между человеческим «эго» и Родиной внутри сознания каждого человека, и в зависимости от того, чью сторону занимает человек, кому начинает служить, это приводит либо к катастрофе, либо к осознанию смысла своего существования, счастью, развитию и личностной зрелости. Желание осуждать кого бы то ни было, вместо того чтобы
понять причину и мотивацию действий, также является проявлением «эго ». Существует множество исторических примеров, когда от того, чью сторону займет человек (или люди), зависит судьба Родины. Очень красочно подобная борьба за душу, помыслы людей между Родиной и «эго» отражена в поэме Константина Симонова «Ледовое побоище».
…Уже смешались люди, кони, Мечи, секиры, топоры, А князь по-прежнему спокойно Следит за битвою с горы.
Лицо замерзло, как нарочно, Он шлем к уздечке пристегнул
И шапку с волчьей оторочкой На лоб и уши натянул.
Его дружинники скучали, Топтались кони, тлел костер. Бояре старые ворчали: "Иль меч у князя не остер? Не так дрались отцы и деды За свой удел, за город свой, Бросались в бой, ища победы, Рискуя княжьей головой!"
Князь молча слушал разговоры, Насупясь на коне сидел; Сегодня он спасал не город, Не вотчину, не свой удел. Сегодня силой всенародной Он путь ливонцам закрывал,
И тот, кто рисковал сегодня, – Тот всею Русью рисковал. Пускай бояре брешут дружно – Он видел все, он твердо знал, Когда полкам засадным нужно Подать условленный сигнал.
И, только выждав, чтоб ливонцы, Смешав ряды, втянулись в бой, Он, полыхнув мечом на солнце, Повел дружину за собой…
В начале двадцатого века произошел сильный рост материального благополучия жителей Родины – России, а вместе с ним «эго» захватило
души людей, появился страх потерять свои материальные блага, возникло желание большей наживы , и в этом состоянии Родина вступила в первую мировую войну. Во время войны для защиты Родины потребовался вклад каждого человека. Но алчность, жажда легкой наживы возобладали во владельцах производств, и вместо того чтобы помочь своей Родине, воинам-защитникам посылались на фронт некачественное обмундирование, сапоги с картонной подошвой; производители продуктов питания продавали их через страны-посредники врагу, воюющему против нашей Родины, в то время как наша армия испытывала в них острую нужду. Рядовые рабочие устраивали забастовки и стачки против двенадцатичасового рабочего дня, когда нужно было поддержать Родину, мобилизовав силы на период войны. Все это и многие другие случаи победы «эго» привели к катастрофе революции и последующей кровавой бойне гражданской войны, голоду и многочисленным жертвам репрессий в последующие годы. А те люди, кто поддались влиянию «эго», потеряли свое состояние, Родину, а многие даже жизнь свою и своей семьи. На Руси образ Родины ассоциируется с образом заботливой матери. Но в действительности Родина гораздо больше значит, чем даже родная мать. Потому что Родина – заботливая и любящая мать всех народов , в нее входящих, а значит, и рода каждого отдельного человека. И от духовного и материального благополучия Родины зависит благополучие каждого человека, являющегося частью Родины.
Напротив, на момент начала Великой Отечественной войны в тяжелейший этап восстановления Родины после гражданской войны, в период голода и репрессий люди очень остро ощущали себя единым организмом. В то время практически весь высший и средний командный состав армии был уничтожен во время репрессий 1937 года. Война началась катастрофично для Родины (за очень короткий период была захвачена огромная часть территории СССР со складами горюче-смазочных материалов, огромным количеством техники), но люди, получая силы от Родины, смогли совершить невозможное, отразив наступление немецко-фашистских захватчиков и начав победоносное шествие до Берлина. Когда советские войска захватили Берлин, проявилась суть русской культы в отношении других народов. Суть эта заключается в том, что русские истинным врагом считают не народ, а его идеологию, которая и заставляет людей совершать самые страшные преступления против человечности . Константин Симонов очень точно отразил эту черту русского народа в своей поэме «Ледовое побоище»:
…Мне жаль солдат. Они служили, Дрались, не зная, за кого, Бесславно головы сложили Вдали от Рейна своего.
Мне жаль солдат. Но раз ты прибыл Чужой порядок насаждать – Ты стал врагом. И кто бы ни был – Пощады ты не вправе ждать…
…Когда-нибудь, сойдясь с друзьями, Мы вспомним через много лет, Что в землю врезан был краями Жестокий гусеничный след, Что мял хлеба сапог солдата, Что нам навстречу шла война, Что к Западу от нас когда-то Была фашистская страна. Настанет день, когда свободу Завоевавшему в бою, Фашизм стряхнувшему народу Мы руку подадим свою.
В тот день под радостные клики Мы будем славить всей страной Освобожденный и великий Народ Германии родной.
Мы верим в это, так и будет, Не нынче – завтра грянет бой, Не нынче – завтра нас разбудит Горнист военною трубой.
И если гром великий грянет Над сворой псов и палачей,
Для нас все так же солнце станет Сиять огнем своих лучей.
Л. Г. Иванов пишет: «Сейчас мало кто знает, что после капитуляции Германии уже к середине мая 1945 года из полуголодного Советского Союза поступило в Берлин 96 тысяч тонн зерна, 60 тысяч тонн картофеля, 48 тысяч голов скота, молоко, сахар, масло, многие другие продукты и лекарства.
Одним из первых постановлений Военного совета фронта, принятым в мае 1945 года, было постановление № 080 – о снабжении молоком детей Берлина»9. И это после тех зверств, что творили фашисты на оккупированных территориях Советского Союза!!! Вот в этом и заключается великая духовность русских людей, когда побежденного врага не добивают и порабощают (что хотели сделать с нами фашисты), а помогают подняться и восстановиться для сосуществования на общей планете Земля на равных правах.
Для русской культуры характерен национализм. Великий русский поэт А. С. Пушкин в письме к П. Я. Чаадаеву 19 октября 1836 года указал: «Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь бы другую историю, кроме истории наших предков, такой, какую нам Бог ее дал»10 . В этом вся суть русского национализма – признание огромных заслуг выдающихся представителей русской нации перед Родиной и Богом, и стремление ориентироваться на них в их лучших качествах. Однако под словом «национализм» часто скрывается нечто другое, совершенно чуждое для русского духа понятие, а именно нацизм. Нацизм – это форма эгоизма, то есть власти «эго» над людьми, когда человек на основании принадлежности к своей нации , которая родила выдающихся представителей человеческого рода – ученых, художников, поэтов, полководцев, композиторов, философов и др., считает, что ему, только на основании принадлежности к одной нации с великими людьми полагаются те же привилегии, что и последним, в ущерб представителям всех других народов.
Идеи нацизма идут из глубокой древности, и одна и та же суть подается в различных обертках, таких как «богоизбранный народ», потомки «нации сверхлюдей», потомки какого-нибудь святого, носители самой «правильной» культуры и традиции, носители «генов господства» в противовес «генам прислуги» остальных народов. Все эти внешне различные идеи объединяет одна общая мысль, что уважение, привилегии, материальные блага не надо заслужить или заработать честным трудом, а все это представители других народов и культур априори должны нацистам на основании их принадлежности к особой нации, а другие народы не имеют права на свою исторически сложившуюся культуру и должны равняться на «высшую» нацию. Человеческое «эго», скрывающееся под идеями нацизма, как и во всех
9 Иванов Л. Г. Правда о СМЕРШ. С.198–199.
10 Письмо А. С. Пушкина П. Я. Чаадаеву 19 октября 1836 г. Пер. с франц. М. : Воскресенье,
1997. Т. 16. С. 172.
остальных проявлениях «эго», ведет к катастрофе, но в данном случае целый народ, охваченный идеями нацизма.
Если какой-либо народ заражается идеями нацизма, то его лидером (президентом, премьер- министром, королем, вождем и др.), обязательно станет самый большой эгоист, единственной целью которого является стремление к росту собственного величия. Если такой народ имеет достаточную военную мощь, то его лидер будет во имя собственного величия посылать соотечественников на войну с целью подчинить «низшие» народы, не считаясь с потерями. Если народ не имеет военной мощи, то лидер найдет врага внутри своего народа, например людей с другой национальностью, а когда от них избавится, то примется за недостаточно «чистых кровей» своих сородичей и т.д. «Эго», в какой бы форме оно не проявлялось, никогда не ведет человека к благополучию
и никогда не берет ответственность за судьбу на себя, всегда находится кто-то виноватый, мешающий процветанию. Страна, где процветают идеи нацизма, либо воюет, либо разлагается от коррупции, потому как «эго», жажда превосходства заставляют обогащаться и идти к власти самыми отвратительными путями, не гнушаясь никакими преступлениями.
Нет другой такой идеологии, которая принесла бы столько бед охваченным ею народам, как нацистская идеология. Вся история человечества наглядно показывает: где процветает нацизм, там царствует духовное и моральное разложение, ведущее к вырождению нации и ее вымиранию. Нет ни одного народа на земле, где можно было бы увидеть нацизм в течение хоть сколько-нибудь длительного исторического периода и процветание нации. Нацизм – это чума, холера
и оспа народа вместе взятые. Если бы нацизм хоть как-то сопутствовал развитию, росту и процветанию нации, то все человечество давно было бы охвачено нацизмом. Но в действительности все народы, которые были и остаются пораженными нацизмом, малочисленны. Если какой-то народ хочет процветания, роста, духовного и материального развития, то первым делом необходимо каленым железом выжигать любые попытки распространения нацизма. Какими бы заманчивыми и притягательными ни казались нацистские идеи, это верный путь к гибели народа или, как минимум, к резкому уменьшению его численности.
В нацистской идеологии проявляется вся сущность «эго», которое заставляет раз за разом вставать на одни и те же грабли. После очередного военного поражения нацистского государства, через какое-то время с появлением новых очагов нацизма его идеологи убеждают соотечественников, что прошлая катастрофа нации всего лишь
случайная неудача, но в этот раз обязательно получится добиться желаемого. «Эго» всегда фиксирует внимание на вожделенной цели, величии самого себя на фоне других, и это не дает возможности эгоисту обратиться к истории человечества, учиться на ошибках предков, которые показывают, что стремление к господству ведет к поражению, а взаимовыгодное сотрудничество к росту и развитию.
Русская культура формировалась и развивалась в многона-циональной и межконфессиональной среде, и некоторые народы России были поражены нацистскими идеями и пытались воевать с русским народом. Эта историческая особенность развития Руси создала жизненную необходимость военной мощи русского народа. Недаром в странах западной Европы собирательный образ России русский медведь. Медведь – животное миролюбивое, питается кореньями и ягодами, но только безумцу придет в голову пойти в тайгу и дразнить его или напасть. В войне русский народ всегда черпал силы от Родины, и это сделало его непобедимым. Для России иметь непревзойденную военную мощь – жизненная необходимость. Мы должны быть настолько сильны в военном плане, чтобы никому и в голову не приходило напасть на Россию.
Русская народная музыка и танцы, русская литература, русские произведения искусства, русская философия, наука и многое другое – все это лишь вершина айсберга великой русской культуры, которая была бы невозможна без фундамента, состоящего из черт, характерных для русских людей.