Если в этом не возникнет острая нужда, и они сами искренне не попросят о помощи, за которую они будут искренне признательны.

Только такое отношение позволит им обрести шанс вырваться из смертельных объятий своего «эго». Очень часто такие люди встречаются среди близких родственников.

Однажды жена фермера положила в качестве ужина в тарелки своему мужу и двум сыновьям, пришедшим с поля, вместо еды по пучку сена. Видя недоуменные и вопросительные взгляды, она сказала: «Я думала для вас нет разницы, что в тарелке. Я столько лет готовила в этом доме, а вы ни разу не сказали, что для вас имеет значение то, что я для вас делаю».

Общаясь с маленькими детьми и наблюдая, как другие взрослые взаимодействуют с малышами, я глубоко проник в то, чем в действительности является помощь и забота и что ими совсем не является. Я уже говорил, что мне довелось нянчится с ребенком своих хороших знакомых, с мальчиком Сеней. Когда я одевал его на прогулку, то в какой-то момент малыш сам захотел надеть обувь. Я знал, что его уровень координации движений на тот момент был недостаточным, чтобы самостоятельно одеть уличную обувь, но все равно позволял самому попробовать это сделать. И только когда Сеня окончательно убеждался в безнадежности попыток, я тихонько спрашивал, нужна ли ему моя помощь, и тогда надевал сапожки ему сам. Несколько дней Сеня не предпринимал попыток надеть обувь самостоятельно, а потом история повторялась, и так до тех пор, пока координация не развилась до такой степени, что он, в конце концов, сумел надеть сапожки самостоятельно. Этот пример – частный случай, оформившийся в правило: помогать только тогда, когда это действительно необходимо. И потребность в сторонней помощи полностью осознавалась Сеней. Его (правило) я распространял на все общение с ребенком.

Другой тип ситуаций, когда я оказывал помощь Сене, был связан с, если можно так выразиться, достижением поставленных целей. Например, если мы собирались погулять с ним на берегу озера, расположенном в нескольких километрах от дома, то, естественно , я довозил его до места на коляске. Конечно, можно было бы дойти до озера пешком, но в таком случае Сеня по приходу оказался бы в полном изнеможении, и прогулка в этом особенном месте потеряла бы свой смысл. Таким образом, суть этого типа помощи, сводилась к тому,

чтобы облегчить ребенку какую-то работу, дабы он смог сэкономленную энергию и силы потратить на достижение более важной на данный момент цели. Когда же я наблюдал за другими взрослыми с детьми, мне приходилось чаще всего видеть, как ребенку буквально навязывают «помощь» там, где он способен и готов справиться самостоятельно. За ребенка делают в буквальном смысле все, и он оказывается в своего рода «вакууме намерения». То есть у него не остается никаких текущих целей, которых он хотел бы достичь. В такие минуты ребенок поначалу чувствует нарастающую внутреннюю неудовлетворенность от отсутствия целей, которые создавали бы ощущение осмысленности в его жизни, и начинает капризничать. Взрослые же, не понимая, в чем причина капризов, начинают гадать, какая же потребность не удовлетворена, и предлагают еду, питье, заваливают игрушками, чем еще больше усугубляют ситуацию. Если такое поведение взрослых по отношению к ребенку сохраняется в течение достаточно длительного времени, то в ребенке начинает развиваться лень и пассивность, и он уже становится настолько безвольным, что даже если появляется какая-то цель, то воли уже не хватает не только достичь ее, но и начать действовать в направлении этой цели. Таким образом, именно подобное отношение взрослых к ребенку создает условия, когда «эго» растет как на дрожжах.

Общаясь с маленькими детьми и замечая , как они стремятся быть нужными и полезными взрослым, стараясь включаться с ними в совместную деятельность, будь то приготовление еды, уборка по дому, мытье посуды, я очередной раз убедился, что осознавать себя необходимой частью целого (семьи, общества, Земли, Вселенной, Бога) есть основополагающая потребность человека, фундамент истинного счастья и благополучия. Также общение с детьми позволило мне понять, что истинная помощь бывает только в двух случаях. В первом, когда человек остро нуждается в ней, осознает это и не способен сделать самостоятельно. И во втором, если человек в результате оказанной ему помощи использует сэкономленную энергию и силы для достижения более важной цели. Главным критерием, что помощь действительно истинная и не станет очередной пищей для «эго», является ответное чувство благодарности и признательности. Признательность за помощь может выражаться в действиях, словах или благодарном взгляде. Не имеет значения, в чем она выражается, имеет значение, что она есть. Если же человек не испытывает благодарности за ваши действия, а принимает их как должное или нечто само собой разумеющееся, то это верный признак того, что «помощь» стала пищей для его «эго», и в




конечном итоге очередной каплей в чаше страданий и духовной деградации. Вокруг всегда есть множество людей, которые действительно нуждаются в помощи, и я старался помогать только тем людям, в которых встречался отклик благодарности. Надо сказать, я помогал, даже если человек не знал, что эта помощь от меня, но интуитивно он все равно испытывал признательность, что выражалось в отношении ко мне.

По правде сказать, оказывать помощь и поддержку стало само по себе весьма приятным занятием. Я понял, что возможность отблагодарить человека за что -то хорошее также доставляет огромное удовольствие. Таким образом, вывод следовал такой, что, отказываясь от чье-то искренней помощи из ложной скромности, я лишал человека возможности почувствовать себя нужным и, следовательно, приблизиться к осознанию своего смысла жизни. А отказываясь от искренней благодарности, когда она выражается в ответных делах или подарках, я лишал человека возможности отплатить добром за добро, восстановив тем самым энергетическое равновесие. Однако, как я вскоре понял, самой ценной «валютой» оказалось само чувство благодарности,которое вызывает практически в любом человекежелание сделать еще что-то хорошее, еще помочь чем-то. Поэтому я научился быть благодарным даже за самые, казалось бы, незначительные дела.

Постоянная готовность помочь и искреннее выражение благодарности за любое доброе дело не только изменили меня изнутри, но также запустили цепную реакцию, в результате которой мир вокруг меня преобразился настолько радикально, что было бы уместно сравнение с перемещением в параллельную вселенную, в которой те же люди, но с другими качествами.

Время, о котором пойдет речь, характеризовалось у нас в городе как крайне криминогенное и опасное. Если говорить более конкретно, то с наступлением сумерек из всех схронов выползали разного рода любители легкой наживы: грабители, убийцы, разбойники, насильники и прочая нечисть. Встретить на улице группу молодых людей означало, как минимум, подвергнуться издевательствам и унижениям с целью провокации драки. Чаще это были грабители, которые предварительно избивали свою жертву так, чтобы она (жертва) впоследствии не могла дать уже никаких свидетельских показаний, так как с черепно-мозговыми травмами о четких воспоминаниях говорить не приходилось.

Мой бывший одноклассник просто проходил мимо компании парней, и они ради хохмы заставили его снять ботинки в

тридцатиградусный мороз. Оставшийся путь до дома он уже прошел в одних носках по снегу. Моему соседу по дому повезло гораздо меньше. Средь бела дня во дворе собственного дома его кастетами избили какие-то отморозки. Пролежав в реанимации и выписавшись из больницы через несколько месяцев, он узнал, что стал не годен к работе (машинист электровоза) по состоянию здоровья. Не выдержав такого известия, он повесился у себя в квартире в ванной. Меня также пытались ограбить и в тот раз крепко попинали. Именно этот случай и дал толчок к тому, что я стал усердно заниматься боевыми искусствами. Подчеркиваю, именно боевыми, направленными на нанесение тяжелых травм и увечий противнику, а также его уничтожение.

Боевые искусства имеют радикальное отличие от спорта, в котором целью является выиграть поединок «по очкам» или же послать противника в нокаут, не принеся ему серьезных увечий. С этой целью в спорте запрещены удары в пах, горло, по глазам и суставам, а также почкам, в височную и затылочную части головы и по ушам. В боевых системах все с точностью наоборот: учат в первую очередь воздействовать ударами на указанные зоны тела, нарабатывая соответствующие навыки с помощью специальных психофизических тренировок с целью максимально быстрого и эффективного поражения противника, чтобы он уже не мог представлять угрозу. Если в спортивных состязаниях ставка – медаль или пояс за победу, то на улице

– это здоровье или жизнь, собственная или близких, поэтому, выбирая между своей жизнью и здоровьем и жизнью и здоровьем нападающего, я без сомнений, выбирал первые.

Так вот, возвращаясь поздним зимним вечером домой, я сел в пустой вагон одного из последних трамваев. На улицах в это время уже никого не было, однако на следующей остановке, в вагон зашли трое подвыпивших парней лет восемнадцати-двадцати на вид , у одного из них была в руках палка – довольно увесистая на вид часть ветки дерева. Они расположились на противоположной стороне вагона, позади меня. Я с запозданием понял, что выбрал крайне неудачно свое место, и, чтобы держать ситуацию хоть как- то под контролем, слегка повернул голову, отслеживая происходящее боковым зрением. Когда трамвай тронулся, один из молодых людей со словами «У тебя курить есть?» – приблизился ко мне. Это обращение позволило мне, не выказывая своих намерений, сесть вполоборота на сиденье и повернуться лицом к говорящему. Оценив ситуацию, я поджал ноги, чтобы в случае попытки нападения мгновенно выбросить свое тело, нанеся удар в незащищенную часть шеи и пах, а потом расправиться с оставшимися

двумя, которые наверняка растерялись бы от такого исхода событий. Так как речь шла о человеческих жизнях, я ожидал конкретных агрессивных действий в свой адрес, приняв для себя решение пропустить мимо ушей любые слова. Но тут случилось то, чего я никак не ожидал. Двое товарищей этого парня подскочили и начали оттаскивать его за руки, сказав, чтобы он не приставал ко мне. Парень, попросивший закурить, стал оправдываться, убеждая, что не имел никаких агрессивных намерений в отношении меня, и действительно, интонация его голоса, положение тела, тонус мышц кардинально изменились с угрожающих на миролюбиво – дружелюбные. В конце концов, завершилось тем, что все трое стали уговаривать меня составить им компанию и пойти распивать спиртное на квартиру, где их ожидали девушки.

Другой такой случай произошел, когда я в первом часу ночи возвращался домой от друга после тренировки. Общественный транспорт уже практически не ходил, я шел по тротуару вдоль дороги. Впереди , в нескольких десятках метров от меня, шли три человека, занимая весь проход. На улице уже никого, кроме нас, не было. Поравнявшись с людьми, я обнаружил, что они намного выше меня ростом и довольно крепкие на вид. Я принял решение испытать судьбу и пройти сквозь них, а не обходить стороной. Сказав: «Разрешите пройти», я протиснулся между ними и выдвинулся вперед. Пока я протискивался, один из здоровяков спросил у меня закурить, и я, бросив, что не курю, ускорил шаг. Когда я оторвался на три- четыре метра, услышал позади себя, как мне показалось сказанную вызывающим тоном фразу: «Эй, парень, погоди, поговорим». Я мгновенно остановился и развернулся. Как правило , в таких случаях хулиганы стараются окружить свою жертву, взяв ее в кольцо, а потом схватив за шею сзади или сбив ударом со спины и таким образом обездвижив, добить ногами. Я сделал небольшой шаг в сторону, и оказался в положении, когда меня было бы невозможно незаметно взять в кольцо. Однако опять произошла неуловимая перемена, и молодые люди, оказавшиеся гастарбайтерами из Узбекистана, стали жаловаться мне, что их сегодня на футбольном матче обзывали «чурками», хотя они «болели» за команду нашего города. Остаток совместного пути (метров триста, до ближайшего перекрестка) я выслушивал жалобы на несправедливое отношение к ним в России и трудности жизни в нашей стране. Дойдя до перекрестка, мы выяснили, что им нужно поворачивать, а мне идти дальше. Мы попрощались, пожав друг другу руки. Узбеки извинились, что задержали меня, и поблагодарили за то, что выслушал.

Эти два случая наиболее яркие, но являющиеся всего лишь малой долей из множества подобных примеров в моей жизни, характеризующие изменения мира вокруг меня, показывающие, что даже агрессивно настроенные люди начинают вести себя совершенно удивительным образом, вступая во взаимодействие с человеком, идущим по пути помощи и благодарности. Мне стали все чаще и чаще встречаться на жизненном пути люди таких же, как и я, взглядов, как будто какая-то невидимая сила переплетает наши пути.

Вот еще один из совсем недавних примеров. На лекции по правилам дорожного движения в автошколе девушка-преподаватель спросила, обращаясь ко всей группе, часто ли нам как пешеходам уступают дорогу водители вне пешеходных переходов. Почти вся группа хором ответила, что, конечно же, часто. Своим ответом мы повергли ее в полное замешательство, так как, по ее словам, предыдущая группа также хором дала противоположный ответ.

Конечно же, мне продолжают иногда встречаться неприятные лица с невысокими моральными качествами, проявляющие агрессию и недоброжелательность в мой адрес. Но это уже большая редкость и больше похоже на напоминание о том, другом мире, в котором я когда-то жил. Новый добрый мир взаимопомощи и благодарности вырос вокруг меня незаметно для меня самого. Бескорыстно отдавая, я стал получать гораздо больше, ведь можно выменять вещь, но нельзя выменять любовь, поддержку и признательность.

С развалом Советского Союза в Россию вернулась религия, державшаяся до этого, под массивным гнетом проповедуемого партией «научного» атеизма. Но подобно слабо тлеющему огоньку, вспыхивающему и загорающемуся жарким пламенем при поступлении свежего воздуха, христианство, вдохнув свободы, как запретный плод прочно охватило умы русских людей. Начали работать закрытые до этого церкви, и количество желающих креститься росло в геометрической прогрессии. Я хорошо помню, как мама подошла ко мне и спросила, хочу ли я креститься. В ответ на мой вопросительный взгляд, в котором значилось: «Что это такое и с чем его едят?», она рассказала мне суть учения Христа, как его понимала.

Центральным ядром Учения, как я понял из ее объяснения, был принцип воздаяния,который отражается в выражении:«Что посеешь,то и пожнешь» – и заключался в том, что человек, совершающий преступления или иным способом наносящий вред другим людям, после смерти попадет в ад, где будет страдать, так как при жизни причинял

страдания другим; а человек, приносивший пользу другим людям, совершая благие поступки, попадает в рай после смерти, где испытывает наслаждения.

Я принял этот принцип на веру , только усвоился он у меня почему-то в несколько ином виде, а именно: из сознания выпал фрагмент, что воздаяние будет лишь в загробной жизни. Довольно скоро я стал замечать проявления этого принципа на себе. Стоило мне сделать какой-нибудь неблаговидный поступок, и через какое -то время в отношении меня кто-то совершал такой же или почти такой же поступок. Сначала я думал, что это всего лишь случайные совпадения, но вскоре, вследствие слишком большого количества таких сочетаний событий, мне пришлось-таки признать наличие в них причинно-следственной связи . Наличие принципа воздаяния в обычной жизни подтверждалось не только моим опытом, но также наблюдениями за другими людьми. Я обнаружил такую закономерность, что чем больше времени проходит между поступком и воздаянием, тем сильнее оно (воздаяние) выражено. Вот несколько примеров, осознанных мной как проявление принципа воздаяния.

Летом в детстве родители иногда отправляли меня в пионерский лагерь. Наряду с отдыхающими детьми, там были дети из детского дома, по какой-то причине воспитывающиеся без родителей . Почему-то большинство детей относились к детдомовским ребятам с презрением, отчего те старались держаться особняком. Так вот, ребята из моего отряда где-то раздобыли куски мрамора, обтачивали его на бетонной плите и шлифовали , получая, таким образом, блестящие на солнце искорками фигурки. На мои расспросы, где мне можно найти этот мрамор, я получал стабильный отказ показать место, мол, там слишком мало осталось и самим не хватит. И как-то прогуливаясь по дорожке, я увидел детдомовского мальчишку, который был младше меня, обтачивающего кусок мрамора. Я подошел к нему и спросил, где он взял мрамор . «Не скажу!» – ответил мальчишка. Я угрожающе подошел к нему и, приказывая, рявкнул: «А ну быстро показывай место !». Мальчик съежился и испугано посмотрел на меня. До меня внезапно дошло, что этот ребенок и так не знает родительского тепла, а я ему еще добавил горечи своим поведением и в без того не сладкую жизнь. Мальчик показал место с мрамором и ушел, а у меня на всю жизнь остался осадок от своего поступка. До сих пор я вспоминаю этот испуганный взгляд с грузом вины. Вскоре после того как я приехал из лагеря, меня ограбили на прогулке в парке. Это был первый и единственный раз в моей жизни,

когда меня ограбили. Каким-то внутренним чутьем я понял, что это было воздаяние за случай в лагере.

В детстве ватагой ребятни мы бегали по соседним дворам, в которых росли вишни, и, словно саранча, за несколько минут обдирали все дерево. Взрослые нас, конечно же, гоняли , но не из-за того, что им было жалко ягод, а потому что во время своих набегов мы ломали ветки, травмируя дерево. Когда в нашем районе все деревья уже были объедены, мы принялись за садовые участки. Были летние каникулы, и на неделе сады пустовали . Мы пользовались отсутствием хозяев и даже не задумывались над тем, что ягоды были выращены для кого- то и в них вложен чей-то труд. Мой папа тоже проводил выходные на даче, где вырастил замечательную клубнику. Год выдался исключительно урожайным на клубнику, и папа сказал, что через неделю она должна уже поспеть, и я могу приехать полакомиться. Он очень аппетитно описывал мне грядку с клубникой, за которой долго ухаживал, чтобы получить хороший урожай. По его словам, кустики клубники прямо ломились от огромного количества больших, сладких, спелых ягод. И вот я, в предвкушении чревоугодничества, поехал на дачу на электричке и, когда подошел к нашему участку, не обнаружил ни одной ягодки на грядке с клубникой. Дождавшись, когда подойдет папа (я торопился поесть ягод, поэтому несколько оторвался от идущего позади отца), спросил, где находится грядка, про которую он так много рассказывал. Папа указал на пустую грядку клубники, с которой кто- то аккуратно собрал все ягоды. Я стоял несколько расстроенный, но с пониманием происшедшего. Принцип воздаяния был усвоен на красноречивом уроке судьбы. Со временем я привык к тому, что за каждую мою духовную слабость приходило воздаяние. Я молил Бога каждый раз, когда совершал какой-то нелицеприятный поступок, чтобы воздаяние было как можно скорее, ибо замечал, что у других людей, которым долго «сходят с рук» их действия, возникает чувство безнаказанности, и воздаяниеприходит«оптом»,когда они меньше всего этого ожидают.Уменя же, как правило, воздаяние приходило не позднее трех месяцев с момента совершения проступка.

Однажды я шел по улице в центре города. На обочине тротуара на кучке картона сидела старушка и просила милостыню. Лицо старушки было испещрено глубокими морщинами, сама она была скрюченная и худая. Я повернул голову в ее сторону и поймал исполненный страдания взгляд. Повинуясь внутреннему порыву, я достал из брюк все свои карманные деньги, которых оказалось пятьдесят рублей мелочью, и, мгновение поколебавшись, полностью отдал их старушке. В этот момент

меня наполнило такое чувство удовлетворения от осознания помощи человеку в нужде, что я испытывал огромную радость, потратив свои деньги именно таким образом, а не проев их, например. Вечером того же дня я прогуливался по дорожке в лесопосадках . В какой-то момент меня приспичило по малой нужде, и, оглянувшись по сторонам, чтобы никого не оказалось рядом, я свернул в ближайший густой кустарник. Сделав вглубь кустов несколько шагов, чтобы меня не было видно с дорожки, я наткнулся на сторублевую скомканную бумажку. Таким образом, деньги, потраченные на помощь другому человеку, вернулись мне в двойном размере.

В другой раз я, также повинуясь какому-то наитию, помог незнакомому человеку деньгами и через пару часов, переходя дорогу, увидел, как ко мне под ноги летит денежная купюра. Мне сейчас уже не вспомнить точное количество отданных и вернувшихся в результате воздаянияденег,но однозначно могу сказать,что вернулось не менеедвукратного количества. Я так вдохновился открывшимися перспективами, что когда представился очередной случай, то отдал еще больше денег, почти все, что были на тот момент. Внутренне я приготовился к очередному приятному сюрпризу, однако чуда не последовало, и деньги мне на этот раз не вернулись. Так повторилось несколько раз, и я уже начал было думать, что первые две ситуации – всего лишь случайные совпадения. Я находился в смятении, посещали сомнения, что закон воздаяния действует со стопроцентной вероятностью только в ситуациях с неблаговидными поступками, а если делать что -то хорошее, то этот закон не всегда работает. Как бы то ни было, для себя я решил, что приносить людям пользу и помогать нуждающимся в помощи мне нравится. Вскоре произошел случай, изменивший мое отношение к милостыне.

Я ехал в трамвае домой, и на очередной остановке в вагон вошла молодая женщина с ребенком, которому на вид было девять или десять лет. Когда двери закрылись и трамвай тронулся, женщина громко попросила о финансовой помощи. Она рассказала, что ехала с сыном в поезде дальнего следования, и ее мальчик случайно упал с верхней полки и сломал ногу. Пришлось сойти с поезда в нашем городе, где сын проходил лечение в больнице. За время, пока ребенок лежал в больнице с переломом, закончились все средства, и она просила помочь на покупку билетов на поезд до дома. Потом она прошла по вагону, собирая пожертвования. Повинуясь импульсу желания помочь людям, оказавшимся в такой трудной ситуации, я выгреб из карманов все имевшиеся у меня деньги ( тогда у меня оказалось с собой двадцать семь

рублей) и отдал их женщине. Женщина сказала «спасибо» и взяла деньги. Мне показалось, что она как-то равнодушно взяла деньги, что за внешней доброжелательностью и словами благодарности не было искренней признательности, как будто она не просила о помощи, а выполняла какую-то скучную и однообразную работу. Когда я отдавал этой женщине свои деньги, я искренне хотел помочь ей и ребенку, и на этот раз деньги опять мне вернулись. Я нашел на улице пятидесятирублевую купюру.

Мои интуитивные ощущения подтвердились спустя ровно год после этого случая. Когда я опять возвращался домой на трамвае, в вагон вошла та же женщина, с тем же ребенком, на той же остановке и рассказала ту же самую историю со сломанной ногой. Мне стало неприятно даже смотреть в ее сторону. Взрослая работоспособная женщина использовала ребенка для получения денег обманным путем, играя на самых лучших чувствах и побуждениях людей. Этот случай помог мне расставить точки над «и». Во-первых, я понял, что воздаяние происходит по намерениям. Если я ждал возврата денег от своих пожертвований, то ничего не происходило, но стоило мне искренне помочь человеку, как непременно в скором времени все возвращалось с лихвой. Во-вторых, я узнал, что не все люди, просящие о помощи, действительно нуждаются в этой помощи. Как оказалось, большинство так называемых нищих просто использует окружающих людей, играя на их благородных чувствах и порывах. Конечно, люди, подающие милостыню, ничего не теряют от этого, так как если это было искреннее желание помочь, то затраты восполнялись с избытком. Но те, кто обманывает, сами убивают в себе все человеческое, благородное и духовное, обрекая тем самым себя на бессмысленное, бесцельное существование, заканчивая свой путь очень плачевно. С тех пор я стал очень избирательно подходить именно к финансовой помощи незнакомым людям, убеждаясь предварительно, что эта помощь действительно жизненная необходимость, а не способ нажиться на дармовщину.

Каждому человеку дается свой способ, каким он станет зарабатывать себе на жизнь, который, как правило, формируется в процессе воспитания и часто повторяет путь родителей. Сами родители стараются помочь освоить свою профессию, если, конечно, она их самих устраивает. Передача профессии из поколения в поколение, как любят сейчас говорить, заложена в живых существах генетически, то есть, выражаясь другим языком, этот процесс заложен и управляется высшим коллективным сознанием – Богом. Конечно, у животных нет профессий,

но они также обучают свое потомство добывать себе пищу, выживать. Например, у волков, когда щенки достигают определенного возраста, взрослые особи выводят молодых волчат на охоту, где учат правильно нападать и убивать свою жертву. Опытные фермеры знают, что это единственный период, когда волки, нападая на стадо, «режут» овец гораздо больше, чем это необходимо им для пропитания, просто так они тренируются и осваивают способы быстрого и наименее болезненного убийства своих жертв.

Иногда случается, что дети не шли по стопам родителей, осваивая их ремесло, когда чувствовали, что этот путь не раскроет все задатки их личности. Удивительным и показательным примером такого развития событий является судьба Михаила Васильевича Ломоносова, который, повинуясь непреодолимой тяге к знаниям, рожденной духовным огнем, вопреки воле своего отца, супротив существовавших в те времена законов, будучи беглым крепостным с поддельными документами, сумел преодолеть огромные расстояния и поступить в учебное заведение, а позднее продолжить обучение за границей и, вернувшись на Родину, заложить фундамент множества дисциплин в отечественной науке.

В современном мире обмен информацией, знаниями происходит с огромной скоростью, препятствий для поступления в учебные заведения намного меньше, чем было в старину, поэтому дети все чаще идут не по стопам своих родителей. Я выбирал высшее учебное заведение, абсолютно не задумываясь о том, сколько в будущем стану зарабатывать. Поэтому по окончании вуза в силу определенных объективных причин пошел по предложенной дороге, выбрав профессию в государственной организации. Несмотря на то что работа оказалась необычайно интересной, каким-то внутренним чутьем я понимал, что моя судьба пойдет иным путем. И действительно, через два года девять месяцев восемь дней жизненные обстоятельства сложились таким образом, что я уволился и остался на вольных хлебах. Вопрос, который не покидал теперь меня ни днем, ни ночью: «Как добыть деньги на хлеб насущный?»

Надо сказать, что рос я в обществе, где ходили такие выражения, как «в нашей стране честным путем не заработаешь», а украсть, обмануть, разжиться мошенническим путем, ограбить и даже убить ради денег было в порядке вещей. Причем каждый, кто так поступал, оправдывал себя тем, что «все так делают , в нашей стране по- другому невозможно ». Самое забавное, что тот, кто всех громогласнее и сильнее возмущался чьей-то нечестной и незаконной добычей денег (как

правило, взятками и воровством), тот впоследствии, когда подворачивался соответствующий случай, обязательно им пользовался.

Я хорошо запомнил дискуссию, в которую вступил с приятелем из своего двора. Он так рьяно и агрессивно осуждал чиновников, которые берут взятки и воруют, что даже предлагал расстреливать их на месте преступления. Однако на мой вопрос, если бы он сам оказался на месте этих чиновников, как бы тогда поступал, мой приятель невозмутимо ответил, что точно так же, но не попадался бы. Спустя годы он стал судебным приставом по особо важным делам и организовал преступную группу. Суть схемы была такова, что он описывал чье-то имущество, оценщик, находившийся в сговоре с ним, назначал заведомо многократно более низкую цену, а скупщик, третий член их группы, скупал по этой стоимости вещи и перепродавал их по рыночной цене. Полученный барыш делили на троих. Естественно, в конечном итоге их поймали и осудили. Отделался мой приятель тогда условным сроком. С другими же искателями «легких путей» нажиться, которых я знал, судьба обошлась гораздо более сурово: кто-то получил серьезный срок, а кого-то убили такие же преступники.

Таким образом, с одной стороны, я был буквально пропитан мнением, что честно не прожить, и видел этому множество подтверждений, а с другой точно так же видел в действии закон воздаяния.Более того,так как меня окружали люди,которыеединственным способом заработка видели исключительно преступные пути, мне судьба также постоянно подкидывала многочисленные способы нажиться нечестным путем. Это были варианты от банальных краж в компаниях, где я работал, и различных хитроумных мошеннических финансовых схем до предложений от криминальных кругов синтезировать яды и наркотики, выращивать коноплю в шкафу и так далее. И если от связей с откровенным криминалом я категорически отказывался, то мошенничество и способы «стырить», как запретный плод, невольно занимали часть моего сознания.

Конечно, глубокое осознание закона воздаяния оказывало останавливающее действие от того, чтобы встать на «скользкую дорожку», но основной причиной была моя совесть: я просто не мог обмануть людей, доверие которых заслужил. Некоторое время у меня было своего рода хобби – придумывать способы незаконно и недобросовестно разжиться деньгами, которые так и оставались плодом моего нездорового тогда воображения. Помимо своих «придумок», я коллекционировал чужие схемы краж с предприятий, отмывания государственных бюджетных денег и прочих финансовых махинаций. В

какой-то момент я понял, что если не изменю свое мышление, то рано или поздно встану на преступный путь. А я видел своими глазами, чем заканчиваются такие пути.

Начинается у всех с малого. Наступает момент, когда человек испытывает сильную нужду. В этот момент он становится крайне уязвимым для своего «эго», которое начинает рассуждать и убеждать, что ему деньги сейчас нужнее, чем другому, и провоцирует тем самым украсть; или что государство обмануть не грех, а даже признак удальства и сообразительности, и заставляет брать, или дать взятку или «отмыть» выделенные государством на какие-либо нужды средства. «Эго», как постоянный спутник человека, точно знает, что нужно сказать, по какому руслу пустить мысли, например, найти утешение в том, что так «все поступают» или поступили бы на его месте. А так как человек ассоциирует себя с голосом своего «эго», то искренне считает, что это действительно его собственные мысли.

Может возникнуть ситуация, когда продавец даст сдачу больше положенного по ошибке, а «эго» подскажет, мол, возьми, будет в следующий раз внимательнее, это судьба так распорядилась и тому подобное. Или чья- то чужая вещь будет лежать без присмотра, а «эго» скажет, что нечего разбрасывать, нужно следить за вещами, а «лохов надо наказывать». Или к платному стоматологу придет пациент, а «эго» даст совет: «Рассверли и запломбируй помимо больного зуба еще пару-тройку здоровых, все равно пациент не узнает, а догадается, так не докажет, а мне деньги сейчас необходимы». А один раз человек, поддавшись таким советам своего «эго», попадает словно в лабиринт, где встречается на пути еще один соблазн, но более серьезный , а потом еще и еще, а потом человек уже не видит честных и законных способов заработать,потому что его сознание уже фильтрует только преступныепути, выделяя их, подобно тому как ухо выделяет карканье вороны из общего гомона птиц в лесу и перестает слышать чудесные переливы певчих птиц . «Эго» всегда снимает с себя ответственность за содеянное, говоря, что тут нет чьей-то вины, что к этому поступку вынудили обстоятельства. «Эго» затягивает человека в трясину лжи и преступлений, из которой с каждым разом становится все труднее и труднее вырваться , а потом создается полная иллюзия, будто выйти на честный путь уже невозможно, и тогда сломленный человек пускается во все тяжкие, совершая порой самые жуткие и бесчеловечные преступления ради денег.

Осознав сначала, что причина моих трудностей в моем же мышлении, я, сперва усилием воли, стал отбрасывать все преступные и

нечестные пути. Сказать, что это было трудно, это не сказать ничего. Началась череда таких событий, что если бы они произошли не со мной, а с кем-то другим и были бы мне рассказаны, то я просто бы не поверил. Мне постоянно давали сдачу больше, чем нужно, так, несколько раз в общественном транспорте кондуктор, получив от меня десять рублей, давал сдачу словно с тысячи. Кассиры в магазинах отлучались, оставив при мне открытой кассу с крупной суммой денег. Знакомые предлагали осуществить финансовые махинации, которые однозначно остались бы безнаказанными, если бы не стали регулярными. Я раз за разом отбрасывал все эти варианты, зная , к чему это приведет, возвращая лишнюю сдачу и охраняя кассу до прихода кассира, чтобы никто не воспользовался этой возможностью.

Я стал интересоваться людьми, которые заработали крупное состояние честным и законным путем. Сначала я не мог найти ни одного такого человека даже среди знакомых моих знакомых. Первую историю

я узнал лишь спустя год или полтора. Потом узнал еще несколько таких историй, а потом среди моих знакомых стали появляться такие люди, которые честным и законным безупречным трудом, работой своего интеллекта начинали свое дело, организовывали компании и развивали их, обеспечивая рост своего финансового состояния. Но главный вопрос, который я себе задавал, («Как заработать состояние или хотя бы обеспечить себя стабильным доходом?»), оставался без ответа. Истории успешных людей, которые я узнавал, фиксировали мое внимание на уже занятые ниши, таким образом, я понимал, что без крупного стартового капитала и опыта в нужной области у меня нет никаких шансов конкурировать с уже существующими компаниями.

Я уже не помню, в какой именно момент у меня словно пелена с глаз упала. Я понял, что причина моих неудач в поисках ответа лежит в неправильной формулировке вопроса. Нужно было искать ответ не на вопрос, как заработать деньги или состояние, а на вопрос, что я могу предложить людям, компаниям, работодателю, за что они были бы готовы заплатить мне деньги, какую пользу я мог бы им принести? И если первый вопрос постоянно заводил меня в тупик, то второй открывал поистине бескрайнее поле для деятельности. И ведь действительно, например, можно долго ломать голову, как продать эскимосам холодильники и терпеть в этом неудачу, но стоило бы обратить внимание на реальные нужды и потребности тех же эскимосов (снегоходы, арктические палатки), и дело пошло бы само собой.

Я заметил, что все руководители более или менее крупных успешных компаний начинали с самых низов, стараясь постепенно

понять, как работает вся организация в целом, они продвигались все выше и выше в руководящих должностях, таким образом, такие руководители были, что называется, до мозга костей практиками, ощущая работу своей компании как свое собственное тело и таким образом чутко реагируя на малейшие изменения в своей фирме и деловом мире.

Другим типом успешных людей, помимо руководителей, являются изобретатели, которые,

Наши рекомендации